В статье освещается проблема зарождения казахской нации, этапы ее становления, а также пути познания сущности казахской нации. Особенностью исследования является рассмотрение процесса этногенеза с точки зрения сложного противоречивого процесса, который зависит, прежде всего, от природных условий, затем хозяйственных, экономических, политических, культурно-исторических, психологических факторов.
Эти явления пока не достаточно изучены в трудах казахстанских ученых. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионным вопросам.
Особое значение политологии, да и в целом наука приобретает в так называемые периоды перемен – коренной трансформации социально-политических моделей, когда на повестку дня выходят вопросы переосмысления исторического процесса, формирования нового исторического мышления.
Политологическая наука приобрела новую качественную характеристику, определяемую в виде новых подходов к научной проблематике, свободный творческий поиск, а также усиление интереса к проблемам этногенеза, государственности, кочевниковедения, религиоведения, международных отношений и общего исторического наследия.
Состояние развития этнической идентичности и национальной идеи ставят проблему глубокого, разностороннего, свободного от спекулятивных, абстрактных и упрощенных подходов изучения истории и динамики развития государственности.
Как показывает социально-политологическое изучение жизни народов, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Народы которые проживали на его территории и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, называют андроновцами. Об андроновских племенах, народах точных сведений нет. Одноко ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подверждается некоторыми сходствами казахской нациолнальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники этого периода в виде различных построек захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахких ковров, украшений, в убранстве юрт.
Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казаков.
Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами ,народами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и. т. д.
По мнению некоторых ученых-обществоведов, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческой), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников, уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, т.е. здесь можно провести параллель с тремя казахскими жузами: младший жуз, средний жуз, старший жуз. Это подтверждает этногенетическую преемственность. [1]
Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза.
Важность этого периода состоит в том, что далекие предки казахов — племена усуней и канлы — смешались с племенами гуннов, вторгшихся с востока, и произошло взаимовлияние в антропологическом и языковом плане, повлекшее за собой и некоторые внешние изменения. Образцы хозяйственнокультурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).
Древним населением Казахстана, вошедшим впоследствии в состав казахского народа, являются племена канлы из Южного Казахстана. Затем они постепенно сблизились и смешались с племенами сарматов из Северо-Западного Казахстана. Все они являлись первыми этнополитическими сообществами, образовавшими основу казахского народа.
Таким образом, вторым периодом в развитии казахского этноса нужно считать размещение на территории Казахстана тюркских племен, народов и их полную ассимиляцию с местными этносами. Появились тюргепш, карлуки, дулаты, шигила, ягма, болаты и др., тем самым увеличился этнический состав населения на территории древнего Казахстана. Главным было то, что эти племена, народы – саки, усуни, гунны – были с древних времен близки друг другу своими традициями, укладом жизни, верованиями, социально-экономическим, политическим развитием.
Тюркские племена, народы населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедераций. Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путештвенник и государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков).
Третьим периодом сложения основы казахской народности нужно считать увеличение численности населения, которое приходится на период расцвета средних веков (X-XIII вв.). В это время из-за усиления Монгольского ханства на востоке на нашей территории расположились народы-племена найманов, кереев, меркитов, жалаиров. Найманы и жалаиры мигрировали и достигли Семиречья. Жалаиры стали главенствующим племенем в Старшем жузе, найманы и кереи – в Среднем жузе.
Последним периодом становления этнической структуры казахов следует считать XIII–XIV вв., когда в эпоху монгольских завоеваний на территории Казахстана появились новые этнические группы монгольских завоевателей. Этот период был особенно трудным и сложным. Одни племена были разгромлены, другие ушли в далекие края, третьи объединились между собой. В этих условиях шло постепенное сближение и становление местных тюркоязычных племен, родов и народов в единый народ. Как показывает социальнополитологический анализ ,что очагами становления казахского этноса как народа являются Центральный, Южный и Юго-Восточный Казахстан. До вторжения монголов на территорию Казахстана шло формирование народа в Восточном Кыпчаке на основе кыпчакских племен, в Семиречье – на основе усуно-карлукских племен. На востоке Казахстана и на Алтае началось объединение племен и родов в единый тюркоязычный народ. Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. [2]
Оно внесло путаницу в географическое расселение народов. Появилась возможность возникновения в Казахстане новых тюркских и монгольских этносов. Таким образом, монгольское нашествие оказало влияние на становление этносов, вызвало изменение их антропологических форм с усилением монголоидного типа.[3]
Было разрушено сложившиеся хозяйственно-экономические, культурно-этнические и социальнополитические связи. Многие тюркские племена, народы была разобщены, лишены были прежней сплоченности. Под влиянием монголов пройзошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйсвенной деятельности, обычаях, традициях и т.д.
Система монгольского управления, делившая народ на "тысячи”, "тумены”, поделила этносы на улусы и уделы. Такое смешение активизировало процесс становления народа. Статусы этнических групп получили конраты, ногайцы, татары, толенгуты, подвергшиеся тюркизации монгольские племена, чингизиды. Среди них последние старались сохранить свои особенности. Со временем они вошли в состав казахского народа. Территория Казахстана постоянно подвергалась миграций различных этнических групп. Интенсивное этническое смешение, осоьенно в эпоху великого переселения гуннов, затем тюркских племен, народов и в эпоху монгольского нашествия, наложило отпечаток на внешний вид казахов. Кроме того, в период бурных этномиграционных процессов, предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. Это касается также и монголов. Они постепенно переняли традиции и обычаи, переняли язык, религию тюрков. Об этом в XIY веке писал арабский Эль-Омари: Раньше это государство (Алтын Орда) было страной кыпчаков, но когда их завоевали татары, кыпчаки оказались их подданными. После этого победители смешались с ними, стали родственниками, и прибывшие стали сами похожими на настоящих кипчаков. [4] Поэтому надо считать, что предками казахов являются выходцы из племен, народов, для которых территория Казахстана была своей родной землей.
В XIY–XY вв. На землях Казахстана и приграничной территории существовало несколько государств: Белая Орда, Могулистан, Ханство Абулхайра, Ногайская орда. Жителей этих государств называли узбеками, узбек-казахами, моголами (могулами) и ногаями. У этих названий свое этническое и полическое значение. Если понятие «народ» рассматривалось в качестве этнического образования, то его обозначают термином «этноним» (узбеки, казахи, киргизы). Народ же, именовавшийся соответственно назвнию своего государсва (территории проживания), определялся термином «политоним» (моголынароды государсва. Могулистан, ногаи-народы, принадлежащие к Ногайской орде), т. е. это понятие этнополитическим сообществом.
Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собсвенную независимую государственность. Племена, народы стремящиеся к единению, были раздроблены в полическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхайра, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке [5, с.12].
Формирование казахского народа закончилось между ХIV в. и началом XVI века, когда было достигнуго еще одно условие формирования народности – называние собственного государства.
Как показывет социально-политологический анализ, что в казахском ханстве стало постепенно ослабелевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Объединение родственных тюрко-монгольских племен вокруг идеи казахской государственности произошло на основе кочевого образа жизни и общекультурного духовного комплекса. Казахи предпочли местническому регионализму единое государство с национальным сознанием. Для того исторического периода это было достижением на пути создания своеобразной гражданской нации. С этого периода наступает апогей этногенеза казахского народа.
Не смотря на консолидацию в единое политическое объединение, казахи подразделяются на жузы уникальную особенность, присущую казахской нации. Необходимость казахам сохранять себя в своем роде хорошо описана В.К. фон-Герном. Приведя в качестве яркого примера казахскую пословицу «Жаяудын шаңы шыкпас, жалғыздың үні шыкпас» (От пешего пыль не поднимется, от одинокого звук не раздастся), автор отмечает, что человек без рода сирота в степи, всем он чужой [5, с.25]. Остаться человеку в степи одному, значит отторгнуться из общества, перестать быть его структурной единицей и обречь себя на гибель.
Казахи составляют отдельные племена (по-казахски «ыру»), сведенные в шежире и объединенные в жузы. Оно сложилось за много веков и четко оформилось в пять последних столетий и отражает драматизм исторических событий, связи с разными народами и их влиянием разнообразного характера. Жузы подразделяются на рода, большие рода на подрода. Каждый жуз имел свой родовой знак (тамга), боевой клич, общий клич всех трех жузов Алаш. Обособленно от жузов находится Аксуек, противостоящий всему населению, называемому карасуек «черная кость», одновременно оберегая его.
Шежире представляет собой сумму сведений, подытоживающих длительный трагический процесс формирования нации, который содержит сведения о народностях, ранее обитавших на территории Казахстана. Многие названия казахских племен как бы отмечают своих предшественников, следовательно, могут служить для определения исторических этапов появления и развития казахской нации. Другими словами, самосознание народа возможно только в случае полного знания путей, к ним приведших. Род и связь рода с прошлым, настоящим и будущим это своего рода идеология казахского народа, отражение времени и преемственности поколений.
Особое значение в идентификации родовой принадлежности имеет родовой знак или тамга (танба). У каждого рода имелась собственная тамга, которой клеймили животных, использовали на предметах оружия, быта, в архитектуре. Тамга это не просто способ выражения собственности и принадлежности. Каждая тамга имеет свою историю происхождения, которая практически не изучена. Это подтверждение богатой и древней истории каждого рода, являющейся сокровищницей мировой культуры.
Например, у рода найманов существует более двадцати вариантов тамги. В частности, одна из тамг носит название «Ергенек». По-мнению архитектора А.Б. Ордабаева, данное слово означает «Трон», свидетельствующее о рассвете найманского государства, созданного до прихода на политическую арену Чингисхана. Или изображение креста рода кереит может наглядно показывать исторически доказанный факт о том, что в XI веке кереиты приняли. христианство несторианского толка и наносили себе краской кресты на лоб.
Более подробное изучение родовых знаков позволит найти ответы на вопросы этногенеза казахского народа.
В заключение можно, сказать что вопрос об этногенезе казахского народа необходимо рассматривать одновременно с антропологической точки зрения. Объективным носителем и основным создателем этнокультурного наследия всегда был и остается человек, вне зависимости от исторического периода. В связи с географическим местом расположения в отдельных этнических группах частота проявления наследуемых признаков, как известно, варьируется. Именно биологическая природа человека может вывести результат генетически связанных между собой народностей и определить их родство между собой.
Распределение определенных генов среди представителей конкретного народа является безусловным свидетельством об этнической истории народа, его миграции, ассимиляции. Следовательно, исходя из антропологического анализа на основе генетических особенностей, прослеживающихся на протяжении веков, можно вывести основные направления как этнического, так и исторического развития населения Казахстана.
Таким образом, процесс этногенеза это не сиюминутный процесс, он не происходит простой откочевкой. Прежде чем народ будет идентифицировать себя с каким-то определенным этносом, он должен осознать свою принадлежность к нему и развить этническое самосознание, которое, зарождаясь, увеличивается в течение времени. Этногенез это перманентный процесс, он непрерываем и проистекает всегда вне зависимости от обстоятельств или политической воли. Поэтому казахский этнос это путь эволюции собирательного образа народностей, когда-либо проживавших на территории современного Казахстана, которые никуда просто так не исчезли и, так или иначе, определили этногенез казахов.
- Асфендияров С.Д. История Казахстана с древнейших времен. Т.1. – Алма-Ата,
- Истрия Казахстана с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. – Алматы: Медиа-Альянс, – Т.3. – 530 с.
- Маргулан А.Х.и др. Древняя культура центрального казахстана. – Алма-Ата:Наука, 1966. – С.15. 4.Евдокимов В.В.,Варфоломеев В.В. Эпоха бронзы Центарльного и Северного Казахстана. Караганда: КарГУ,– С.16-30.
- Муканова М.К. Этнический состав и расселение казахов среднего жуза. – Алма-Ата, 1974.