Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Поэтика жанра повести Д.Ф.Снегина последних лет

Дмитрий Федорович Поцелуев, более известный под литературным псевдонимом Дмитрия Снегина, в русской литературе Казахстана советского периода занимал достойное место. Но не менее значимо все, что создал он в последние двадцать лет своей жизни. Творческое наследие Дм.Снегина, посмертные публикации того, что писалось им «в стол», огромный массив архива, который по желанию самого писателя был сдан в ЦГА РК и ждет своего исследователя, бесценные документы в виде писем, а также воспоминания и юбилейные публикации о нём в журналах и газетах вызывают живой интерес к Снегину как к оригинальному художнику и духовно богатой, самобытной творческой личности.

В последние годы Снегин обратился к жанру повести: повесть-романтическую степную сказку о любви «Флами», философскую повесть «Сказать себя, или Пелым его обитатели» и авангардноэкзисценциалистскую повесть «Видеомагнитофон № 00001, или Проказы Рустама». Внимательное прочтение их позволяет говорить о новой художественной манере Снегина. Прежде всего, в новой прозе писателя актуализирована роль автора: как рассказчик-повествователь, он не скрывает своего присутствия, поэтому доминирующей становится иллюзия рассказывания. Предметом внимания Снегина в новой прозе становится не только и не столько быт и жизнь героя и общества, а сколько его сознание, психика, то подсознательное, которое, может быть, не ощущается героями, а проговаривается самим автором, становится понятным из-за этого читателю.

Повести Снегина последних лет в большей части обладают целым рядом устойчивых признаков и конструктивных особенностей, отличаются механизмом мирообразования, предопределяющим проблематику, стиль, пространственно-временные пересечения, способы соотношения действия и повествования, которые характерны для жанра повести. Второе их отличие заключается в том, что они довольно велики по объёму, особенно «Сказать себя, или Пелым его обитатели» и «Видеомагнитофон № 00001, или Проказы Рустама». Строятся они вокруг событий и эпизодов, имеющих решающее значение в судьбе героя и вместе с тем типичных для его жизни в целом. Каждая из частей повести завершенный эпизод. Обычно автор разбивает произведение на отдельные главы, каждая из которых рассказывает о какомто значительном в жизни персонажа событии. В результате повествование об одном или нескольких событиях из жизни героя вырастает до истории целой жизни. Переходы от эпизода к эпизоду плавны и не создают впечатления потери и недосказанности. Острое драматическое действие помогает выявить характеры. И, самое главное, в центре внимания автора история жизни героя. Но при этом частная судьба человека рисуется на фоне общественноисторической и культурной жизни страны. Главным предметом изображения становится не сама действительность, не историческое время, а индивидуальная, личная судьба человека, развернутая как воспоминание о прошлом.

Другая не менее важная жанровая особенность этих повестей заключается в том, что прошлое, настоящее и будущее снегинских героев не располагаются на одной временной оси. Время, когда происходит изображаемое событие, отделено от времени, когда о них вспоминают, интервалом определенной части прожитой жизни. Вспомним, что во «Флами» повествование ведется в 2000-ые годы, а рассказывается о тридцатых годах XX века, то есть герой смотрит на прожитое из настоящего. Такое построение, когда конец возвращается к началу, становится одной из постоянных примет снегинской повести о прошлом.

Сюжет каждой из повестей логически завершен, события прокомментированы в своеобразном эпилоге, где в краткой форме приводятся сведения о дальнейшей судьбе героев. Снегинписатель подводит итог не только своей творческой жизни, но с высоты своего опыта переосмысливает итоги жизни своих героев.

Первая из вышеназванных повестей - «Флами, или Очарованные собой» названа еще и «степной сказкой». И это не случайно. Снегин переносит действие в прошлое, в годы своей студенческой юности. В повести нет четкой границы между реальным и сказочно-нереальным мирами, в которых параллельно оказывается главный герой, вспоминающий о романтическом приключении вдали от больших городов, рассказывающий о том, как сбылась его мечта встретить наяву свою жар-птицу, с нежным, теплым, розовым-розовым именем Флами (в его восприятии – это имя берет начало от дивной птицы от фламинго).

Мир тридцатых годов, время действия событий, – катастрофичен, поэтому, по мнению автора, несовершенен, естественно, оказывает пагубное влияние судьбы людей и формирует особую философию жизни, но на фоне происходящих потрясений и трагедий главный герой находит возможность выразить веру в добро, в чистоту чувств, веру в себя: «Это эскиз (срезы) некоторых событий, лично пережитых автором, когда любовь и размолвки бурны и непредсказуемы, впрочем, как и другие чувства и поступки. Все достижимо и возможно. И никаких недозволенностей» [1, с.5].

В Предисловии к повести он напрямую обращается к читателю: «Чем дальше отодвигается во времени событие, пережитое нами, тем ярче предстает его очарование и глубже видится трагедийность. В этом свойстве человеческой натуры заключена большая опасность: чем позднее мы обращаемся к воспоминаниям, тем дальше отдаляемся в своем представлении о пережитом от действительной картины, искажая ее в стремлении к зрелой правдивости» [1, с. 56].

Последнее обращение к читателю (в повести автор постоянно ведет диалог с читателем – это тоже отличительная черта поздней прозы Снегина) объясняет мотивы своего обращения к жанру сказки: «Все это выдумки! – возмутится иной читатель. – Такое бывает только в сказках. Верно: сказка – ложь, да в ней намек. Так считал и наш Великий Поэт. Таинственные, загадочные неожиданности подстерегают нас со дня рождения и не выпускают из своих сетей до последнего вздоха. Мы об этом не догадываемся, пока они не становятся мучительно сладкими воспоминаниями».

В этой повести, обращенной к прошлому, ощутимо выражено стремление автора выявить положительные начала в жизни, дивно прекрасной, но полной противоречий. На фоне поэтичных степных пейзажей показаны страшные картины быта того времени: убогие аулы с плоскокрышими мазанками, самодельные очаги, люди встречают и провожают студентов «длинными, налитыми вековой тревогой и терпимостью глазами». Угрюмое ожидание перемен к худшему витает в степном воздухе и в сказочно красивой и ухоженной Рождественке, где мирно живут казахи и немцы. Но за двое суток пребывания студентов (по степным измерениям – мгновение, в которое не успеет моргнуть ловчий беркут) здесь, как и далекой АлмаАте, происходит непоправимое: в Рождественке арестованы мудрый и поэтичный Биен Мырзагельдин и справедливый бургомистр Клинке, в Алма-Ате отстранен от занимаемой должности общительный, темпераментный, энциклопедически образованный Ураз Джандосов. «Число разлук без расставания выросло еще на одну», резюмирует автор. Герой-повествователь осознает, что жизнь прекрасна и в то же время трагедийна, и только человеку дано право и возможность преодолеть выпавшие на его поколение бремя трудностей.

Следующая повесть Снегина «Сказать себя, или Пелым и его обитатели» отличается особой философичностью, многослойностью повествования, смещением временных плоскостей, возможностью свободного перемещения героев в пространстве и времени. Снегин вновь обращается к проблеме существования героя-интеллигента во враждебной ему среде. Его герой во многом сродни Зыбину, герою Юрия Домбровского, испил чашу страданий до конца, но остался верен своим принципам в отстаивании права быть думающей личностью, ответственной за свои поступки и действия.

В этой повести Снегин использует слож ную структуру повествования: его рассказчикповествователь Юрий Галактионович Седловский и поэт, и ритор, философ, человек широкой эрудиции и способностей. Как и в других повестях, в повествование «введен» читатель через «приглашение» вступить в действие, тем самым при помощи несобственнопрямой речи создается эффект присутствия читателя в сюжете, его «участия» в событиях.

Еще одной особенностью структуры этой повести является то, что в каждой из пяти ее частей наблюдается своеобразный хронологический полифонизм, разновременность происходящих событий, и их «объединение» в единый сюжет о Фоме Антоновиче Совине, 38-летнем коммунисте, управляющем делами Академии наук Энской ССР, приговоренном к смертной казни за получение «взятки в особо крупных размерах за незаконное предоставление квартир совместно с некоторыми ответственными работниками Южногорского горисполкома» [2, с.66], происходит только благодаря повествователю.

Совин в лагере обращается к высшим ценностям: от отчаяния и мыслей о смерти его спасает любовь к жене Лине. Благодаря ее чуткости и жертвенности, доброте и доверчивости, открытости людям он и другие зеки проходят очищение, осознают свое место в этой жизни. Совин и Лина в поисках истины, пытаясь отгородиться от окружающего Хаоса уходят в мир поэтов, писателей и поэтов, планетарных философов и мыслителей. Снегин постоянно подчеркивает, что именно эрудиция, интеллигентность порождают у Лины неспособность отвечать на зло злом и в то же время помогают выстоять в борьбе за душу своего возлюбленного, повторить ради этого подвиг декабристок.

Совиным в их попытке отстоять себя в этом мире противостоит Система в лице виртуоза по обыскам Приапова, его «преданной» и позже предавшей спутницы жизни и службы Марии Оселковой и непосредственного начальника над душой и телами обоих генерала Лудина. Но даже в таких нечеловеческих условиях происходит чудо: на глазах у всех обитателей Пелыма состоялся процесс очеловечивания сопротивляющегося Приапова и молодого зека Сергея Слутченко. Совин выполнил свое назначение, он не только нашел в себе силы и возможность противостоять Системе, но и оказал воздействие на умы и психологию этих двух заблудших душ. Снегин верит в возможности своего герояинтеллигента совершать добро.

Но особенно явственно черты снегинской новой поэтики проявились в повести ««Видеомагнитофон № 00001, или Проказы Рустама», названной критиками «авангардно-экзистенциалистской». Заглавие, как и в предыдущих повестях, имеет сложную структуру: двойное название отсылает нас к давней классической традиции (к примеру, «Мертвые души, или Похождения Павла Ивановича Чичикова» Н.В. Гоголя) и является своеобразным ориентиром для читателя: «Видеомагнитофон» с серийным номером 00001 – с одной стороны, свидетельство о значимости этого экземпляра (вспомним, магию первого номера), с другой – это неодушевленная вещь из мира материального. Во второй части названия появляется непривычное для слуха читателя ХХI века старинное слово «проказы» (синонимы «проделки», «проступки»), что придает ему какой-то негативный оттенок и придает повествованию таинственный смысл. Имя Рустам рождает ассоциации с героями восточных дастанов, в частности, с Рустамом из «Шахнаме» Фирдоуси. Позже Снегин-рассказчик пояснит, почему его герой носит именно это имя «…Как теперь, мне ведомо, он с успехом мог назваться Ремом, Роем, Романом, Робин Гудом или Редедей. Предпочел имя Рустам. Так тому и быть» [3, с.8]. Многоликость, аморфность, «текучесть» героя лишает его такой определенной значимости как имя собственное, И Снегин подчеркивает эту черту современного общества прежде всего в заглавии.

Повествование ведется от первого лица, то есть от имени Снегина – это также является доминирующей приметой его новой манеры. Рассказчик Снегин является активным участником событий, главным персонажем, то есть автор выступает и как художественный образ, и как реальное лицо, который действует в том же мире, что и остальные персонажи, но все же имеет возможность выйти за пределы текстовой реальности. Поэтому он имеет право делать заключение и подводить неутешительные для себя выводы и благодарить судьбу за рождение этой новеллы: «…Господи, но тогда не появилась бы на бумаге эта новелла-быль. Видеомагнитофон, даже Panasonic, можно приобрести в заурядном магазине электротоваров, его производство поставлено на массовый поток. Новелла товар штучный. Их создают свихнувшиеся индивидуалисты-одиночки» [3, с.34]. Снегин-писатель выше нанесенных ему жизнью обид, вне прозы жизни и прощает молодому поколению, представителем которого является Рустам, «мелкое зло».

Надо подчеркнуть еще одну особенность этой повести: она представлена как внутренний монолог героя-рассказчика, поток сознания. На первом плане все же не само невероятное событие, а личность рассказчика-повествователя, и главный предмет изображения его внутреннее состояние, эмоционально окрашенные впечатления, внерациональные потрясения и поступки, чувства. Во время его тяжелого физического состояния происходит с его участием круто заверченный, динамично развивающийся сюжет, с неожиданными поворотами действия, содержащего мотивы тайны, детектива, и неожиданным для данной истории финалом: обижены Зять и Внучка, плачет Правнук, расстроен Сын, но сам автор-рассказчик доволен «странным подарком Судьбы»: «Видеомагнитофон ему, Рустаму, мне Быль, обернувшуюся новеллой. Это ли не везение, не сюрпризный подарок самому себе? Загадочный, таинственный, даже бредовый. Но, насколько помню, новелл без загадок и неожиданностей я не встречал» [3, с.41]. Рассказчик сам конструирует ход произошедших событий и дает свое объяснение поступкам («проказам») Рустама, как следователь, распутывает до конца тайну, связанную с видеомагнитофоном. Снегин акцентирует наше внимание на мысли о том, что повседневная действительность, в которой катастрофически быстро меняются человеческие ценности, становится год от года страшнее и оттого безобразнее. Подтверждением служит история, случившаяся 23 июля 2000 года с ним и его родными, так же не защищенными в родном городе Алма-Ате. Точное время и место действия – это еще один элемент поэтики снегинской повести последних лет.

 

 

  1. Снегин Дм. Флами // Дм.Снегин. Флами, или очарованные собой. Степная сказка: Повесть. Венок абаевских сонетов. Бессонья очи. Стрижи и проталины: Стихи.Алматы: Ана тілі, 1997.С.5 78.
  2. Снегин Дм. Сказать себя, или Пелым и его обитатели // Снегин Д.Ф. Повести и рассказы. – М.: Русская книга, 2003. – С.65-382.
  3. Снегин Дм. Видеомагнитофон № 00001, или Проказы Рустама // Простор. -2001. №1. – с.7 – 56.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.