Современная азербайджанская литература характеризуется активностью и напряженностью межжанровых отношений. Этот процесс, который начался еще с 60-х годов ХХ века, связан с намерением литературной мысли дать оперативный ответ историческим процессам, их своевременным воплощениям. В прозе миниатюрный роман начал заменять эпопею, новелла рассказ. Миниатюрная повесть, которая по своему объему мало отличалась от традиционного рассказа, заняла решающую позицию. В поэзии, в особенности под влиянием постмодернизма, начинает привлекать внимание приближение поэзии к прозе, вместе с тем происходит активизация лирических жанров. Лирико-психологический стиль в прозе, философско-интеллектуальное направление в поэзии, сохранив свое господство, дошли до начала ХХI века. При этом заслуживают одобрения и попытки писателей и поэтов, направленные на сохранение своих индивидуальных стилей, показаться в четком индивидуальном стиле. Одним из таких писателей является Гусейнбала Мираламов.
Его первый рассказ «Один кусок хлеба» был издан в 1961-м году, первая книга «Полет одинокого журавля» в 1986-м году и тотчас привлек внимание литературной критики. Если он время от времени и писал рассказы, он некоторое время проводил исследования в области своей специальности горной инженерии. «Г. Мираламов, дышащий творческим ритмом современного литературного процесса возвысился на уровень писателя, публициста, драматурга нашей национальной литературы, благодаря своим произведениям на самую болезненную тему нашей национально-исторической судьбы Карабахской темы». Мы считаем Г. Мираламова писателем ХХI века, III тысячелетия. Его не только по историко-временной причастности, но и по творческим качествам можно оценить как национального писателя нового поколения.
Творчество Г. Мираламова установилось в русле художественных поисков «Новый прозы», сформировавшейся в 60-е годы ХХ века, прозы 60-х годов. Рассказы, собранные в книге «Полет одинокого журавля» (1986), и в особенности рассказы «Полет одинокого журавля», «Симузар» и «Следы», позволяют прийти к такому заключению. Видный писатель Эльчин, написавший предисловие к этой книге под-твердил Г. Мираламова как писателя с инди-видуальным стилем.
Произведение «Полет одинокого журавля» является тем образцом, который отвечает не только требованиям и принципам рассказа, но и самого жанра повести. Здесь целый мир, связанный с воспоминаниями таких людей, как Насиб, Гюльгязь, Рагим, Фирангиз, Ашраф о средней школе, которую они в свое время окончили, также с жизненным путем, творческой деятельностью учителей – Хариги, Сурхая, Тахира, Алекбера и др., которые изображаются художественными картинами, оказывает глубокое влияние на чувства и умы читателей. На примере этой встречи студентов и преподавателей писатель смог мастерски отразить священные и необычные человеческие чувства, такие как воспитание, нравственность, любовь, измена, Родина, земля. События и художественные картины настолько живы, естественны и жизненны, что каждый в этих сценах может четко видеть свой жизненный путь и судьбу. Разлука долгих лет, чувства любви и страдания переданы с утонченным лиризмом, поэтическим стилем описания. В то же время в рассказе господствует романтический пафос: «Одинокий журавль торопился, торопился… Он неустанно стремился к журавлиной стае. Журавлиной стае, от которой отстал рано…» (1,106).
Автор в рассказах, которые он включил в свою книгу под названием «Цветок на скале» (2002), талантливо сохранил поэтические традиции прозы 60-х годов. В этих рассказах психологическая сила, мощь в духовном мире простого человека сопоставляются со временем и миром, его окружением, выявляются источники духовной силы человека. В общем, для рассказов Г. Мираламова характерен диалог судьбы и времени. Он требует у времени ответов в связи с человеческой судьбой, раздумывает о смысле прихода человека в мир. Чуткая писательская наблюдательность, точное и лаконичное обобщение, искусство оценки слова все это является из тех особенностей, которые обеспечивают поэтическую особенность рассказов Г. Мираламова. Он в своих рассказах, прежде всего, выдвигает на передний план свое «я», но при этом умело типизирует свои впечатления. Большинство образов, отображенных Гусейнбала Мираламовым, не являются именно теми людьми, которых мы встречаем в жизни, потому что они обобщены писательской фантазией, вернее, один образ в себе отражает характерные особенности многих людей. Уже в первых рассказах писателя видим склонность его к типизации, его обращение к самым необходимым моментам в отображении жизни, реальности, действительности, его подход в отношении человеческих образов с критерием обобщения. Г.Мираламов старался умело использовать ресурс жизненного наблюдения, он хотел освободиться от давления готового материала, который с легкостью мог заполнить его произведения. Он также стремился к тому, чтобы не допустить сюжетного и композиционного нарушения, чтобы его наблюдения были в стороне от искусственности» (2, 15).
Повесть «Стыд» была первым большим произведением, который принес ему известность как писателю. В книгу писателя «Стыд», которая была издана в 2002-ом году входили три произведения, написанных на Карабахскую тему (одноименная повесть, эссе «Стон расстрелянных статуй» и пьеса «Приговор совести»). Эта книга вместе со своим автором вошла в историю азербайджанской литературы. Название произведения – «Стыд» превратился в символ наших отношений к карабахской проблеме. Повесть «Стыд» очень скоро завоевавшая азербайджанского читателя была поставлена на сцену в Национальном Драматическом театре. Пьесами Г.Мираламова «Приговор совести» и «Стыд» карабахская тема, судьба Родины пришли на сцену. В этих произведениях прежде всего привлекала внимание богатство наблюдений писателя, тесная связь с народной судьбой и сила прожитых истин.
Естественно, что в повести «Стыд» с большой болью в сердце была описана трагедия великой нации, в тоже время можно смело сказать нашего мира.
Повесть «Стыд», которая была оценена как литературное событие в литературно-критических кругах вызвало большой резонанс в азербайджанском обществе. Это произведение, написанное с большим мастерством Гусейнбала Мираламовым, который навсегда утвердил себя гражданином-писателем, также своей актуальностью у всех вызвало положительное мнение.
Во все времена цена новосозданного художественного произведения, измерялась возможностями воплощения жизненной правды. Первый роман Г.Мираламова – «Свадебное платье» (2004) привлек внимание живым отображением истин, реальностей, происходящих в жизни наших современников. «Свадебное платье» это роман о силе и трагедии духа свободного человека [3].
Литературно-критическая мысль и теоретическо-аналитический анализ позволяют прийти к такому заключению, что самым сильным произведением Г.Мираламова является повесть «Наказание». Сила повести заключается в его глубоком психологизме. Автор, проводящий параллели между человеческим обществом и животным обществом преподает людям исторический урок на примере любви Волка. В повести человек представляется как дикарь, нарушающий не только духовную экологию общества, но естественную экологию и получающий заслуженные и справедливые наказания природы. По нашему мнению, такие произведения как «Стыд», «Свадебное платье» и повесть «Наказание» являются художественно-философскими достижениями азербайджанской прозы ХХI века.
Фундаментальная книга «Волшебство одной ночи» (2006) является тем собранием произведений, отражающих возможность Г.Мираламова как писателя, публициста, критика и переводчика, так и его теоретические возможности. Публицистические и теоретико-критические статьи, включенные сюда – «Открытое письмо Максуду Ибрагимбекову», «Семь песен о Расул Рзе», «Мир в своем разнообразии в поэзии Расула Рзы», «Расул Рза и азербайджанские действительности» позволяли прийти к такому заключению, что Г.Мираламов является писателем и критиком, продолжающим философские традиции азербайджанской литературы ХХ века. Он с большой решимостью продолжает свою творческую деятельность в крупных жанрах азербайджанской прозы.
Романы «Горящий снег» (2007), повествующий о геройства сынов Азербайджана в карабахской войне и «Сороковая комната» (журн. «Азербайджан», 2009, №1) об историко-трагических болях в людских судьбах, репрессий 37ого года позволяют думать, что автор трех романов, написанных в последние пять лет будет самым лучшим романистом ХХI века.
Г.Мираламов азербайджанский писатель времени, эпохи независимости. Он к историческим событиям, и в особенности карабахской проблеме подходит с позиции философии азербайджанства, основу которой составляет идея независимости, свободы и дает ей художественно-философскую оценку. В его произведениях историческая судьба Азербайджана приводится в центр художественного повествования. В его произведениях, начиная с его рассказов «Полет одинокого журавля», «Один кусок хлеба», «Следы» до романов «Свадебное платье», «Горящий снег», «Сороковая комната», имеется единая художественно-философская система. Все эти произведения можно назвать «Рассказом о Родине».
Г.Мираламов родился в священной среде. И нисколько не случайно, что в его рассказах, эссе, очерках, повестях и романах как источник силы человеческой личности воспевается позволительность, духовная чистота, светлость.
Книга «Цветок на скале» стремление человека к священной высоте изображает как символ духовного достоинства.
Нравственное совершенство, духовная чистота, верность личности, уважение и почитание духа старших и святых является самыми положительными особенностями, характеризующими героев Г.Мираламова.
Г.Мираламов является писателем новатором, обогащающим чистоту и красоту нашего языка, его словарного фонда, лексико-семантических возможностей. Его произведения «Стыд», «Наказание», «Свадебное платье» став самыми читаемыми произведениями завоевали большую популярность у азербайджанской читательской аудитории. И не случайно, что роман «Свадебное платье» по требованию читателей был издан повторно.
В заключении следует отметить, что Г.Мираламов писатель, драматург и публицист, имеющий свое место и свой стиль в азербайджанской литературе. Во всех областях, в которых он работает, он демонстрирует мастерство. Писатель, который хорошо знаком с жизнью азербайджанского народа своими произведениями призывает всегда быть начеку, всегда помнить уроки истории, не забывать исторические истины, извлечь урок из них.
Важную часть творчества Г.Мираламова определяет публицистика. Наряду с эссе, публицистическими статьями, заметками ежедневных событий, он является одним из самых искусных создателей нашей политической-идеологической публицистики.
- Мираламов Г. Цветок на скале: (рассказы, предания, миниатюры), Баку: Азербайджан, 2002 (на азерб.яз.).
- Юсифли В. Ритм жизни. Баку: Азербайджан, 2003 (на азерб.яз.).
- Шамсизаде Н. Художественная сила правды (О «Свадебном платье») // «525-ая газета», 31 марта 2005 (на азерб.яз.).