Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Феномен веры Бахаи

Зародившись в середине ХIХ столетия в лоне исламской культуры и цивилизации, Вера Бахаи за весьма короткий срок (для религии – практически детский возраст) прошла путь от шиитской секты до движения и от движения – к самостоятельной религии, вплотную «приблизившись» к рангу мировой. Более того, и сама Церковь Веры Бахаи, и многие ученые на Западе и в России уже сегодня называют ее «самой молодой мировой религией».[1]

Автор статьи на основе анализа генезиса этой религии, ее структуры, теологии и культовой практики приходит к выводу, что в современном состоянии Веры Бахаи четко прослеживаются все признаки самостоятельной религии, но самостоятельная – еще не мировая. 

Хайфа – сам по себе очень красивый и уютный портовый город в Израиле. Он расположен в широкой гавани, «окаймленной золотыми песчаными пляжами и зелеными холмами парка Кармель… Все это венчает «Восьмое чудо света» сады Бахаи, обрамляющие величественное сооружение – Святилище  Баба.  Девятнадцать  величественных  террас  плавно  спускаются  к  подножию  горы,

примыкая к немецкой колонии…

Вид горной гряды, касающейся моря своей золотистой полоской песчаных пляжей, один из даров, которыми природа наделила Хайфу, пленяет взор зрителя», пишет о своем любимом городе Амрам Митцна – один из его мэров.[2]

И с этим нельзя не согласиться.

Но если раньше сюда приезжали, чтобы насладиться природным ландшафтом, посетить музей древнего и современного искусства, а также искусства Японии, то сегодня основной поток туристов хочет своими глазами увидеть «Восьмое чудо света».

И действительно, можно часами любоваться с горы Кармель (особенно в вечернее время) всем этим великолепием. Именно здесь и находится Международный центр Веры Бахаи, где мне довелось 10 дней поработать, изучая эту молодую религию.

Так что из себя представляет Вера Бахаи ?

В 1897 году известный российский востоковед Георгий Батюшков в «Вестнике Европы» писал:

«Образование сект в Персии – явление довольно обычное: не проходит столетия, чтобы в этой стране ни появилось двух-трех вероучений, которые столь же быстро исчезают, как и легко зарождаются. Устойчивее многих других оказалась секта бабидов, возникшая в конце первой половины нынешнего столетия. Учение ее привлекло массу последователей, так как проповедь о любви к ближнему, равенство всех людей, порицание того презрения и отвращения к иноверцам, которое составляет отличительную черту правоверного ислама, запрещение всякого насилия более соответствовали характеру миролюбивых персов, чем воинственное направление ислама.

Число последователей секты постоянно увеличивалось, что обеспокоило представителей господствующей религии; муллы и сеиды убедили своё правительство, что преследованиями, гонениями и казнями можно окончательно искоренить ее в Персии. Под влиянием мулл правительство принялось энергически за преследования сектантов, но в результате – страдания и стойкость лишь вызвали сочувствие к ним народа: количество адептов новой веры всё более и более увеличивалось, учение распространялось и вне пределов – Турции, Индии и Средней Азии».[3]

«Британская энциклопедия» в 1988 г., то есть через 90 лет, называет веру Бахаи второй по распространённости религией мира.[4]

В заявлении Отдела Общественной информации Международного Сообщества Бахаи «Становление Веры Бахаи как признанной мировой религии», в частности, уже со всей определённостью говорится:

«С наступлением ХХI столетия Вера Бахаи стала известна во всех частях света как независимая мировая религия (выделено нами. – А.А.) со своими собственными Писаниями, законами и общиной верующих, с характерным образом поклонения и жизни».[5]

Правда, есть и другие мнения. Некоторые религиоведы относят Веру Бахаи к реформаторским движениям в исламе, синтезирующим религиозные традиции Востока и Запада и лишь постепенно превращающимся из эклектических в самостоятельные религиозные системы. А авторы справочника

«Великие религии мира» Миркина З. и Померанец Г. считают, что Вера Бахаи ещё не представляет даже устойчивой религии, так как не имеет стабильных проявлений в местных формах, и высказывают предположение, что она до сих пор не создала эстетически разработанного религиозного культа.[6]

Так где же истина?

Попытаемся хотя бы кратко ответить на этот сложный вопрос.

Предшественником религии Бахаи был Сейид Али Мухаммад (1819-1850), известный под прозвищем «Баб», что в переводе с арабского означает «Врата, через которые придёт в мир новый Мессия».

Баб объявил себя махди, приход которого предсказал еще Мухаммад (а шииты, как известно, отождествляют махди с двенадцатым имамом, который за тысячу лет до наших дней таинственно исчез, и верят, что он еще жив и появится в своем прежнем облике точно так же, как толковали подобные пророчества о пришествии Мессии во времени Иисуса. По представлениям шиитов, махди должен явиться с бесчисленной армией и объявить себя верховным властителем, который воскресит мертвых и т.д. Но так как все это не осуществилось, то и Баб был объявлен самозванцем и подвергнут абструкции, как и Иисус в свое время.

Само имя «Баб» («Врата») не является случайным, так как, во-первых, он заявил о себе как о вратах новой эры мира и всемирного братства, а, во-вторых, свою миссию он видел в том, чтобы предсказать и предварить появление другого, намного более значительного Посланника, который должен прийти после него. Его он обозначил словами: «Тот, Кого откроет Бог». Баб говорил, что  этот будущий Посланник выполнит великую миссию объединения всех народов и установления на земле вечного и справедливого мира.[7]

Столь прекрасные идеи, естественно, привлекли к нему внимание.

Тем более, что Баб, как отмечают французские исследователи Колетт Гувьон и Филипп Жувьон в работе «Садовники Господа», «поначалу не видел расхождения между своими взглядами и исламом и полагал, что лишь исполняет пророчества этой веры. Он даже отправился в Мекку, чтобы там объяснить высшим мусульманским авторитетам Божественную сущность своей миссии».[8]

Появляются первые ученики и последователи.

Община Баба стала быстро расти, и власти Ирана были этим крайне обеспокоены. К тому же по стране прокатились массовые волнения с требованием наказать «отступников». Поэтому началось преследование бабидов: им жгли бороды, протыкали ноздри, куда вставляли верёвки, и вели, словно быков, сквозь улюлюкающие толпы людей.

Сам Баб сначала был взят под домашний арест, затем переведён в тюрьму в Ма-Ку, что  находилась близ северной границы страны, а позже был сослан в Азербайджан и помещён в более отдалённую крепость Чихриг (Чехрик).

Находясь в крепостной тюрьме, Баб продиктовал своему ученику, который был брошен в тюрьму вместе с ним, большую часть Откровения, которое вошло в историю под названием  «Беян» («Байан»). В этом труде изложены социально-политические и теологические взгляды Баба. В нем он вновь заявляет о своём главном предназначении – подготовке пришествия следующего проявления божественной воли – Явителя Божьего и объявляет «Беян» новым Священным Писанием, заменяющим Коран. Баб отменяет пятикратный намаз, значительно упрощает шиитскую обрядность, касающуюся брака, развода, наследования, устанавливает новые нормы быта, расширяющие права женщин и т.д. Он отменил ограничения на ростовщичество и взимание процентов, на торговлю, на ношение шёлковых одежд и драгоценностей, что привлекло на его сторону представителей нарождающейся буржуазии, женской части общества и других социальных слоёв.

Баб учил, что с появлением нового откровения надобность прошлых религий отпадет (последователи Баба, в частности, Баха Улла, этот тезис не приняли. Они выдвинули идею единства всех религий, при обязательном их сохранении).

Учение Баба продолжало распространяться не только в Персии, но и на Кавказе, и в России, и власти стали применять более репрессивные меры. Так были жестоко замучены и убиты первые ученики Баба, его дядя и сотни людей лишь за то,  что верили в миссию своего духовного наставника.

Но искоренить ересь не удавалось, тогда, в 1850 году, иранские власти принимают решение казнить самого Баба.

Казнь Баба состоялась 9 июня 1850 г. Ему было 32 года.

Останки Баба были тайно перенесены в Тегеран, а впоследствии помещены в специально сооруженное святилище на склоне горы Кармель.

Миссия Баха – Улы – фактического основателя Бахаизма (его настоящее имя – Мирза Хусейн Али)

– берет свое начало в августе 1852г. в подземной тюрьме Тегерана, куда он после ареста был препровожден в цепях.

Именно Мирза Хусейн Али организовывал тогда перенос останков Баба из Тебриза в Тегеран и укрыл их в надёжном месте.

После неудавшегося покушения одного из бабидов на жизнь персидского шаха все последователи Баба были несправедливо обвинены в соучастии и началось их массовое преследование. Свыше  20000 было замучено. Мирза Хусейн Али, занимавший тогда видное положение среди защитников дела Баба, был тоже арестован.

Непричастность к заговору Мирзы Хусейна Али была доказана не без вмешательства российского императора Александра II (через посла в Персии В.И.Долгорукова, который лично засвидетельствовал его невиновность).

Разбитый и больной Мирза Хусейн Али прибыл в Багдад 8 апреля 1853 года.

В Ираке он прожил 10 лет. И здесь слава его росла изо дня в день. Именно в Багдаде в 1863 году Мирза Хусейн Али провозглашает себя «Тем, о Ком пророчествовал Баб». С этого момента он берет себе имя Баха-Улла, что в переводе с арабского означает «Слова Господа» (этот титул упоминался Бабом).

Встревоженный этим иранский консул в Багдаде стал настаивать перед иракскими властями об изгнании Мирзы Хусейна Али из Багдада.

Было принято решение сначала переместить его в Константинополь, затем Андрианополь, а позже – в Акку (Палестина).

Из Андрианополя, а позже из Акки Баха-Улла написал послания правителям того времени. Они вошли в историю под общим названием «Скрижали царям». Он обратился к турецкому султану, персидскому шаху, Наполеону III императору Франции. А позже – к королеве Виктории, русскому императору Александру II, папе Пию IX, германскому кайзеру Вильгельму и императору АвстроВенгрии Францу-Иосифу. «Эти послания представляют собой документы, не имеющие аналогов в истории религий. В них провозглашались грядущее объединение человечества и восход новой мировой цивилизации. Короли, императоры и президенты XIX столетия призывались к сокращению вооружений, мирному разрешению международных конфликтов и направлению усилий  на  благо мира во всем мире. Эти документы внедряли в общественное сознание тот дух, который в наше время назван принципами нового политического мышления».[9]

Надо отметить, что Баха-Улла, в отличие от Баба, считал, что «совокупная религиозная истина складывается из суммы относительных истин каждой отдельной религии».[10]

Баха-Улла рассматривал историческое развитие религии как эволюцию одной и той же веры, которая в различных условиях удовлетворяет те или иные специфические потребности. Авраам и Моисей, Будда и Зороастр, Кришна и Иисус, Мухаммад и Баб – это те, по мнению Баха-Уллы, через кого Бог открывал людям Истину. Последователи различных религий могут спорить между собой,  но непредубежденный человек не может не находить в учениях всех верховных Учителей почву для согласия и дальнейшего развития. Поэтому Баха-Улла выступал за сохранение всех религий и достижение их единства (правда, в настоящее время некоторые бахаи в своей практике больше склоняются к идее Баба о том, что их вера якобы делает ненужными другие религии и превосходит эти религии, что в корне противоречит духу и принципам учения Баха-Уллы).

В знаменитых «Парижских беседах» сын Баха-Уллы, Абдул-Баха, выделил одиннадцать основополагающих принципов в учении своего отца:

Первый принцип – поиск истины.

Человек должен освободиться от всех предубеждений и результатов собственного воображения, лишь тогда он сможет беспрепятственно искать истину. Во всех религиях существует одна единственная истина, благодаря которой единство мира может стать реальностью.

Второй принцип – единство человечества.

Все – слуги Всевышнего, распространяющего свою доброту, милосердие и благосклонность на все создания.

Все люди – ветви древа Адама и связаны общим происхождением. Третий принцип – религия должна быть источником любви и дружбы.

Религия должна объединять сердца, устранять войны и раздоры на земле, способствовать  развитию духовности, дарить свет и жизнь каждой душе.

Четвертый принцип – единство религии и науки.

Сравним религию и науку с крыльями птицы. Для полета птице нужны два крыла, иметь только одно ей было бы бесполезно. Любая форма религии, противоречащая или противопоставляемая науке, означает невежество, ибо невежество противоположно знанию.

Пятый принцип – отказ от предрассудков.

Религиозные, расовые или политические предубеждения разрушают основы человечности. Шестой принцип – выравнивание средств к существованию.

Все люди имеют право жить, отдыхать и иметь определенную степень благосостояния, никто не должен жить в излишестве, если другой не имеет средств к существованию.

Седьмой принцип – равенство людей перед законом. Лишь закон должен править обществом, а не личность. Восьмой принцип – всеобщий мир.

Народы и правительства всех стран должны избрать высший международный трибунал, в котором представители отдельных стран и народов могли бы совещаться в духе согласия. Все спорные вопросы должны выноситься на обсуждение этого трибунала, задача которого – защита мира от войн.

Девятый принцип – невмешательство религии в политику.

Религия занимается духовными вопросами, а политика – мирскими. Образ деятельности религии –

мир мыслей, в то время как политики – происходящие в мире события.

Десятый принцип – образование и воспитание женщин.

Женщины и мужчины равноправны. Они играют роль в религиозной и общественной жизни общества. До тех пор, пока женщины будут лишены возможности развивать свои высшие способности, мужчины останутся не способными достичь того высокого положения, которые они могли бы занять.

Одиннадцатый принцип – духовное развитие возможно лишь благодаря силе Святого Духа.[11]

Баха-Улла отменяет в своей общине институт духовенства, упраздняет аскетизм, нищенство, монашество, духовные взыскания, проповеди с кафедр и целование рук; устанавливает единобрачие; осуждает жестокость по отношению к животным, лень и нерадение, злословие и клевету; запрещает азартные игры, опиумокурение, употребление вина и других опьяняющих напитков, подчеркивает значение брака, порицает разводы; обязывает заниматься торговлей, ремеслом или иным делом, возвышая подобные занятия до уровня богослужения; настаивает на обязательном обучении детей.[12]

Таким образом, благодаря учению Баха-Уллы Вера Бахаи вышла за пределы своего исламского происхождения и сформировалась как совершенно самостоятельное религиозное направление.

В июне 1877 года Баха-Улла был освобожден из заключения в крепости Акка. Вместе с семьей он переезжает в небольшую усадьбу вблизи Мазраи. А через два года – в Бахджи, небольшой особняк, окруженный садами, и полностью отдается написанию вероучительных и социальных трудов.

Основы своего вероучения Баха-Улла изложил в писаниях: «Китаб-и-Агдас» («Наивысшая Книга»), «Калимат-и-Макнуне» («Сокровенные Слова»), «Китаб-и-Иган» («Книга Несомненности») и других.

Китаб-и-Агдас для бахаи – это то же, что Библия для иудеев и христиан. Шоги Эффенди – правнук Баха-Уллы, благодаря стараниям которого эта «Наисвятая для бахаев книга» приобрела законченные канонические формы, писал:

«В Китаб-и-Агдас Бахаулла[13] сформулировал основные законы Своего  Завета,  а  затем, незадолго до окончания Его Миссии, последовало провозглашение некоторых заповедей и принципов, составляющих самую сердцевину Его Веры в виде подтверждения ранее объявленных Им истин, разработки и разъяснения некоторых установленных Им законов, явления новых пророчеств и предостережений, а также введения вспомогательных уложений, предназначенных  дополнять заповеди Его Наисвятой Книги. Они записаны в многочисленных Скрижалях, которые Он продолжал являть до последних дней Своей земной жизни…»[14]

 

Баха-Улла скончался 29 мая 1892 г. в возрасте 75 лет. Как писал впоследствии Шоги Эффенди, «с вознесением Баха-Уллы истек период, во многих отношениях не имеющий аналогов в мировой религиозной истории. Окончилась эпоха, не имеющая себе равных ни по своей возвышенности, ни по плодотворности, ни по длительности, не превзойденная ни одной из религий прошлого».[15]

Еще при жизни Баха-Улла приложил все усилия, чтобы не допустить разделения церкви на секты. Поэтому он заранее назначил своего старшего сына Аббаса Эффенди – Средоточием Своего Завета, залогом единства, к Которому все должны обращаться за толкованием положений Веры, то есть своим преемником.

Аббас Эффенди принял титул Абдул-Баха, что в переводе означает «Слуга Баха».

Абдул-Баха разделил с отцом все тяготы преследований властей. Он помогал отцу,  как мог. А затем – в Андрианополе и Акке – он постепенно взял в свои руки  повседневные дела Баха-Уллы. Даже отец называл его «Хозяином». Но после смерти Баха-Уллы в семье начался разлад. На АбдулБаха посыпались самые разные обвинения со стороны тех, кто не хотел выполнять волю Баха-Уллы.  В результате с 1901 по 1908 г. Абдул-Баха попадает за решетку. Были назначены специальные комиссии для расследования обвинений в его адрес, но лжесвидетельствования  подкупленных лиц   не позволили принять объективное решение. Комиссии обратились к султану с просьбой принять самые строгие меры к обвиняемому: или сослать его, или казнить. Спасла от казни Абдул-Баха младотурецкая революция, в результате которой были освобождены и все политические заключённые, и узники совести бывшей Оттоманской империи.

В 1911 – 1913 гг. Абдул-Баха совершает поездку в Европу и Америку, где выступает с лекциями о вероучении Бахаи, встречается с единоверцами. Это способствовало значительному расширению масштабов влияния новой религии.

Когда разразилась Первая мировая война, турецкие власти снова заключили Абдул-Баха в тюрьму. Они грозились распять его на склонах горы Кармель. Лондонское правительство отдало приказ генералу Элленби сделать все возможное для спасения Абдул-Баха. Армия Элленби с боем заняла Хайфу, и генерал телеграфировал в Лондон: «Сегодня взята Палестина. Известите мир: Абдул-Баха вне опасности». После окончания войны правительство Британии возвело Абдул-Баха в рыцарское достоинство в знак признания его заслуг по защите мира и прогресса на Ближнем Востоке.[16]

Абдул-Баха скончался 28 ноября 1921 г. в г. Хайфе. Он похоронен немного ниже места захоронения останков Баба. Над его могилой также возвышается великолепное здание, которое органически входит в общий величественный ансамбль Международного Центра Бахаи.

К моменту кончины Абдул-Баха последователи Веры Бахаи уже имелись в 37 странах.

По завещанию Абдул-Баха Хранителем Веры был назначен его старший внук Шоги Эффенди Раббани. Согласно завещанию, устанавливалось его право толковать учение, но главное – в нём содержался призыв к верующим и к Шоги Эффенди повсеместно распространять Веру Бахаи, утверждая во всём мире учение Баха-Уллы.

Перед Общиной Бахаи и Хранителям Веры Шоги Эффенди встала весьма сложная задача внедрения административной системы, принципы которой были изложены в писаниях Баха-Уллы и пояснены в трудах Абдул-Баха. Каждой местной общине, численность которой превышала девять взрослых членов, предписывалось избрать Местное Духовное Собрание, на которое возлагалась ответственность за управление делами общины в данной местности. После возникновения определённого количества Местных Духовных Собраний следовало проводить выборы в Национальное Духовное Собрание, которое призвано управлять делами Общины Бахаи на национальном уровне.

К моменту смерти Шоги Эффенди (а скончался он в Лондоне в 1957 г.) Вера Бахаи обрела уже достаточно широкую опору в лице Национальных и Местных Духовных Собраний, что позволило перейти к коллективному руководству и избранию первого Состава Всемирного Дома Справедливости, предназначение которого управление всеми делами Мировой Общины Бахаи.

Первый международный съезд состоялся в1963 г. в Хайфе. С тех пор Всемирный Дом Справедливости переизбирается каждые пять лет (тайным голосованием). Запрещаются какая-либо пропаганда и выдвижение кандидатур (каждый голосующий сам называет достойного, на его взгляд, претендента), проходят те, кто набрал наибольшее количество голосов.

Таким образом, сегодня руководство Церковью осуществляется коллективно.

Как отмечают сами бахаи, их вера – «независимая религия, а не секта какой-нибудь другой веры. Её цель внести изменения в личные ценности и преобразовать общество. Поэтому её учение и заповеди, её система организации и администрации, которые основаны на подлинных Священных Писаниях Веры, касаются всех аспектов индивидуальной и коллективной жизни и проливают свет на моральные и социальные вопросы. Учёные В.Н. Никитин и В.Л. Обухов в своей работе «Религиоведение: Вероучения религий мира» выделяют шесть основных положений вероучения бахаизма:

  • учение о священных книгах;
  • учение о Боге;
  • учение о посланниках (пророках);
  • учение о душе;
  • учение о загробной жизни;
  • учение о приобщении к сообществу бахаи.
  1. Учение о священных книгах.

В бахаизме признаются священными более ста книг (возможно, и больше). Их можно разбить на две группы:

  • первая – это сочинения Баба, Баха-Уллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди, а также послания Всемирного Дома Справедливости. Но особо выделяются труды Баба и Баха-Уллы как содержащие Откровения, полученные от самого Бога. «Письменное наследие Бахауллы, пишут У.С.Хэтчер и Дж.Д.Мартин,составляет более ста книг и скрижалей… Эти многочисленные сочинения и составляют Откровения Веры Бахаи. Сочинения Абдул-Баха и толкование Шоги Эффенди, хотя и считаются у бахаи комментариями, также имеют статус Священных Писаний».[17]
  • вторая – это некоторые священные книги других религий, в частности, Библия, Коран, БхагаватГига, которые также почитаются бахаями в качестве священных.
  1. Учения о Боге.

Учение бахаи отбрасывает традиционные представления о Боге, которые были характерны для человечества на ранних стадиях его развития, и рассматривает всякие попытки описать Бога в Его сущности как бесполезные. По поводу сущности Бога Баха-Улла написал:

  • Всякому проницательному и озарённому сердцу очевидно, что Бог, непостижимая Сущность, небесное Естество, неизмеримо возвышен над любыми людскими определениями, такими, как телесное существование, спуск и восхождение, исход и возвращение. Далеко от славы Его было бы стремление воздать Ему соответствующую хвалу, либо сердцу человеческому постичь Его бездонную тайну. Он всегда был и есть сокрыт в предвечной бесконечности Своей Сущности и пребудет в Бытии Своём во веки сокрыт от человеческого взора. «Взоры не постигают Его, но Он постигает взоры: Он милующий, ведающий».[18]

Бог, по вероучению бахаи, это единственное сверхъестественное существо в мире. Будучи абсолютно благим, он не сотворил ни демонов, ни сатану – они не существуют, то есть зло не персонифицировано.

Слово «демоны» используется бахаи лишь для символического обозначения низменных побуждений, проявляющихся в низшей природе человека, а слово «Сатана» и «Дьявол» для обозначения совокупного зла, существующего в мире. Слово «ангелы» употребляется также символически: для обозначения наиболее чистых и совершенных душ, покинувших этот мир и живущих в мире ином.

Бог имеет много имен. Главное его имя – Баха (с араб. – Свет, Сияние). Его можно также называть: Вишну, Шива, Иегова, Аллах… Но неправильно называть его именами пророков, например, Кришна, Будда или Христос. К нему следует обращаться со словами без имен: Боже, Господи, Отец, Всевышний и т.д.[19]

Так, короткая обязательная молитва гласит:

  • Я свидетельствую, о, мой Боже, что Ты сотворил меня, чтобы познать Тебя и поклоняться Тебе.
  • Я свидетельствую в сей час о бессилии моем и Твоей мощи, о моей скудости и Твоем обилии. Нет Бога, кроме Тебя, Помощника в опасности, Самосущного.[20]
  1. Учение о посланниках (пророках, явителях Бога).

«Появление посланника Бога на Земле, пишут М.Пиркинс и Ф.Хейнсворт, событие настолько редкое, что нам известно всего несколько имен: Кришна, Авраам, Зороастр, Моисей, Будда, Мухаммад, Баб, Баха-Улла. Каждый из них основал религию и вдохновил развитие самостоятельной цивилизации… Они истинные учителя человечества, и целью Их было сближать между собой людей, способствовать прогрессу человеческой цивилизации…

Бахаи почитают основателей всех мировых религий и рассматривают их Писания как священные. Бахаи верят и в то, что Баха-Улла – последний по времени Пророк Бога на Земле. Баха-Улла  учит,

каждая религия состоит из двух частей: духовного учения и социального учения. На высшем духовном уровне между всеми мировыми религиями существует полная гармония. Различия наблюдаются на социальном уровне; они затрагивают религиозные обряды, законы и предписания».[21]

По количеству посланников, приходивших на землю, в источниках Веры Бахаи имеются расхождения. В одних из них называются Кришна, Авраам, Зороастра, Моисей, Будда, Иисус, Мухаммад, Баб, Баха-Улла, а в других к ним добавляется Ной. Иногда не указывается Авраам.

Но существа вопроса это ни в коей мере не затрагивает. 4.Учение о душе.

Учение Бахаи прививает свободные от страха представления о смерти и дает уверенность в жизни, пределы которой простираются далеко за грань краткого земного существования. Баха-Улла говорит:

  • О сын человеческий!

Ты Мое владение, а владение Моё нерушимо; отчего боишься разрушения? Ты Мой свет, а свет Мой негасим; отчего страшишься угасания? Ты Моя слава, а слава Моя неувядаема. Ты платье Моё, а его не износить. Пребывай же в любви Моей и да обретешь Меня в царстве славы.[22]

Комментируя уверенность в том, что жизнь души продолжается в вечности, Абдул-Баха написал:

  • Считать, что после смерти тела дух погибает, то же, что вообразить, будто, сломав клетку, мы погубим и птицу в ней, хотя птице незачем бояться разрушения клетки. Наше тело подобно клетке, дух подобен птице. Мы видим, что без клетки эта птица летает в мире сна; поэтому, если клетка сломается, птица будет существовать и дальше. Её чувства станут даже более сильными, восприятие увеличится, ее радость возрастает.[23]

Чтобы пролить свет на жизнь и смерть, Писания бахаи сравнивают физическую смерть с рождением души на новой ступени существования, с рождением ребенка в этом мире. [24]

Учение о душе у бахаи фактически ничем не отличается от подобных учений у иудеев, христиан, мусульман. В этом учении также пять основных идей: сверхъестественная часть человека, составляющая его сущность, душа не зависит от тела, душа целостное образование (а не совокупность мельчайших частиц, как в будизме), душа каждого человека сотворена Богом, души всех людей бессмертны.

5.Учение о загробной жизни.

Оригинальность этого учения бахаи состоит в том, что «рай» и «ад» не места, а состояния. Рай

– это духовная близость к Богу, а ад удаление от него. Эти состояния существуют и в этой жизни, и в той, что последует за нею.

Баха-Улла писал:

Знай, что душа, после отделения своего от тела, продолжит свой путь, доколе не достигнет присутствия Божиего, в образе и подобии, которых не изменить ни веренице веков и эпох, ни переменам и случайностям сего мира. Она просуществует столько, сколько продлятся Царство Божие, Могущество Его, власть Его и сила. Она воплотит знаки Бога, присущности Его и отразит добро Его любви и щедрые дары… Благословенна душа, что в час отделения своего от тела очищена от тщеты представлений людских. Подобная душа живет согласно Воле Творца и входит в высочайший Рай…[25]

  1. Учение о приобщении к сообществу бахаи.

Установлен следующий порядок приобщения к сообществу:

во-первых, для каждого вступающего в общину бахаи необходимо ответить для себя на три вопроса:

  • Признает ли он пророком нашего времени Баха-Уллу?
  • Признает ли он основные принципы учения бахаи?
  • Согласен ли он с административным порядком бахаи?;

во-вторых, на ближайшем собрании, если, конечно, кандидат дает на все три вопроса положительный для себя ответ, он должен встать и публично заявить: «Объявляю себя бахаи» (согласие присутствующих выражается аплодисментами).

Таким образом, вступление в общину бахаи крайне упрощено. Бахаи следует отличаться не словами, а делами. Поэтому именно с момента вступления в общину человек должен придавать особое значение своему духовному росту, так как, согласно учению, структура человеческой жизни не случайна, а согласуется с определенными основными принципами и нормами. Главное назначение человека в жизни – обнаружить принципы и нормы и действовать в соответствии с ними. Иными словами: искать истину и следовать ей.

Для поисков истины человек располагает четырьмя средствами, каждое из которых необходимо, но не безошибочно.

Первое средство – чувства. Они – главные двери к познанию окружающего мира, но, как известно, они же могут и вводить в заблуждение.

Второе средство – разум. Разум оценивает данные, которые передают ему чувства, и строит теории, освещающие сведения, которые получает человек. Однако предпосылки, на которых строится мышление, могут оказаться ошибочными, или же ошибочным может оказаться весь процесс мышления. Поэтому он требует постоянной проверки.

Третье средство – традиция, опыт, накопленный прошлыми поколениями. Тем не менее, это средство также хранит в себе массу ошибок и суеверий. Поэтому человек никогда не должен слепо следовать традициям или учению других людей, не изучив их на основе разума и опыта.

Четвёртое средство – вдохновение. Это таинственная способность, которую нельзя объяснить, но которую часто испытывают. Это озарение ума человека знанием или идеей, которые он не приобрёл учебой или мышлением. Научиться сочетанию этих средств, вместе с тем избегая связанных с каждым из них ошибок, один из важнейших уроков жизни.

Однако человек не одинокое существо, а часть человеческого общества, имеющего свойственные ему структуры и нормы. Именно служа обществу и продвигая его интересы, человек может лучше всего развивать свои собственные способности. Развитие человека и развитие общества бахаи рассматривают как два взаимозависимых и укрепляющих друг друга процесса.[26]

Но все эти требования – для земной жизни. Однако, немалое значение имеет и развитие качеств, необходимых «для вечного странствования». Этой проблеме в учении бахаи также уделяется  большое внимание.

Баха-Улла свёл обряды к минимуму. Он предписал чтение трёх обязательных молитв, и каждый бахаи, достигший пятнадцатилетнего возраста, обязан выбирать ежедневно одну из них и читать её, следуя несложной процедуре. Эти обязательные молитвы читаются индивидуально, а не коллективно, как, например, в исламе, за исключением одной обязательной молитвы, которую читают во время похорон.

Однако члены общины собираются для богослужения. Оно заключается в чтении молитв (кроме ежедневных обязательных) и текстов Священных Писаний.

Всякая работа, выполняемая в духе служения, рассматривается как богослужение.

Обязательные молитвы читаются утром, пополудню и вечером. Они делятся на:

  • короткую обязательную молитву;
  • среднюю обязательную молитву;
  • пространную обязательную молитву.

Какую из них выбрать для того или иного дня и времени, каждый решает индивидуально.

Общие молитвы читаются на общих собраниях.

Специальные молитвы читаются в связи с определёнными событиями: брак, вставные дни (дни подготовки к посту), пост и т.д.

«Молитва, приносящая самую большую радость, это та, в которой мы всецело подчиняемся Богу», говорится в сборнике «Молитвы бахаи». [27]

Раз в год, со 2 по 20 марта включительно, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от пищи и питья от восхода до заката солнца. От поста освобождены лица до 15 и после 70 лет, больные, беременные  и кормящие матери, женщины во время месячных, путешественники и лица, выполняющие тяжёлый физический труд.

Календарь бахаи следует солнечному году, начиная с весеннего равноденствия (обыкновенно 21 марта по европейскому календарю). Год подразделяется на девятнадцать месяцев, состоящих из девятнадцати дней каждый. К этому добавляются ещё четыре дня для согласования с солнечным годом (в високосный год – пять дней), которые приходятся между восемнадцатым и девятнадцатым месяцами. Эти дополнительные дни, известные как «Айям-и-Ха», дни гостеприимства и подарков. Девятнадцатый месяц – месяц поста.

В вере бахаи девять священных праздников:

Навруз (Новый год) – 21 марта. Первый день Ризвана21 апреля.

Девятый день Ризвана – 29 апреля. Двенадцатый день Ризвана – 2 мая. Декларация Баба – 23 мая.

Вознесение Баха-Уллы – 29 мая. Мученическая смерть Баба – 9 июля. День рождения Баба 20 октября.

День рождения Баха–Уллы – 12 ноября.

Две годовщины отмечаются также в память Абдул-Баха: День Завета –26 ноября;

Кончина Абдулл-Баха –28 ноября.

В отличие от христианства, религия бахаи не имеет ритуалов. Нет обрядов крещения и конфирмации. Родители воспитывают ребёнка на основе Учения бахаи. По достижении 15-летнего возраста человек становится лично ответственным за его выполнение.

Брак обусловливается прежде всего согласием обеих сторон, а затем родительским разрешением. Существенная часть брачной церемонии очень проста: жених приносит в дар невесте небольшое приданое, и каждый из них произносит полагающуюся в этом случае строфу в присутствии двух свидетелей, допущенных Духовным Собранием. Затем брак удостоверяется Местным Духовным Собранием. Как и все другие социальные законы бахаи, брак подчинён гражданским законам страны.

Монашество и аскетизм запрещены.[28]

У бахаи нет духовенства. Координация деятельности каждой общины бахаи в городе или деревне обеспечивается советом из девяти членов, избираемых раз в год тайным голосованием всеми взрослыми бахаи данной местности. Эти советы были предписаны в Писаниях Баха-Уллы. Он называет их Домами Справедливости, но теперь их обычно называют Местными Духовными Собраниями, чтобы в настоящее время, когда общественность почти ничего не знает о принципах Веры бахаи, подчеркнуть их неполитический характер.

Взрослые бахаи в данной местности, женщины и мужчины, могут избираться в члены Собрания.

Выборы проводятся ежегодно 21 апреля.

Раз в девятнадцать дней вся община собирается для богослужения, совещаний по делам общины и углубления дружеских взаимоотношений. Если община слишком велика, чтобы собираться в одном месте, в различных частях города проводится одновременно несколько собраний. Их цель  – позволить каждому бахаи высказать своё мнение по делам общины, обсудить его с другими и представить рекомендации собранию.

Другие собрания Местной общины бахаи проводятся во время девяти праздников года бахаи и двух годовщин, связанных с жизнью Абдул-Баха.

Административный Порядок бахаи состоит, с одной стороны, из ряда избираемых Собраний – Местных, Национальных и Всемирного, которые пользуются религиозной властью над общиной, с другой – из групп компетентных и опытных лиц, назначенных, чтобы поощрять и давать советы духовным Собраниям и общинам бахаи. Эти лица, называемые Советниками, не выполняют функций священников и не имеют власти над Собраниями. Они представляют собой лишь подателей советов, но и в этом качестве оказывают большую помощь развивающимся общинам.

Местные Духовные Собрания избираются раз в год, несут ответственность за организацию – непосредственно либо через назначаемые ими комитеты – общей деятельности общины и заботятся о благосостоянии её членов.

Национальные Духовные Собрания (национальный совет) избираются в каждой стране, где существует достаточно большая община бахаи. Они также избираются один раз в год тайным голосованием по системе двухстепенных выборов. Взрослые бахаи во всей стране избирают делегатов, которые собираются на национальном съезде во время праздника Ризван и избирают из всего состава национальной общины бахаи девять членов Национального Духовного Собрания на следующий год. Национальное Духовное Собрание несет ответственность за управление делами общины бахаи и за организацию всей деятельности в национальном масштабе.

Всемирный Дом Справедливости. Раз в пять лет все действительные члены Национальных Духовных Собраний избирают тайным голосованием членов Международного Собрания, называемого Всемирным Домом Справедливости. Это Собрание представляет собой верховный орган международного сообщества бахаи и размещается в Хайфе (Израиль).

 

Советники – это преданные бахаи, назначаемые каждые пять лет Всемирным Домом Справедливости. Девять из них работают во Всемирном Центре бахаи в Хайфе и подотчетны Всемирному Дому Справедливости в координации деятельности пяти Континентальных Коллегий Советников. Остальные  ведут работу на разных Континентах.

Каждая Континентальная Коллегия Советников назначает на пятилетний срок членов Вспомогательных Коллегий, помогающих им в работе по поощрению и выдаче советов Местным Духовным Собраниям и отдельным бахаи.

В Книге законов Баха-Улла учредил Всемирный Дом Справедливости и уполномочил его издавать законы по всем вопросам, которые Священное Писание оставляет открытыми, а также отменять свои собственные законы в соответствии с изменяющимися условиями. Однако Дом Справедливости не уполномочен отменять законы, данные в Писании.

Таким образом, Писание придает религии бахаи, с одной стороны, необходимую устойчивость, с другой, – жизненно важный элемент гибкости благодаря возложенным на Всемирный Дом Справедливости полномочиям разрабатывать дополнительное законодательство.

Всемирный Дом Справедливости принимает решения по вопросам мирового значения. Национальные и Местные Духовные Собрания по вопросам национального и местного значения в соответствии с различными условиями, существующими в пределах их юрисдикции.

Как и в других религиях, основной принцип Веры Бахаи – идеал преданности Богу и отрешение от благ этого мира.

Богатство у бахаи рассматривается как средство для преобразования духовных замыслов в материальное совершенствование нашего мира, но не расценивается как самоцель.

Богослужебные Собрания бахаи обыкновенно проводятся в частных домах или в зданиях, специально арендуемых или приобретаемых для встреч общины. Однако Баха-Улла предписал,  чтобы со временем в каждом городе, в каждом селе создавалось учреждение под названием Машригуль-Азкар (место, где восходит упоминание Бога).

Самый прекрасный по своей архитектуре Машриг-уль-Азкар в Нью-Дели (Индия). Здание построено в виде огромного лотоса. Вокруг искусственные озера и великолепные мандариновые сады. Все, кто приезжает в Нью-Дели, обязательно посещают его. Там разрешается молиться представителям разных религий.

Богослужение в Машриг-уль-Азкаре проводится в виде чтения текстов из любых Священных Писаний мира и пения без аккомпанемента текстов из Писаний, переложенных на музыку, или гимнов, основанных на Писаниях. Эти службы организуют комитеты, назначаемые Местными Духовными Собраниями. Комитет также выбирает чтецов. Службы открыты для всех людей, независимо от того, бахаи они или нет. В Машриг-уль-Азкаре нет кафедры проповедника, проповеди не произносятся, и функции священнослужителя не отправляются.

Вокруг центрального храма каждого Машриг-уль-Азкара создаются социальные заведения: дом престарелых, больница, сиротский приют, школа и прочие учебные заведения, подчеркивая этим, что служение человечеству сосредоточено на служении Богу, а богослужение проявляется в служении человечеству.

Баха-Улла возложил на Своих последователей обязанность распространять Его учение словом и делом среди всего человечества. Но практику настойчивого прозелитизма Он запретил. Бахаи передают свое учение всем, кто в нем заинтересован, но не настаивают на принятии его теми, кто не склонен их выслушивать. В этом, как и в своем собственном мышлении, они поддерживают право любого человека на беспрепятственные поиски истины.[29]

Еще у истоков зарождения Веры Бахаи Баха-Улла провозгласил принципы неучастия в каких-либо политических акциях, отказ от любой формы политической деятельности. Эту же идею неоднократно подчеркивал и Шоги Эффенди.

В 1986 году Община Бахаи обратилась к человечеству через «Заявление Всемирного Дома Справедливости», получившее название «Обещание Всеобщего Мира». В нем была предложена широкомасштабная программа стабилизации международных отношений, а также перевод их на качественно новый уровень развития.

Естественно, что обращение к общечеловеческим ценностям вызвало поддержку Веры Бахаи мировым сообществом. Ещё в 1947 г. Национальное Духовное Собрание Бахаи США и Канады получило аккредитацию при Информационном Бюро ООН с правами наблюдателя. А в 1948г. ООН признала  8  Национальных  Собраний  Бахаи  под  общим  названием  «Международное  Сообщество

 

Бахаи». С 1970 г. Всемирная Община Бахаи имеет аккредитацию при ООН с совещательными правами неправительственной организации, в частности, в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС) и при Детском Фонде ООН (ЮНИСЕФ). Она также сотрудничает с ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), ЮНЕСКО, Содействует Программам ООН по окружающей среде – ЮНЕП. Представители Общины Бахаи при штаб-квартирах ООН в Нью-Йорке и Женеве регулярно принимают участие в конференциях, конгрессах и семинарах по социально-экономическим проблемам, сотрудничают с Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, а также поддерживают Программы ООН по окружающей среде и действия Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

Особое внимание обращается на вопросы защиты прав человека. В связи с этим Всемирная Община Бахаи постоянно принимает участие в программах ООН по вопросам прав национальных меньшинств, положения женщин и детей, укрепления семьи, предотвращения преступности, контроля за наркотиками, а также по проблемам разоружения.

В октябре 1987 г. Община Бахаи стала шестой по счету религиозной организацией, присоединившейся к Всемирному Фонду природы «Религии и охрана природы», действующему с 1986 г. для создания взаимодействия природоохранительных и религиозных движений.

Этот перечень можно продолжить.

На территории бывшего Советского Союза общины Бахаи появились ещё в конце XIX – начале XX веков. Доподлинно известно, что к 1938 г. Местные Духовные Собрания существовали, по меньшей мере, в четырнадцати городах, в том числе в Ашхабаде, Баку, Бухаре, Москве, Ташкенте и Тбилиси. Оганизованные группы бахаи действовали в Ленинграде, Батуми, Ереване, Самарканде и других городах.

История возникновения общины Бахаи в Казахстане связана с репрессиями в 1938-1939 и 1950 годах. Среди ссыльных и переселенцев были и бахаи. Первые общины появились в городах Петропавловске, Иртышске, Павлодаре, а также пос.Шилик Алматинской области.

Сегодня это полноправно действующая церковь на территории нашей страны. Но является ли Община Бахаи мировой религией?

Помимо Мэри Перкинс и Филипа Хейнсворта, о взглядах которых речь уже шла выше, одним из первых, кто возвел Веру Бахаи в ранг мировой религии, является Муджен Момен. Во время нашей встречи в Лондоне в 1999 г. (во встрече участвовал тогда и ныне покойный А.Бодров) он не только горячо отстаивал свою позицию, но и, как бы в доказательство, подарил нам свои весьма содержательные труды: «Феномен религии», «Обзор шиитского ислама», «Вера Бахаи», «Бабиты и религии Бахаи».[30]

В качестве подтверждения своей концепции он приводит в них сопоставительную таблицу роста Национальных Духовных Собраний, Местных Духовных Общин, а также количество населенных пунктов, где Вера Бахаи имеет официальную регистрацию.[31]

Точку зрения английского коллеги разделили известные российские религиеведы Д.В. Пивоваров, Н.С. Гордиенко и некоторые другие. Но, во-первых, количество верующих и география распространения веры ещё не являются признаками «мировой религии». Если идти по этому пути, то тогда практически все крупные конфессии и даже деноминации можно отнести к разряду мировых.

Во-вторых, как уже отмечалось выше, возведение Веры Бахаи в ранг мировых религий вызвало категорическое возражение у ряда солидных ученых, большинство из которых считает, что пока в данном случае рано говорить даже о самостоятельной религиозной системе, так как Вера Бахаи не прошла ещё тот необходимый путь, после которого религиозное движение становится религией.

Сегодня в научной литературе довольно четко сформулированы параметры,  при  которых движение становится религией. Наиболее удачно, на наш взгляд, это сделал Фрэнк К.Флинн – доктор философии, адъюнт-профессор религиозных исследований из Университета им.Джоржа Вашингтона (Сент-Луиз, штат Миссури, США). В работе «Признаки религии» он дает три таких параметра:

Первый: религия должна обладать системой верований и учений, которые устанавливают связь верующих с конечным смыслом жизни: Богом, Высшим существом, Внутренним Светом, Вечностью и т.д.

Второй: система верований должна найти своё выражение в религиозной практике, которую можно подразделить на: а) нормы поведения (утвердительные требования и отрицательные запреты или  табу)  и  б)  обряды  и  церемонии,  действа  и  соблюдение  различных  ритуалов  (причастия, посвящения, рукоположения, проповеди, молитвы, похороны усопших, брачные церемонии, медитации, обряды очищения, духовные занятия, благословения и т.д.).

Третий: системы верований и обычаев должны так объединить группу верующих или членов, чтобы они представляли собой единую опознаваемую общину, которая имела бы иерархическую или общинную форму правления и вела бы духовный образ жизни в понимании его приверженцев.[32]

Конечно, не все религии обладают каждой из этих характеристик в равной мере или в одинаковом виде, но ясно одно, что каждая из них должна ими обладать.

Так вот, если исходить из этих параметров, то, безусловно, неправомерно мнение тех, кто считает Веру Бахаи лишь движением, а то и еретическим ответвлением ислама.

И в идеологии, и в культовой практике Веры Бахаи четко прослеживаются все признаки самостоятельной религии.

Но самостоятельная – ещё не мировая. Поэтому со своей стороны считаю, что Вера Бахаи сегодня, вне всякого сомнения, это уже не движение, а совершенно самостоятельная конфессия со сложившейся религиозной идеологией и культовой практикой.

С этим мнением, кстати, полностью согласился во время нашей встречи в Хайфе один из ведущих современных идеологов Веры Бахаи – профессор Саиди.

Безусловно, все данные свидетельствуют о постепенном возможном в далеком будующем перерастании Веры Бахаи в мировую религию. Но сегодня этот процесс ещё находится на самой начальной стадии. И главным препятствием служит и будет служить закрытость структур  Веры Бахаи, категорический отказ от любых форм сотрудничества с другими религиозными организациями.

 

 

  1. Перкинс М., Хейнсворит Ф. Вера Бахаи. – М., 1900. – С.3; Пивоваров Д. Бахаи //Современный философский словарь/ Под общ.редак. В.Е.Кемерова .М. Бишкек-Екатеринбург, С.41-49 и др.
  2. Святилище Бахаи и сады на горе Кармель: Хайфа-Израиль. –Изд. Министерство по туризму государства Израиль. – С.1.
  3. Батюшков Г. Бабиды (персидская секта).//Вестник Европы. – СПб, 1897. – С.334. 4 Britannica Yerbook, 1988, 17.
  4. Становление Веры Бахаи как признанной мировой религии: Заявление Отдела Общественной Информации Международного сообщества Бахаи. – Без выходн. Данных. – С.
  5. Куланов А.Е. Религии мира. Пособие для учащихся .М., 1996.С.277-278, 287-288; Миркина З., Померанец Г. Великие религии мира. – М., 1995. – С. 313-314.
  6. См: Перкинс М, Хейнворт Ф. Вера бахаи.-М., 1992. – С.10.
  7. Гувьон К., Жувьон Ф. Садовники Господа. – СПб, 1993. С.45.
  8. Современный философский словарь. / Под общ. редак. В.Е.Кемерова.С.47 10 Там же.С.46.
  9. Абдул-Баха. Парижские беседы.М; -С.86-91.
  10. См: Бахаулла. Сокровенные слова (с введением в Веру Бахаи). – Алматы, 1998. – С.58.
  11. Написание этого имени в литературе, в том числе и изданиях бахаи, встречается в двух вариантах: Баха-Улла и Бахаулла.
  12. Бахаулла. Китаб-и-Агдас. Наисвятая Книга. – СПб., 1998. – С.19. 15 Цит. по:Перкинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. С.27.
  13. Перкинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. – С. 29-30.
  14. Уильям С.Хэтчер, Дж.Дуглас Мартин. Новая мировая религия. Вера Бахаи. СПб., 1995.С.105-106. 18 Ch. XIX. Gleanings from the Writings of Baha’u’llah.
  15. Никитин В.Н., Обухов В.Л. Религиоведение: Вероучения религий мира.-СПб, 1999 С.188-189. 20 Молитвы Бахаи, открытые Бахауллой, Бабом, Абдул-Баха. Алматы, 1998. С.21.
  16. Перкинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. – С.35-36. 22 The Hidden Words, p.7 (Arabic 14).
  17. Abdu’j-Baha. Some Answered Wilmette, III.:Baha’f Publishing Trust, 1987,p.228.
  18. Подробнее об этом см: Abdul-Baha. The Promulgation of Universal Peace. Wilmette, III.: Baha’f Publishing Trust, 1982, p. 225-226.
  19. Цит. по: Перкинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. С.
  20. См: Община Бахаи: основания, цели и намерения. – С. 7-9.
  21. Молитвы Бахаи, открытые Бахауллой, Бабом, Абдул-Баха. – С.18.
  22. Подробнее об этом см.: Община Бахаи: основание, цели и намерения. – С.20-21. 29 Подробнее об этом см.: Община Бахаи: основание, цели и намерения. – С.15-22.
  23. Все эти книги изданы лишь на англ. языке и на русск. язык пока, к сожалению, не переведены.
  24. Муджен Моумен сравнивает 1954-1963-1973-1988-1994 гг. (см. к примеру, Moojan Momen. The Baha’i Faith. Oxford, UK., 1999, 132).
  25. Фрэнк К.Флинн. Признаки религии // Саентология. – Копенгаген: Нью Эра Публикейшнс, 1998.С.149.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.