Псевдонимы как особый вид антропонимов

Аннотация. В статье рассматриваются литературные и сценические псевдонимы, представляющие большой интерес для исследования в самых различных аспектах. Псевдонимы как искусственно созданные имена, придуманные самим автором с использованием разнообразных словообразовательных моделей заслуживают особого внимания.

Псевдонимы серьезный общественный феномен, заслуживающий глубокого подхода в рассмотрении. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что псевдонимы в антропонимической системе относятся к разряду малоисследованных ономастических единиц, имеющую широкую перспективу лингвистического, типологического и сопоставительного изучения. Если основные антропонимические единицы (имена, отчества, фамилии) уже давно являются предметом заинтересованного внимания ученых, они собираются, описываются и исследуются в различных аспектах, то псевдонимы — большой пласт неофициальных именований — анализируются в основном в трудах литературоведов, культурологов и недостаточно изучены с точки зрения языковой теории, поэтому они представляют особый лингвистический интерес.

Как и любой тип наименования, псевдоним возникает из потребностей коллектива и отражает черты данного социума, его языковую категорию, особенности номинации в зашифровке подлинного имени. По утверждениям Н.Н. Вербицкой и Н.С. Гребенщиковой, «существуют две самостоятельные, довольно тесно связанные между собой группы собственных имен: имена, сложившие естественным путем, и имена искусственно созданные, вымышленные» [1, с. 127], где вторые имена или искусственные фамилии, придуманные самим автором в качестве нового именования, относятся к группе псевдонимов.

Псевдоним наиболее позднее неофициальное именование человека. Слово «псевдоним» имеет греческое происхождение и состоит из двух основ: ψευδής — «ложный» и όνομα — «имя». В английском языке термину «псевдоним» соответствуют «pseudonym, penname (литературное имя), stage-name (сценическое имя)». Несмотря на то, что псевдоним является одним из видов антропонимов, до сих пор не существует единого определения этого термина. В различных источниках представлены следующие дефиниции:

Псевдоним вид антропонима, вымышленное имя, существующее в общественной жизни человека наряду с настоящим именем или вместо него. В русской традиции псевдоним может заменять фамилию (чаще всего), имя личное, отчество, всю формулу имени [2, с. 113].

Псевдоним – подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. Широко распространен в литературе всех стран и эпох, особенно на востоке [3, с. 110].

Псевдоним условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящее имя или фамилию (либо то и другое) [4, с. 974].

Псевдоним выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает свое произведение; известен с древности. В одних случаях к псевдониму прибегают для маскировки, иногда даже для сознательной мистификации публики. В других случаях псевдоним замена подлинного имени без стремления спрятаться или надеть определенную «маску»: например, замена неблагозвучного имени благозвучным псевдонимом, принятие символического псевдонима... [5, с. 63].

Псевдоним рождается на основе свободного творческого поиска, выбора, осуществляемого автором в соответствии с определенным жанром и стилем, в отличие от естественного и длительного исторического развития реальной ономастики в определенной социальной среде.

В противоположность именам, отчествам, фамилиям псевдонимы именования второго порядка; их употребление носит необязательный, факультативный характер; круг носителей ограничен несколькими социально-профессиональными группами: политики, писатели, журналисты, художники, артисты и др.

Псевдоним теснее всего связан с фамилией:

  1. Основным отличием псевдонима от фамилии является тот факт, что фамилия — это юридически фиксируемое слово, с помощью которого осуществляется социальная легализация личности, псевдоним же неофициальный тип именования.
  2. Фамилия стилистически нейтральна, т. к. в речи она выполняет номинативную функцию. Псевдоним может выполнять функцию характеристики или быть эмоционально насыщенным (ср.: фамилия С.Г. Петров и псевдоним Скиталец; фамилия John Jackson и псевдоним William Silent (молчаливый).
  3. Фамилия сопровождает человека в течение всей жизни, начиная с рождения, в то время как жизнь псевдонима ограничена относительно небольшим отрезком или носит разовый характер.
  4. Фамилия единична, псевдонимов у человека может быть несколько.

Официальное употребление имени (как, например, употребление имени на обложке книги) требует полной формы именования (фамилия и инициалы), по меньшей мере, обязательного указания фамилии, так как в официальном использовании имена стремятся к экспрессивной нейтральности. Как утверждает Суперанская А.В. «Появление экспрессивности у имени собственного происходит по причине его употребления не в той ситуации, где он нейтрален и нормативен, а там, где он обладает дополнительной информацией экспрессивного характера» [6, с. 180]. Поэтому, по нашему мнению, употребленные в несоответствии с требованиями ситуации, именования типа Азиза (Азиза Мухамедова), Земфира (Земфира Рамазанова), Юлиан (Юлиан Васин), Мадонна (Мадонна Луиза Вероника Чикконе), Шер (Шерилин Саркисян Лапьер Шер Боно Оллмэн), Рианна (Робин Рианна Фенти) приобретают экспрессивную окраску и приближаются к псевдонимам.

Исходя из рассмотренных выше положений, к псевдонимам мы можем отнести настоящие имена авторов, употребленные без фамилий, и истинные инициалы. Эти антропонимы объединены общими функциями, являются самоименованиями авторов, существуют наряду с официальными именами, но в определенной сфере употребления и в определенный период времени. При образовании псевдонимов автор использует существующую систему моделей и норм в соответствии с местом, временем, жанром, стилем, социальной средой и т. д. В связи с этим о псевдонимах можно говорить как о вторичной системе, моделирующей реалную систему имен, а сам псевдоним — определить как антропоним с ограниченной сферой употребления, выполняющий специфические функции, являющийся результатом самоименования автора и предполагающий наличие истинных фамилии, имени, отчества.

При описании псевдонимов можно прибегнуть к лингвистической классификации (по словообразовательным, фонетическим, семантическим и т. д. признакам). Псевдоним может также изучаться в планах социологическом, психологическом, историческом, эстетическом, логическом. При этом каждый раз у исследователя будут совершенно разные задачи [6, с. 221].

Примеры явной характеристики лица – «говорящие псевдонимы», отмечающие особенности внешности, черты характера, происхождение автора и т. д.: Якутский (писатель Н.Г. Золотарев, якут по национальности), Welsh (англоуельская поэтесса Earle Jeane), Слепцов (слепой литератор Н.П. Николаев), Маленький Алексей (писатель А.Г. Попов, имел небольшой рост), Little (английский мыслитель, писатель Thomas More был небольшого роста), Русский Путешественник (Н.М. Карамзин), Travel writer (английская путешествующая писательница Matilda Barbara Edwards).

Псевдонимы характеризуются способностью выражать психологическое состояние человека, эмоции, различные оттенки субъективной оценки и, таким образом, выполняют экспрессивную функцию. Почти все псевдонимы уже в момент создания получают определенную стилистическую окраску. Элемент оценки может быть заключен в самом значении слова: Сергей Грустный (поэт С.М. Архангельский), Озлобленные новаторы (коллективный псевдоним В.Э. Мейерхольда и В.М. Бебутова); Рифмач, Профан, Пропойца (совр. газетн. псевд.); William Silent (молчаливый) – John Jackson, Victor Witty (остроумный) – Victor George Charles, Sapper (Глупец) – Herman Ceril Mneile; Prophet (Пророк), Cynic (Циник) – Theodore Dreiser.

В условиях современного развивающегося шоу-бизнеса псевдонимы приобретают сходство с такими элементами искусственного словотворчества, как товарные знаки, техническая и коммерческая номенклатура, и обнаруживают тяготение к языку рекламы. По утверждению К.С. Мочалкиной, «с товарными знаками псевдонимы роднит искусственность их создания и вольное обращение с языковым материалом» [7, с. 77]. Привлекая внимание адресата, вызывая приятные ассоциации, псевдонимы успешно выполняют рекламную функцию: Ариана, Жасмин, Лада Дэнс, Ксения Стриж, Шура, Глюк’oZa, Pink, 50 Cent, Rihanna, EminémCheryl Cole, George Michael, Lady Gaga, Pitbull сценические псевдонимы современных звезд эстрады.

Основная цель рекламы вызвать желание купить (послушать, прочитать и т. д.) что-либо и превратить это желание в необходимость, тем самым вынудив человека сделать свой выбор и приобрести товар. Главное в торговой рекламе текст, непосредственно воздействующий на сознание того, кому он адресован. Современный псевдоним как раз и представляет собой свернутый текст такого рода.

Псевдоним является знаком демаркации прежней или актуальной профессиональной деятельности тех, кто выступает в качестве автора популярных произведений. Такие псевдонимы, в общем, достаточно узнаваемы при сравнении с паспортным именем автора. Они предстают в виде переработки паспортного имени:

    • сотрудник правоохранительных органов Андрей Пименов и психолог Андрей Ильичев известны широкой публике как авторы криминальных романов Алексей Кивинов и Андрей Ильин;
    • Марина Анатольевна Алексеева, 20 лет прослужившая в МВД, пишет детективы под псевдонимом Александра Маринина.

Не рискуют выступать под своими именами многие ученые и общественные деятели (писатель-фантаст Кир Булычев — ученый-историк И.В. Можейко; русский поэт Лев Лосев — филолог Лев Владимирович Лифшиц. Есть такие примеры и в зарубежной литературе. Английский ученый Charles Dodgson был преподавателем математики; сочинение сказок для детей отнюдь не являлось его главным занятием. Поэтому научные труды он подписывал своей настоящей фамилией, а прославившие его книги о приключениях Алисы в стране чудес (1865 и 1871) выпустил от имени Lewis Carroll, это имя впоследствии стало его литературной фамилией [8, с. 61].

Любопытно, что псевдонимы авторов литературной продукции оказались в конце XX начале XXI вв. под влиянием тенденций, общих для номинации разнообразных товаров народного потребления. В современном мире автор использует псевдоним как способ привлечения внимания к себе и продуктам своего творчества. Псевдоним рассматривается как важная составляющая презентационного комплекса, который обеспечивает предварительную, предшествующую прочтению рефлексию. Имя автора... выступает в качестве знака, на который ориентируется потребитель текста.

«Перед автором... стоит задача «сделать» себе имя, которое будет в дальнейшем реальным залогом коммерческого успеха. Прибыль, коммерческий эффект рассматриваются едва ли не как важнейший результат творчества» [9, с. 127]. Например, авторы, работающие в фэнтезийном жанре, часто выбирают себе псевдонимы сообразно художественной системе своих текстов: это антропонимы, заимствованные (или созданные на их основе) из ономастикона традиционных мифологических текстов и/или прецедентных текстов данного жанра. Так, напоминающие эльфий-ский язык имена Ниеннах и Иллет являются псевдонимами Натальи Васильевой и Натальи Некрасовой, написавших «Хроники черной Арды» продолжение знаменитой эпопеи Толкиена [9, с. 129].

Мода диктует использование слов с определенной семантикой, распространенных словообразовательных моделей, популярных искусственных финалей. В настоящее время попрежнему сильно стремление к отбору наиболее благозвучных и соответствующих национальной фонетике имен. Следование современной моде необходимое условие создания псевдонимов, способных обеспечить рекламную привлекательность автору или результатам его деятельности.

Конец XX начало ХХ1вв. можно назвать пиком псевдонимотворчества среди звезд эстрады. Псевдоним уподобляется своеобразному товарному знаку, становится частью имиджа (от англ. imageобраз, облик, представление о чем-то). Убежденность в том, что у известного человека должна быть приятная на

слух и яркая, запоминающаяся фамилия, настолько сильна, что служит мощным толчком для принятия псевдонима. Сравните следующие известные псевдонимы:

Анжелика Варум – Мария Варум; Наташа Королева – Наталья Порывай; Маша Распутина – Алла Агеева; Валерия – Алла Перфилова;

Глюкоза – Наталья Ионова;

Ирина Аллегрова –Инесса Климчук; Лариса Долина – Лариса Мячинская; Карандаш –Михаил Румянцев;

Александр Маринин – Александр Выгузов; Жасмин – Сара Семиндуева;

Marilyn Monroe Norma Jeane Mortensоn (Baker);

Elvis Costello Declan Patrick MacManus;

Tina Turner Anna Mae Bullock;

Elton Hercules John Reginald Kenneth Dwight;

У современных певцов пользуется популярностью особый вид псевдонимов так называемый преноним имя, употребленное без фамилии [8, с. 278]: Алсу, Анастасия, Валерия, Диана, Каролина, Линда, Ника, Шура, Юлиан, Beyoncé, Timbaland, Enya, Fergie, Pink, Usher, Madonna, Cher и т. д.

Таким образом, новые имена исполнителей несут на себе эстетико-декоративную функцию: они, как правило, звучны и призваны дополнить сценический образ певца.

Малоисследованной областью являются Интернет-псевдонимы. Свобода в выборе имени, характера, биографии, существующая в Интернете, не ограничена. Человек, охотно пользуясь такой свободой, выбирает новое имя для создания своей виртуальной маски: «В скором времени имен не будет. Останутся имейлы и ники... Люди обретут настоящую свободу. В мире порталов и электронного шоппинга имя не нужно» [10].

Никне́йм (ник; англ. nickname — первоначально «кличка, прозвище», от средне-английского an eke name — «другое имя»), также сетевое имя — псевдоним, используемый пользователем в Интернете, обычно в местах общения (в блогах, форумах, чатах). Часто является производным от собственного имени или фамилии (например, мищЪ — Мищенко, asash — Саша), имени мифических персонажей или героев, предметов или животных или имеет символическое образное значение (например, Roller-Guru). Нередко встречаются украшенные специальными символами ники (например,

Для автора имени необходимо создать ситуацию неожиданности, резкого несоответствия горизонтов ожидания, что служит гарантией привлечения к нему внимания других пользователей [10]. Именно поэтому в качестве «ников» часто используются имена известных писателей, ученых, сказочных и фантастических персонажей: Сап-Са-Дэ, Этер граф де Паньи, Хрюша, Скарамуш. Выбранное имя также влияет на манеру речевого поведения пользователей. Распространенность псевдонимов и вытеснение ими имен реально-биографических могут быть объяснены психологией постмодернизма стремлением к обновлению не просто стиля жизни, но и самой индивидуальности или имени, ее фиксирующего [9, с. 122]. Усиление личностного начала в жизни и творчестве человека приводит к установке на самоформирование через выбор нового имени.

Таким образом, в псевдонимообразовании действует сразу несколько имяформирующих линий, что дает весьма неоднородную картину. Псевднонимы, являясь словами искусственной номинации, порождены и функционально детерминированы разнообразными экстралингвистическими факторами. Они очень легко вбирают в себя все то, что актуально для отдельных эпох, живо реагируют на все явления, происходящие в окружающей человека среде.

Процессы формирования и дальнейшего развития системы псевдонимов так или иначе связаны с явлениями культурного и мировоззренческого порядка. Можно предположить, что с изменением языка, обычаев, культуры появятся, видимо, и другие сферы распространения псевдонимов и мотивы для выбора нового имени.

 

Литература:

  1. Вербицкая Н.Н., Гребенщикова Н.С. Тематические группы женских имен в русской поэзии // Вопросы фундаментальной грамматики. Гродно, 2000. С. 127-137.
  2. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1988. 192 с.
  3. Подсеваткин С. Энциклопедия псевдонимов. - М.ТЕРРА, 1999. 256 с.
  4. Большой Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997. 1456 с.
  5. Краткая литературная энциклопедия. М: Сов. энциклопедия, 1971. Т.в.С. 63-64.
  6. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973. 366 с.
  7. Мочалкина К.С. Псевдонимы в системе современной русской антропонимии: Дис. … канд. филолог. наук. Волгоград, 2004. 184 с.
  8. Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя (из истории анонимов и псевдонимов). М.: Наука, 1977. 312 с.
  9. Козлов Е.В. Игры с именем и вокруг имени (имя автора в паралитературе) // Аксиологическая лингвистика: игровое и комическое в общении. Волгоград: Перемена, 2003. С. 126-138.
  10. http://www.strogino.com/karamazoff/pseudos.htm// Зачем поэту псевдоним? Карамазов И.
Год: 2018
Город: Алматы
Категория: Филология
loading...