Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Памфлет как художественный жанр

Несмотря на то, что памфлет в качестве самостоятельного художественно-сатирического и политико-идеологического жанра, а также как органическое составляющее других литературных жанров возник фактически в эпоху Возрождения в национальных литературах Европы, он считался и считается преимущественно английским феноменом: это связано в первую очередь с тем, что памфлет достиг своих класссических форм в английской художественной мысли в туманном Альбионе XVIII века в творчестве ранних английских писателей-просветителей.

Как обычно, в научно-теоретической литературе выделяется два вида рассматриваемого жанра: 1)памфлет как чистый публицистический жанр, 2)памфлет как художественный жанр. Нужно отметить, что такое деление во многом условно, ибо в так называемом «художественном памфлете» очень естественны и сильны публицистическое начало и историческая конкретность. Однако, следует отметить, что степень и доля публицистичности и художественности в различных образцах данного жанра могут варьироваться. Очень часто для творца памфлета имеет очень большое значение своевременный отклик на какое-либо актуальное событие. В таком случае автор стремится кмаксималь ной мобильности; для него важно быстрое и своевременное реагирование на то или иное событие или явление общественной жизни. Тогда автору не до художественного совершенства памфлета. В других случаях для памфлетиста гораздо важнее проникновение в суть того или иного явления, глобальный охват общественной проблематики. Такое отношение к описываемому событию вынуждают автора выйти за рамки конкретных событий во времени и в пространстве и такой подход неизбежно повышает уровень художественного обобщения. Однако как бы резко не расходились так называемые «публицистская» и «художественная» разновидности памфлета, между ними всегда гораздо больше общих черт, чем различий; различные образцы жанра создают одно общее и своеобразное художественно-публицистическое пространство, в котором находят свое отражение наиболее жгучие и актуальные проблемы современности.

Действительно, конкретный анализ образцов данного жанра в историческом контексте доказывает, что потребность в создании памфлета возникает тогда, когда то или иное общественно-значимое событие глубоко «задевает» художника-публициста и он по определенным социальным и личным причинам не может не реагировать на данное событие и не определить свое отношение к нему, не выразить свою личную позицию.

Подобное максимальное выражение личностного начала приводит к экспрессивности выражения, придающей своеобразную художественную тональность памфлету. Факты действительности, сохраняя свою конкретность, очень часто приобретают черты гротескности. И наоборот, к каким отвлеченным, подчас аллегорическим формам и символам не обращался автор в процессе создания памфлета, он не может избежать конкретность описываемого явления, а значит публицистичности, хотя бы в облегченной форме.

Хотя в качестве вполне состоявшего и самостоятельного жанра памфлет формировался в эпоху Возрождения, тем не менее в античности, в особенности у художников слова сатирического направления наблюдаются его элементы и основополагающие свойства проявляют себя как в идейном содержании, так и в языковых и стилистических особенностях, созданных ими произведений. Уже у великого древнегреческого комедиографа Аристофана заметен «памфлетный» подход к событиям и фактам, имевшие актуальное звучание для его эпохи. «Памфлетность» особенно ярко проявляет себя в выпадах драматурга, против Сократа и Еврипида, виднейших представителей древнегреческой культуры. Так, в комедии «Облака» носителем софистической науки, выбранным в качестве объекта комедийного изображения, является Сократ, хорошо известное всем афинянам лицо, чудак по манерам, одна «силеновская» наружность которого уже сама по себе подходила для комической маски. Аристофан сделал его собирательной карикатурой на софистику, приписав ему теории различных софистов и натурфилософов, от которых реальный Сократ был во многих отношениях очень далек» (1, 161).

В этой комедии в полной мере проявляют себя художественно-идейные особенности не только античной комедии, но в равной степени и памфлета, жанра, созданного уже в новое время: главный объект критики Аристофана, отрицательный персонаж произведения Сократ, по своей внешности напоминает силенов, уродливых демонов плодородия. Действительные физические недостатки в облике великого философа доведены в произведении до предела, до гротеска. Однако надо отметить, что изображение внешней уродливости Сократа не является окончательной целью Аристофана; оно представляет собой внешнее отражение уродливого внутреннего мира персонажа. Но и внутренний мир Сократа является промежуточным звеном в воплощении идейного содержание произведения. Образ Сократа используется комедиографом в конечном итоге для эффективной критики софистов, которые по объективным причинам превратились в самое настоящее общественное зло. Таким образом, в данной античной комедии находят свое воплощение такие основополагающие особенности памфлета нового времени как актуальность тематики, гротескность и тенденциозность.

Эти же «памфлетные» черты проявляют себя в комедии «Лягушки» Аристофана, в которой главный объект критики уже не Сократ, а драматург Еврипид.

Схожие особенности заметны и в древнеримской литературе, в особенности в творчестве одного из ярчайших сатириков античности Лукиана, которого русский писатель Герцен за несравнимую язвительность окрестил «Вольтером классической древности». Способы постижения и интерпретации Лукианом проблем своей эпохи настолько близки к способу художественно-публицистического выражения в литературе нового времени, что русский исследователь творчества античного писателя И.Нахов определил точно и справедливо жанр прозаического произведения Лукиана «О смерти Перегрина» как памфлет. (2, 6)

Памфлет стал одним из ведущих жанров в английской литературно-общественной жизни в XVIII веке. Именно в этом историческом периоде наблюдается резкое увеличение удельного веса памфлета не только в области художественного освоения многогранной и во многом противоречивой британской действиительности, но в решении очень многих актуальных политических задач. Данный феномен имеет как локальные, то есть английские, и универсальные, то есть общеевропейские причины.

Как известно, XVIII столетие вошло в историю Европы как «Век Просвещения». Для своего установления и утверждения просветительские идеи нуждались не только, как это часто представляется, в претворении в жизни принципов разума, здравого смысла, социальной справедливости и т.д. Великие умы эпохи Просвещения считали, что для успешного решения данной задача в первую очередь следует почистить человеческие умы от недостатков. Только после этого можно добиться счастья отдельных людей и всего общества. Только после преодоления косности, отсталости можно установить в обществе повсеместно новые идеи, более прогрессивные способы мышления, а на этой основе новые, более справедливые формы человеческого общежития. Именно поэтому особенно на первом этапе становления просветительских идей критическое преодоление всякого рода недостатков как индивидуального, так и общественного характера приобретает первостепенное значение, становится краеугольным камнем просветительского отношения к жизни.

Отметим, что дальнейшая эволюция общественной жизни в европейском пространстве, в том числе в Англии, выявила утопистский характер ранних просветителей. Несмотря на мощную и во многом убедительную критику многочисленных недостатков, им не удалось полностью расчистить поле для утверждения своих идей и осуществления просветительских идеалов на основе принципа «Сейте разумное, доброе, вечное!» По мере утверждения просветительских идей в социальной жизни Англии усиливалось и сопротивление консервативных сил и тенденций. Поэтому в течение всего XVIII века в Европе, естественно, и в Англии пафос утверждения просветительских идей органически сочетался с пафосом отрицания общественных недостатков в литературно-художественной и эстетико-философской мысли.

Кстати говоря, эта же закономерность проявила себя при утверждении просветительских идей вне пространстве Западной Европы, например, в России и на Ближнем Востоке. Общеизвестна доминирующая роль сатирических тенденций в азербайджанской социально-философской и литературно-художественной мысли в XIX веке, например, в творчестве Г.Закира, М.Ф.Ахундова, С.Ширвани и других представителей просветительства: многие произведения М.Ф.Ахундова, в особенности «Письма Кемал-уд-Довле» явственно имеют «памфлетный» характер.

Памфлетно-критический пафос Эпохи Просвещения имеет также огромное значение для дальнейших судеб эволюции европейской художественно-эстетической мысли. Как правило, в истории литературы возникновение европейского романтизма рассматривается в качестве реакции, отрицательного отношения, вызванного разочарованием после Великой французской Буржуазной революции. Данную справедливую мысль следует дополнить тем, что в романтизме вместе с разочарованием в просветительскую идеологию одновременно находит свое дальнейшее развитие критическая тенденция просветительства. Негативное отношение к английской действительности таких представителей романтизма как Байрон и Шелли связано не только с французской революцией, но во многом является продолжением просветительской социальной критики, родоначальником которой является Дж.Свифт. Пафос критического реализма также определяется идеологией Просвещения. С этой точки зрения трудно не заметить генетическую связь между мироощущением и мировоззрением Дж.Свифта и У.Теккерея.

Специфичность пафоса отрицания и социальной критики в английской литературе XVIII века связана с так сказать «локальными» причинами. В этом периоде исторического развития в континентальных странах Европы, в особенности во Франции шла интенсивная и все возрастающая подготовка к замене устаревших и насквозь прогнившихся общественных институтов феодализма более прогрессивным и «справедливым» капитализмом и соответственно жестко иерархических феодальных социальных отношений более гибкими буржуазными. Что касается Англии, то в этой стране уже в XVII веке произошла буржуазная революция, а в XVIII веке, когда вся остальная Европа с оптимизмом смотрела в будущее, английские просветители успели ощутить всю отвратительность и антигуманность буржуазных общественных отношений. По этой причине английской просветительной критической мысли в XVIII веке приходилось работать одновременно на двух фронтах – и против уходящего феодализма, и против наступающего капитализма. По этим же причинам в английской социальный и художественный мысли обе тенденции эпохи Просвещения – отрицание и устаревших феодальных, и новых буржуазных ценностей проявили себя гораздо четче, яснее, определеннее, чем в континентальных странах Европы. Тотальное отрицание социальной действиительности своей эпохи отказ и от феодальных, и от буржуазных ценностей особенно полно то есть английский буржуа, некоторыми своими чертами разительно отличалась от виртуальной личности, созданной Д.Дефо. С определенными оговорками это относится и к концепции личности Филдинга. 

Но следует отметить, что в Английской социальной и художественной мысли существовала и другая тенденция, которую ярко представляет Д.Дефо: он работал, так сказать, в двух направлениях. Будучи одним из самых активных памфлетистов своего времени, он вместе с Дж.Свифтом, Д.Арбетнотом, Дж.Аддисоном и другими оперативно откликался на все актуальные проблемы своего времени, то есть занимался в качестве памфлетиста расчисткой поля, подвергал резкой критике рецидивы феодализма в социальной жизни страны. Но одновременно Д.Дефо создал знаковый образ Робинзона Крузо, которой представляет из себя наиболее полное и совершенное воплощение просветительских представлений о человеке разумном, самостоятельном и динамичном. По сути своей представления Д.Дефо об идеальном человеке в лице Робинзона Крузо совпадали с буржуазной концепцией личности, которая была уже реализована и фактически занимали ключевые позиции в социально-экономической и политической жизни страны. Однако реальная «самостоятельная» и «динамичная» личность, проявляет себя в памфлетах Дж.Свифта.

 

  1. Тронский И. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1983.
  2. Нахов И. Лукиан из Самосоты. В кн.: Лукиан. Избранное. М.: Художествен. Лит., 1987.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.