Охрана детства занимает сегодня приоритетное направление в политике Республики Казахстан, поскольку именно оно определяет будущее государства, его жизнеспособность и перспективность. По официальным данным, с 90-х годов в республике наблюдался серьезный спад рождаемости. Население сократилось с 16,5 миллиона до 14,9 миллиона человек. И лишь в середине 2000 годов демографическая ситуация начала стабилизироваться. В связи с этим президент страны Нурсултан Назарбаев отметил, в числе важнейших задач создание всех необходимых условий для увеличения численности населения страны к 2020 году на 10 процентов. Социально-обеспечительное законодательство, при этом, призвано сыграть основную роль, поскольку именно оно определяет комплекс гарантий по защите материнства и детства.
Находясь в тесной взаимозависимости от экономических, демографических процессов, данный законодательный блок предопределяет течение и результативность демографического процесса. Вероятно, этим можно объяснить тот факт, что на местном национальном уровне, по аналогии с международным правом, данная группа населения приобретает особый статус. Так, например, в Мангистауской области 2011 год объявлен годом охраны материнства и детства. В рамках данного заявления разработан и соответствующий план развития области, ориентированный на воплощение в жизнь системы защиты детей.
В системе статусного положения, дети относятся к категории нетрудоспособных граждан. Однако, в зависимости от отраслевой принадлежности, правосубъектность детей различна и зависит от определенных возрастных пределов. Так, международное право относит к правовой категории «дети» лиц моложе 18 лет. В качестве примера можно привести Белую книгу, принятую Европейским Сообществом в июле 1994 года и названную Европейской социальной политикой. Однако дети подразделяются на группы: молодежь, подросток, ребенок. Классификация строится по убывающей прогрессии и варьируется, соответственно, от 18 лет до 15.
В настоящее время предпринимается попытка на международном уровне установит единые стандарты для выработки концепции детства, но разность приоритетов в области квалификационных характеристик (биологическая, социальная, географическая,и.т.д.), не позволяет довести данное мероприятие до логического завершение.
Неоднозначна и научная трактовка. Так, например, Караваев В. В., выдвинул свою теорию детской правосубъектности, через призму права социального обеспечения. Он писал: «если социальное обеспечение - это обеспечение лиц, потерявших трудоспособность, то вопрос о его распространении на малолетних является спорным. Дети не утрачивают трудоспособность, поскольку еще не приобрели ее. Они не могут работать (а, следовательно, и потерять заработок) не только в соответствии с возрастом, но и в соответствии с законом», поэтому они имеют особую нетрудоспособность и ни они, ни институт возмещения ущерба в случае утраты нетрудоспособности не принадлежат к праву социального обеспечения. В настоящее время в Казахстане широко представлен перечень получения денежного содержания детьми, не зависимо от их возраста, в том числе и получение ими заработной платы. Это может быть оплата рекламных роликов с участием малолетних детей, участие детей в оплачиваемых социально - культурных, творческих проектах, выполнение детьми оплачиваемых мелких разовых работ и др. В данном случае они нетрудоспособны именно в силу возрастных критериев, и ни при каких условиях не могут выпадать из общего классификатора. Таким образом, как мы полагаем, детская правосубъектность отличается тем, что, будучи нетрудоспособными, они могут приобретать дееспособность, даже в рамках регламентации их трудовой деятельности. Анализ норм международного права и права национального показывает, что категории «ребенок» и «детство» часто трактуются по различным критериям.
Особый статус детства прописывается фактически во всех основных международных декларативных и правоустанавливающих документах в области основных прав и свобод человека. Что же касается социального обеспечения, то по международным стандартам его уровень должен быть одинаковым для всех детей, не зависимо от того, родились они в браке или вне его. Основным международным правовым документом в области правового регулирования статуса детей следует считать Конвенцию о правах ребенка, принятую в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. и ратифицированную постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 г. В первой статье она устанавливает, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. но учитывая, что в рамках международного права, часто в качестве трудовой деятельности называется участие в военных действиях, конфликтах, данный документ устанавливает необходимость принятия всех возможных мер для обеспечения не принятия прямого участия в военных действиях лиц, не достигших 15-летнего возраста, необходимость избежания от призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, следует отдавать предпочтение лицам более старшего возраста.
Следует отметить, что в рамках права социального обеспечения к категории дети могут быть также отнесены граждане более зрелого возраста. Так, например, в Законе Республики Казахстан от 16 июня 1997 года «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан». в ст. 13, определено, что пособия по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам устанавливает детям (в том числе усыновленным, пасынкам и падчерицам), братьям, сестры и внуки, не достигшие восемнадцати лет и старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения восемнадцати лет, при этом братья, сестры и внуки при условии, если они не имеют трудоспособных родителей, пасынки и падчерицы - если они не получали алиментов от родителей. Несовершеннолетние, имеющие право на пособие по случаю потери кормильца, сохраняют это право также и при их усыновлении. Обучающиеся граждане старше восемнадцати лет имеют право на пособие по случаю потери кормильца до окончания учебного заведения очной формы в системе общего среднего, технического и профессионального, после среднего образования, в системе высшего образования в пределах, не превышающих двадцатитрехлетнего возраста. Таким образом, право на пособие имеют также идети до 23 лет,обучающиеся по очной форме. Следовательно, когда речь идет о социальном обеспечении, к категории «дети» могут приравниваться по статусу и взрослые граждане, в силу особых обстоятельств, таких, как инвалидность, уход за малолетними детьми, потеря кормильца, наделяемые тем же набором социальных гарантий. Это объясняется их особой охраной, защитной.
Уровень сегодняшнего законодательства позволяет констатировать, что в области социальной защиты детства проделана большая работа. Пересмотрены и введены пособия, отмененные в середине девяностых годов, при этом, их сущностных характеристики и политико-правовая природа пересмотрены значительным образом. Происходит постоянный, хотя и не значительный рост их размеров.
Предпринимаются попытки исправить недочеты, допущенные ранее в социальном законодательстве. Так, например, в соответствии с пенсионным законодательством женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, не имели возможности производить обязательные отчисления в накопительные пенсионные форды. Сегодня это возможно делать в рамках обязательного социального страхования по беременности, родам и материнству. Пенсионные накопления будут производится им в период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком до одного года, за счет средств Государственного фонда социального страхования. Данный процесс осуществляется путем перераспределения социального налога.
Социальная выплата на случай беременности и родов назначается лишь участнице системы обязательного социального страхования со дня отпуска по беременности и родам, указанного в листке нетрудоспособности, за все календарные дни отпуска по беременности и родам. Женщины, не охваченные системой обязательного социального страхования, не могут претендовать на получение данных социальных выплат. К сожалению, законодательство о социальном страховании, как мы полагаем, имеет несколько несовершенных моментов. Один из них касается статусного положения женщины, представляющей документы на получение пособия. В Законе Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» указывается на то, что выплаты назначаются работающим женщинам, охваченным системой социального страхования по представлении соответствующих документов. Таким образом, женщины, добросовестно производившие социальные отчисления в полном объеме, но не работающие на момент подачи заявления, лишаются права на данные выплатные суммы. В данную группу попадают, прежде всего, многочисленные лица, занимающиеся индивидуальным предпринимательством. Объясняется это особенностями казахстанского налогового законодательства. Налоговым Кодексом страны предусматривает особый порядок представления отчетов и выплаты соответствующих налоговых сумм индивидуальными предпринимателями. В случае сдачи налоговых деклараций без получения дохода более трех раз подряд, к налогоплательщикам могут быть применены меры административного взыскания. Женщины, индивидуальные предприниматели, работающие в рамках упрощенной процедуры представления налоговых деклараций, не имеющие прибыли, в связи с беременностью и родами, часто вынуждены прекращать индивидуальную деятельность до момента обращения за соответствующими социальными выплатами. Однако, на смотря на имеющиеся суммы обязательных отчислений, в назначении социальных выплат им будет отказано. Такой отказ ждет также женщин, уволившихся с работы на момент подачи заявления. В остальных случаях, им будет назначаться социальная выплата из Государственного фонда социального страхования в размере 40 процентов от дохода, с которого производились обязательные социальные отчисления. Следует отметить, что до 1 января 2008 г. женщинам назначались пособия - отпускные по беременности и родам, оплачиваемые работодателем за счет своих средств. Финансовая природа таких выплат носила иной характер и не вызывала сомнений. Следует отметить еще один момент, в случае своевременной недоуплаты сумм обязательных отчислений по социальному страхованию и их последующему возвраты, перерасчет пособия по беременности и родам не производится.
В 2005 г. был подписан Закон Республики Казахстан «О государственных пособиях семьям, имеющим детей». Данный законодательный акт представил перечень гарантированных пособий на детей. Среди них, государственное пособие по рождению и уходу за ребенком. При рождении ребенка родителям гарантируется получение такого пособия из республиканского бюджета в сумме 15 месячных расчетных показателей. В случае рождения двух и более детей, пособие увеличивается пропорционально их количеству. Право на данный вид пособия имеют также усыновившие, удочерившие детей граждане и семьи, взявшие опеку над детьми. С 1 января 2011 года размер единовременного государственного пособия на рождение первого, второго и третьего ребенка составляет 45 360 тенге, на рождение четвертого и более ребенка - 75 600 тенге.
Новый вид пособия, введенный данным законом, предусматривает выплаты по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года.
Законодательство предусматривает и иные меры, направленные на защиту детства. Однако для успешной реализации демографической политики, необходима ревизия действующих правовых норм, устранение коллизий и законодательных пробелов.