Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Перспективы интеркультурного диалога в образовании

Статья посвящена интеркультурному диалогу как способу общения и взаимодействия разных культур в современном мире. Особенно важным он становится в сфере образования, которая стала более открытой в глобализирующемся мире. Диалог – конструктивное средство разрешения многих проблем. Его обоснование возможно в рамках философии образования. Современное понимание диалога – это интеркультурный диалог в век неолиберальной глобализации. В статье раскрываются основные положения интеркультурной философии Р. Форнет-Бетанкура, который рассматривает интеркультурный диалог как способ понять одной культуре другую. Его идеи экстраполируются на сферу образования. В качестве практического выхода концепции предлагается идея интеркультурного образования, концепция которого формулируется в рамках интеркультурной философии. 

Все более увеличивается культурное разнообразие в человеческом сообществе. Люди взаимодействуют с другими культурами, отличающимися между собой языком, нормами, культурой. Отсюда возрастает необходимость формирования таких навыков и умений, которые бы способствовали развитию межкультурного понимания и обмена.

Система образования теснее, чем любая другая социальная структура, связана со всем обществом, в котором она существует. Данная связь общества с системой образования проявляется в том, что организация образовательных институтов, содержание учебных процессов и результаты деятельности образовательных структур во многом обусловлены национальными чертами и специфическими особенностями страны, ее культурой.

Культура понимается как все способы и результаты человеческой деятельности; как знаковая система; как система ценностей [1, с.14-15]. Культура – «живое тело» общества, его «душа», которая изменяется сама и способна изменять общество сообразно трансформирующимся условиям, в том числе и природным. Образование обеспечивает трансляцию и освоение культуры (систему норм, ценностей, способов жизнедеятельности и т.п.). Посредством образования передаются накопленные человечеством знания, достижения в различных областях, моральные ценности, нормы и т.д. Образование есть «способ вхождения человека в целостное бытие культуры, постижение и осуществление индивидом родовых и видовых смыслов жизни» (Ю.М. Лотман). Каждый индивид, вступая в жизнь, получает в свое распоряжение потенциал культуры, накопленный тем или иным обществом (сообществом), всем человечеством в целом. Передавая культуру (родовую сущность, меру человеческого в самом человеке), общество сохраняется не просто физически, но и как конкретное социокультурное целое, то есть обладающее своими специфическими качествами.

Трансляция культуры осуществляется не механически, а через осмысление и освоение опыта, социализацию нового поколения, восприемника данного опыта, способного его адекватно освоить, осознать и трансформировать сообразно меняющимся социальным и природным условиям. Осваивая весь арсенал средств культуры, совокупность технологических приемов – систему материальных и духовных ценностей и норм, необходимых для жизнедеятельности в определенных социальных и природных условиях, приобретая навыки деятельности и общения, человек тем самым овладевает инструментом, способом самоопределения и адаптации в мире, социализируется в нем (входит в различные звенья общественной жизни и встраивается в окружающий социальный порядок). Социализация означает не только усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, вхождение в социум, но также саморазвитие и самореализацию человека в том обществе, в котором он живет. Образование, будучи специализированной деятельностью общества по формированию и развитию человека, направляет, регулирует и осуществляет процесс социализации – процесс вхождения людей в общество и адаптацию к его структурам.

Социализация обеспечивается принятыми в культуре и институциализированными в социуме и его соответствующих подсистемах технологиями и стратегиями обучения, профессиональной подготовки, образования, воспитания, поддержанием необходимого уровня функциональной грамотности. Образование позволяет построить и провести целенаправленную социализацию людей ускоренно и более эффективно. Вливаясь в общество, новые поколения, взращенные системой образования, и представляют ту интегральную (качественную) характеристику общества, которая делает его именно этим обществом, а не каким-то другим. Образование выступает как один из важнейших механизмов культурного воспроизводства, поддержания качественной определенности и целостности общества в постоянно меняющихся исторических условиях.

Данный механизм реализуется, если учащиеся обучаются в своей родной стране на своем родном языке. При получении образования в другой стране и на другом языке может возникнуть «культурный конфликт», столкновение одной культуры с другой, одних ценностей с другими, непонимание образа жизни и т.п. Задача образования – предотвратить возможные «культурные разногласия». Попадая в инокультурную среду, иностранные студенты должны суметь адаптироваться к ней, воспринять и научиться жить в иных культурных условиях. Образование – это постоянный межкультурный диалог, итогом которого становится понимание, базирующееся не только на восприятии «своих» культурных норм, образцов поведения, смыслов и знаниевых систем, но и «чужих». Выдающийся мыслитель Э.В. Ильенков отмечал, что «...граница между «Западом» и «Востоком» проходит вовсе не по Эльбе и не по Берлинской «стене». Она лежит гораздо глубже: трещина проходит через самое сердце всей современной культуры, вовсе не совпадая с географическими рубежами и политическими границами современного мира. Она пролегает не только между партиями внутри одной и той же страны, но часто даже и через ум и сердце одного и того же человека» [2, c. 157].

Все более увеличивается культурное разнообразие в человеческом сообществе. Люди взаимодействуют с другими культурами, отличающимися между собой языком, нормами, культурой. Образование не является исключением в этом процессе. Происходящие изменения оказывают воздействие на образование и сигнализируют о возникновении нового глобального контекста обучения.

Современный мир стал более сложным в ситуации глобального взаимодействия, роста непредсказуемости социально экономических и политических процессов, кризиса личностных и коллективных идентичностей, традиционного и модернизационного. Благодаря открытости мира и мобильности современной жизни, быстрого овладения языками получение образования за пределами родной страны стало доступным для миллионов людей. В результате происходит учащение межкультурных контактов, более интенсивное, чем прежде, взаимодействие людей разных идентичностей, миров и традиций. Интеграция образовательного пространства усиливается глобализационными тенденциями. Как результат этого процесса образование в значительной мере стандартизируется, приобретая трансграничные и транскультурные характеристики. В результате формируется контекст международного образования и мировой рынок образовательных услуг. Так, если говорить о мировых тенденциях высшего образования, то спрос на него, по прогнозам, вырастет еще больше, из 97 миллионов студентов в 2000 году до 263 миллиона студентов в 2025 году. По крайней мере, семь миллионов из них будут студентов, обучающихся за пределами своих стран дома, многие с помощью дистанционного обучения [3]. По данным ЮНЕСКО, количество учащихся, способных учиться в любой части мира, значительно выросло за первое десятилетие XXI века и, вероятно, будет расти и далее [4, c.67].

Человеческая мобильность как в международном плане, так и внутри отдельных стран достигла самого высокого уровня за всю историю. В современном мире «мобильным» может считаться каждый седьмой житель Земли, или около одного миллиарда человек. На фоне продолжающихся миграционных потоков с юга на север ускоряются миграционные потоки в направлении с юга на юг, причем в будущем их рост, вероятно, будет происходить еще быстрее. Кроме того, «изменение географии экономического роста», и связанные с ним последствия для занятости и благосостояния подталкивают все большее число людей, живущих в странах Севера, к переезду в южные страны. Эти меняющиеся модели человеческой мобильности имеют важные последствия для образования [4, c.66]. Миграция способствует развитию культурного разнообразия в рамках образовательных систем, в профессиональной сфере и в обществе в целом [4, c.67].

С возникновением открытости образовательных границ и ростом мобильности населения возникает парадигма взаимного воздействия культур друг на друга. Взаимное воздействие культур может проявляться следующим образом: столкновение (противостояние, конфликт); поглощение одной культуры другой (ассимиляция); равноправное существование (диалог). «Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения» [5, c.38].

В последнее время диалог как способ общения и как способ разрешения противоречий приобрел важное значение. По инициативе ЮНЕСКО первый год нового тысячелетия был объявлен «Годом диалога цивилизаций».

Диалогические отношения рассматривали в своих трудах М.М. Бахтин, М. Бубер, В.С. Библер, М.С. Каган, П. Фрейре и др. Так или иначе, их идеи диалога неизменно прямо или косвенно были связаны и со сферой образования.

М.М. Бахтин писал так о диалоге: «Диалогические отношения – это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще всё, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается и диалог» [6, с. 67]. В диалоге отражается естественное движение мысли через логические и диалектические противоречия к их преодолению в более высоком синтезе. «... Идея интериндивидуальна, и поэтому сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями» (М.М. Бахтин). М.С. Каган связывает идею диалога с диалогом культур. Культура понимается как общение. «Диалог – это универсальный, всеохватывающий способ существования культуры и человека в культуре» [7, с.247]. Данный подход также проводил В.С. Библер, определявший культуру как форму одновременного бытия и общения людей прошлых, настоящих и будущих культур [8, с.38]. Как писал М.М. Бахтин, «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур» [9, с. 333]. «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем у нее ответа, на эти наши вопросы; и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины» [9, c.335].

Концепция диалога в образовании раскрыта в работе П. Фрейре «Педагогика угнетенных». П. Фрейре являлся ярким представителем «философии освобождения», направленной на «пробуждение южноамериканского континента», направленную на формирование нового мышления, которое критически отражало действительность и в то же время придало бы ей культурное и историческое единство, региональную подлинность («аутентичность»). Нужна была философия, поддерживающая создание свободного и справедливого общества, основанная на идеях национального и социального освобождения.

По мнению Фрейре, образование должно дать каждому человеку осознание наличия социальных сил, влияющих на него, критическое (аналитическое) понимание природы этих сил и тем самым возможность обратного влияния на эти силы с тем, чтобы трансформировать мир. Большинство людей, особенно в развивающихся странах лишены этого сознания и порождают то, что Фрейре назвал культурой молчания. Понятно, что образовательные программы, направленные на сохранение существующего порядка не преодолевают эту культуру. Значит, содержанием образования должно стать не изучение мира вообще, а того мира, который влияет на человека, формирует его сознание [10].

В основе философии образования П. Фрейре – диалог, рефлексия, взаимодействие и коммуникация. Автор представляет диалог как обмен идеями и взглядами между индивидами, культурами, мировоззрениями, который начинается там, где находятся его участники, без всяких предварительных условий и без какой-либо иерархии.

Интеркультурный диалог приобретает особую актуальность, экзистенциально-жизненную значимость в условиях глобализации и культурного разнообразия. Цивилизации все теснее взаимодействуют между собой. Результатом этого взаимодействия является возникновение различных «гибридных» обществ, усваивающих на основе своей культуры новую культуру.

Особая роль в выработке интеркультурного мировоззрения принадлежит философии. Сложность мировых проблем порождает проблемы в философии и призывы к ее трансформации. Философия может критически изучить природу этих проблем, их текущие эффекты и последствия в будущем, пробудить глобальное сознание, и помочь понять насущную необходимость совместных усилия государств в поиске возможных решений. Философия также может способствовать социальным преобразованиям путем рассмотрения будущих альтернатив.

Философия характеризуется открытостью ко всем вопросам и всем возможностям, ничего не беря на веру. Философия критически оценивает мир. «Такая нормативная критика показывает вопиющее несоответствие провозглашенными целями и средствами: мировой стабильности посредством политики силы и гегемонии глобальной империи; безопасности путем милитаризации и глобальной электронной массового наблюдения; процветание меньшинства за счет многих; экономический рост за счет разрушения окружающей среды; и принудительного “распространения демократии” в нарушение международного права» [11, p.XII]. Философия как знание о всеобщем несет ответственность за выработку нового мировоззрения, способного гармонизировать межкультурные отношения человечества. Как утверждал Р. Паниккар, «в любые времена философия должна исходить из кросс-культурных исследований» [12, p.236]. «Этот подход основан на стремлении услышать голос Иного, сравнить с “нашим” собственным и с голосом “сравниваемого” явления, мыслителя и т.п.» [13, c.30].

Идея интеркультурности была предложена и описана философом кубинского происхождения Р. Форнетом Бетанкуром в работе «К латиноамериканской интеркультурной философии» (1994), далее развита им в статье «Альтернативы глобализации: тезисы к развитию интеркультурной философии» [14]. Ученый трактует интеркультурность как путь к универсализации мира, как процесс создания реальности, отличной от той, которая создается неолиберализмом.

Суть интеркультурной философии Р. Форнет Бетанкур сформулировал так: мы должны обновить идеал универсальности как практику солидарности между культурами. Речь идет о диалоге культур, который будет способствовать укреплению человеческой морали, гармонизировать отношения между людьми, преодолеть гомогенезирующее влияние глобализации.

Контакт предполагает не взаимопоглощение, а диалог, в процессе которого рождается истина взаимопонимания. Диалог здесь понимается как способ взаимодействия культур, идей, идеалов, ценностей, концепций и т.д., а также как способ понимания других культур и народов.

Межкультурный диалог видится как альтернативный путь либеральной и этноцентрической концепции знания. Предлагается концепция «диалогического пространства», которое строится через активное познание своих географических, политических, социальных, экономических и культурных различий. «Диалогическое пространство» – это сфера коллективного способа подумать над собой, над своей реальностью, расспрашивать себя и трансформировать свои контексты, как одна из оригинальных попыток взаимоотношения «универсального и регионального» [15].

Диалог необходим для выработки новых стратегий жизнедеятельности глобализующегося человечества, для выхода из глобальных кризисов, порожденных современной техногенной цивилизацией через осмысление философско-образовательных проблем.

Свои идеи Р. Форнетом Бетанкур продолжил в работе «Интеркультурность и неолиберальная глобализация» в ключе альтерглобалистской философии, направленной против неолиберализма и его идеологических и интеллектуальных оснований [16]. Форнет пишет: «для нас принять позицию означает только одно противостоять курсу, навязанному неолиберальной глобализацией, процессами создания интеркультурности, которые укрепят наше сосуществование, равновесие реального и должное уважение к природе» [16, с.46].

Во-первых, интеркультурность – это ставка на постепенный процесс универсализации мира, требующий восстановления возраста мира и человека как восстановление памятей от неудобств навязывания определённой цивилизационной модели. Во-вторых, интеркультурность связывает возникновение реальности с повествованием культур, т.е. возможности реального определяются «мифами» и «легендами», в которых культуры повествуют о своих тайнах, предлагая сохранить то, что обосновывает смысл и распространяет равновесие. Основание равновесия коммуникации, как разносторонний диалог памятей культур человечества. В-третьих, интеркультурность может заявить о себе той реальностью, которая отразит интеркультурную практику и появлением новой культуры интеркоммуникации, тесно связанной с другими культурами. В-четвёртых, постепенный процесс создания новой реальности, инициированной интеркультурностью, с необходимостью должен привести к реорганизации хозяйственно-политических и иных практик и пересмотру сегодняшних культурных соглашений между государствами и межправительственными организациями [16].

Глобализация представляет собой объективный необратимый процесс, который обусловлен социально-экономическим, политическим и культурным сближением стран и народов. Она формирует свою философию и мировоззрение, мораль и систему ценностей. Новое в глобальной системе образования диктует необходимость осознания коллективной ответственности философов и педагогов за выработку мировоззрения будущих поколений. Речь идет об образовании и воспитании человека, осознающего множественность взглядов, уважающего свою культуру, что не противоречит развитию и интересам человечества в целом.

Идея интеркультурного диалога в образовании является одной из продуктивных, так как позволяет сосуществовать культурной множественности. В образовании о возможности интеркультурной философии можно говорить с точки зрения понимания ее как стратегии для создания механизма взаимной адаптации, позволяющей сосуществовать культурному многообразию в образовательной реальности [17].

Сознательное привитие уважения к другой культуре, языку, религии, истории на основе справедливого и равного диалога, а также отход от тупиковых моделей этнического национализма и фундаментализма станет возможным благодаря реализации философско-образовательной модели интеркультурного диалога.

С интеркультурным диалогом тесно связана концепция гуманизма. «Гуманистические ценности, которые должны быть положены в основу образования и являются его целью, включают: уважение к жизни и человеческому достоинству, равные права и социальную справедливость, культурное и социальное разнообразие, чувство человеческой солидарности и коллективной ответственности за наше общее будущее» [4, c. 38].

Новое в глобальной системе образования диктует необходимость осознания коллективной ответственности философов и педагогов за выработку мировоззрения будущих поколений. Речь идет об образовании и воспитании человека, осознающего множественность взглядов, уважающего свою культуру, что не противоречит развитию и интересам человечества в целом. Мыслится создание модели образования в рамках интеркультурной философии, которая бросает вызов европоцентризму, идеализированным понятиям западного общества, гегемоноцентристскому миру.

Идея интеркультурного диалога в образовании является одной из продуктивных, так как позволяет сосуществовать культурной множественности. Как справедливо пишет А.С. Колесников, «только в сознательной культивации в системе образования логики уважения к другой культуре, религии, языку, истории, логике диалога и справедливости, чьё наследие сохраняется и поныне, несмотря на исторические катаклизмы, лежат возможности интеркультурного диалога в будущем» [18, c.8].

С идеей интеркультурного диалога связано и интеркультурное образование. Это вид образования, целью которого является приобщение к культуре глобальной, национальной, локальной. Оно содействует развитию человека в культурной среде, которая не приветствует однозначных стандартов. Интеркультурное образование освобождает от сложившихся культурных стереотипов. Главное в стратегии такого образования не готовые знания, а возможность «быть тем, кто ты есть», то есть человеком другой культуры, свободно сосуществующим с людьми из других культур. В этом состоит гуманистический смысл такого образования. Человек овладевает не только современным позитивным знанием, но и соотносит его с личным и общественным опытом. Тип интеркультурного образования может стать эффективной альтернативой современному типу образования по западному образцу, основанной на овладении обучающимся определенными компетенциями прагматической и узко потребительской направленности.

Модель интеркультурного образования успешно реализуется в Межкультурном университете в Эквадоре, где преподавание ведется не на основе западноевропейской традиции, а на основе индейской эпистемологической индихинной модели, где европейское наследие включено в программу, но не является главным» [19, c.184]. В центре внимания Международной ассоциации по интеркультурному образованию, созданной в 1984 г. и объединяющей ряд западноевропейских стран [20], стоят проблемы, связанные со специфически европейской конфигурацией своего и чужого. В европейской трактовке интеркультурного образования главной «проблемой» выступает мигрант иностранец, адаптация и ассимиляция которого, а также обеспечение толерантного отношения к нему окружающих оказываются главной целью такого образования [21, c.31]. В России ярким примером реализации модели интеркультурного образования является Российский университет дружбы народов – РУДН – международный классический университет, миссия которого заключается, в частности, в объединении знанием людей разных национальностей, рас и вероисповеданий и в формировании личностей, являющихся достойными гражданами своих стран и могущих проявлять свои творческие способности и применять знания в условиях взаимосвязи цивилизаций и многообразия современного общества [22]. 

Итак, идея интеркультурного диалога в образовании – это глубокая философская идея посредством образования формирование мирного и гармоничного мира. Диалогичность образования может выступать эталоном его гуманистической оценки и критики существующих отношений в рамках социально-культурного и этнического разнообразия. Диалогичность в широком смысле в результате такого образования становится нормой на всех уровнях общения и взаимопонимания. Философия может способствовать дальнейшему обоснования и утверждению нормативного статуса диалогичности.

 

  1. Теория культуры / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. СПб.: Питер, 592 с.
  2. Ильенков, Э. В. Маркс и западный мир // Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 157 с.
  3. Stewart V., Kagan S. L. A New World View: Education in a Global Era // Phi Delta Kappan. 2005. -Vol: 87. Issue 3. P. 241-242.
  4. Доклад ЮНЕСКО «Переосмысливая образование». М., 2015. 98 с.
  5. Куракина О.Н. Интеркультурный диалог как средство духовного взаимообогащения культур // Педагогическое образование и наука. №5. С. 37-40.
  6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. 304 с.
  7. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с.
  8. Библер В.С. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии. № 6. С. 31-42.
  9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  10. Freire P. Pedagogy of the Oppressed. 1970 // New York: Continuum. 1993. – P. 125-126.
  11. Demenchonok E. Foreword // Intercultural Dialogue: In Search of Harmony in Diversity / Ed. by E. Demenchonok. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2014. P. VIII-XV.
  12. Panikkar R. A nonary of priorities // Revisioning philosophy / J. Ogilyvy (Ed.). – New York: State University of New York Press, 1992. – P. 235-236.
  13. Корнеев М.Я. (ред.). История современной зарубежной философии: компаративистский подход: Для высш. шк. – Лань, 1997. – 448 c.
  14. Ciudadanía intercultural: conceptos y pedagogías desde América Latina [Intercultural citizenship: concepts and pedagogies from Latin America] / Santiago Alfaro Rotondo, Juan Ansión Mallet & Fidel Tubino Arias-Schreiber (Eds). Lima: Pontificia Universidad Católica del Perú, 2008. 379
  15. Fornet-Betancour R. An alternative to globalization: theses for the development of an intercultural philosophy // Latin American Perspectives on Globalization: Ethics, Politics, and Alnternative Visions. – Lantham, Oxford, N,Y.: Rowman and Littlefield Publishers, 2002. – Р. 230-236.
  16. Форнет Бетанкур Р. Интеркультурность и неолиберальная глобализация // Диалог цивилизаций как призвание. М.: РУДН, 2007. С. 37-46.
  17. Колесников А.С. Интеркультурная философия в образовании // Компаративное видение истории философии. СПб., 2008. С. 5-8.
  18. Колесников А.С. Компаративная педагогика и интеркультурная философия образования // Образование, экономика, общество. №3-4 (37-38). С. 4-8.
  19. Тлостанова М.В. Судьба университета в эпоху глобализации // Знание. Понимание. Умение. 2005. №3. -С. 184-185.
  20. The International Association for Intercultural Education (IAIE). URL: http:// www.iaie.org (Дата обращения03.10.2016).
  21. Кирабаев Н.С., Тлостанова М.В. Модели современного гуманитарного образования // Высшее образование в России. №1. С. 24-31.
  22. Кирабаев Н.С., Тлостанова М.В. Пути преодоления кризиса современного университета
  23. // URL: http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/199391/ (Дата обращения – 10.2016).

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.