Литература – вид искусства, явление культуры, письменность, которая занимает определенное место в жизни любого народа, всего человечества. Литература – это отражение души, эмоций, переживаний автора, это – визитная карточка народа, нации. Во все времена людям хотелось прикоснуться к возвышенному, они стремились к знаниям, обращались к трудам великих писателей, поэтов, драматургов. Мы постигаем в литературе дух времени, с нее мы черпаем закономерности движения, проблемы развития, узнаем, чем жил и живет народ, познаем его менталитет. Литература может быть эпистолярной, научной, художественной. И жанры бывают различными: беллетристика, детективы, детская литература, драматургия, классика, мистика, поэзия, публицистика, религия и духовность, фантастика, юмор и сатира и другие.
Остановимся сегодня на Американской литературе 19 века. Американская литература получила заметное развитие и особое значение со второй половины XIX века. Хотя и в первой половине одноименного века, американские мастера «пера» привлекли внимание европейских читателей, например поэты Эдгар Аллан По, Купер, Филип Френо, Томас Дан. Но второй половине века большую популярность завоевали Бичер-Стоу, Уитмен, Марк Твен. Само понятие «американская литература» не существовало в европейской критике. Первую шаг по устранению такого недоверия был сделан великим русским критиком В.Г. Белинский своими статьями о Купере, раскрывающими самобытность, оригинальность таланта американского романтика. И только в конце XIX в. русская критика, продолжая дело В.Г. Белинского, решительно заявила о самостоятельности и неповторимом своеобразии американской литературы, занимающей свое, особое место в мировой литературе. Языком Америки является английский, и литература уходила корнями в английскую литературную традицию. Ныне американская литература повсеместно признана как литература самобытно национальная. Лично мне очень близка Американская литература, с удовольствием читаю многих ее авторов: Т.Драйзера, Фр.Норриса, Дж.Лондона, М.Твена, Э.Беллами, Эдита Уортона, Т.С.Элиота и других. Особенно хотелось бы выделить женщинов-писателей США, которые также внесли свой творческий вклад в развитие Американской литературы. Это: Луиза Мэй Олкот, Анна Брэдстрит, Эмили Диккинсон, Сара Орне Джеует, Мари Е. Уилкинс Фриман, Уилла Катхер, Марианн Муре, Эдна Ст.Винсент Миилай и многие другие. Как говорит писатель Милорад Павич: "Пишущие женщины удивляют талантом и образованностью". Миссия и цель писателя – любого писателя, вне зависимости от пола, возраста и национальной принадлежности, удержать внимание читателя, очаровать его. Истинный ценитель литературы должен не просто соблазниться купить книгу, но и прочесть ее от корки до корки, а по итогам прочитанного сделать далеко идущие выводы. Каждый писатель владеет искусством соблазна, только некоторые – в недостаточной степени.
Женщины умеют соблазнять куда лучше мужчин. Женщина обязана владеть искусством соблазна, ведь она – хранительница очага, продолжательница рода и вида. Помимо искусства пленительности, писатель также должен обладать талантом владения языком, развитая фантазия…Читают, потому что в искусстве соблазна женщинам нет равных. Потому что область чувств – это предмет живейшего интереса любого нормального человека. Потому что истории «про любовь» находят отклик в душе любого человека, вне зависимости от пола, возраста и национальной принадлежности.
Луи́за Мэй О́лкотт (англ. Louisa May Alcott; 1832 — 1888) — американская писательница, прославившаяся изданным в 1868 году романом «Маленькие женщины», который был основан на воспоминаниях о её взрослении в обществе трёх сестёр. Книга была написана по просьбе бостонского издателя Томаса Найлса, который попросил Олкотт написать «книгу для девочек». Прообразом Мэг послужила её старшая сестра Анна, саму себя она выразила в образе Джо, а образы Бет и Эми были основаны на её младших сёстрах Элизабет и Мэй, соответственно. Успех книги побудил писательницу сочинить несколько связанных с этим произведением романов: в 1869 году вышло продолжение под названием «Хорошие жёны», которое часто публикуется вместе с первой частью романа и повествует о юности сестёр Марч и их замужестве; в 1871 году была издана книга «Маленькие мужчины», также автобиографическая, повествующая о племянниках писательницы; наконец, в 1886 году вышла книга «Ребята Джо». Кроме того, многие из последующих рассказов и повестей Олкотт перекликались с «Маленькими женщинами». В отличие от Джо Марч, своего литературного воплощения, Луиза Мэй Олкотт никогда не была замужем. Повести Луизы Мей Олкотт "Маленькие женщины" и "Хорошие жены" можно без преувеличения назвать одними из самых известных произведений классической американской литературы для юношества. Эти искренние, трогательные книги о детстве и юности четырех сестер, вышедших в свет друг за другом в 1868-1869 годах, выдержали невероятное количество изданий, пользуются огромной популярностью и в наши дни; на их основе созданы сценические и кинематографические версии, в одной из которых роль Джо играет знаменитая актриса Кетрин Хэпберн.
Анна Брэдстрит (англ. Anne Bradstreet, 16121672) – первая американская поэтесса. Единственная прижизненная книга стихов Брэдстрит «Десятая Муза, появившаяся недавно в Америке» вышла без имени автора в Лондоне (1650). Подготовленное ею издание «Избранных стихотворений», включая самое известное – поэму «Моему дорогому и любящему мужу», было опубликовано в Америке уже после её смерти (1678). Религиозные поэмы Брэдстрит пользовались известной популярностью у пуритан-первопоселенцев, которые их переписывали, но в дальнейшем оказались забыты и напечатаны только в середине XIX в. Поэтессе посвящена поэма Дж.Берримена «Дань Анне Брэдстрит» (1953), высоко оценённая американской критикой. Сама же она говорила о поэзии: "место моего уединения". Книга ее стихов, без ее ведома опубликованная в 1650 году в Лондоне ее сводным братом (под претенциозным названием "Десятая муза, недавно явившаяся в Америке: Восхитительные плоды разностороннего ума и учености"), вызвала фурор в обеих Англиях — Новой и старой. "Ученая" поэзия А. Брэдстрит, вошедшая в этот том, обнаруживает хорошую ориентацию автора в философских системах, ее пытливый интеллект и уверенное владение приемами стихосложения; она основательна, монументальна и — вторична, почему и воспринимается сегодня как умелое подражание английским поэтам-современникам. Она писала много, и не только прозу и поэзия, также она находила время отражать свои мысли в виде афоризмов, цитат, крылатых фраз, вот одна из них: «Если бы не было бы зимы, весна не казалось бы нам такой прекрасной; если бы не было нищеты, богатство не было бы так желанно».
Гарриет Элизабет Бичер-Стоу (англ. Harriet Elizabeth Beecher Stowe; 1811-1896) — американская писательница, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома». В своих литературных произведениях она выступила благодетелем женского образования и уничтожения рабовладения. В ответ на проклятия и обвинения, посыпавшиеся на Бичер-Стоу за эту проповедь освобождения негров со стороны рабовладельцев и их друзей, она выпустила в свет «Ключ» («Key to uncle Tom’s Cabin»), в котором ясно доказала, что сюжет для романа прямо взят ею из жизни, часто даже до мельчайших подробностей. Стихотворения Бичер-Стоу написаны преимущественно на религиозные темы. Она также писала цитаты и афоризмы. Вот одна из них: «Самые горькие слезы над могилой льются по несказанным словам и незавершенным делам». Гарриет Бичер-Стоу – американская писательница, педагог. Президент США Авраам Линкольн назвал ее «маленькой женщиной, начавшей большую войну». Проблема об освобождении негров, о выборе мирного или враждебного пути дискутируется и в другой книги автора, имя которого «Дред, повесть о проклятом болоте». В других романах писательница также касалось общественных вопросов, о женском образовании, о женском равноправии.
Э́мили Эли́забет Ди́кинсон (англ. Emily Elizabeth Dickinson; 1830-1886) — американская поэтесса. При жизни опубликовала менее десяти стихотворений (большинство источников называют цифры от семи до десяти) из тысячи восьмисот, написанных ей. Стихи Дикинсон не имеют аналогов в современной ей поэзии. Их строки коротки, названия, как правило, отсутствуют, и часто встречаются необычная пунктуация и использование заглавных букв. Многие её стихи содержат мотив смерти и бессмертия, эти же сюжеты пронизывают её письма к друзьям. В настоящее время Эмили Дикинсон рассматривается критикой как один из величайших американских поэтов. по болезни. Эмили была очень образованна и начитанна. Изучала английский, латынь, литературу, историю, ботанику, геологию, психологию и арифметику. Стихи Эмили привлекли многих композиторов, среди которых Сэмиюл Барбер, Эллиотт Картер, Аароно Копланд, Андре Превин, Майкл Тилсон Томас, Нед Рорем, Освальдо Голихов. Дикинсон владела красивым английским языком, богатой и яркой фантазией, может быть и поэтому стихотворения поэтессы незабываемы, впечатлительны, полны чувств.
Цветок следит за солнцем взглядом, И к вечеру, заметив рядом
С собой глаза цветка,
Оно ворчит, склонившись низко: "Зачем ко мне садишься близко?" "Затем, что жизнь сладка!"
Мы все -цветы, а Ты -светило!
Прости нас, если не хватило Нам дня тебя любить, --
Мы влюблены в твои закаты, В твои полеты и агаты,
И в полночь впереди!
Особенно мне самой нравится следующее творение американской поэтессы.
Успех для тех заманчив, Кто не пресыщен им.
Нектар скорей оценит тот, Кто Жаждою томим.
В пурпурном Войске, у врага Сумевшем Флаг отнять, Никто Победы цену
Не может лучше знать,
Чем тот поверженный солдат, Что был в бою сражен
И слышал звук победных труб, Впадая в смертный сон.
Эдна Сент-Винсент Миллей (англ. Edna St. Vincent Millay, 1892-1950) — американская поэтесса и драматург, одна из самых знаменитых поэтов США XX века.
Родилась в семье медсестры и учителя, росла без отца, мать много ездила с дочерьми из города в город в поисках работы, учила их независимости и любви к литературе. Литературные таланты Эдны (или, как она предпочитала себя называть в детстве, «Винсент») раскрылись в колледже в Кэмдене, штат Мэн, она начала печататься с 15 лет. В 1912 году стихотворение Миллей «Renascence» заняло четвёртое место на конкурсе «Стихотворение года в США», что вызвало скандал из-за того, что все считали его заслуживающим первого места; победитель признал, что получает приз с неудовольствием, а занявший второе место отдал свою награду Эдне. После этой истории Миллей стала знаменитостью, а богатая женщина Кэролайн Доу оплатила обучение поэтессы в колледже Вассер. Окончив его в 1917 году, Эдна переехала вНью-Йорк.
В Нью-Йорке Миллей жила в Гринвич Виллидж и вела свободную богемную жизнь. Слава её росла. В 1923 году её сборник «HarpWeaver and other poems» получил Пулитцеровскую премию — впервые этой награды за стихи была удостоена женщина. Миллей — мастер сонета, баллады, в форме ориентировалась на классические традиции; отзвуки злобы дня (место женщины в обществе и т. п.) также находили отражение в её творчестве. На её репутации отрицательно сказались патриотические стихи, написанные в годы Второй мировой войны; критик «Лос-Анджелес Таймс» Мерл Рубин отметила, что, «казалось, она вызвала больше нападок американских критиков своими стихами в поддержку демократии, чем Эзра Паунд стихами в защиту фашизма». Тем не менее в 1943 году, во время войны, Миллей получила медаль Роберта Фроста за выдающийся вклад в поэзию.
Марианна Мур (Marianne Craig Moore, 18871972) — американская поэтесса, одна из ведущих представительниц модернизма, лауреат многих премий (включая National Book Award и Pulitzer Prize в 1951 году), писавшая в своеобразной, яркой манере, сочетавшей точность и насыщенность с обильным цитированием и редким умением «многообразие идей вложить в один, компактный образ. Т.С.Элиот назвал творчество Мур «частицей того очень редкого вещества, что называется неэфемерной современной поэзией». Мур приобрела известность и популярность в литературных кругах Нью-Йорка, где на приемах у мэра неоднократно брала на себя роль хозяйки вечера. Она нередко посещала боксерские соревнования и бейсбольные матчи, причем была большой поклонницей Мухаммеда Али, для альбома которого (I Am the Greatest!) написала вступление на обложке. Мур продолжала публиковаться в таких изданиях, как The Nation, The New Republic и Partisan Review.
Каждая из этих писательниц уникальна посвоему, каждая из них, несомненно, оставила свой почерк в истории развития Американской литературы 19 века. Каждая из них и многие другие, достойна по праву называться «Гордостью Американской культуры и литературы». Женщина-писатель всегда интересна, всегда загадка. Ведь каждая женщина это прежде всего личность. Это тема очень глубока и обширно, поэтому хочу продолжить свое исследование в данной области…