Цель исследования – изучить зарубежный опыт интеграции инновационного образования и бизнеса для экономического развития страны.
Методология – опыт зарубежных стран, интеграция инновационного образования и бизнеса для экономического развития страны.
Оригинальность/ценность – в мировой практике существует множество факторов, связывающих высшее образование и экономический рост. Обзор международных исследований свидетельствует о том, что существует тесная взаимосвязь между уровнем высшего образования и науки, производительностью и экономическим ростом страны в целом. Исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования, поскольку более образованные экономики являются более устойчивыми. В странах, инвестирующих в образование, лучше показатели роста экономики.
Выводы – развитие инновационного образования невозможно без интеграции и международного сотрудничества, тем более в условиях постоянно изменяющегося рынка и всевозрастающих его требований к квалификации специалистов. Применение зарубежного опыта инновационного образования в форме интеграции обучения, науки и производства станет основным фактором повышения конкурентоспособности Казахстана и его экономического роста.
В послевоенный период высшее образование в Европе из специфической услуги для элиты превратилось в необходимую составляющую экономической инфраструктуры и стало массовым. Если в 40–50-е годы лишь 15% лиц студенческого возраста учились в университетах, то к началу 2000 г. их доля превысила 40% [1]. Широкий размах приобрел феномен обучения в университетах взрослых.
Одновременно возникали споры вокруг интерпретации качества предоставляемых услуг, выявлялось разнообразие уровней их способностей, подготовки, интересов и т. п., что поставило дилемму либо стандартизировать и унифицировать высшее образование, либо признать широкое разнообразие предоставляемых им знаний, компетенций и навыков.
В результате на смену единообразной институциональной модели высшего образования стали появляться различные типы его структур, рассчитанные на широкий и неоднородный контингент учащихся.
Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.
В Европе государство активно помогает инновационному бизнесу через сферу образования, подготовку профессиональных кадров и формирование управленческих консультативных служб путем увеличения мобильности рабочей силы, создания научно-технической инфраструктуры. В последние годы страны Западной Европы столкнулись с острой проблемой нехватки собственных кадров в области информационной технологии [2].
Зарубежные страны отмечают большую роль научно-исследовательских центров и университетов в их инновационном развитии. Вклад вузов в развитие экономики стран рассматривается в следующих направлениях:
- в большинстве стран вузы являются основной базой для проведения фундаментальных научных исследований, создавая условия для технологического, социально-экономического развития;
- в вузах проводятся исследования прикладной направленности, а для их промышленной реализации создаются промежуточные структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы);
- вузовские исследования являются важной частью процесса подготовки научных кадров, накопления научно-педагогического потенциала страны;
- университет часто становится «полюсом притяжения» предприятий из наукоемких отраслей (Лёвен – Бельгия, Кембридж– Великобритания, Стэнфорт– США) [3].
Все это подтверждает значимость вузов как фактора развития страны на инновационной основе. Особенность инновационной политики зарубежных стран заключается в ее четкой направленности на стимулирование научно-исследовательской и технологической кооперации. При этом государство часто играет роль посредника между научно-исследовательскими организациями, университетами и фирмами. Создаются различные структуры: центры по кооперации университетов и промышленности, междисциплинарные центры, инновационные центры по передаче новых технологий малому и среднему бизнесу, центры коммерческой реализации изобретений [4].
В целом по уровню развития инновационных связей между различными компаниями и вузами страны мира ранжируются следующим образом (таблица 2).
Таблица 2 – Ранжирование стран по уровню развития интеграции компаний и вузов и межфирменного сотрудничества
К общей тенденции инновационного образования зарубежных стран относится кластерный подход к его формированию. Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний. Большинство европейских стран приступило к развитию кластерных программ в середине девяностых годов. Постепенно к этому процессу стали подключаться другие страны, такие как Новая Зеландия, Португалия, Китай, Индия, Пакистан, Бразилия и др. Россия приступила к формированию программ развития кластерных исследований, ориентированных на рынок в 2000 г. Республика Казахстан применила кластерный подход также в начале 2000-х годов.
В странах ЕС приоритетными задачами являются развитие наукоемких производств и инновационное расширение сферы услуг. В связи с этим в ЕС разработана специальная программа RITTS (Regional Innovationand Technology Transfer Strategies and Infrastructures Рroject) – программа развития региональных стратегий и инфраструктур трансферта технологий и инновационной деятельности, охватывающая 21 регион. Проекты финансируются из бюджета Инновационной программы и относятся к конкретному региону, учитывают только его нужды [5].
В условиях глобализации способность стран внедрять в промышленное производство инновационные разработки считается одним из главных факторов их конкурентоспособности.
В мировой практике наиболее распространенными формами инновационного образования в настоящее время выступают: студенческая мобильность, мобильность ППС, транснационализация образования.
Мобильность студентов предполагает выезд определенного числа студентов для обучения за границу. Большинство европейских стран уже многие годы обеспечивают постоянный приток студентов из других стран. В частности, значительная часть студентов из стран Латинской Америки стремится получить диплом в университетах США и Канады. За последние 40 лет темпы увеличения этих потоков студентов превысили темпы распространения самого высшего образования. По данным ЮНЕСКО уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300% [6].
Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Наиболее известные европейские программы – «Эразмус», а с 1995г. – «Сократ». Программа «Эразмус» (начатая в 1987, чтобы способствовать созданию общего рынка в Европе) и сопряженные с ней схемы мобильности «Комет», «Лингва» и др. ставили целью создание европейской модели высшего образования.
Зарубежные вузы, стремясь увеличить предложение своих программ, активно продвигают их на рынках других стран. Они открывают свои филиалы и зарубежные кампусы, заключают договоры о сотрудничестве с местными вузами, используют дистанционные технологии обучения и т.п.
Международная мобильность профессорско-преподавательского состава обусловлена исследованиями и научной работой. В данный процесс в основном вовлечены страны с высоким уровнем научной иммиграции для расширения системы высшего образования (например, как это было в Гонконге), а также страны с низким уровнем интернационализации ППС. На сегодня США и Великобритания являются крупнейшими экспортерами научных трудовых ресурсов, и одновременно кафедры их вузов очень привлекательны для зарубежных специалистов.
В настоящее время европейские вузы объединяются и для поощрения мобильности аспирантов, в результате чего была создана сеть школ бизнеса, предлагающих докторские программы (European Doctoral Education Network EDEN). Эта система функционирует в рамках Европейского института исследований в области менеджмента (European Institute of Advanced Studies in Management), созданного в 1972 г. как содружество ведущих исследователей в области менеджмента (включая также такие области, как учет, финансы, управление персоналом, экономика, информационные системы в бизнесе, международный бизнес, маркетинг, управление операциями, стратегический менеджмент и т.д.) [7].
Сегодня зарубежные вузы, как уже говорилось выше, пытаются совместить набор иностранных студентов с расширением своих отделений и филиалов, полностью подчиняющихся основному вузу. Например, голландский институт гостиничного менеджмента из Леувардена создал целую сеть своих программ, названную им «глобальный кампус». Практически без изменений программы этого вуза предлагаются в Катаре, Индонезии, Арубе и других странах [8].
Более глубокое взаимодействие между учебными заведениями предполагается при заключении ими различных соглашений о введении согласованных образовательных программ. «Глобальный альянс транснационального образования» (GATE) международное объединение, включающее бизнес-организации, высшие учебные заведения и правительственные структуры, которые занимаются вопросами обеспечения качества, аккредитации и сертификации вузовских программ, предлагаемых за пределами своей страны. Эта организация предусматривает несколько вариантов межвузовских соглашений:
- франчайзинг: зарубежный вуз выдает местному вузу разрешение использовать свои образовательные программы и выдавать свои дипломы на взаимно согласованных условиях;
- программы-близнецы: такие договоры между высшими учебными заведениями разных стран заключаются для предложения совместных программы обучения;
- взаимное признание программ: студенты зачисляются на программы вуза другой страны, и все получаемые ими оценки признаются действительными в их родном учебном заведении.
Интересным примером такого признания является система Двойного диплома среди европейских вузов, предлагающих бакалаврские программы по международному бизнесу и деловому администрированию. Эта система включает вузы Франции, Германии, Нидерландов, Великобритании, Испании и России. В последнее время данного рода программы получили развитие и в Казахстане.
Сегодня инновационность в деятельности вузов Казахстана проявляется в способности не только преобразования нематериальных ресурсов в виде научных идей, научных методов, методологий, программных продуктов, изобретений или «ноу-хау» в материальные ресурсы в форме конструкций, материалов, технологий, рецептур, машин, оборудования, приборов и вовлечения их в товарно-хозяйственный оборот, но и в способности трансформации нематериальных ресурсов непосредственно в товар в виде продукции интеллектуальной собственности (патентов), способствуя ускорению вовлечения в экономику нововведений. Тем самым, к традиционным рынкам товаров и услуг добавляются рынки идей, патентов, нововведений.
Особое значение имеет обязательность привлечения студентов к реальным научным исследованиям и коммерциализации их результатов. Это решение одной из важнейших задач – подготовки инновационно ориентированного специалиста, способного учиться на протяжении всей жизни и обладающего навыками не только отыскивать и применять в трудовой деятельности знания, но и самостоятельно их получать и использовать с целью получения дохода, т. е. капитализировать [9].
Казахстан в настоящее время делает существенные попытки внедрения инновационного образования с целью обеспечения экономического развития страны.
Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сегодня имеется множество положительных моментов мирового опыта, возможного к применению в том числе и в Казахстане.
Развитие инновационного образования невозможно без интеграции и международного сотрудничества, тем более в условиях постоянно изменяющегося рынка и всевозрастающих его требований к квалификации специалистов. Применение зарубежного опыта инновационного образования в форме интеграции обучения, науки и производства станет основным фактором повышения конкурентоспособности Казахстана и его экономического роста.
Список литературы
- Морева Е. Л. Развитие университетов в Европе: два кризиса // Открытое образование. – 2011. – № 2. – С. 57-67.
- OECD Technology and Industry Outlook 2008 / OECD. – Paris: OECD Publishing, 2008.
- Иванов В. В. Петров Б. И., Плетнев К. И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. – М.: Сканрус, 2001. – 179 с.
- Телегина Н. А., Краковецкая И. В. Концептуальные основы зарубежного опыта влияния деятельности университетов на процесс инновационного развития регионов // Экономика. – – С. 150-155.
- Шелюбская Н. В. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы// Проблемы теории и практики управления. – 2001. – № – С. 15–22.
- Лунев А. П., Петрова И. Ю. Инновационное развитие регионов – зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы). – Астрахань: Астраханский университет, 2009. – 140 с.
- Сагинова О. В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности. – URL: http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/internatsionalizatsija-vysshego-obrazovanija-kakfaktor-konkurentosposobnosti/. (дата обращения: 10.2013)
- Van Baalen J., Moratis L. T. Management Education in the Network Economy. – Boston: Kluwer Academic Publishers, 2001.
- Колос Е. А. Развитие системы высшего образования в Казахстане: инновации, опыт и перспективы. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, – 207 с.