В настоящее время общепризнана мысль о том, что стабильность государства любого уровня социально-экономического развития напрямую связана с тем, что соответствует ли национальная идея страны интересам его граждан. Термин «национальная идея» соотносится с такими важными понятиями, как «нация», «этнос». Национальная идея определяет смысл существования этноса или нации, характеризует историю нации, ее историческую миссию. В связи с этим вопрос о национальной идее, ее создании и понимании является одним из наиболее актуальных в современной науке, в частности в области гуманитарного дискурса.
Обратимся к толкованию термина «национальная идея». В Философской энциклопедии отмечается: «Национальная идея в философии – систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов [1].
Национальная идея призвана дать ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. В частности, вопрос истории и возникновения нации, а также вопрос об исторической миссии и о смысле существования [1].
Часто национальная идея имеет религиозный аспект, так как религия является одним из мощных факторов, способствующих объединению народа» [1].
По словам Г.К. Пралиевой, «национальная идея – широкое понятие, отражающее действительность в сознании человека и определяющее его отношение к реальности и является основополагающим принципом мировоззрения. Национальная идея является существенным условием жизненного бытия нации или этноса, имеющего свои культурные и духовные ценности» [2]. М.М. Телемтаев дает определение данному понятию, исходя из характеристики национальной идеи российского народа. Приведем некоторые выдержки из его работы, которые, на наш взгляд, наиболее точно отражают смысл термина и близки нашему пониманию национальной идеи:
- Это целостный принцип устройства жизни народа, выражающий ум, разум и душу всех поколений народа – предыдущих, живущих, будущих.
- Национальная идея – это форма познания жизни народа, не только отражающая устройство жизни народа, но и направленная на преобразование устройства жизни. Она отражает мечты о будущем предыдущих и живущих поколений, а также доступные живущим поколениям возможности преобразований [3].
Мы согласны с мнением А.В. Мазуренко о том, что «суть национальной идеи составляет проблема смысла бытия народа – этноса. Особенность национальной идеи состоит в том, что она, обобщая национальное самосозна ние, выражает главным образом представления о политических приоритетах нации, о целях ее существования и развития. Изменение национальной идеи не оставляет неизменным и представление нации о своих исторических перспективах» [4].
Как видим, обзор научных исследований по данному вопросу позволяет понять, что понятие «национальное идея» – емкое, многогранное, в него включается и бытие народа, и его самосознание, его мировоззрение, особые принципы жизни народа и др.
Что же касается национальной идеи казахского народа? Александр Бык в своей статье «Национальная идея Казахстана» (от 6 января 2003 г.), отвечая на вопрос, какой должна быть национальная идея, очень точно и просто пишет: «Национальная идея должна отличаться тем, что должна доходить до сердца любого простого человека, она должна быть доступна в понимании и более того, доступна чувственному восприятию. Она должна вызывать у человека гордость, причастность к чему-то большому, причастность к общему делу. Она должна быть востребована в повседневной жизни, чтобы человек мог принимать решения, руководствуясь ею, и осознавать, что и другие этим руководствуются» [5].
Наши исследования по вопросу о возникновении национальной идеи казахского народа привели нас к трудам Н.А. Назарбаева, которые мы определяем как составляющую часть его гуманитарного дискурса. Гуманитарный дискурс Лидера нации включает в себя его выступления, интервью, мемуары, научные и публицистические труды и очерки. Взяв за основу точку зрения В.А. Алексеевой о национальной идее как систематизированном обобщении «национального самосознания в его надвременном бытии, представленное чаще всего в форме социальнофилософских или общественно-политических текстов, художественных произведений» [1], мы обратились к анализу общественно-политических произведений Н. Назарбаева (полный перечень которых составляет – 18 наименований).
Одним из первых фундаментальных трудов Президента РК Н.А. Назарбаева является книга «Эпицентр мира» (2001). Основное содержание книги посвящено проблеме закрытия ядерного полигона в г. Семипалатинске. Обстоятельно, без лишних приукрашиваний излагается национальная трагедия, связанная с ядерным оружием, его испытанием на территории Казахстана и его последствиями. Приведены точные статистические цифры и данные, характерные для публицистического стиля. Однако наши наблюдения позволяют сказать о том, что в данном произведении изложены не только цифры и факты, фрагменты исторического этапа в жизни казахского народа, но и выражается авторское мнение по этому поводу, его переживания и боль, чисто человеческая радость и гордость за свой народ, за родину. Все такого рода авторские рассуждения мы выписали из публицистического текста романа методом сплошной выборки.
В процессе повествования в произведении ярко проявляются патриотические чувства автора, его неравнодушное отношение ко всему происходящему на родной земле. В авторских сентенциях отчетливо передаются истинные мысли автора об истоках национальной идеи, о ее зарождении в душе казахского народа. Нурсултан Абишевич Назарбаев писал: «Я давно заметил, что чем больше народ испытывает страданий и мук на своем пути к свободе и независимости, тем в большей степени он расположен к состраданию и сопереживанию. Недаром казахи говорят: если хочешь ощутить рану другого, войди в его душу…» (Назарбаев, Казахстан к безъядерному будущему) [6, с. 44].
Наблюдения и анализ собранного фактического материала позволил нам говорить об истоках национальной идеи в самые первые годы становления суверенной республики Казахстан. Действительно зарождение национальной идеи невозможно без связи ее с историей народа, с его духом:
«Древняя равнинная Шынгысская степь. Земля, рождавшая совесть казахской нации… . Великий Абай, Шакарим Кудайбердиев, Мухтар Ауэзов. Земля, бывшая когда-то эпицентром степной мудрости и человеческого духа, не знавшего границ и расстояний. Здесь один из истоков нашей государственности. Здесь правил Абылай хан… (Назарбаев, Казахстан к безъядерному будущему) [6, 46].
Приведем для иллюстрации специфики гуманитарного дискурса Н. Назарбаева примеры высказываний автора из романа. Так, ярко и проникновенно выражаются гуманистические особенности психологии, мироощущения казахского народа: «Психологическое неприятие или отторжение ядерного оружия всем казахстанским, особенно, казахским народом – это не только результат катастрофических последствий его испытаний (ядерных испытаний – уточнение наше) и возможных бед из-за его дальнейшего пребывания на наших просторах. Это в немалой степени проявление глубинного миролюбия и отсутствие искусственной и изначальной агрессивности казахского народа. Не воевать с природой, а жить рядом с ней. Не покорять ее, а оставлять самой природе так необходимое ей ее же «жизненное пространство». Не подминать степи, горы, равнины и озера, а растворяться в них» (Назарбаев, Воля народа – нет ядерному оружию) [6, 71]. Как видим из фрагмента, автор подчеркивает особое отношение казахского народа к природе. Далее эта мысль уточняется рассуждением автора о том, что истоки такого отношения идут еще со времен кочевого образа жизни казахского народа:
«Здесь я хочу напомнить об одной чисто национальной особенности мировосприятия казахов, которая исходит из его постепенно забывающейся кочевой культуры. Это ни с чем не сравнимая особенность связана с уникальным отношением любого кочевого народа к самой земле, к земле предков – Атамекен. Мы, казахи, в своей душе, в своем восприятии и даже в устном эпическом творчестве всегда самым естественным образом и совершенно искренне одушевляли каждую частицу окружающей природы, наделяли ее, образно выражаясь, «флюидами» одушевленности и душевности. Если другие народы ассоциируют человека с природой, то мы, наоборот, ассоциируем природу с человеком. Не мы – часть природы, а природа – частица нашей души. И в нашем поэтическом и образном восприятии камни, горы, ковыль, реки и живность могли не только говорить и вступать с нами в своеобразное общение, но и обладали вполне человеческими качествами [6, 72].
Автор, размышляя о земле, человеке и их духовном единстве, подводит к заключению: «И речь идет не о какой-то механической гармонии или идиллии с природой, просто мы испытываем какое-то абсолютное духовное и ментальное единство с окружающими нас атрибутами нашей когда-то кочевой жизни. А самое важное место в нашей жизни занимает земля. Степь, которая нас кормит, и благодаря которой мы существуем. И все, что нарушает это органическое духовное единство, единство человека и земли, так или иначе в нашем представлении нарушает весь наш образ жизни и поэтому не имеет права на существование» [6, 73]. Эти мысли автора дискурса, на наш взгляд, можно рассматривать как зачатки национальной идеи свободолюбивого казахского народа.
Мы согласны с мнением Г.К. Пралиевой о том, что национальная идея должна иметь высокое предназначение и быть результатом исторического развития нации и ее культуры, составляющей ее должна быть основа национального духа, имеющего общечеловеческое значение. Эта национальная, народная идея должна определенным образом влиять на судьбу нации, особенно в период его национального возрождения [2]. Действительно, таким исторически важным моментом в жизни казахского народа был период, связанный с ядерным оружием. Об этом с горечью и болью пишет автор: «В какой-то момент мы вдруг стали понимать, что теряем эту едва уловимую, почти мистическую, связь с землей, которая вспаханная и изрытая чудовищными ядерными взрывами, буквально стонала и дергалась под нами. Именно стонала и дергалась» [6, 73].
Исходя из понимания духовного единства человека и земли, Назарбаев логически последовательно переходит к формулировке решения проблемы:
«И наше неприятие, можно сказать, отвращение, к ядерному оружию закономерно. Наш народ всем своим существом не воспринимает и не приемлет ядерное оружие, своими взрывами нарушившее духовное единство и чувство ментальной общности с исковерканной природой. Одного только понимания и осознания этой национальной и самобытной идентичности достаточно для того, чтобы прийти к единственному решению: «Нет – ядерному Казахстану!» [6, 74]. Далее в авторских сентенциях говорится о тех ценностях, благодаря которым было возможно сохранение мира и стабильности в молодой суверенной Республике Казахстан: взаимное уважение, доверие, гражданский мир, общественное согласие и др. Сравним:
«Сегодня мы гордимся тем, что нам, казахстанцам, в тех сложных условиях хватило мудрости и взаимного уважения, чтобы сохранить стабильность и межнациональный мир. Это общая заслуга всего казахстанского народа» [6, 94].
«… мы думали не только о себе или о своих собственных интересах, мы думали, как бы это громко ни звучало, об общей пользе для всего человечества» [6, 94].
«Мы начали строить исключительно миролюбивое государство и отказались от подхода к обеспечению собственной безопасности методом сдерживания «вероятного противника». В основу нашей политики мы заложили интеграционные принципы многовекторности и взаимного доверия» [6, 95-96].
«Именно Доверие является тем универсальным механизмом, который позволяет конструктивно решать любые противоречия, которые могут возникнуть в отношениях между государствами [6, 101].
«Реальным выражением политики Доверия и символом новой модели безопасности стал отказ Казахстана от ядерного оружия и процесс создания в Центральной Азии безъядерной зоны» [6, 104].
«Будущим исследователям нашего времени не может не броситься в глаза, что первым криком новорожденной РК было «Закрыть полигон!», и вся биография обновленного Казахстана – это небывалый прецедент преобразования ядерных материалов и технологий из оружия взаимной острастки и запугивания, террора, нестабильности, шантажа и насилия в орудие мира, безопасности, сотрудничества, добрососедства и диалога» [6, 107].
В книге приведена подробная информация о поэтапном выведении ядерного оружия за пределы государства, о принятых договорах и соглашениях по вопросу неприменения ядерного оружия, о роли всего казахстанского народа в бескомпромиссном решении. Желательно бы чтобы молодое поколение внимательно прочитало данную книгу, только в таком случае оно проникнется смыслом национальной идеи казахского народа.
В заключение повествования Н.А. Назарбаев обоснованно, с гордостью, без излишнего пафоса утверждает: «Мы оставили ядерные доспехи в прошлом веке. Настоящая сила и мощь государства и этноса не во всеобщей демонстрации таковых, а в их «неприменении». Это стержень нашей государственности, народной мудрости и, наконец, национальной идеи: перманентный мир – основа социально-экономического прогресса, следствие межэтнической лояльности, фактор глобальной и региональной интеграции» (с.284).
Итак, истоки национальной идеи суверенного государства Казахстан заложены глубоко в менталитете казахского народа, в его сознании, и поэтому национальная идея находит свое выражение в делах, действиях и в дискурсе, в частности в гуманитарном дискурсе Лидера нации.
Литература
- Алексеева В.А. Национальная идея // В. Кемеров. Философская энциклопедия. – Панпринт, 1998.
- Пралиева Г.К. Роль национальной идеи и национальной культуры в построении правового и демократического государства и консолидации Казахстанского общества // Вестник КазНУ. Серия юридическая. – 2010. – № 3. – С. 22-25.
- Телемтаев М.М. Национальная идея российского народа. – М., 2004-2008.
- Мазуренко А.В. Национальная идея России как феномен национального самосознания в конце XX века // Философская мысль в России: традиция и современность. – Т. 2. – С.-Петербург, 1977. – С. 373.
- Бык А. Национальная идея Казахстана. – 6 января 2003.
- Назарбаев Н.А. Эпицентр мира. – Астана: Елорда, 2001. – 294 с.