Особенности сохранения и развития самодеятельных форм этнического творчества этноменьшинств Украины 1990 – 2000-е годы

В статье на основе архивных, статистических материалов,  аналитических  наработок предшественников рассмотрены изменения в характере участия представителей этнических меньшинств в профессиональной культурно-художественной жизни независимого государства и на этой основе активизации этнической идентификации, гармонизации межэтнических отношений.

В историографии на основе специфического методологического инструментария проанализировано соответствие профессиональной культурной жизни – стратегическим целям – признание полиэтнического характера украинского общества, развитии социокультурной среды и духовного развития этносов Украины. Особое внимание уделено выяснению участию в развитии культурно-художественной жизни этнических меньшинств, органов государственной власти, национально-культурных  обществ. Подчеркнуто, что под эгидой национальных ассоциаций, союзов открывались новые художественно- творческие учреждения, развивались коллективы художников, актеров и др.

Кроме того, проанализированы ряд направлений деятельности различных профессиональных художественных  коллективов.  Исследуемые  проблемы  анализировались  с точки  зрения  их содействию достижению политического согласия и налаживания плодотворных контактов в сфере налаживания культурной жизни этносов Украины. 

В рассматриваемый период функционировала разветвленная сеть учреждений культуры, которая способствовала сохранению и развитию духовной культуры и традиций этнических групп Украины. Если в 1993 г., по данным Министерства культуры Украины, в стране уже действовало около 630 коллективов  и кружков художественной самодеятельности [1], то в 2010 г. культурно-художественные потребности этноменьшинств обеспечивали 2700 любительских театральных, музыкальных и фольклорных коллективов [2].

Национально-культурные общества немало внимания уделяли вопросу организации и проведения культурных мероприятий в образовательных учреждениях. В рамках Соглашения о  сотрудничестве  между Черновицкой областью и Шленским воеводством Республики Польша было предусмотрено проведение обмена делегациями школьников и студентов, передовым педагогическим опытом с общеобразовательными учебными заведениями Республики Польша. Совместно с областным Обществом польской культуры им. А. Мицкевича ученики гимназии № 3 Черновцов готовили и  проводили совместные мероприятия, посвященные выдающимся личностям польской культуры. Традиции, обычаи, фольклор польского народа изучались в рамках проведения районных и областных туров Всеукраинского фестиваля детского и юношеского творчества «Чисті роси», Всеукраинского  фестиваля  хорового искусства «Співає юність України». В 2010 г. в гимназии г. Заставна побывала делегация из  Лидзбаркского повята Польши, которая представляла лицей г. Орнета. В ее состав вошли заместитель директора лицея, старшеклассники, учителя физики, английского, русского языков. Между сторонами было подписано соглашение обмена ученическими делегациями с целью ознакомления с историей, культурой  и  традициями   украинского   и  польского  народов.   Образцовый   ансамбль   песни  и   танца «Червона калина» Заставновского района в составе учащихся, участников оркестровой и хоровой групп и сопровождающих приняли участие в XXI Международном фольклорном фестивале  «Буковинські зустрічі», который проходил в городах Ястрове и Пила Республики Польша. В ходе поездки делегация учеников и учителей имела возможность обменяться опытом работы, познакомиться с системой образования обеих сторон, а также с памятниками истории и культуры Польши [3].

Одним из весомых проявлений художественной жизни этнименьшинств было проведение престижных конкурсов, фестивалей. Возросла также их художественная ценность, частыми становились открытия новых имен, одаренной, талантливой молодежи. Проведение национальных праздников воспитывало чувство причастности к важным событиям, которые происходили на родине, формировали этническое сознание [4].

Важным событием в функционировании народной культуры этнических меньшинств Украины были региональные фестивали народного творчества. Фестивальное движение способствовало ознакомлению с культурой соседних государств.

Этническое театральное искусство Одессы представлено самодеятельными или полупрофессиональными театральными студиями. Здесь работала  молодежная студия «Лейцонім»,  театр «Гевел геволім», музыкальный театр «Мігдаль Ор», детский театр «Анавім» [5]. Искусство этноменьшинств выступало цементирующей основой для развития соответствующего культурного пространства. И наоборот, эволюция и трансформация этнической культуры ярко раскрывались в явлениях искусства.

Музыкальное искусство традиционно имело огромный идентификационный потенциал. Оно олицетворяло динамику человеческих чувств, способность творческого осмысления действительности от эмоционального восприятия к широким философским обобщениям. В произведениях этнического музыкального искусства, прежде всего, раскрывались характеры, чувства, взгляды людей и через них – суть общественной жизни той или иной исторической эпохи и этнической группы [6].

Театры этноменьшинств играли ряд функций: познавательно-эстетическую, воспитательную, социально-организационную, утилитарную. Степень выраженности функций на различных этапах развития культуры зависел от уровня демократизма социальной системы, политического режима, а также степени зрелости этих видов искусства. На содержательное наполнение функций накладывали отпечаток национальные традиции и обычаи.

Клубные учреждения инициировали проведение мероприятий, которые становились существенным богатством культуры всех этносов. В 2000-е годы из 486 клубных учреждений Закарпатской области 94 расположились в местах компактного проживания этноменьшинств, в том числе 76 обслуживали венгров, 3 – румын, 11 – словаков, 4 – немцев. При них действовало 430 коллективов художественной самодеятельности (5640 участников) [7]. В 2005 г. В местах компактного  проживания  венгров действовало 115 клубов и домов культуры. Культурное обслуживание населенных пунктов с компактным проживанием румын осуществляли семь клубных учреждений, при которых работало 32 коллектива художественной самодеятельности (более 1100 участников), две музыкальные школы [8].

В 2000-х годах в селах Одесской области действовало 95 центров культуры. Поддерживалась деятельность более 500 фольклорных коллективов, которые были постоянными участниками областных акций, фестивалей, конкурсов и праздников, которые происходили в Украине и за ее пределами. Среди них: народный ансамбль песни и танца «Ізвор», народный ансамбль песни «Болгарські серця», народный ансамбль танца «Росна квітка», народный фольклорный ансамбль «Родолюбіє», народный  ансамбль  песни  и  танца  «Каджина»  (Болградский  район);  народный  детский  оркестр  болгарских  инструментов «Хоро», народный ансамбль танца «Камчик», фольклорный вокальный ансамбль «Янка», народный молдавский ансамбль песни и танца «Мерцішор» (Саратский район); народный ансамбль песни и танца «Дулакчія», оркестр болгарской музыки «Хоро-Бургуджи», народный фольклорно-этнографический ансамбль «Гердан», фольклорный российский ансамбль «Сударушка» (Арцизский район) и другие. При клубных учреждениях области организованы аматорские объединения и клубы по интересам этнической направленности, оформлены фольклорно-этнографические комнаты (молдавские каса маре, российские светлицы, болгарские кышты и т.д.) [9].

Ассоциация болгарских обществ и организаций Украины уделяла большое внимание празднованию национальных и народных праздников Болгарии и Украины, знаменательных и памятных дат. Болгары Украины ежегодно праздновали такие дни и знаковые события: День освобождения Болгарии; День славянской письменности; День народных блудителей; Трифон Зарезан; Баба Марта.

При большинстве греческих национально-культурных обществ были организованы вокальные, инструментальные и хореографические коллективы. При Федерации греков АР Крым действовали вокально-инструментальные коллективы «Прометей» и «Орфей». Много коллективов было в Приазовье. Наиболее известные среди них – «Сартанські самоцвіти» и «Пірнешу астру». В 1995г. в Киеве был создан детский ансамбль греческого танца «Зорбас». В 1998 г. на базе коллектива появилась национальная благотворительная общественная организация греческий культурно-просветительский центр  «Зорбас», при котором, кроме танцевального и хорового коллектива, работала греческая гостиная с видеозалом и библиотекой [10].

Народное хореографическое искусство греков Приазовья стало одним из самых ярких проявлений этнического творчества, которое вобрало в себя не только этническое воображение, но и во многом культуру разных народов и эпох. Этнос сохранил определенную часть народных танцев. Практически все греческие праздники и особенно семейные обряды и обычаи по традиции сопровождались музыкой. Самым популярным танцем в греческих селах Приазовья оставалась «Хайтарма» – одна из  разновидностей  крымскотатарской   «Къайтарми».   Молодые   греки  охотно  выполняли  веселый   танец «Бувданка», «Бувдан-аваси» [11]. Фестиваль греческой культуры «Мега йорти» получил имя, символику, традиции. Неизменным символом фестиваля от самого первого праздника был Аполлон на колеснице. Девизом фестиваля избраны: «Ола кала ки панда кала!» («Все будет хорошо и всегда будет хорошо») [12]. Поляки Украины начали активно заявлять о себе, возрождая фольклорные жанры. Более динамично эти процессы происходили в местах компактного проживания поляков. Несмотря на репрессии 1930-х годов, депортации, ликвидации национальных районов и округов, национальных школ, закрытие и разрушение костелов, потерю языковых и культурных центров, фольклор оставался последним проявлением их национального самосознания. В песенном репертуаре поляков Украины одно из важнейших мест занимали лирико-эпические традиции. Исследования, проведенные в 1990-х годах в Житомирской области, показали, что доля эпических произведений в записанном репертуаре постепенно уменьшалась. Эпические произведения не были типичными для той или иной этнической группы, а сохранялись в памяти только отдельных исполнителей, как правило, старших по возрасту. При этом каждый из них, как, например, Екатерина Лошак или Мария Берко из села Пулемец Любомльского района Волыни, отличались как своеобразием исполнения, так и музыкальной одаренностью. Именно на соединении польская эпическая традиция утвердилась в украинской языковой сфере, поскольку в селе Пулемец  среди  населения  преобладали  украинцы.  Но  выполняя  то  или  иное  произведение польского фольклора, исполнители подчеркивали, что помнили их еще с довоенных времен, «при Польше», когда  это произведение было более распространенным в данном регионе.

Хорошо сохранились, например, военные, давние исторические песни и песни польских легионеров. Наиболее популярная военная песня «Pan Dębowski». Она бытовала, пользуясь постоянной  популярностью, в каждом селе, где жили поляки. Кое-где она функционировала в различных вариантах, менялись имена героинь, встречались контаминации с другими текстами, чаще всего с лирическими. Пожилые люди помнили также произведения литературного происхождения, преимущественно польские патриотические песни («Jeszcze Polska», «Z dymem pożarow», «Za Nieman, za Nieman...»). В Житомирской, Винницкой и Волынской областях фольклористы ИИФЭ им. М.Т. Рыльского НАН Украины записали более 20 старинных баллад, в частности «We wsi Malinowce», «Stoi Turek z swoim wojskiem», «U niedzielę rano» [13].

Именно в Житомирской  области начало  возрождаться польское самодеятельное движение,  возникали и множились многочисленные самодеятельные фольклорные коллективы. Это было связано с образованием на местах ячеек польских культурно-просветительских обществ, с организацией и проведением именно в Житомире фестивалей «Веселка Полісся» (1993,  1994,  1995).  Указанные фестивали нельзя назвать чисто фольклорными, поскольку творческие коллективы и исполнители представляли традиции не только народного, но и профессионального музыкального искусства, в частности, произведения современных польских композиторов. Рамки фестивалей расширялись за рамки Полесья.  Постоянными  гостями и участниками  «Веселки  Полісся» стали  киевские  детские коллективы «Яскулки» и «Первьоснек», а также луганский ансамбль «Забавки» – лауреат одного из фестивалей. Все коллективы отличались не только своим направлением, иногда один коллектив выполнял одновременно и произведения профессиональных композиторов, и народные песни. Некоторые из них пытались  найти свой стиль, ориентируясь на современное искусство, например, ансамбль «Одаліски». Некоторые коллективы готовили программы, воспроизводя специфику или традиции отдельных регионов Польши, ориентируясь прежде всего на материалы фольклора, которые бытовали в Польше или были опубликованы в песенниках. Поэтому репертуар фестиваля отражал в основном тенденции привнесения в Украине фольклора и искусства из Польши. Отличались именно те самодеятельные коллективы, которые популяризировали местные традиции, или произведения местных композиторов польского происхождения, или народные песни, которые бытовали в их селах. В основном представляли местные народные традиции. Третий фестиваль стал своеобразным стилизованным отражением современных традиций Полесья, срезом его культуры [14].

В 2009 г. в Украине функционировало около 80 творческих коллективов цыган [15]. Музыкальное искусство цыган, особенно исполнение народных песен, было широко известным в мире. Именно эта сторона народного творчества принесла им мировую славу. Почти одновременно с началом деятельности нового цыганского общества «Романі Яг» было создано фольклорный ансамбль «Романі Яг». Ежегодно этот коллектив, в котором объединились самые одаренные цыганские музыканты, танцоры, певцы Ужгорода, давал более 40 концертов в Украине и за рубежом, большая часть из которых – благотворительная. «Романі Яг» стал неоднократным победителем фольклорных фестивалей цыганского искусства в Будапеште (1993, 1994, 1995, 1996), неоднократно принимал участие и становился лауреатом разных фестивалей в Словакии, Австрии. В 1997 г. руководителю коллектива Э. Бучко указом Президента Украины было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Украины». Это первый в истории Закарпатья случай, когда рома удостоили такой высокой награды [16].

В начале 2000-х годов среди аматорских коллективов национально-культурных обществ Волынской области были: 1 кукольный театр (Общество еврейской культуры); 5 хоровых коллективов (2 – при обществах польской культуры, по одному – при немецком, чешском и еврейском обществах); 3 танцевальных коллективов (при еврейском, российском и польском обществах); 5 музыкальных коллективов, в том числе вокально-инструментальный и вокальный ансамбли польских обществ, 2 российские и 1 немецкий вокальные ансамбли.

В 2003 г. В Луганской области действовал 401 аматорский театральный коллектив. В их репертуаре были  произведения  украинской  и  русской  классики,  мировой  классики  как  на  украинском,  так  и на русском языках. По этническим признакам аматорские коллективы не различались. Существовала только еврейская театральная студия, которая выдерживала национальный подход при определении своего статуса. Из 790 хоровых коллективов этноменьшинствами создано: 3 польских, 1 еврейский, 1 армянский, 1 немецкий, 1 греческий, 2 донских казаков. Общее количество танцевальных  коллективов  составляло 584, из них 2 польских, 2 донских казаков, 1 армянский, 1 еврейский [17].

Таким   образом,   можно   сделать   вывод   о  том, что  в  Украине   на  протяжении   исследуемых   лет постепенно совершенствовали свою деятельность самодеятельные художественные коллективы этноменьшинств. Увеличивалась численность кружков художественной самодеятельности, любительских коллективов. Именно благодаря им умножались содержательные начала культуры, происходило нивелирование явлений декультурации, разнообразились символично образные  составляющие культурного пространства. Самодеятельные театральные и музыкальные коллективы представлены рядом театральных студий, музыкальных и детских театров, ансамблей песни и танца. Клубные учреждения, центры культуры, национально-культурные общества обеспечивали развитие этого вида творчества. Данное направление деятельности был многогранным и включало в себя развитие  различных  направлений культуры. Более активно самодеятельное творчество развивалось в местах концентрации этнических групп.

 

  1. Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины. Ф.2. Оп.15. Д.3629. Листування з міністерствами, відомствами, урядом АР Крим, обласними держадміністраціями, зарубіжними, міжнародними організаціями з питань діяльності національно-культурних товариств, фондів та об’єднань. 05 травня 1993 – 29 червня 1993 р. – Л.
  2. Информационно-аналитические материалы ”Про стан задоволення національно-культурних, мовних, освітніх потреб національних меншин України”. (Підготовлені Держкомнацрелігій на 12.2010 р.). – Режим доступу: http://kompravlud.rada.gov.ua/
  3. Довідник міжетнічної  толерантності  / за  ред.  А.М. Круглашова.  –  Чернівці.  Букрек.  –  С. 162-163.
  4. Ішуніна Н. Етнокультурне відродження греків України:  київське  грецьке  товариство  „Еллада”. Етнічна історія народів Європи. – 2000. – № 4. – С. 82.
  5. Овчаренко Т.С. Культурологічні аспекти еволюції єврейського театру в Україні: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. культурології: спец. 00.01 «Теорія та історія культури». – Харків. – 2009. – С. 12.
  6. Кдирова І.О. Музичне мистецтво національних меншин України за роки незалежності. – Наукові записки. Серія: Мистецтвознавство. – – № 1. – С. 27.
  7. Міжнаціональні відносини в Україні: стан, тенденції, перспективи: довідкове видання. – Київ. Етнос. – – С. 118.
  8. Стан дотримання та захист прав національних меншин в Україні: Спеціальна доповідь Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини. – Київ. – – С. 33. – Режим доступу: http://www.ombudsman.gov.ua/
  9. Міжнаціональні відносини в Україні: стан, тенденції, перспективи: довідкове видання. – Київ. Етнос. – – С. 172-173.
  10. Греки на українських теренах: Нариси з етнічної історії. Документи, матеріали, карти. – Київ. Либідь. – – С. 113.
  11. Пономарьова І.С. Хореографічне мистецтво греків Приазов’я як джерело вивчення етнічної історії. – Вісник Київ. нац. ун-ту ім. Тараса Шевченка. – – № 74/76. – С. 99-100.
  12. Семенова Т.А.  Фестиваль  грецької  культури  «Мега  йорти»:  погляд  крізь  віки.  –  Круглий стіл «Історія грецьких сіл Приазов’я» 2 грудня 2011 року: зб. матеріалів. – Маріуполь. – 2011. – С. 29.
  13. Пісенна культура польської діаспори України / упоряд. та передмова Л. Вахініної. – Київ. – С. 9-11.
  14. Під одним небом: фольклор етносів України / упоряд.: Л.К. Вахніна та ін. – К., 1996. – С. 123-124.
  15. Текущий архив министерства культуры Украины. Листування № 13 (706–897). – Д. 27. Л. 5.
  16. Романі Яг: історія, культура, право. – Ужгород. Карпати. – – С. 8.
  17. Міжнаціональні відносини в Україні: стан, тенденції, перспективи: довідкове видання. – Київ.Етнос. – 2004. – С. 87, 152.
Год: 2016
Город: Алматы
Категория: История
loading...