Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Проблемы концептуализации мира в сопоставительно-культурологическом аспекте языка

В данной статье рассматриваются проблемы концептуализации мира в сопоставительнокультурологическом аспекте языка, способствующее выявлению экстралингвистических факторов, лежащих в основе национально-языкового своеобразия, специфика существенных для определенного народа и его духовной сферы отношений и связей между понятиями, явлениями и свойствами, отраженных в языковых единицах.

Тенденция к интеграции и обобщению представлений о языке, как основное достижение лингвистики 20 века, тесным образом связана с постструктуралистическим, ингвокультурологическим подходом к языку и его преподаванию.

Согласно этим же тенденциям, понятие культуры рассматривается с точки зрения составной части антропоцентрических представлений и отмечается как один из принципов: «принцип антропоцентризма имплицитно содержится и в концепциях… поскольку подлинной основой является не столько синтаксис вообще, сколько синтаксис высказывания, анализируемого в конкретной ситуации… этот принцип получает эксплицитное выражение в концепции семиотического устройства языка, где обосновывается центральная роль системы указателей «Я-ЗДЕСЬ-СЕЙЧАС» (1).

C точки зрения науки, язык выступает как социально-культурное образование и в нем откладывается социально-культурная специфика значений языковых /речевых единиц. Исследуя национальные образы мира Г.Гачев, писал, «что должны улавливать не особенные национальные предметы, а улавливать особенное соотношение предметов и понятий, общим для людей и культурам» (2). Следовательно, язык отображает концептуализацию мира в языковых формах. Еще в начале 20 столетия исследуя психологию национальности писали в частности, Д.Н.Овсянико-Куликовский, что «национальных отличий мысли нужно искать в психологии процессов мысли» и отмечал, что мы не замечаем национального колорита нашей речи ввиду бессознательного, автоматического ее функционирования (1922).

Основной задачей сопоставительно-культурологического аспекта языка является обнаружение экстралингвистических, культурологических факторов, лежащих в основе национально-языкового своеобразия плана выражения модели мысли. Специфика существенных для определенного народа и его духовной сферы отношений и связей между понятиями, явлениями и свойствами, отраженных в языковых единицах, и определяет понятие «внутренней формы» языковой единицы, то есть национально-культурный компонент их семантики, что и составляет предмет сопоставительно-культурологический аспект. При этом, если учесть, что языковой аспект отражает определение и описание эксплицитного характера реализации культурного компонента значения единиц в системе языка, а речевой аспект выявляет и представляет социально-типичные ключевые выражения эпохи, прецедентных высказываний как конкретных коммуникативных лингвокультурем (4).

Так, среди предметных классов имеются и слова, выражающие духовно-нравственные понятия. Эти понятия не существуют раздельно. Они находятся в системных соотношениях друг с другом, и вместе взятые образуют то, что можно назвать духовным мировоззрением. Мировоззрение это "взгляд на мир", миропонимание, мировосприятие, как известно, оно различно у разных людей и зависит от их возраста, занятий, воспитания, степени духовности и других факторов.

В своей работе мы рассматриваем понятия нравственнодуховной сферы, словарный состав языка, во-первых, с точки зрения происхождения слова, выражающее концептуальные понятия духовной жизни этноса; во-вторых, структуру их значения; в-третьих, место выражаемых ими понятий в системе духовного мировоззрения. Основная часть этих понятий самостоятельные слова это слова-названия (явления, понятия, их признаки, воздействие, значение и т. д.).

Предметом нашего рассмотрения стали не только слова-названия, но и словосочетания и устойчивые выражения с этими словами. Мы рассматриваем слова, словосочетания, обозначающие понятия, свойственные контактирующим языкам, понятия, присущее всем этносам и соответственно языкам, которые является, с нашей точки зрения, основополагающими для рассматриваемых концептов, как, «доброта» и «хлеб». Понятие «доброта» в русском языке… В китайском языке 善 -дюброта, в данном иероглифическом знаке заключается следующее значение: верхняя часть иероглифа рог единорога или овца, нижняя часть челюстная часть данного животного, в соединении эти знаки означаютсчастье, удача, добро. Если рассматривать в сопоставительном аспекте с русским языком, например, русское обозначение различных морфологических форм слова доброта, добродетель, добродетельный, добродеяние, доброжелательный, доброкачественный и другие производные формы данного слова в китайском языке передается одним этим знаком в возможном различном сочетаний.

会意字,读作shàn,从言从羊。

本义“吉祥”,做形容词用有“吉、-исходное значение: удача, на современном китайском языке расширено значение данного выражения и включает понятие доброта, согласие, соответствующее русскому значению добро, «хорошо», одобрение, теперь в китайском языке. даже есть фамилия.

美好、善良、慈善、应诺、慎重、高明、熟

悉”等义项,做动词用有“擅长、修治、羡慕、认为好、赞许、友好”等义项,做名词用有“好人” 义,还做姓氏。做副词用还有“好好地、多、常

、易”等义项

Данное выражение включает все лучшее, замечательное и позитивное, относительно

одушевленного и неодушевленного (к живому и к предмету)..

“善”具有深刻的伦理学、哲学和佛学内涵,

中国传统伦理有丰富的劝善内容,如《太上感应篇》等。善姓”为罕有姓氏

善』современное изображение понятия «доброта»

异体字:譱 -это древнее обозначение, на современном этапе используется в искусстве, в рисунке, в графике.

拼 音 shàn – это транскрип. Еще один из способов графического изображения данного понятия, более художественное изображение (см.рисунок)

Этот не только знак, но оно связано с широкой сферой применения в языке, тесно связано с понятием добра, удачи, со всем прекрасным, как человека, его души, его поступка и в целом коммуникативного поведения. 目录 基本信息

.

Также надо отметить, что этот знак, в котором заключено понятие доброты, в разных сочетаниях занимает различные позиции, то в начале, то в середине, то в конце языковых выражений.

В выделенных языковых единицах контактирующих языков равно, как русском языке, так и в китайском языке, т.е. концепт «доброта», тесно связано с понятием души и сердца, праведность, христианства и буддизма (душевный, сердечный, правильныйправедный, божьи, человек с богом в душе). Понятие доброты почти всегда тесно связано с словами бог, душа, сердце. Так, слово –душа:

Душа灵

Душа́ (от др.-рус. дѹша) (греч. ψυχή, лат. anima) — сложное понятие из области философии и религии.

  • Совокупность психических явлений (т. н. витальная душа, внутренний мир человека); как субстанция, существующая согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа — бессмертная нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли , противопоставляемая телу.
  • В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека.
  • В старой психологии — совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
  • Внутренний, психический мир человека.
  • Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе, как о высшей бессмертной нематериальной, духовной сущности человека, носителя разума, чувств и Божественной воли. После смерти человека душа, согласно этим представлениям, продолжает сознательное существование, и ее дальнейшая судьба определяется Богом на суде, и дальнейшим местом пребывания души после суда является либо рай, либо ад.
  • Согласно пониманию некоторых отцов церкви (например, Тертуллиана), душа материальна, другие же отцы (например, Августин) считают её духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.
  • Против такого понимания, являющимся господствующим в христианстве, выступает Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума. Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. В научной литературе считается, что теория субстанциальности души должна уступить место теории, о её актуальности.

Праведность 虔 诚 – праведность (исходное правда и правильный) — важное теологическое понятие в христианстве, исламе и иудаизме. Это характеристика, подразумевающая, что человек следует заветам, которые предписывает его вероисповедание. Праведность в христианстве, соответственно в русском языке, это состояние внешней и внутренней жизни человека, соответствующее христову закону, изложенному в Евангелии. Характеризуется полным посвящением человека на служение богу, когда все силы души и тела направлены на богоугождение, на добродетели. 

Бог 神 (произносится [бох]) — название особой сущности в деистических и теистических учениях, которая может являться единственной в своем роде (монотеизм), или какой-либо одной конкретной из многих (политеизм). В религиях мира боги создают и устраивают мир, дают вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон. Так, идея Бога постепенно кристаллизовалась в различных религиозных традициях человечества. Исходная теория развития — представления первобытных народов о силах, действие которых по-разному локализуется на панораме мирового целого.

Язык обогащается вместе с развитием идей, и одна и та же внешняя оболочка слова обрастает побегами новых значений и смыслов. Когда затронут один член цепи, откликается и звучит целое (В.В. Виноградов).

В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его девица, повертывать…»

У слова может быть не одно, а несколько значений. Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью, или полисемией. Многозначность возможна потому, что предметы, действия и признаки имеют какие-то общие стороны, свойства, что и позволяет использовать для их обозначения одно слово. В качестве примера можно привести выражения с понятием «хлеб» в русском языке: хлеб– всему голова, в значении главный продукт и достаток; перебиваться с хлеба на квасжить бедно; жить на чужих хлебах, есть не свой хлебничего своего не иметь; без хлеба не проживешьглавное и определяющее; у кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Таким образом, связь национального характера с характером мышления находит отражение в языке и в языковой личности, согласно которой, человек владеющий конкретным национальным языком владеет и конкретным культурным фоном.

 

  1. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, филолсофии, искусства. – М.,1985.
  2. Гачев Г. Национальные образы мира. – М.: Сов. Писатель, 1988 . – 445 с.
  3. Воробьев В.В. Лингвокультурология. – М., 1997.
  4. Китайско-русский словарь. – Пекин, 2001 г.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.