Интеграция образования и культуры – путь к прогрессу

В Послании Президента Н.А.Назарбаева «Казахстанстанский путь-2050»: Единая цель, единые интересы, единое будущее» уделено внимание проблемам образования и культур и их интеграции в современном мире. 

В Послании Президента Н.А.Назарбаева «Казахстанстанский путь-2050»: Единая цель, единые интересы, единое будущее» уделено внимание проблемам образования и культур и их интеграции в современном мире. Лидер наций призывает каждого гражданина принять самое активное участие в построении нашего общего дома, именуемого «Мəңгілік Ел», максимально раскрывая интеллектуальный потенциал нашего народа в целях повышения конкурентоспосбности нации в условиях интегрированного глобального мира. Это заставляет каждого из нас думать, созидать, вносить свой вклад в общее дело.

В Послании нашего Елбасы подчеркивается, что безусловным приоритетом Стратегии «Казахстан-2050» должно стать развитие конкурентоспосбной образования и культуры. Как известно, сегодня образование и культура стоятв центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в  качестве  ведущих факторовобщественного прогресса и развития цивилизации.Особенно этот процесс стал актуальным в эпоху глобализации.

Глобализация дала импульс глубоким трансформациям в жизни общества, которые затрагивают всех и каждого. Растущая взаимозависимость не только в экономических, но и в политических и социальных отношениях на международном уровне стала характерной чертой современного мира. Этот фактор, а также возрастающие контакты между людьми углубили осознание всеобщей причастности к глобальному сообществу. Она предоставляет широкую платформу для контактов и обмена идеями между людьми и обществами по самым актуальным проблемам современности. В этом контексте, в эпоху глобализации неизмеримо возрастает роль интеграцииобразования и культур, диалога во всех сферах человеческой деятельности – диалога между цивилизациями, диалога между культурами, диалога между различными обществами и объединениями и т.д.

В связи с этим по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева Генеральная Ассамблея ООН в декабре 2012 года провозгласила Международное десятилетие сближения культур (МДСК)  на 2013-2022 годы.

В августе 2013 года в Астане проходил Международный форум по случаю инаугурации этого проекта, в котором приняли участие представители более 30 стран. Выступая на форуме постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО Олжас Сулейменов отметил, что «Культура – это не только песни и пляски, культура – это искусство жизни человека в обществе, общества в союзе с другими обществами. И вот сближение культур народов – это главное направление деятельности ЮНЕСКО на ближайшие 10 лет, а может, на всю перспективу».

Межкультурный диалог – неисчерпаемый источник обогащенной духовной и интеллектуальной составляющей современного общества и каждой его единицы,  процесс,  вовлекающий  представителей всех культур, народностей и вероисповеданий.

Казахстан заинтересован в расширении и углублении диалога цивилизаций, всегда поддерживал и сам выражал готовность выступить смеждународными инициативами, направленными на сближение понимания между Востоком и Западом по ключевым проблемам современного мироустройства.

С древних времен и до наших дней казахская земля выполняет функцию своеобразного связующего звена между Азией и Европой, она и сейчас является родным домом для представителей многих народов  и вероисповеданий.  Об  этом очень  хорошо  сказал  в своей статьеПрезидент  Казахстана  Н.А. Назарбаев «Воплощение в мечты Абылая». И это подтверждают регулярно проводимые по инициативе Главы государства, Лидера нации съезды мировых и традиционных религии в Казахстане, участниками которых являются религиозные и политические деятели со всего мира.

Съезды лидеров мировых и традиционных религий в Казахстане (состоялось четыре съезда) стали существенным вкладом в глобальном процессе межцивилизационного и межкультурного диалога. Межконфессиональное общение рассматривается как один из важнейших инструментов  поддержания мира и согласия между народами и нациями, поддерживая усилия международного сообщества по продвижению диалога между цивилизациями. Оно открывает новые горизонты для использования огромного потенциала мировых и традиционных религий для укрепления мира и согласия между народами, основанного на толерантности, взаимном уважении культур.

Большая роль в интеграции-сближении и взаимообогащении культур принадлежит образованию, ибо оно является одним из основопологающих факторов, играющих все большую роль в современном мире и определяющих основы экономического и социального прогресса как человечества в целом, так и отдельных государств и народов. Благополучие государства, результаты его развития практически во всех  сферах и направлениях деятельности зависят от уровня образованности его граждан, так как образование это – процесс духовного и интеллектуального формирования человека.

Под влиянием происходящих в мире крупных политико-экономических переменах, эволюции ценностных систем многих стран, а также перед лицом глобальных вызовов человечеству современное образование приобретает все более глобальный, общемировой характер.

Основной целью современного образования выступает подготовка высококвалифицированного специалиста, способного и готового к мирному сосуществованию в обществе культурногои национального плюрализма, основанном на гуманистических демократических ценностях, общению и сотрудничеству с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий и культур.

Глава государства в своем Послании подчеркивает, что «развитая страна в ХХІ веке – это активные, образованные и здоровые граждане... Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования».

Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняетсяиз следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Что касается социокультурных функции, то можно сказать, что образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданского мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществевысказываются требования формирования глобальнойстратегииобразования человека (независимо от места и страны проживания, типа и уровня получения образования).

Интеграция является одной из ведущих тенденций современного образования, она позволяет сформировать целостное представление о профессиональной деятельности и способствует подготовке высококвалифицированных специалистов путем получения системы взаимосвязанных знаний и умений.

Интеграция в образовании  – часть сложного и всеобъемлющего процесса сближения,  взаимодействия и взаимопроникновение национальных структур. В процессе интеграции образования происходит формирование новой международной образовательной среды, где в наиболее эффективных формах могли бы реализоваться национальные интересы действующих в ней участников и осуществляется совместный поиск решения проблем, имеющих жизненно важное значение для человеческой цивилизации.

Интеграция в образовании – не мода, не очередная кампания. Она является отражениемтех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферычеловеческой деятельности. Интеграция не просто механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Интеграционное обучение развивает творческое мышление учащихся, способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновениянескольких учебных дисциплин,а через их органическую реальную связь дать ученикампредставлениео единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию – пародию на международные связи.

Как считают ученые, интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззренияучащихся, дает большой выигрыш во времени.

Жизнь человека – это звено в цепи поколений, то есть человек живет в пространстве социокультурнойтрадиции, котораяоказывает существенное влияние на формирование его характера,стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим общение между традицией и новациями в сфере образованияи воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколенияответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общенияи способов поведения человека в социальной  группе.  Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявится в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихсяформ общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качестваобразования, культуры и квалификации граждан.

Высшая ценность образования и его цели заключается в духовном развитии творческой самореализации личности в культуре, в становлении личностисубъектом культуры, а такжеобеспечении ее вхождения в мир современной мировой и отечественной культуры.

Современные ученые считают, что интеграционные процессы приводят к расширению социокультурной базыквалификации специалиста и рассматривают интеграционные связи в качестве основы формирования профессиональных умений студентов.

Поэтому образование в современном обществе осознается как важнейшая составная часть культуры. Культура является для него в качестве модели – образа, в соответствии с которым оно самоорганизуется. Верно и обратное: образование выступает в качестве модели культуры. Культура и образование это симметричные макро и микромиры, зеркально отражающие друг друга. В каждом из них интегрируются процессы, получающие развитие в мире.

В первую очередь образование соотносится с национальной культурой. Это происходит уже  тогда, когда ребенок вслед за матерью выговаривает первые слова и входит, таким образом, в пространство родной культуры.Именно через систему образования в решающей степени осуществляется трансляция культуры в новые поколения, их приобщения к культуре. Культура выступает предпосылкой и результатом образования. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Из этого вытекает, что основная функция системы образования находится в воспроизводстве культуры и следует определить образование не только как социальный институт, но и как институт культуры. Именно культура предполагает пробуждение исторической памяти в духовном мире, эмоциональное сближение этнических достижений разных народов, объединение людей на основеприродосообразного, культуросообразного, этически и эстетически значимого воспитания.

Духовное в человеке самопроявляется благодаряего «врастанию» в культуру. Носителями культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми.

В образовании должна воспроизводиться, моделироваться национальная культура в ее органичной исторической целостности истоков до наших дней. В принципе,совершенно безразлично, какая культура будет моделироваться в образовании–это вопроснациональных предпочтений. Естественно, в казахской школедолжна воссоздаваться казахская культура.

Однако именно в процессе обучения, воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, поскольку освоение исходных положений также является обретением культурных ценностей.  В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры – обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры.

Обращение к культуре как основа образования открыло перспективу возможностипринципиально иного философского, культурно-исторического, научно-педагогического обоснования учебно-воспитательной деятельности общества и государства, возможность вывести массовую школу на уровень воплощения гуманных принципов и ценностей жизни, провозглашенных великими мыслителями и педагогами прошлого.

Усиление культурных функции образования становится главным условием его продуктивного развития, основой социального и личностного роста каждого человека.

Когда мы говорим о взаимосвязи образования и культуры, то она обусловлена действием ряда объективных факторов, основными среди которых являются расширение связеймежду государствами, усиление процессов глобализации, интернационализации, глубокое осмысление феномена культуры как явления, пронизывающие все сферы социального бытия, становление, усиление интеграционных процессов в науке.

В настоящее время происходит интернационализация образования, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества.

Интернационализация образования приобретает черты качественно нового этапа интеграции, которая представляет собой всемерное сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость, превращение высшего образования в мировую социальную систему.

Проблема интеграции образования и культурыакцентирует важность  кульутурологической подготовки будущих педагогов. При этом процесс образования рассматривается не только как путь овладенияличностью определенной профессией, но и как способ приобщенияее к современной культуре.

Интеграционные процессы связаны с возрастанием ценности образования и политическими реалиями современного мира. Результатом тенденции к интеграции в области образования стало подписание Болонской декларации 19 июня 1999 года. Смысл данной декларации сводится к тому, что Европа (а в принципе, и весь мир) рассматривается как единое образовательное пространство, предоставляющее равные образовательные возможности гражданам без различия национальных, языковых, религиозных отличий.

Можно прямо сказать, без интернационализации невозможно сближение культур различных народов. Это сближение немыслимо и без гуманитаризации образования. Целью процесса гуманитаризации образования является подготовка не только хорошего специалиста профессионала, но и всесторонне образованного человека, культурного и эрудированного, способного занять активную жизненную позицию. Учащийся получает образование для того, чтобыстать соучастникомкультурного процесса, вести диалог с культурой, быть не только потребителем, но и ее носителем, и творцом. Поэтому процесс образованиянеобходимо рассмотреть не только как путь овладенияличностью определенной профессией, но и как способ приобщения ее к современной культуре. Поэтому в своем Послании Президент Н.А.Назарбаев рекомендует дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры и разработать долгосрочную Концепцию культурной политики, где следует обозначить меры, направленные на формирование конку-рентоспособной культурной ментальности казахстанцев.

Вызовы и угрозы современного мира выдвигают особые требования к проблеме гуманитаризации образования. Гуманитарная парадигма образования ориентированана становлениечеловека в культуре, на раскрытие истинного и глубинного в нем. Сегодня очевидно, что без понимания общечеловеческих принципов существования не могут быть построены крепкие добрососедские отношения и невозможно дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Сказанное полностью относится казахстанскому образованию.

Сегодня Казахстан открыт всему миру. Теперь нам нужно сделать открытой всему новому, лучшему школу. И самым открытым в ней человеком должен быть учитель. Без учителя, человека творческого, обладающего временем для пополнений знаний, не обремененного чрезмернымколичеством отчетов, качественное, инновационное обучение, даже основанноена современных технологиях, невозможно.

И мы должны дать ответ на простой вопрос – как сделать образование по-настоящему открытым, как добитьсясопряжения политики образования с достижениеммаксимальных социальных эффектов и каким образом сделать образование, наряду с культурой, ресурсом развития.

Исключительный вклад в создание современного образованного, экономически процветающего казахстанского общества принадлежит выдающемуся государственному и политическому деятелю, первому Президенту Республики Казахстан Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, обосновавшему в своих фундаментальных трудах, докладах и выступлениях, имеющих концептуальный и программный характер, основные направления и приоритеты развития отечественного образования: реформирование его системы, широкое внедрение инновации и инфорамционных технологии и на этой основе значительного повышения качества подготовки специалистов, параметры научной и воспитательной работы, необходимость интеграции в мировое образовательное пространство.

Дальнейшее всестороннее развитие эти приоритеты получили в Послании Президента РК – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства»» и «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». При этом он подчеркнул: «Чтобы стать развитым конкурентноспособным государством,  мы  должны стать высокообразованной нацией».

В своем Послании «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент дал 7 поручений Правительству РК и Национальному банку на 2014 год, озвучил 10 масштабных проектов, которые предстоит реализовать в государстве, назвал 4 принципа достижения главной целиСтратегии-2050 и 7 главных ценностей «Мəңгілік Ел», сделал 10 заявлений, вселяющих оптимизм. Среди главных составляющих, которые позволят Казахстану претендовать на место в группе стран, входящую в верхнюю часть таблицы мирового рейтинга, Елбасы в числе других, отметил и следующее: необходимо раскрыть потенциал казахстанских граждан. Для этого предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования и здравоохранения. Следует дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры.Следует принять все меры для расширения сферы применения казахского языка как государственного, который должен играть консолидирующую роль, выступать языком дружбы и решающим фактором укрепления нашей независимости.

Следует сказать, что указанные Президентом Н.А.Назарбаевым приоритеты развития казахстанского образования находят практическое воплощение во всех учебных заведениях республики, прежде всего в уникальном казахстанском вузе «Назарбаев Университет», в Национальных университетах, к числу которых относится Казахский Национальный Педагогический Университет имени Абая.

Наш вуз ныне является крупнейшим центром инноваций в областипедагогических, естественных и гуманитарных наук, разрабатывающимновые перспективные направления с учетом новых технологий и требований современного рынка труда и образовательных траекторий, способных осуществить всемерное развитие интеллектуального потенциала и взаимное обогащение культур народов мира.

Логическим продолжением является, созданный по инициативе Президента РК государственный проект «Интеллектуальная нация-2020», на его основании в университете разрабатывается программа, основной задачей которой является формирование истинных патриотов со сложившимся самосознанием, способных внести свою лепту в поддержку интересов нации, соединить воедино национальные и общечеловеческие интересы. С этой целью у нас открыта кафедра «Национальное воспитание».

Аналогичная дисциплина  преподается студентам  всех специальностей.  У нас  разработана концепция «Национальное воспитание студенческой молодежи», в которой много внимания уделяется возрождению и развитию национального самосознания в русле нравственно-духовного воспитания. Вместе с тем учитывая, что в республике проживают 140 нации, народностей, национальных и этнических групп, при преподавании дисциплины «Национальное воспитание» немалое место занимают вопросы духовной и материальной культуры этих национальностей. Мы обладаем бесценным богатством, внося тем самым существенный вклад в развитие мировой культуры.

Неотьемлемой частью процесса формирования интеллектуальной нации Президент Н.А.Назарбаев обозначил подготовку и воспитание педагога новой формации, наметил значительные меры по повышению его социального статуса, совершенствования всего педагогического образования в стране. В соответствии с этим, КазНПУ имени Абая принимает всесторонние меры для улучшения качества образования и повышения квалификации самих преподавателей. С этой целью в КазНПУ осуществляются инновационные научные проекты, учебный процесс обеспечивается автоматизированными технологиями. Широко внедряется информационные методы, содержащие новейшие сведения о современных достижениях экономической и культурной жизни человеческого общества.

Важно и то, что в настоящее время в КазНПУ имени Абая работает свыше 50 авторских коллективов по разработке учебников нового поколения, рассчитанных на 12-летнее обучение с мультимедийным, электронным сопровождением, с тренинговым и компьютерными программами, в которых заметное  место занимают вопросы интеграции культур и диалога цивилизаций в материальном и духовном плане.

Все учебники, написанные учеными КазНПУ имени Абая, успешнопрошли апробацию, экспертизу и с одобрением были приняты обществом и вошли не только в образовательное пространство, но и в культурно-исторический контекст современного независимого Казахстана.

Возросшие масштабы деятельности и превращения нашего вуза в исследовательский университет, моделью которого является «Назарбаев Университет» вызвали необходимость и других инновационных преобразований. В университете с нового учебного года открыты 6 учебнометодических институтов с современными  функциями  по  подготовке  высококвалифицированными  специалистов,  обладающих  не только профессиональными знаниями, но и воспитанных на традициях отечественной и мировой культуры в духе нового казахстанского патриотизма.

Как известно, язык является способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качествехранителяи выразителя духовной культуры , которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культурыотдельного человекаопределяется отношением к языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколенияответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению исторических, научных и культурных ценностей.

Именно на воспитание высококультурного слоя интеллигенции, несущей духовность в жизнь, направлена деятельность нашего университета, который стал мощным центром подготовки ученых-филологов и востоковедов.

В целях оптимизации учебного процесса и эффективного использования научного потенциала преподавательского состава впервые в Казахстане в 1999 году на базе кафедры восточной филологии и  кафедры западных языков (английский, немецкий, французский) был создан общеуниверситетский Центр мировых языков. В настоящее время ЦМЯ осуществляет обучение более чем на 10 языкахнародов мира.

Профессиональная подготовка студентов-историков, специалистов-международников, правоведов включает наряду со специальными предметами изучение восточных и западных языков.

Независимо от специальности студенты ряда факультетов изучаютв одинаковом объеме один или два восточных языка иодин из западноевропейских языков. Знание нескольких языков позволяет выпускникам нашего университета работать в государственных учреждениях,общественных организациях, средствах массовой информации, издательствах, в научно-исследовательских институтах Академии наук,   в системе образования. Заинтересованность в привлечении на работу выпускников университета проявляют различные экономические структуры , в том числе зарубежные.

Для овладения навыками разговорной речи при изучении иностранных языков широко используются лингафонные. Компьютерные кабинеты, аудиовизуальные средства  и средства интерактивного обучения,  а также кабинеты для занятий различными видами перевода, в том числе синхронного.

Для реализации исследовательских проектови подготовки высококвалифицированных кадров Центр мировых языков развивает связи с ведущими зарубежными университетами и научными центрами. В рамках этих проектов созданы и успешно действуют Казахстано-Корейский научный центр КазНПУ имени Абая, центр арабистики и исламоведения, центр иранистики и т.д. Для публикации учебников, методических разработок и результатов научных исследований с 2000 года выходит «Вестник КазНПУ имени Абая. Серия «Языки народов мира».

В обеспечении условии сближения, интеграции различных культур важная роль принадлежит полиязычному обучению.

В Стратегии «Казахстан-2050» отмечена большая значимость полиязычного обучения. В соответствии  с этим в 32 казахстанских вузах открыты отделения полиязычного образования с количеством студентов около 6 тысячи человек. КазНПУ им. Абая стал лидером в этом направлении.

У нас создана Концепция, целостная программа развития полиязычия, в соответствии с которой в университете впервые в республике организован Институт полиязычного образования, директором которого назначена д.ф.н., профессор Аяпова Т.Т. известный специалист в этой области.

Программа полиязычного образования конкретизирует содержание образования и рекомендует последовательность изучения языкового материала с учетом логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей, пререквизитов и постреквизитов. В целях реализации Программы разрабатываются вузовские типовые программы, создаются учебники для обучающихся, электронные учебники, учебные пособия и УМКД. Интенсивно ведется разработка нормативно-правовых и теоретических вопросов полиязычного обучения, его научного, методологического и учебно-организационного обеспечения с учетом программных документов. Наряду с практической целью программы – развитию коммуникативных навыков обучающихся, полиязычное обучение в КазНПУ имени Абая ставит и воспитательные цели. Достижение образовательных целей означает расширение кругозора студентов, повышение уровня общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения и речи. Реализация воспитательного потенциала языкового обучения проявляется в готовности студентов, как будущих специалистов, содействовать налаживанию межкультурных и научных связей, представлять свой вуз, страну на международных конференциях и симпозиумах, относиться с уважением к духовным ценностям других стран и народов.  С этой  целью  в университете  проводится  ряд  мероприятий,  направленных  как  на развитие и совершенствование языковой подготовки, так и воспитание компетентнокоммуникабельного и толерантного специалиста. Они будут способствовать выполнению Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы с целью продвижения казахстанской науки и культуры в мировое образовательное пространство.

Рассматривая проблему интеграции образования и культур нельзя обойти вниманием вопрос, касающийся педагогической культуры будущего учителя, так как от уровня культуры специалистов зависит успешность его деятельности.

Будущий учитель – не просто носитель знаний, владеющий методикой обучения и воспитательной работы, а партнер, соучастник, организатор в этом огромном, развивающемся глобальном информационном пространстве. Учитель должен нести общечеловеческие ценности, жить этими ценностями, говорить о них и практиковать их, вместе с учащимися открывать новое, быть индикаторами и ориентиром в мире знаний.

Педагогическую культуру можно определить как динамичной системы педагогическихценностей специальной компетентности и способов творческой самоорганизации личности учителя в педагогической деятельностии общении. При этом особо следуетвыделить ценностный деятельностныйи личностно-творческий компоненты педагогической культуры учителя. При этом педагог призван стать  человеком, облегчающим учение, способствующим становлению в каждом ученике чувства собственного достоинства, самоуважения, стремящимся обеспечить максимальный психологический комфорт для полноценного развития каждого ученика. Само преподавание в этом случае станет не просто средством передачи информации, а процессом радостного осмысления учения.

Процесс обучения педагога с представителями разных наций и народностей, обучающимися в многонациональном Казахстане, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В нашем университете реализуется принцип диалога культур (казахский, русский, европейский, американский, западный и восточный). Данный принцип осуществляется в  рамках  новых  учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История образования и науки».

Непосредственную работу в области интеграции культур через образование проводит кафедра педагогики ЮНЕСКО КазНПУ им. Абая (заведующий, профессор Селютин Г.Я.). Кафедра регулярно организует и участвует в конференциях, дебатах, в круглых столах по проблемам поощрения и укрепления межкультурного диалога и взаимопонимания на международном, региональном и национальном уровнях, вопросы мультикультурализма в современных обществах и главных вызовах глобализации, роли межконфессионального согласия в процессе сближения культур и народов, образования этнической  безопасности, развития интеграции в педагогике, устойчивое развитие в условиях глобализации реализация Стратегии ЮНЕСКО на вторую половину десятилетия, состояние образования в интересах устойчивого развития ООН, нематериального культурного наследия народа Казахстана и др.

Кафедра педагогики ЮНЕСКО Казахского Национального  Педагогического  Университета  имени Абая активно сотрудничает с гуманитарным Международным проектом Ага-хана «Человековедение» (ПАХЧ) по Центральной Азии, в котором в данное время участвуют 25 ведущих университетов и колледжей США, Канады, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Таджикистан, Венгрии, Индии, Великобритании.

Большая роль в сближении культур этносов и народов принадлежит Ассамблее народа Казахстана, ставшей важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечившим неукоснительное соблюдение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.

В соответствии со Стратегией «Казахстан-2050» Ассамблея народа Казахстана ставит перед собой ответственные цели и задачи: укрепление возрожденной государственности, защиту прав и свобод человека, интересов народа и государства, переход на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям цивилизованного мирового сообщества. Выступая на XX юбилейной сессии АНК  Президент РК Н.А. Назарбаев отметил: «В условиях, когда мы приступаем к реализации стратегии до 2050 года, ассамблея должна стать по-настоящему общегражданским, надполитическим и общенародным институтом. Я подчеркиваю: миссия ассамблеи в XXI веке не сужается, а расширяется»!

В КазНПУ имени Абая регулярно проводятся университетские фестивали народов Казахстана, языковые олимпиады, смотры, конкурсы студентов различных этносов на знание государственного и родных языков, международные и республиканские научно-практические конференций и семинары по вопросам языковой политики, круглые столы, посвященных актуальным проблемам этнокультурного, этнообразовательного развития. Это спосбствует воспитанию нового казахстанского патриотизма молодого поколения, гармонично сочетающего уважение к национальной истории, традициям, культурным  наследием всего человечества.

Свидетельством высокого имиджа Казахского Национального Педагогического Университета имени Абая является и то, что Глава государства, Лидер нации Н.А. Назарбаев назначил заместителем председателя Ассамблеи народа Казахстана профессора нашего университета, заведующего кафедрой Восточных языков, ученого-востоковеда К.И. Мирзоева. КазНПУ имени Абая сохраняет свое лидирующее положение в казахстанской высшей школе и является признанным крупным международным центром образования, науки и культуры. Высокое качество образования подготовка, квалифицированных специалистов обладающих современными знаниями, воспитанными в духе лучших традиции отечественной и мировой культуры нашли свое отражение в достойном месте среди 10 лучших  университетов  республики  и 1 месте в рейтинге педагогических университетов страны.

Достигнутые успехи позволяют нам уверенно оставаться одним из ведущих педагогических вузов страны. КазНПУ имени Абая проводит большую работу в этом направлении и сегодня стал учебнометодическим координирующим центром педагогических дисциплин. Мы видим свой вуз современным, мобильным университетом, в котором классическое образование сочетается с развитием научных исследований, тесными связями с работодателями и широким кругом зарубежных партеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что в КазНПУ имени Абая накоплен определенный опыт по организации учебного процесса по интеграции образования и культур, успешно отрабатываются новые эффективные технологии и методики. И что важно отметить, что действенность программ определяется  их использованием в практической деятельности.

В заключении следует подчеркнуть, что интеграция образования и культур является важнейшим фактором прогресса общества, показателем зрелости содружества народов. Сейчас важно, чтобы решение проблем образования и культурв целом способствовало объединению всех народов и стран в дружную семью и развитию демократического, справедливого общества, которому принадлежит будущее.

Многотысячный коллектив КазНПУ им. Абая приложит все усилия для выполнения новых задач, поставленных Президентом Н.А.Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»,внесет свой весомый вклад в осуществление этих грандиозных задач.

Год: 2014
Город: Алматы
Категория: Политология
loading...