Аннотация. В статье рассматриваются вопросы интервью Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева у подножия горы Улытау. Интервью представляет собой фундаментальное историческое и философское размышление о судьбе казахского народа во втором десятилетии ХХІ века. По – новому осмысливая историческое прошлое казахов, Н.А. Назарбаев в то же время ориентирует весь многонациональный народ Казахстана на горманичное единство и устремленность в будущее.
В статье рассмотрены вопросы круг исторического и политического характера. Затронутые Н.А. Назарбаевым проблем они значителен и многогранен. Поэтому данное «Размышление» - знаковое явление не только в общественной, но и в научной жизни нашей страны. Масштабность сделанных выводов не уступает масштабности анализируемых мировых процессов.
Внимание всех казахстанцев обращено к интервью Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева у подножия горы Улытау, в геометрическом центре нашей страны, являющимся символом государственной целостности и единства Казахстана.
В этом содержательном выступлении вновь и вновь проявилась политическая и житейская мудрость Главы государства в рассмотрении проблем развития современной экономики, истории страны, языка и религии.
Каждый блок выступления Президента продуман стратегически, всесторонне просчитан.
Актуальны и политические вопросы и экономические.
Сегодня стратегическим вектором экономической политики Казахстана является форсированное индустриально-инновационное развитие. Инновационное развитие государства – это научно обоснованный комплекс мер, обусловленный политическими, экономическими, информационными, культурными приоритетами и потребностями государства. Эти меры направлены на повышение качества жизни людей, на всемерную поддержку и развитие их инициатив, творческого интеллектуального потенциала. И вступление Казахстана на путь инновационного развития знаменует собой новый этап в социально-историческом процессе.
Открытие Н.А. Назарбаева железнодорожных магистралей Жезказган – Бейнеу и Аркалык-Шубарколь имеет стратегическое значение не только для региона, страны в целом. По сути дела, в известной мере, это возрождение Щелкового пути.
Круг затронутых Н.А. Назарбаевым проблем значителен и многогранен. Интервью представляет собой фундаментальное историческое и филосовское размышление о судьбе казахского народа во втором десятилетии ХХІ века. По – новому осмысливая историческое прошлое казахов, Н.А. Назарбаев в то же время ориентирует весь многонациональный народ Казахстана на горманичное единство и устремленность в будущее.
Автор делает глубокий анализ пути, пройденного нашим народом в борьбе за независимость. Значительное место уделено весомому вкладу, роль в ней священного Улытау, который внесли кочевые народы в развитие мировой цивилизации. Интересен взгляд автора на происхождение и становление тюркоязычных государств.
В выступлении дается всесторонняя, основанная концепция генезиса казахской нации, ранней казахской государственности.
По своему замыслу интервью Н.А. Назарбаева составляет в своей совокупности панорамное целое о прошлом, настоящем и будущем казахского народа.
Однако автор неизбежно выходит за рамки национально-государственной проблематики. Сакраментальная формула о том, что мы живем не на острове, в настоящее время обретает буквальное значение - нельзя понять логику национально-государственного развития, не обращаясь к политическому и экономическому ландшафту за окнами национальной квартиры, не обращаясь к логике региональных и всеобщих процессов.
Интервью можно смело отнести к фундаментальным научным трудам, которые отражающих целостную картину эпохи и представляющим собой плод размышлений человека, внесшего выдающийся вклад в развитие человеческой истории в один из поворотных моментов ее эволюции.
Поэтому данное «Размышление» - знаковое явление не только в общественной, но и в научной жизни нашей страны. Скажем больше: масштабность сделанных выводов не уступает масштабности анализируемых мировых процессов. Можно только поражаться широте охвата событий, использованию эмпирических данных и методологических приемов анализа.
Весомое внимание в выступлении у подножия Улытау уделено отечественной истории. История казахского народа прошла много важных вех, начиная от создания Тюркского каганата и первой казахской государственности, существования в условиях Российской империи, СССР, до обретения независимости в 1991 г.
Откровенному разговору Главы государства трудно отказать в научности и глубине анализа глобальных событий, имевших место в Великой Степи в разное историческое время. И большая заслуга автора видится в постановке им множества чисто научных проблем. Судя по структуре и содержанию Н.А. Назарбаев ставил перед собой задачу - осмысления места казахской нации в сложных условиях различных исторических этапов.
Казахи одна из немногих малочисленных (при наличии огромной территории) этнических общностей, развитие которой, невзирая на многочисленные катаклизмы не прерывалось.
История знает немало примеров исчезновения с исторической арены целого наряда народов, когда-то сыгравших заметную роль в межгосударственных отношениях в Центральной Азии. Те же джунагры и другие народности. Казахи сумели сохранить этническую территорию, в разных проявлениях политические институты, специфику общественного быта. И несмотря на иноэтнические включения вследствие насильственных миграционных процессов, не утратили свою основу. В этом отношении мысли Н.А. Назарбаева привлекателен и тем, что в них мы находим верные с точки зрения исторической достоверности обобщенные наблюдения, побуждающие всех задумываться над тем, в силу каких обстоятельств казахам все же удалось отстоять протяженные внешние границы и своеобразный национальный уклад.
Президент подчеркивает, что историчность всегда была важной чертой казахского познания.
«Распространенность исторических знаний среди народа была невероятно высокой. Даже сегодня при наличии развитой системы образовательных институтов трудно говорить о таком уровне историчности массового сознания».
Его «размышления» объективно направлены на возрождение историчности массового сознания, причем не только казахов, но и всего многонационального населения Казахстана. Думается нет необходимости доказывать своевременность постановки данного вопроса.
Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно, отмечает Президент. И свои слова он подкрепил образным сравнением: «Не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю».
Составной частью историзма является вопросы становления государственности. Им Н.А. Назарбаев уделяет пристальное внимание. Речь идет о возникновении государственности на древней земле казахов, о ее судьбах на различных поворотах истории, о ее влиянии на экономическую, культурную жизнь, на политическое и правовое сознание казахов. Конечно, автор не отрывает история казахов от истории развития человечества. Проблемы казахской этничности, государственности освещаются, с одной стороны, через призму норм, традиции, специальную структуру кочевого общества, а с другой – путем рассмотрения влияния на него извне. Становление государственности - это длительный исторический процесс. Только после обретения независимости завершилось формирование основных атрибутов казахской государственности: унитарное государственное устройство, территориальная целостность страны, президентская форма правления, казахский язык как государственный.
Когда автор размышляет «о многовековом стремлении казахов создать свою государственность в полном объеме на своей автохтонной территории», помимо политических и экономических факторов имеется в виду объективное осмысление демографического баланса в сторону титульной нации. Вместе с тем, национальная государственность не означает, что она служит интересам только казахской нации. Она выражает волю граждан всех национальностей, живущих в стране.
«Единство Казахстана – это единство нашего многонационального народа» - этот девиз проходит красной нитью через все «Размышления» Президента.
В интервью наиболее интересны те моменты, которые связаны с вопросами достижения внутринациональной консолидации. Автора в данном случае интересует именно сфера национального сознания, то, что происходит в национальной душе. Он подчеркивает, что объединяющим началом для всего казахстанского народа является и строительство казахстанской государственности, и модернизация массового сознания, и консолидирующая роль казахского языка. У нас на протяжении более двадцати лет сохраняются мир, межнациональное согласие и стабильность. На это работает и взвешенная политика в языковой сфере.
Н.А. Назарбаев еще в 2006 году выдвинул конкретную глубоко обоснованную задачу о триединстве языков: государственной - казахском, русском – как язык межнационального общения, английском - как языке «науки и знаний, СМИ, Интернета, медицины и культуры».
КазНПУ им. Абая понимает чрезвычайную важность поставленной Президентом задачи овладения каждым выпускником школы казахского, русского, английского языков. В связи с этим была разработана программа предусматривающая создание новой модели образования, способствующей формированию конкурентоспособного поколения, владеющего языковой культурой. Знание казахского, английского и русского языков дает молодежи ключ к мировым рынкам, науке и новым технологиям, создает условия для формирования мировоззренческой установки на конструктивному сотрудничеству на основе приобщения к этнической, казахстанской и мировой культурам. Казахский язык служит мощным гарантом дружбы и единства, сплоченности народа Казахстана важнейшим фактором консолидации общества.
Казахская культура, казахский язык сплотили вокруг себя все этносы. «Отрадно отметить, - сказал Президент, - что казахстанцы с уважением и достоинством стали изучать государственный казахский язык, давший название родной земле, на которой мы живем и ведем к благополучию нашу страну».
Что касается русского языка, то всем известны слова великого Абая сказавшего в свое время, что именно через русский язык казахи приобщают к духовным ценностям мира.
В нашем университете Разработана Концепция полиязычного образования. Осуществление ее требует подготовку учителей новой формации. С этой целью в КазНПУ им. Абая, впервые в республике открыт специальный Институт полиязычного образования, который готовит не только будущих преподавателей по государственному и английскому языку, но и осуществляет полиязычное обучение по всем специальностям, на которых создано 19 полиязычных групп в которых обучаются свыше 500 студентов.
С этой целью совместно с зарубежными партнерами (мы сотрудничаем со 115 передовыми университетами мира) подготовил 71 образовательную и 120 типовых программ на трех уровнях и трех языках. Нелишним будет упомянуть, что в КазНПУ им. Абая работают свыше 50 авторских коллективов по разработке учебников нового поколения. Они подготовили 511 учебников, учебно-методических пособий, хрестоматий, атласов, словарей для средней школы. Сейчас ученые заняты разработкой учебников нового поколения, рассчитанных на 12-летнее обучение с мультимедийным, электронным сопровождением, с тренинговыми и компьютерными программами. Преподаватели прекрасно понимают, что необходимо усилить разработку цифровых учебных пособий, активно создавать новое поколение электронных учебников для 12-летней системы образования. Все они прошли апробацию и экспертизу и хорошо восприняты школьными учителями, выдержав несколько изданий. Эти учебники поистине стали достоянием республики и органично вошли не только в образовательное пространство, но и в культурно- исторический контекст современного Казахстана. Ведь помимо богатого содержания они имеют большой воспитательный потенциал.
Особо следует отметить, что в Казахском Национальном Педагогическом Университете имени Абая с сентября 2014 года начал плодотворно работать филиал одного из ведущих университетов мира Сорбонна – «Париж», который принял на государственный грант 60 магистрантов по специальностям «Международные отношения» и «Менеджмент».
Университет приглашает читать лекции известных ученых, профессоров ведущих зарубежных вузов. В настоящее время у нас работают 52 преподавателя из университетов Франции, Литвы, России, Турции, Германии, Беларуси, Болгарии, Бельгии, Италии, Канады. Они проводят мастер-классы, участвуют в конференциях и семинарах, в подготовке совместных научных исследовании.
Осуществление Стратегии «Казахстан – 2050» предъявляет все новые требования и к воспитанию современной молодежи. На это еще раз в своих «Размышлениях» у подножия Улытау обратил Н.А. Назарбаев.
Значимость человеческого капитала, основой которого является интеллектуальная нация, актуализирует проблему воспитания молодого поколения казахстанцев. Воспитание молодежи влияет на укрепление единства наций, расширению межкультурных связей, посредством которого происходит сознательное понимание исторической судьбы, места и роли каждого народа.
Процесс воспитания предусматривает овладение общечеловеческими и национальными ценностями, этническими нормами, сконцентрированных в обычаях и традициях народа, формировании чувства гордости за свою нацию, принципов уважения, понимания, толерантности по отношению к представителям других народов. Первостепенное место принадлежит патриотическому воспитанию. Апофеозом звучат слова Президента из его Интервью: «Моя мечта и мысли о том, чтобы Казахстан существовал вечно. Поэтому я предложил идею «Мәңгілік Ел» (Вечная страна). Мы делаем все чтобы стать таковой. Я верю, что нынешнее молодое поколение - это патриоты, которые способны помочь развитию Казахстана». Важным звеном «Мәңгілік Ел» является национальное воспитание, Ибо основная цель национального воспитания – научить молодежь ментальной чистоте и верности своей стране и народу, чтобы они полностью осознали и усвоили национальные достояния и ценности.
Казахский национальный педагогический университет имени Абая разработал и внедрил в учебный процесс курс «Национальное воспитание». Будущие специалисты, а ныне студенты, изучающие новую дисциплину, основы этики, истории культуры и традиций народа, будут иметь перспективы при дальнейшей социализации в современном обществе, успешной работе, карьерном росте и финансовом процветании.
Данный курс важен и полезен как учебная дисциплина не только в вузах, его следует ввести и в других учебных заведениях.
В КазНПУ имени Абая разработана Концепция национального воспитания, издается новый научно- методический журнал «Педагогика и психология» и республиканский научно-популярный журнал «Национальное воспитание».
По нашему мнению, внедрение национального воспитания требует в первую очередь создания непрерывной единой республиканской программы по этому направлению, охватывающий бы систему от дошкольного до послевузовского образования. В существующие Классификаторы специальности следует включить «Национальное воспитание». Необходимо во всех педагогических вузах республики ввести такую специальность для подготовки педагогов, которые могли бы читать лекции по национальному воспитанию, а также организовывать воспитательную работу на всех уровнях системы образования.
В воспитательной работе так же не обойтись без инновации. Так, взамен устаревшего института кураторства в практику КазНПУ была внедрена такая инновационная форма, как наставничество, что имеет особенно большое значение для подготовки будущих учителей. Через институт наставничества они получают опыт работы со школьниками нового поколения, к которым нужен индивидуальный подход. Мы учитываем и то, что большинство наших выпускников будет работать в селах, а там, как справедливо утверждает Елбасы, каждый педагог должен стать интеллектуальным лидером среди местного населения. Глубоконаучные, поучительные откровения Н.А. Назарбаева у подножия Улытау наставники обсуждают со студентами в академических группах, общежитиях, научных кружках и семинарах, они вызывают живой интерес у студенческой молодежи.
Для молодых людей очень важен яркий пример с которым они сверяли бы свою жизненную позицию и нравственные идеалы.
И таким убедительным идеалом беззаветного служения Родине является яркая личность Первого Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, выдающегося политического деятеля современности, обладающего уникальным организаторским талантом, стратегической масштабностью мышления, чуткой душой и большим сердцем.
Много внимания в «Размышлениях» уделяется в правильном понимании ценностей, которые являются важнейшим, составляющей культурного наследия, мощным стимулом возрождения духовности казахского народа. Религии являются и объединяющим фактором, вселяют в людей уверенность, спокойствие, мир и согласие.
Конфессиональную безопасность Н.А. Назарбаев понимает, - с одной стороны, - как систему государственных гарантий и поддержки духовного потенциала народов и нации, с другой – как противодействие угрозам свободе вероисповедания и межрелигиозному согласию в обществе.
«Мы должны изучать, знать, уважать, почитать и другие религии. Только тогда мусульманство будет уважаемо» - отметил Н.А. Назарбаев у подножия Улытау.
Религия неразрывно связано и является составной частью духовной культурой общества.
В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» культура названа «существенным компонентом социальной модернизации, влияющим на формирование и развитие современного человека».
В настоящее время в Казахстане существуют все предпосылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор общественного развития. Все нации и народности – казахи, русские, украинцы и немцы, узбеки и уйгуры, представители других этносов – могут и должны осознавать себя создателями новой культурной общности казахстанского народа. В свою очередь, осознанная ответственность за судьбу нашей общей Родины – Казахстана - с его уникальной историей и культурным ландшафтом составит главное содержание процесса культурной идентификации казахстанского общества в новом столетии. Таков, основной лейтмотив «Размышления» Н.А. Назарбаева у подножия Улытау.
В откровенном разговоре Н.А. Назарбаев затрагивает животрепещущие проблемы: глобализация и ее значение для судеб народов мира, терроризм, межконфессиональные отношения, региональная и национальная безопасность, «размышление» о судьбах мира в новую эпоху, предлагает свое видение и способы решения глобальных проблем.
Диалектика развития мира подтверждает: любые кризисы, какими бы жестокими они ни были, неизбежно проходят. Но чтобы ускорить этот процесс и чтобы выйти из него в обновленном качественном состоянии, всем странам необходимы единство, сплочение и консолидация усилий. Эти факторы в любые времена и во многом определяют способность государств к устойчивому развитию. Поистине бесценны они в периоды глобальных трансформаций, ибо воплощают в себе алгоритм преодоления, алгоритм грядущих побед.
Принципиально новый подход к острейшим проблемам – вот авторский стиль в «Размышлениях». К примеру, рассуждая об корнях терроризма, Нурсултан Назарбаев не ограничивается констатацией вопроса. Он предлагает комплекс мер в рамках единой концепции безопасности, делает вывод: борьба с терроризмом должна предусматривать не только военное сотрудничество с антитеррористическими организациями, но и активную деятельность по преодолению диспропорций в экономическом развитии между странами, решение проблем бедности, устранение конфликта на межэтнической и межконфессиональной почве.
В своих «Размышлениях» и в реальной жизни Нурсултан Назарбаев видит дальше и глубже очевидных вещей, выявляя и предъявляет системные связи явлений и процессов. Трудно не согласиться с его выводом, что региональная и глобальная безопасность жестко коррелирует с диспропорциями в экономическом развитии. Особенно актуально это звучит сегодня, когда происходят драматические события в Украине, в Сирии и Ираке, и в некоторых других регионах.
Он глубоко анализирует интеграционные процессы, прежде всего подчеркивает важность создания Евразийского Экономического Союза.
Экономические интересы, а не абстрактные геополитические идеи и лозунги – главный двигатель интеграционных процессов. Поэтому первооснова Евразийского Союза – Единое экономическое пространство, как масштабный ареал совместного успешного развития наших народов.
Н.А. Назарбаев отмечает, что: «Евразийский союз – это мегапроект, соизмеримый со сложными вызовами настоящего и будущего. Он имеет все шансы стать органичной частью новой мировой архитектуры, формирование которой началось под воздействием самого мощного в истории глобального финансово-экономического кризиса».
В заключении следует сказать, что в «Размышлениях у подножия Улытау» виден сильный и характерный для нашего Президента разносторонний подход к любой проблеме, искреннюю заботу о судьбах всех казахстанцев, мира и всего человечества.
Читая этот феноменальный, научный, политический и исторический документ не устаешь поражаться уникальной глубине мысли и жизненной энергии нашего Лидера, его удивительной способности даже в очень сложные времена найти нужные, правдивые и, главное, ободряющие слова, вселяющие в миллионы людей не только надежду, но и оптимистичное стремление работать на будущее во имя выполнения величественной Стратегии «Казахстан – 2050» и процветания нашей любимой Родины – Республики Казахстан.