Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Работа с текстом как средство развития связной речи учащихся

В этой статье рассматривается анализ художественного произведения с целью развития речи учащихся на уроках русского языка в школах с  казахским языком обучения. Представлены фрагменты сочинений учащихся и анализ идейно- образной структуры текста «Город» Ю.Олеши. 

Текст как структурно-семантическое единство характеризуют связность и цельность. Связность текста может проявляться на уровне образных средств. Как отмечает Н.Д.Арутюнова, «цельность художественного текста нередко формируется его образным единством, создаваемым развитием одного образа, символически осмысленного и окрашивающего собой всѐ существование» [1,c.29].

Метафора в языке и речи предстает как многоаспектное явление. В языке она служит одним из способов формирования вторичных наименований, в речи метафора предстаѐт как средство художественной выразительности и образности.

Возможности изучения метафоры в методическом аспекте широки: в школе метафору  можно  изучать  как  способ  формирования  переносного  значения    слов; 

метафору также можно рассматривать как объект анализа в художественном тексте, т.к. именно в тексте художественного произведения проясняются окказиональные значения слов, не заданные языковой системой, а мотивированные контекстуальным окружением и авторским видением мира. Работа над словесно-художественным образом способствует развитию речи учащихся-билингвов. «Словесно- художественный образ, по образному замечанию М.В.Черкезовой, – это тот узел, в котором объединяются разные подходы лингвистов и литературоведов к изучению литературного произведения» [2,c.238].

Метафору на основе текста целесообразно изучать в 10-11 классах школ с казахским языком обучения, когда учащиеся ознакомились с темой «прямое и переносное значение слов», и изучена метафора, как троп и средство создания образности в курсе русской литературы.

Для изучения метафоры необходимо производить филологический анализ, который «помогает постичь взаимосвязь идеи и слова через посредство словесно- художественного образа, учит пониманию того, как в строе речи, эпитетах, сравнениях, метафорах, в особенностях синтаксиса, объединѐнных в единую словесно-художественную систему, выявляется мировоззрение писателя, его идеи, мысли» [2,c.238].

Мы предлагаем для анализа отрывок из романа-сказки  Ю.Олеши  «Три толстяка» (лексическая тема «Город»). Творчество этого писателя любимо детьми, а его произведения изобилуют метафорами. Анализ этого текста можно предварить небольшим рассказом о творчестве Ю.Олеши.

В рассматриваемом тексте на первый план выступает метафорический образ города. Образ яркий, ощутимый зрительно и осязательно, несущий огромный эстетический потенциал. Ю.Олеша не олицетворяет город, но многие элементы города предстают в виде одушевлѐнных существ (например, мосты представлены в виде железных кошек, цепь фонарей лежит, вода идѐт подобно человеку). Пейзаж города очень динамичен, это объясняется использованием писателем глагольных метафор. Глаголы, участвующие в образовании метафор в данном тексте, входят в лексико-семантическую группу глаголов движения.

Работа над таким текстом была организована в средних школах (далее СШ)  № 4, 81 г.Алматы и в СШ № 33 г. Актобе. Сначала производился лингвистический анализ, который предварил чтение текста, затем были проанализированы образные языковые средства и образная система. После анализа образной системы был оценѐн эстетический потенциал художественного текста.

Наиболее интересными видами работ по данному тексту являются, на наш взгляд, анализ образных языковых средств и оценка эстетического потенциала художественного текста.

Мы предлагаем ряд вопросов, помогающих проанализировать  образную систему текста.

Как вы понимаете предложение и его смысл: «Цепь фонарей бежала над ним (доктором) высоко в небе»?

Как вы думаете, почему именно глагол бежала употреблѐн писателем для характеристики фонарей?

Как вы думаете, почему автор сравнивает фонари с шарами, наполненными ослепительным кипящим молоком?

Почему Ю.Олеша употребил глаголы «сыпаться» и «петь», характеризуя мошкару, вместо привычных «кружиться» и «жужжать»?

В какое время суток описывается вода в каналах города?

В каком значении употреблѐн глагол «идти» в предложении «медленно и густо шла вода»? 

«Город тонул, уплывал» – как вы понимаете смысл метафоры?

Какой зрительный образ возникает в вашем сознании, когда вы слышите метафору «город растворялся нежными золотистыми пятнами»?

Мосты писатель сравнивает с железными кошками, а вы с чем можете сравнить мост?

Ученики могут дать оценку тексту, с этой целью предлагаются следующие вопросы, ответы на которые нужно записать в тетради:

  • Что нового вы узнали из текста?
  • Какая информация, почерпнутая из текста, наиболее заинтересовала вас?

Почему?

  • Что нового вам хотелось бы ещѐ узнать?

После проведения урока по лексической теме «Город» учащимся было дано задание написать мини-сочинение «Мой любимый город». Текст о городе Ю.Олеши послужил базой для создания собственных индивидуально-авторских метафор. Приведѐм примеры некоторых сочинений учащихся с целью анализа образных изобразительных средств в тексте:

Так, ученик СШ № 81 пишет: «В своѐм любимом городе больше всего я люблю время, когда солнце прячется за гору, небо покрывается серебряными камнями, а луна сияет, впитывая в себя весь блеск серебра. Деревья тихо перешептываются между собой.

Безумные огоньки бегают по всему городу, на минуту освещая памятники великим людям и событиям. Я люблю также маленькие улочки, окружѐнные бесцветной зеленью, и великаны-памятники, которые упираются головами в небо, охраняют покой города.

С запада идѐт большая туча, извергая гром и молнию. Дует ветерок, поднимая в воздухе листья. Огоньки тускнеют. Сквозь воздух падают капли дождя, очищая город. Снова на небе сияет луна. Спи, мой город».

Ученик создал развѐрнутое описание ночного пейзажа очень динамичного, что достигается использованием в тексте большого количества глаголов, причастных и деепричастных оборотов. Весь текст сочинения изобилует образными тропами: глагольными и субстантивными метафорами и олицетворениями, эпитетами и метонимией.

Образная система текста включает в себя два концепта: природу и город.

Природа в тексте сочинения «олицетворена»: солнце, туча, деревья выполняют действия, свойственные людям (идут, говорят).

Луна – наиболее яркий зрительный образ: она сияет, впитывая серебро звѐзд, она –  символ ночной красоты.

К дождю у автора нет негативного отношения, наоборот, дождь выступает как очиститель загазованного городского воздуха.

Город в сочинении предстаѐт как синтез вечно двигающегося и неподвижного. Безумные огоньки, которые служат динамизации городского пейзажа, – с одной стороны, а также образ памятников-великанов, которые уподобляются древнегреческим силачам, державшим небесный свод на своих плечах, - с другой стороны.

Надо отметить, что ученика отличает позитивное восприятие окружающей действительности, открывая для себя в обыденных явлениях (в дожде, ночи) новую красоту, он изменяет отношение к ним, каждый раз по-новому смотрит на природу, удивляясь и восхищаясь ей.

Природа для этого ученика – источник вдохновения, радости, восхищения и любви.

Проведѐм анализ поэтических средств и образных выражений. 

Ученик описывает город в ночное время. Город олицетворѐн: он или спит или бодрствует: «спи, мой город».

Ученику удалось создать целостную картину ночного города. Вначале ученик описывает природу и пространство вокруг города, используя на редкость поэтичные метафоры и эпитеты. Одно из красивейших явлений природы – закат ученик описывает, прибегая к помощи глагольной метафоры – олицетворения «солнце прячется за город». Звѐзды автор сравнивает с «серебряными камнями», блеск которых впитывает луна. Шелест листвы на деревьях у создателя текста ассоциируется с тихим шепотом, причѐм деревья «общаются» между собой.

Мы произвели анализ одного абзаца, который по насыщенности образными средствами   не   уступит   целому  произведению:   Глагольные   метафоры   в абзаце:

«солнце  прячется  за  гору»,  «луна  сияет,  впитывая  в  себя  весь  блеск    серебра»,

«деревья тихо перешептываются между собой»; эпитеты: «серебряные камни» (цветовой эпитет-сравнение); метонимия: «серебро» (т.е. серебряные камни или звѐзды); метафора-перифраз: «блеск серебра».

Затем ученик приступает непосредственно к описанию самого города: огни города представлены как «безумные огоньки», которые «бегают». Памятники автор описывает в виде великанов, упирающихся головами в небо и охраняющих покой города – в этой метафоре налицо влияние древнегреческих мифов.

Интересным,   на   наш   взгляд,   показался   колоративный    эпитет-оксюморон

«бесцветная зелень», окказиональный характер которого может объяснить сам автор: зелень бесцветная оттого, что выгорела или же цвет листвы не различим ночью, потому она и бесцветна.

Глагольные метафоры во втором абзаце: «безумные огоньки бегают по всему городу», «великаны – памятники ¼упираются головами в небо и охраняют покой города»; колоративный эпитет-оксюморон: «бесцветная зелень».

После описания города ученик возвращается к изображению природы при помощи глагольных метафор: «туча идѐт», «дует ветерок, поднимая в воздухе листья»,  «падают капли дождя, очищая город».

В вышерассмотренном сочинении описывается скорее всего Алматы, однако это описание любого города, находящегося у подножия гор.

В сочинении ученика СШ № 81 описываются достопримечательности города Алматы. Сочинение написано по аналогии с рекламными и туристическими проспектами города, однако помимо информации, непосредственно касающихся районов города, в этом сочинении есть образные зарисовки: «Мой любимый город – Алматы. Это город, в котором я родился. Он окружѐн высокими, голубыми горами – Алатау. Длинные и широкие улицы рассекают весь город. Даже на окраине города можно увидеть, как задевает небо высокая телевышка – Коктюбе».

Нам показалось занимательным употребление глагола «рассекают»  в сочетании с существительным «улицы». Такая окказиональная метафора «улицы рассекают город» свидетельствует о своеобразном подходе к речетворчеству и выявляет особенности образного мышления ученика.

Глагольная метафора «задевает небо высокая телевышка» в своей семантике содержит оценочное значение, как если бы: «вышка настолько высокая, что задевает небо».

Ученица СШ № 4 пишет: «Я родилась в Иссыке, а живу в посѐлке  неподалѐку от Иссыка. Природа в этом посѐлке очень простая: золотистая рожь, зелѐные виноградники и кукурузные поля. Всѐ это кажется простым, но на самом деле всѐ это прекрасно! Как шелестит рожь, как собрались в цепь виноградники, как головку повесила кукуруза». 

Ученица непосредственно восхищается простой красотой родного края, образ которого предстаѐт перед нами во всех ярких красках. Образность повествования достигается за счѐт использования эпитета «золотистая» рожь, глагольных метафор:

«собрались в цепь виноградники» и «головку повесила кукуруза». Виноградная лоза образует длинную цепь, о чѐм образно поведала нам автор, а кукуруза персонифицируется, поэтому она повесила не початки, а головку.

Ученица СШ № 33 описывает турецкий город Анталию, который она посетила, вначале говорит о стране: «Турция – это одна из стран, где светит необычайно яркое, ласковое солнце. На протяжении всей истории цивилизации люди выражали свою любовь к солнцу различными символами. Бытует мнение, что это страна матери солнца. Здесь встретишь золотые пляжи, нежные ветры, приветливых дельфинов, дружелюбных чаек».

В тексте сочинения встречаются метафоры: «страна матери солнца» (т.е. страна, где рождается солнце); эпитеты: «золотые пляжи», «нежные ветры». Эти образные средства призваны для того, чтобы показать экзотику, а вместе с ней и теплоту страны. Ключевые слова текста: солнце, золотые пляжи, нежные, приветливые, дружелюбные, яркое, ласковое солнце создают положительный эмоциональный фон и создают в нашем сознании образ яркой, тѐплой и приветливой страны.

Такие сочинения, в которых образно и красочно описываются города, служат подтверждением того, что необходима работа над образными средствами (метафорами при изучении русского языка).

В сочинениях учащихся отражено их образное представление о мире. Они не только описывают события, констатируют факты, а пытаются взглянуть на общеизвестные вещи и явления с новой стороны. И при новом взгляде на эти явления учащиеся выражают свою оценку описываемого, привносят новые образы и тропы в сокровищницу поэтики языка.

Конечно же, не все сочинения учащихся так насыщены образами и метафорами, однако надо отметить, что почти все ученики склонны олицетворять город. Он предстаѐт в их изображении в виде человека, который «цветѐт», может быть юным, старым, может переносить трудности и тяготы, может быть великим и могущественным, ласковым. И главная характерная черта, описываемая в большинстве работ учеников, – это то, что город живѐт.

Помимо анализа образной структуры текстов, в сочинении мы выделили ещѐ один результат работы над образным текстом. Текст «Город» наполнен информацией лингвострановедческого характера. На наш взгляд, именно эта информация побудила многих девушек – учениц, мечтающих о столицах моды и красоты – Париже и Венеции, обратиться за дополнительными знаниями об этих городах в тексты других произведений (стихотворения, энциклопедии) с целью создания наиболее полного, яркого  и образного городского пейзажа.

Так, ученица СШ 81 в качестве эпиграфа к своему стихотворению приводит отрывок из стихотворения А.Ахматовой «Венеция»:

Золотая голубятня у воды Ласковой и млеюще зелѐной. Заметает ветерок солѐный Чѐрных лодок узкие следы.

Ученица приводит много сведений о расположении города, о  его составляющих, о городских каналах, подчѐркивает уникальность города-музея под открытым небом.

Ученица  СШ  № 33,  описывая свой  любимый  город  Париж, сравнивает  его с «ароматом    духов»,     детально     рассматривает     достопримечательности   города, восхищается его красотой. Она пишет: «Я считаю, что это самый красивый город в мире. Там все великолепия мира. Этот город можно сравнить с ароматом духов. Он полон   радости   жизни,   неожиданностей».   Концепт   «город»   включает   в     себя

«красоту», «великолепия», «аромат духов», «радость жизни», «неожиданности». Город у этой ученицы – живой организм с сердцем.

Обе ученицы пишут, что мечтают посетить города своей мечты.

Для нас особо отрадным является тот факт, что текст «Город» Ю.Олеши подтолкнул не только к поиску новых сведений о городах, но и к созданию индивидуально-авторских образных средств.

Образная структура текстов сочинений многих учащихся настолько богата и обширна, что помимо создания глагольной метафоры, которая изучалась на уроке, учащимися была предпринята попытка речетворчества индивидуальной метафоры- перифраза, олицетворения, цветовых эпитетов и даже оксюморонов.

Возможности текста как средства формирования лингвистической компетенции учащихся велики: изучение метафор на основе художественных текстов позволяет развивать речь, навыки анализа как логической операции, образное мышление учащихся, вывести их на речетворческий уровень, помогает глубже постичь смысл слов, их дополнительные оттенки, которые реализуются в контексте, углубить знание неродного языка.

Написание сочинений как вид работы по развитию связной  речи ставит учеников в роль писателей и позволяет раскрывать всѐ образное богатство их мышления. Работа над созданием метафор позволяет уйти от стереотипности мышления, от употребления в речи учащихся клишированных словосочетаний, даѐт возможность ярко и оригинально выразить ученикам своѐ «я», что, конечно, формирует неповторимую личность каждого учащегося.

 

Список литературы: 

  1. Арутюнова, Н.Д. К проблеме связности прозаического текста/Н.Д. Арутюнова //Памяти академика В.В. Виноградова: сб. статей. -  М.:  Изд- во Моск. ун-та, 1971.-231 с.
  1. Черкезова, М. В. Единство лингвистического и литературоведческого подхода к анализу художественного произведения /М.В.Черкезова // Русский язык и литература в общении народов мира: проблемы функционирования и преподавания. - М.: Русский язык, 1990.- С. 236 –

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.