В статье дается описание русских исследователей о формировании казахского народа. Рассматривается происхождения казахского народа, также хозяйство, традиции, обычаи, письменность, религиозные суеверия и понятия. Хозяйство и быт казахского народа в составе Российского государства.
После падения государства кара-киданей в Среднюю Азию нахлынули новые завоеватели – монголы. Монгольские племена произвели страшные разрушения среди культурных государств Азий , а империя монголов своей обширностью превосходила все доселе существовавшая государства. Около 1155 г. родился на Ононь будущий основатель империй Темучин. Недюжинные способности и талант организаторский и военный помогли Темучину объединить вокруг своего улуса многочисленные орды кочевников Монголий. Воспользовавшись раздорами, происходящими в это время между аристократией и демократией , и опираясь на первую, Темучин в 1206 г. вошел на монгольский престол с титулом Чингизхана , или но батырскому выражению « водрузил знамя с девятью белыми хвостами и воссел царем». Уже в 1211г. отряд монголов присоединили северную часть Семиречья к монгольской империи ; но вскоре начавшаяся война с Китаем заставила Чингизхана прекратить преследования бежавших к западу найманских и меркитских родов. В 1215 г. был взять Пекин, Хорезм – шах Мухаммед, прослышав о подвигах нового завоевателя , послал торговое посольство в Монголию с целью образом , получить достоверную сведение о военных силах Чингиз хана . Из Монголий было отправлено ответное посольство и торговый караван. Чингиз-хан искренне желал добрососедских торговых отношений . Однако , его посольство постигла печальная участь -все его участники были коварно убиты и ограблены, возможно , но приказанию самого Хорезма шаха. После этого Чингизхан решил строго наказать « Владыку запала» и после тщательных подготовлений в 1219 г. вторгся в пределы Западного Туркестана через Отрар ( близ впадения Арыси в Сыр-Дарию) .
Разделив здесь войско на два отряда , Чингизхан в течений двух с небольшим лет завоевал все Междуречье , Хорасан , Нишапурь, Герать и многие другие владения. Мухаммед бежал из своих владений и умерь на одном из островов Каспийского моря. Чингизхан в 1224 возвратился в Монголию, где через три года 1227 г. и умер, оставив свою обширную империю своими сыновьим. Согласно завещания, старший сын Октай наследовал восточную част империй – Монголию, Манджурию и Китай с правом верховного владыки над остальными уделами . Сибирь , казахская степь, Европейская Россия и Крым отошли потомству Джучи , западный Тянь Шань , страны до СырДарий – Джагатаю. , потомки которого правили здесь до эпохи Тимура. Сведению о киргиз ( казах ) в эпоху монгольского владычества почти отсутствуют , и только в XV в. при падений власти Джагатаидов одновременно с дулатами и канглами на сцену появляются и киргизы (казахи), входившие в удел Джагатая. Великая империя Чингизхана, спаянная из разных народностей гением великого завоевателя, при его потомках быстро начала клониться к упадку. Власть Джучидов и Джагатаидов была крепка до тех пор , пока не про шел страх, внушенный завоеванием , и пока кочевые тюрки не почувствовали своей силы. Стремление к независимости тюркских родов , а так же междоусобия между чингизидами на почве борьбы за властью. Привели к распадению улусов Джучи и Джагатая. Создавшимся моментам воспользовался потомок одного тюркского рода, Тимура удалось или Темерлан и , благодаря огромной энергий , сломил власть Джагатаидов и в 1369 г. провозгласил себя эмиром над странами Междуречья , а через десять лет вся Средняя Азия была объединена его властью. Не ограничившись этим,Тимур умер до походы на Индию.
В 1405 г. во время похода в Китай Тимур умер по дороге в Отрар. Известно до некоторой степени выяснить состав племен , входивших в улус Джагатая . От Алтая до Сыр-Дарьи были расположены следующая племена : Киреи (Кароить) по Черному Иртышу и между Барлыком и Эрень-Хабирга , Аргыны (Аркенуть) от р.Имиля до Каратала и на запад, Дулаты (Дуглать) между р.Каратала и р.Чу , Канглы ( Кангули) . Карлуки (Карлукуть) от Таласа до Сыр-Дарьи . Хотя здесь нет указаний об интересующих нас киргизских родах , но, благодаря упоминанию о них в «ТарихиРашиди», как об аборигенах , населявших в XVI в . западный Тянь-Шань , несомненно , что они входили в улус Джагатая , занимая горный области Тянь-Шаня , т.е. почти те же места , где живут и в настоящее время. О племенах улуса Джучи сведения еще более скудны – известно лишь только , что в восточной части , в так называемой Дешти –Кипчак (Кипчакская степь), кроме Кипчаков были еще Найманы , Алчины и Аргыны.[1]
После смерти Тимура империю его постигла общая участь такого рода лоскутных государств; началось стремление покоренных народностей к независимости, и власть Тимуридов начала быстро падать . В это время появилась на историческую арену новая сила в лице узбеков , составлявших часть тюркомонгольских племен улуса Джучи. Название свое получили эти племена в средине XV в. по имени популярного среди них хана Узбека из потомков Джучи . При хан Абуль-Хаир от узбеков отделились хан Гирей и Джанибек и с присоединившимися к ним некоторыми родами ушли в Джагатаевский улус на р. Чу, образовав там ,так называемый, казахское ханство. В 1465 1466 г. к казахам перешла еще часть узбекских родов из разделившегося после смерти Абуль-Хаир-хана Узбекского ханства . Часть оставшихся на запад узбеков приобрела вскоре значительное влияние среди враждовавших за власть Тимуридов . Особенно усилились узбеки при внуке Абуль-Хаира , Шейбани –хань, который занял в 1505 г. столицу Тимуридов Самарканд.
В 1508 г. Шейбани –хан завоевал Ташкента и Ферганы положил конец улусу Джагатая и приказал убить Джагатаида Махмуд-хана . Потомки последнего, лишившись владений , бежали в восточный Туркестан и потом лишь на короткое время возобновляли свою власть над киргизами.[2] Во второй половине XV в . однако киргизы окончательно сбросили с себя власть джагатаидов . В 1513 г. узбеки уже владели всем Маверранахром, распавшимся вскоре на три самостоятельных государстваБухарское , Хивинское и Кокандское . Между тем , в это время начитается значительно усиливаться казахское ханство. С присоединением к нему родов найманских, джалаирских, дулатовских и алчинских численности его взросла до 1 миллиона, территория кочевок простиралась от Урала до Балкаша . Во главе союзных родов стояли хан, выбираемый народам и имевший очень ограниченную , почти фиктивную власть – нежелательного хана роды оставляли и выбирали себе другого. Поэтому более энергичные из них старались снискать себе популярность народа посредством завоеваний новых областей и племен.[3] В конце XVI в .Тевкель Хан , пользовавшийся влиянием среди казахов , благодаря удачным походам на Самарканд и Бухару , завоевал и утвердился в Ташкент и Туркестан. Ташкент служил резиденций казахских ханов, пока не был взят новым появившимся в Туркестан народом калмыками. Первое появление калмыков относится к половине XVI в. когда они начали двигаться с востока на земли тюркских племен.[4] В 1643 году калмыки добрались до р. Чу , а в 1652-1658 г. подчинили западный Тянь-Шань и Талас. После упорной столетний борьбы казахи принуждены были очистить Ташкент и Туркестан областями и уступить их калмыкам.(1713 г.). Около этого времени , по мнению исследователей , произошло деление казахов на три орды Старшую или Большую , Среднюю и Малую . Первая стояла из юга-восточных Дулатов и Канглов древнейших тюркских племен , вторая из Кипчаков, Аргынов, Найманов и Киреев , младшая из поколений Алчин.
Вынужденный покинуть свои земли под напором калмыков , Малая и Средняя орда подались к Аральскому и Каспийскому морям и на северо-запад, заняв часть земель русского подданных башкиров и ногаев .[5] В 30 годах XVIII века сначала Малая , а вскоре и Средняя орды приняли русское подданство. Конец калмыкскому господству в Туркестане было положены в 1756-1758 г. китайцами , которые ,пользуясь смутами и ослаблением могущество калмыков , разбили и почти совершенно уничтожили их, овладев частью земель. После этого Большая орда отошла во владение джунгаров , после них подчинились кокансдкому хану , а в 1819 г. часть ее, главным образом поколение джалайров , приняли подданство Росий. В период с 1846-1865 г . вся Большая Орда была присоединена к Россий.
В многолетней борьбе казахов с калмыками деятельное участие принимали киргизы в качестве союзников казахов. В период господства победителей –калмыков киргизские роды частью подчинились имя , частью искали убежище на Алтае и в Фергане. После падания владычества калмыков, киргизы снова вернулись на свои места, оставив в Фергане и Алтае част родов, очевидно , здесь акклиматизировавшихся за время вынужденного пребывания.[6] После этого больших передвижений киргиз уже не происходило, и теперь мы видим их на тех же самых местах. В средине XIX века приняла русское подданство часть Заилийских киргиз, а в 1876 г. генералом Скобелевым были присоедини алайские и памирские роды.
Резюмирую сведение, приведенная в настоящей заметке о киргиз казах, мы можем сказать, что : 1) отдаленные предки нынешних киргиз и казахов древние киргизы и казахы произошли от смешения тюрков с динлинами, принадлежавшими к какой-то неизвестной длинноголовой , светлоокрашенной расе, местом первоначальной родины древних киргиз является Енисей (Кемь) , 3) часть киргиз(казах) отделившаяся раньше 3 в .кочевала между Танну-ола Западными Тянь-Шанем, образовав союз Усунский , 4) под влиянием разных естественных и исторических условий ( напор новых племен и народов с востока ), усуны –казахи сделали сдвиг к западу , постепенно заняв их места , 5) современные казахи есть прямые потомки этих усуней-казах. Среди корен ных киргиз примесь построенной крови за исторический количественно и качественно незначительна .[7] Занимая в продолжений тысячелетий горный области, они были естественным условием защищены от сильного влияние чуждых им племен и народностей.
В заключении нам остается сказать несколько слов о тех теперешних казахских родах – Ктай , Ичкилик, Найман и Кипчак, происхождение которых является чуждым составу коренных казах.[8] Род Ктай составляет часть потомков кара-киданей, присоединившихся к казахам, также каракалпакам в конце XIII в и начало XIV веков. Кипчаки и Найманы , прибывшие в Фергану XVI в. в полчищах Шейбани – хана , почти все родам казах , пришедших сюда во время господства калмыков. Некоторая черты характера и быта:
Постоянная перекочевка и жизнь среди суровых естественных условий казахов крайне выносливыми физически и нетребовательными в условий жизненных потребностей. Пищей служат, главным образом, продукты животного происхождения, получаемых от своего стада, с развитием земледелия и культуры зерновых хлебов , питание казахов стало разнообразные. Духовная и материальная культура казах стоит на довольно высоком уровне развитие. В роде искусства, который пользуется большим фавором – это поэзия ; казах имеют большую устную , главным образом, эпическую и лирическую народную литературу. В эпических былинах воспитываются подвиги знаменитых богатырей ( например, подвиги богатыря Кобыланды, Алпамыс в его борьбе с внешними врагами) и прежняя жизнь народа . Из колыбельная и другая. Народная мудрость создала много пословиц, поговорок, нравоучительных сказок. Поэтическая произведения, обычно распеваются особыми певцами под аккомпанемент двухструнной домбры, или самодельной кобыз. Певцы приглашаются на праздники, свадьбы и др. торжества и собирают вокруг себя много слушателей , так как казахи большие любители пения. Стремление к красивому ,сказывается также в украшениях незамысловатой резьбой дверей юрт и в изображениях различных узоров на предметах домашнего обихода. По складу характера казахи общительны , добродушны и честны , но довольно хитры и лукавы. Гостеприимство, уважение к старшим являются неотъемлемым качеством народа; с другой стороны не менее постоянными являются – склонность к восточному кейфу, ничего неделанью и беспечности в хозяйственной жизни.[9] Предоставит женщин несложного хозяйство, казах садится на лошадь и отправляется навестить своего приятеля, иногда чуть ли не за сотню верст. Эти поездки по гостям особенно часто практикуются летом, когда все кочевое население, закончив весенние полевые работы на призывочных территориях отправляется со скотом и необходимо скарб на летний кочевки (джайлау). Изголодавшиеся за зиму скот быстро отдается на прекрасных горных лугах, и для кочевников наступает самое лучшее , почти совершенно беззаботное , время. В этот период и совершаются обыкновенно свадьбы, устраиваются всякого рода празднества (той) с « кокбаром» (козлодрание). Зимой наблюдается совсем иная картина: нередко люди , а так же их скот голодают. Однако, опыт многих поколений не научили кочевника быть более предусмотрительным в хозяйственной жизни, создал лишь физическую организацию, наиболее целесообразно приспособленную условиям борьбы за существование. И в суровую зиму, и в летний жары кочевник живет в одних и тех же войлочных юртах , или в лучшем случай в темных и грязных и тоже холодных глинобитных зимовках. Несмотря, однако, на крепость и выносливость организма , казахов не долговечны.
Язык, на котором говорят казахи, относится по классификаций Радлова, к западной групп современных тюркских наречий. Грамматическая связь между словами, как во всех агглютинирующих языках , выражается не изменением формы слова, а наращением вставок. Благодаря влиянию других народностей , в языке встречаются слова построенная -арабская , монгольский и др.[10] Письменный алфавит арабский, вытеснивший в XV в. окончательно прежний уйгурский (сирийский азбука), который был занесен неостираными из Персий. Казахи исповедуюсь ислам толкаю исполняя довольно добросовестно внешние обряды стороны религий, казахам чужды того религиозного фанатизма, каким отличаются многие оседлая мусульманской народности. Много осталось среди кочевников еще прежних языческих суеверий и обрядов. Одним из пережитков языческого прошлого являются священные деревья и заповедные рощи. Сохранился до сих пор и прежний шамань « баксы» , пользующийся и теперь большим значением, как врач, исцеляющий болезни. Вся жизнь казаха нормируется двумя институтами : « шариатом » ( сборник писанных церковных и гражданских законов, основанных на Коран) .и « адатом» (обычное право) . По адату, род является главным носителем общественных, имущественных и политических интересов своих членов. Отсюда берет начало почитание старших (прежде старшина рода). Со времени завоевание Туркестана русскими и внесением некоторых новых начал в экономическую жизнь края среди казах постепенно ломка родового быта с его отрицательным и положительным началами. Например, занимавшиеся прежде родовым представителями должности народных судей («би») и старейшин «аксакаль» заменены теперь выборными ; на этой почв развилось, между прочим , в широких размерах кляузничество, подкупить – бывает нередко что, выборы на должности обходиться в 1000 рублей. Разумеется , не один почет или желание служит обществу привлекает кандидатов на должности; во время несения службы все эти затраты с лихвой возвращаются: взяточничество процветает самое откровенное .Эти , а так же еще многие другие отрицательная, вызванная ломкой патриархального родового строя , явления нужно рассматривать как временная, преходящий; при более широком развитии гражданской и экономической жизни, надо думать, привьются и новая в среде казахского населения…
- Аристов Н. « Заметки об этническом составе тюркских племен». М.,1867 г.
- Собрание сведений о народа, обитавших в Средней Азий. Сочинение монаха Иакинфа; часть I .
- Аристов Н . « Живая старина». М., 1866 г. вып 3-4 .
- Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азий Сочинение монаха Иакинфа ; часть III .
- Карпов Г. « Племенной и родовой состав туркмен ». Ашхабад 1925 г.
- Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азий. Сочинение монаха Иакинфа; часть I.
- Записки Император. Русское Географич. Общества. 1861 г. книга
- Григорьев В.В « О скифском народа саках » М.,1889 г.
- Материалы по киргизскому землепользованию,Ферганская область Наманганский уезд. Ташкент.1913 г.
- Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азий. Сочинение монаха Иакинфа; часть III .