Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

3D-кинематограф в современном экранном искусстве Казахстана

Экранное искусство имманентно связано с эволюцией технических и технологических достижений, так как существует взаимозависимость и взаимовлияние творческого замысла и технологической составляющей кинопроизводства [1]. Современные 3D-технологии делают экранное изображение все более убедительным и выразительным, ведут к созданию новой экранной культуры виртуального мира [2]. 3D остается одной из самых мощных технологий выразительных средств современного киноискусства [3].

Рожденное новой эпохой трехмерное изображение ознаменовалось настоящей революцией в мире кинематографа [4, 5]. Феноменальный успех в 2009 году 3D фильма Джеймса Кэмерона «Аватар» стал главным катализатором для стремительного развития 3D кинематографа во многих странах мира [6, 7].

Премьера полнометражного сложно-постановочного первого казахстанского 3D фильма режиссера-постановщика Егора Михалкова – Кончаловского «Возвращение в А» в 2011 году ознаменовала открытие эры казахстанского 3D киноискусства. Сюжет фильма основан на реальных событиях во время войны в Афганистане, о героизме и настоящей дружбе двух героев однополчан – русского и казаха [8, 9]. Слоган фильма – «История любви и дружбы сквозь огонь и годы». Авторы сценария – Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий-Власов.

Краткий сюжет фильма. Молодая, креативная группа российских и казахстанских кинематографистов отправляется в рискованное путешествие из Алматы в Афганистан для съемок документального кино «По дорогам Александра Македонского». Их сопровождает человек, некогда воевавший на землях Афгана и потерявший ногу в ходе боевых действий – Марат Аюмов. Он хорошо владеет фарси, знаком с обычаями, традициями и афганскими «законами». Но никто не знает, что он служил в составе мусульманского батальона спецназа ГРУ СССР под командованием легенды афганской войны «Кара Майора» и что у него есть и свои личные причины вернуться в Афганистан… [10].

Прототипы героев. «Возвращение в «А» – это реконструкция жизни казахстанского героя – воина-афганца Жумабека Аюбаева (в картине – Марат Аюмов), который, несмотря на серьезное ранение (в бою он потерял ногу), вновь вернулся в строй. После ранения подлежал комиссованию по инвалидности, но благодаря собственной настойчивости сдал решающий экзамен – 25-километровый марш-бросок в полной экипировке с пулемётом и был допущен к дальнейшей строевой службе. Это был неслыханный случай, сравнимый разве что с подвигом безногого летчика Алексея Маресьева. Герой, дослужившись до звания полковника и имея на груди три ордена Красной Звезды, вернулся домой. В Афганистане Жумабек Аюбаев служил под командованием легендарного Кара майора – Бориса Керимбаева.

Оператор-постановщик фильма – Антон Антонов. Продюсер, а также исполнитель главной роли легендарного Кара майора – Арман Асенов. Коллектив съемочной группы также включал режиссерскую группу (в том числе режиссеры: Анатолий Авшалумов, Мейрим Карбозов), административную группу, актерскую группу (в фильме задействованы как казахстанские, так и российские актеры – Сейдулла Молдаханов, Берик Айтжанов, Денис никифоров, Гоша Куценко, Иван Жидков, Андрей Шибаршин, Гульнар Дусматова, Наталья Аринбасарова, Карлыгаш Мухамеджанова, Аша Матай и др.), операторскую группу, звукооператорскую группу, группу художников (в том числе художник по реквизиту Сергей Доттер), группу пиротехников, водителей, врача и других.

У фильма было несколько рабочих названий – «Афганец», «Кара-майор», «Настоящий полковник»; в итоге было выбрано «Возвращение в „А«». В фильме «Возвращение в А» консультантом был участник боевых действий в Афганистане, прототип главного героя фильма Кара-Майора, полковник запаса Борис Тукенович Керимбаев, воспоминания которого легли в основу картины. Кара-Майор – Б,Т.Керимбаев во время съемки фильма постоянно находился на съемочной площадке Главный консультант фильма – Главком Сухопутных войск ВС РК Генераллейтенант Жасузаков С.А. [11].

Производство: киностудия «Казахфильм» им. Ш.Айманова совместно с продюсерским центром «Байтерек» и студии PS TVС. Конвертацию материала в 3D осуществила компания «3D Azimut».

Наступивший XXI век называют веком новых современных, компьютерных, 3D технологий и коммуникаций. Выделяют следующие виды коммуникаций: интраперсональная – разговор с самим собой, свой внутренний монолог

и т.п.межличностная – в ней участвуют двое коммуникантов; групповая – внутри группы, между группами, индивид – группа; массовая (масс медиа) – сообщение получает или использует большое количество людей (кино, телевидение, радио и др.) [12].

Для кинопроизводства характерны все 4 вида коммуникаций: интраперсональная – индивидуальная внутренняя работа сценариста, режиссера над сценарием, актера над ролью и т.п.межличностная – взаимоотношения, обмен информацией, взаимодействие сценариста и режиссера, режиссера с актером, актера с актером и т.п.; групповая – взаимоотношения, обмен информацией, взаимодействие между членами съемочной группы; массовая – кинопродукция (аудиовизуальная информация) передается в массы (средство массовой коммуникации).

Коммуникации в коллективе съемочной группы классифицируются на две большие группы: внутренние – взаимоотношения между членами группы, являются основными в съемочном процессе; внешние – за счет кинопродукции – со зрителем.

Разработана модель кинопроизводства по видам коммуникаций (Рис. 1).

Рисунок 1 – Модель кинопроизводства по видам коммуникаций

Коммуникации – это социальные связи и обмен информацией, и по аналогии с обменом веществ и энергией или метаболизмом, мы можем сказать, что коммуникация – это социально-информационный метаболизм.

3D технологии кинопроизводства позволяют расширить возможности коммуникационного потенциала киноискусства как средства массовой коммуникации.

Нами было проведено социологическое исследование коммуникативных процессов в коллективе съемочной группы первого казахстанского 3D фильма, для чего была разработана комплексная методика оценки с использованием существующих социально-психологических тестов и методических подходов [13-18], видеоинтервьюирования, разработана анкета для проведения социологического исследования. В социологическом исследовании использовалась репрезентативная выборка – коллектив съемочной группы первого казахстанского 3D фильма. Была проведена оценка интегральной характеристики коммуникативного потенциала – социально-психологического климата в коллективе съемочной группы первого казахстанского 3D фильма режиссера Егора Михалкова – Кончаловского «Возвращение в А», в наиболее ответственный период кинопроизводства – съемочный.

Результаты проведенного исследования с использованием современных социально-психологических тестов и методик, видеоинтервьюирования в процессе проведения социологического исследования позволили выявить следующее.

Экспресс-методика по изучению социальнопсихологического климата в организации Михалюк О.С. и Шалыто А.Ю. позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в организации. Анализ данных, полученных при использовании данной методики, стандартизован и имеет алгоритм расчетов, по результатам которых анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. При этом возможны следующие варианты социально-психологического климата в организации: 1) весьма благоприятный; 2) в целом благоприятный;3) совершенно неудовлетворительный; 4) в целом неудовлетворительный; 5) тенденции противоречивы и неопределенны. Согласно данной методике, социально-психологический климат в коллективе съемочной группы определен как весьма благоприятный.

Определение психологического климата группы по карте-схеме Лутошкина Л.Н., позволяющей выявить, благоприятный он или неблагоприятный, подтвердило, что психологический климат в коллективе съемочной группы также благоприятный.

В основе методики определения психологического климата в организации по 7 характеристикам лежит специфический вид опроса, в котором участвуют все члены коллектива. Каждому из них дается опросный лист, содержащий таблицу с 7 наиболее важными характеристиками поведения и отношения, которые должны присутствовать в идеальном коллективе, которые участники опроса оценивают по 5-ти балльной шкале. Эти характеристики таковы: ответственность; коллективизм; сплоченность; контактность; открытость; организованность; информированность. Определение психологического климата в организации по 7 характеристикам по пятибалльной шкале выявило, что в коллективе съемочной группы. средний балл по 7 характеристикам равен 4,2, что интерпретируется как оптимальный психологический климат.

Оценка психологической атмосферы в организации: в основе лежит метод семантического дифференциала. На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в организации. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Психологическая атмосфера в организации оценивалась по 10 характеристикам в баллах (от 10 – наиболее положительная оценка, до 90 баллов – наиболее отрицательная оценка). Чем ниже суммарный балл, тем лучше атмосфера в организации. Результирующая оценка психологической атмосферы в съемочной группе – 26 балов, что характеризует ее как положительную, благоприятную.

Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое. Определение индекса групповой сплоченности Сишора в баллах (от минимально 5 до максимально 19 баллов) показало, что индекс групповой сплоченности в съемочной группе равен 15 баллам – близок к максимальной положительной оценке.

Тест оценки уровня коммуникабельности Ряховского В.Ф., согласно которому у анкетируемого может быть определено 7 уровней коммуникабельности – от минимально возможного до максимально возможного уровня, позволил выявить, что у 95% членов КСГ достаточный уровень коммуникабельности, что очень важно для творческого коллектива.

По результату метода психологического исследования социального окружения работни ка, путем социометрической оценки реального и желаемого места в группе анкетируемого, в 80% случаев респонденты указали на соответствие реального и желаемого места в коллективе съемочной группы, в 20% случаев – на желание занимать более центральное (более статусное) положение в коллективе. Таким образом, преимущественное большинство членов коллектива указали на соответствие реального и желаемого места в коллективе съемочной группы.

Методика определения стиля руководства Захарова В.П. и Журавлева А.Л. (авторитарный, либеральный или демократический) выявила, что стиль руководства в КСГ демократический.

Таким образом, проведенный комплексный анализ коммуникативного потенциала, состояния социально – психологического климата в коллективе съемочной группы полнометражного художественного 3D фильма «Возвращение в А» режиссера Егора Кончаловского выявил положительную его оценку по всем тестам как оптимального, благоприятного, хорошего, с близким к максимальному индексом групповой сплоченности (по Сишору), достаточным уровнем коммуникабельности и демократическим стилем руководства.

При этом 100% респондентов на вопрос «Кто в целом отвечает в Вашей съемочной группе за социально-психологический климат?» ответили, что руководитель коллектива съемочной группы режиссер.

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов кинопроизводства с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает только в случае, если в процессе создания в творческом коллективе присутствует благоприятная атмосфера благоприятный социально-психологический климат [19]. Роль руководителя в создании оптимального социально-психологического климата является решающей [20, 21].

По результатам социологического исследования было выявлено, что для улучшения кадрового менеджмента кинопроизводства и качества кинопродукции, совершенствования съемочного процесса и социально-психологического климата в коллективе съемочной группы рекомендовано включить в штат специалиста по коммуникациям, использование новейших технологий кинопроизводства и материальной мотивации. При этом использование новейших технологий кинопроизводства позволило создать первый казахстанский фильм, который вышел в 3D-формате.

Проведенный анализ состояния социальнопсихологического климата в коллективе съемочной группы фильма «Возвращение в А» режиссера Егора Михалкова – Кончаловского выявил положительную его оценку по всем коммуникативным тестам, что не могло не повлиять на фильм. Так, первый казахстанский 3D-фильм был номинирован от Казахстана на премию Американской киноакадемии «Оскар» в категории

«Лучший фильм на иностранном языке», был фильмом открытия на II Международном кинофестивале экшн-фильмов, в Астане (2011 г.)на VII Международном кинофестивале «Евразия» в Алматы, (2011 г.), на 33 Международном Московском кинофестивале (2011 г.), на кинофестивале Cinema Mundi, Брно (2012 г.) [22-23]. Фильм получил высокую оценку и признание зрителей и кинокритиков.

Заключение

Впервые с помощью современных научных методов исследования доказана главенствующая роль в творческом коллективе и съемочном процессе главного человека на съемочной площад ке – режиссера. Показана его лидирующая роль в формировании благоприятного, положительного социально-психологического климата, являющегося квинтэссенцией коммуникативного потенциала как самого творческого коллектива, так и в последующем – самой кинопродукции, созданной данным коллективом. Показана важность использования в создании кинопродукции новейших достижений науки и техники и современных технологий, позволяющих по-новому раскрыть потенциал экранного искусства за счет использования созданного с помощью ЗD виртуального мира и виртуального пространства, наполнить четвертый вид коммуникаций – масс медиа или массовую коммуникацию новым содержанием и возможностью донести творческий замысел режиссера с большей силой художественной выразительности, реальности и достоверности, вызвать сопереживание, саспенс и соучастие в созданном режиссером 3D киномире. При этом экспериментальной базой исследования послужила съемочная площадка первого казахстанского высокохудожественного 3D фильма полнометражного сложно-постановочного художественного 3D фильма «Возвращение в А» режиссера Егора Михалкова-Кончаловского. Дан киноведческий анализ первого 3D кинопроизведения в Казахстане, посвященного теме героизма и мужества, подвига и патриотизма, задавшего высокую планку для будущих как 3D фильмов, так и кинопроизводства в целом. Дается авторское определение коммуникациям как социальноинформационного метаболизма. 3D технологии кинопроизводства позволяют расширить возможности коммуникационного потенциала киноискусства как средства массовой коммуникации.

 

 

Литература

  1. Hayes R. M. 3-D movies. A history and filmography of stereoscopic cinema. – Jefferson, NC: McFarland & Company, 1998.
  2. Low C. 2001. «CyberWorld» in IMAX 3-D. /Take One: Film & Television in Canada. № 33, 10 Jul., 2001. – P. 36-37.
  3. Ukai K. and Howarth P. A. Visual fatigue caused by viewing stereoscopic motion images: Background, theories, and observations / Displays. – March, № 29 (2), 2008. – P. 106-116.
  4. Zone R. The last great innovation: The stereoscopic cinema / SMPTE motion imaging journal. – November-December, 2007. – P. 518-523.
  5. Mendiburu B. 3-D Movie making: Stereoscopic movie making. – Oxford: Focal Press, 2009.
  6. Avatar_(2009_film) // URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Avatar_(2009_film)
  7. Duncan J.Fitzpatrick L. The Making of Avatar. – Abrams Books, 2010. – P. 52.
  8. Сугирбаева М. Герой жил рядом с нами… // газета «Караван». – Алматы, 25.02.2011.
  9. Храбрых О. Афганский излом // газета «Экспресс К». – Алматы, 10.12.2009.
  10. Возвращение в «А» // URL: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/82971/annot/
  11. Возвращение в «А» // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Возвращение_в_«А»
  12. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. Краткий курс. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007.
  13. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: КДУ, 2009. – 296 с.
  14. Майерс Д. Социальная психология. – М.: Прогресс. 1997. – 368 с.
  15. Анастази А.Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.
  16. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования – М.Академический проект, 2006. – 352 с.
  17. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
  18. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2005.
  19. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. Взаимодействие людей в жизни и на сцене. Режиссура как построение зрелища. – М.: Мир искусства, 2010. – 408 с.
  20. Калинина А.О. Факторы, влияющие на формирование психологического климата. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 413 с.
  21. Кузьмин E.Г., Волков И.П., Емельянов Е.Н. Руководитель и коллектив. – СПб.: Северо-Запад, 2005. – 322 с.
  22. Официальная страница фильма «Возвращение в А» // URL: http://bayterekfilm.kz/films/vozvrashhenie-v-a/
  23. Returning to the «А» // URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Returning_to_the_%27A%27

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.