Период 1960-80 гг., когда творил знаменитый азербайджанский прозаик Альфи Гасымов, привлекают внимание актуальностью проблем, жанровым разнообразием, многообразием отношений к проблемам человека, общества, природы, многочисленностью талантливых, интеллектуальных мастеров пера. Для более всестороннего, системного и рационального анализа литературно-художественного процесса тех лет необходимо рассматривать не только общие, глобальные, наиболее заметные проблемы, но творчество отдельных ведущих мастеров пера, занимавших особо место в этом процессе, имевших особый вес и пользовавшихся авторитетом как среди своих собратьев, так и среди читателей.
Одним из плеяды видных писателей 60-80 гг. был Альфи Гасымов, творчество которого привлекает внимание новизной тематики, актуальностью охватываемых проблем, жанровым разнообразием.
Особое место в творчестве Алфи Гасымова занимают стихотворения в прозе. Этот жанр характерен для его творчества периода бурной журналистской деятельности. Вышедшим из под пера А.Гасымова стихотворениям в прозе присущи разнообразие тематики и полнота содержания. Воспевая возвышенные и беспорочные чувства, молодой автор постоянно наряду с этим черпает вдохновение у человека – от его рассудительности и красоты. «Как в искусстве в творении художника краски, узоры придают красоту, блеск и наглядность, художественный образ рисунку, так и в стихотворениях в прозе в жизненных сценах необходимы точность, правдивость, а также порождающие в пламенных сердцах трепет притягательность и красота» (1, 111).
Стихотворения в прозе – один из самых изящных поэтических жанров. Произведений и авторов, испробовавших свои силы в этом жанре, можно пересчитать по пальцам. У французов большими мастерами стихотворений в прозе считаются Алоизус Бартран и Шарль Бодлер, в русской литературе – И.С.Тургенев, в Азербайджане – Г.Гусейноглу, в турецкой – Халид Зийа. Этот жанр объединяет в себе краткость, лаконизм, способность выразить глубокую мысль несколькими слова с насыщенным мудрыми изречениями, афоризмами лирическим поэтическим размахом стихотворения. Как отмечал профессор Джалал Абдуллаев: «…ныне чувствуется большая потребность в не отнимающих слишком много драгоценного времени у человека, и вместе с тем, являющихся пищей для его духа, шлифующих его наитие, мысли произведениях. Сейчас (да и раньше) создавать подобные произведения – истинное умение». (2, 405).
Хотя в плане количества стихотворения в прозе и занимают небольшое место в творчестве А.Гасымова, в основе их стоят серьезные нравственно-этические проблемы. В них автор выдвигает на первый план вопросы любви, семьи и быта молодого поколения, с глубоким лиризмом и чувственными словами описывает трудности молодых людей, едва вступивших в самостоятельную жизнь, их удачи и ошибки, решительную борьбу за счастье и нравственную чистоту.
Литературные герои А.Гасымова – прошедшие через трудные испытания жизни, вкусившие радости и горе личности. В своем творчестве он всегда стремится избегать схематизма, создавать полноценные и совершенные образы, литературно-художественные образы.
В стихотворениях в прозе А.Гасымова, наряду с описанием общественно-политических и семейно-бытовых вопросов, воспеваются также чистое, возвышенное, благородное чувство любви. Для этих произведении характерна сильная чувственность, их невозможно читать без волнения. «Для этих поэтических отрывков характерны образное выражение мысли, ювелирное выражение подстрочного смысла» (3).
Главные герои стихотворений в прозе А.Гасымова – наши современники, обладающие богатейшими нравственными качествами, крайне привязанные к родно земле, верно служащие ей. Как говорил писатель в стихотворении в прозе «Человек не ласточка»,
«Да, не ласточка человек! Ведь у него гнездышко, Родина есть! Не дрожит от стужи, от грохота бури он! Когда небо покрывают тучи, когда дикие ветры стучат в окно – упирается ногами он в землю, как в опору непоколебимую!
Прислоняется он к Родине своей – как к скале незыблемой гранитной. Ведь дом родной, предки есть у него! Не перекати-поле, не перелетная птица человек, постоянен, вечен на Родине своей он!» (2, 235).
Обратим внимание на образное выражение мысли в поэтическом отрывке «Земля и ты», на оригинальность системы образных выражений в нем. Обращаясь к бросившем своего ребенка еще в младенчестве и пришедшему только на его поминки недостойному отцу, мать говорит:
«К чему твое появление вновь? Чтобы бередить старые раны? Чтобы увядшие воспоминания разбудить? Не ведомо мне. Может для того, чтобы жизнь продлить матери, мечты и надежды которой испепелены? Не ведомо мне. Может, растаяла впавшая в зимнюю спячку совесть твоя, может, воспламенилась тлеющая под пеплом искра? Не ведомо мне». (2, 240)
Здесь выражение «увядшие воспоминания» крайне точно выражают горестную судьбу матери, а выражения «впавшая в зимнюю спячку совесть», «воспламенилась тлеющая под пеплом искра» являются прекрасным образным отображением состояния отца.
В посвященных нравственно-этическим проблемам стихотворениях в прозе, А.Гасымов призывает вкусивших счастье семейной жизни молодых людей не бояться встречающихся на этом пути трудностей, бороться за счастье и нравственную чистоту. Эти произведения знаменательны также своеобразным отображением борьбы за эти идеалы. В этом плане, характерны стихотворения в прозе «Как вернуть мне?», «Баллада об умершем дубе». В центре первого произведения – отношение к изменившим своей любви, отдавшим предпочтение беззаботному и бессмысленному существованию молодых девушек. Проклиная их легкомысленное поведение, автор призывает их ровесниц не ошибиться в выборе жизненного пути, блюсти честь и достоинство. Говоря об этом, А.Гасымов с болью в сердце описывает бурлящие в душе своего «потерявшего любимую» юного героя чувства: «Получил письмо твое вчера!.. Небеса сверглись с высот, земля задрожала под ногами.. Словно молния попала в меня, запылало тело мое... Получил письмо твое вчера!.. Холодное как лед письмо. Студеные ветры поглотили меня, кровь в жилах моих застудив. Вскрыл письмо твое я вчера. Просишь письма твои вернуть, любовь твою возвратить, словно не переписывались и не любили мы». (2, 236)
Духовное богатство, нравственная чистота нашего народа, его самоотверженный труд, мечты и желания, бурная и содержательная жизнь являются основным источником высокой поэзии. Именно поэтому в своем творчестве, в том числе и в стихотворениях в прозе, А.Гасымов стремиться избегать абстрактности, бессмысленного словоблудия, отдавая предпочтение естественному, лишенному всяких прикрас отображению реальной жизни. В результате, от его стихотворений в прозе «Земля и ты», «Чужой свет», «Оставшаяся в воспоминаниях молодость», «На снегу» и др. так веет дыханием, ароматом жизни. Они также свидетельствуют о том, что с первых же проб пера А.Гасымов постоянно находился в поиске новых тем, стремясь воспевать в них самые интересные моменты эпохи.
Правы те, кто считают стихотворения в прозе очень сложным и трудным жанром. Перевод стихотворения в прозу требует особого таланта. Ведь при этом необходимо сохранить все присущие поэзии тонкости, кроме размера и рифмы. По сути, стихотворения в прозе в последних и не нуждаются. В совершенстве овладев этим жанром, А.Гасымов воплотил в своих стихотворениях в прозе и свою непоколебимую привязанность, бесконечную любовь к родной земле, к своему народу, свое нескончаемое жизнелюбие. В них отражены также неиссякаемые любовь и уважение к человеку, влюбленность в своеобразную, неповторимую красоту природы. И все это он излагает на простом, понятном всем языке.
Еще одной важной темой стихотворений в прозе А.Гасымова является трепетное отношение к женщине, уважение ее чести и достоинства, резко негативное отношение к забывшим свой отцовский долг, ведущим распутный образ жизни, предающимся гульбе отцам. Именно подобные общечеловеческие ценности отражены в стихотворении в прозе «Чужой свет», где автор воспевает семейное счастье, возвышенное чувство материнства и отцовства, душевное беспокойство о детях.
А в стихотворении в прозе «Земля и ты» повествуется о жизни предавшего свою первую любовь, предавшегося праздному образу жизни отца семейства. Одинокая мать посвящает всю себя сыну – проводит с ним долгие зимние ночи, согревая его жизнь своим подобным весенним ветрам теплым дыханием. Но счастье матери быстротечно как летние ночи. Не успев нарадоваться возмужанию сына, мать теряет его.
С присущим только ему мастерством автор описывает страдания битой горем матери, проклиная вместе с тем далекого от забот о семье и детях отца: «Стоя у заиндевевшего окна, мы ждали тебя. Искали глазами за на дороге. Не показался ты. Среди укрытых снегом деревьев глазами искали тебя. Не появился ты. Он звал тебя, а ты не отвечал. Ветер ответил, стучась в наше окно, насильно стремясь в дом наш вломиться. А ты промолчал. Сердце мое изнурилось, дыханье мое прерывалось. Не появился ты.
Сказали мне, что приехал ты. Сына своего, наверное, хотел повидать. У меня, наверно, потребуешь его. Сына, который ростом с тебя, и похож на тебя (только не сердцем)… Опоздал ты. Да, да – опоздал. Холодна земля тебя опередила. К себе его призвала. Я отдавать не хотела. Я взывала к небесам. Умоляла. Земля промолчала. Как и ты промолчала. Он стонал, я на помощь тебя звала, но ты не явился. Земля промолчала. Он замолчал. Ты промолчал. Я же о помощи взывала. Небеса взревели, волны поднялись на дыбы, Каспий разбушевался. От тебя же не было слышно опять ничего. Молчала земля, молчал ты, и он умолк…» (4, 205).
Воспевая любовь, А.Гасымов не ограничивается только интимными чувствами между влюбленными. Мы сталкиваемся у него с более обширным, всесторонним описанием этого великого чувства, которое автор воспринимает как совокупность ряда возвышенных нравственных качеств. Герои лирических произведений А.Гасымова выступают в качестве поклонники жизни, влюбленности в человека, прекрасных идеалов.
В целом, относящиеся к раннему периоду творчества А.Гасымова стихотворения в прозе свидетельствуют о творческих поисках автора, о тщательном отборе тем, идей и формы. О стремлении органически связать современность и актуальность. Именно все это, а также беспрестанные творческие поиски, верность А.Гасымова избранному пути являются причиной того, его что произведения, в том числе и стихотворения в прозе и сегодня пользуются у читателей неизменным успехом, прививают им общечеловеческие ценности, формируют изысканный вкус, затрагивают самые глубины их душ.
- Мир Джалал., Халилов, П. Основы литературоведения. – Баку, 2005. – 310 стр. (на азерб. языке)
- Касумов, А. Человек не ласточка. – Баку: Гянджлик. 1981. – 263 стр. (на азерб. языке)
- Абдулов, М. Человек не ласточка // газета «Учитель Азербайджана». – 1981, 16 октября (на азерб. языке)
- Касумов, А. Крик чайки. – Баку: Язычи. – 1979. 280 стр. (на азерб. языке)