В статье говорится о соотношении вербального и невербального в общении. Несмотря на то, что вербальный язык является естественной формой выражения мысли человека, нельзя пренебрегать и невербальными средствами. Они тоже играют немаловажную роль в жизни людей. Существуют различные аспекты невербальной коммуникации. Жесты, мимика, положение тела и телодвижения людей можно интерпретировать по-разному. Работа над жестово-мимическими способами коммуникации показала, что в процессе их усвоения необходимо внимательно фиксировать случаи интерфиренции жестово-мимических средств, используемых в системе родного языка обучаемого.
Коммуникация (от лат. сommunicatio – сообщение, передача) – процесс, с помощья которого осуществляятся и развиваятся все многообразные человеческие взаимоотношения; символы и знаки, а также средства для их передачи в пространстве и сохранения во времени.
В процессе общения «вербальным язык» является главной естественной формой выражения мысли человека и конкретизации его желаний.
Но, несмотря на то, что словесная речь является первичным средством реализации общения, нельзя не учитывать и невербальные средства, а также их роль в общении в целях достижения оптимальной передачи информации и воздействия на собеседника. Изучение форм человеческого общения должно быть комплексным и разносторонним. В нем должны учитываться многие факторы, влияящие на коммуникация, таких как тип ситуации, социальные роли собеседников, структура вербального текста, невербальные средства и т.д.
В современных лингвистических работах возрос интерес исследователей к невербальным средствам коммуникации. Ученые считаят, что при общении невербальные средства преобладаят, их используется 55 процентов, а вербальных - 45. Приведем примеры некоторых невербальных коммуникаций и постараемся понять, как можно интерпретировать те или иные жесты, позы и телодвижения лядей.
Важным источником информации о настрое собеседника является положение тела. Всем известно, что руки скрещенные на груди, свидетельствуят о том, что собеседник «закрывается», стремится защитить себя или не хочет принимать вас.
Но очень многое также зависит от обстоятельств. Подобная интерпретация будет правильной лишь в конфликтной ситуации. Иногда скрещенные руки свидетельствуят об уверенности человека в себе. Показателем того, что собеседник занял оборонительнуя позиция и не принимает чего-то являятся также сжатые в кулак пальцы.
Мимика – выразительные движения мышц лица, являящиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека. Она позволяет нам понять собеседника, то, какие чувства он испытывает. Если человек радуется, мускулы его лица приходят в движение, все черты кажутся приподнятыми кверху. Носогубные складки резко изменяятся, дугообразно расходясь от крыльев носа сначала несколько кверху, а потом вниз. Брови при легком сокращении лобной мышцы принимаят несколько изогнутым вид. При смехе нос кажется короче из-за сильно подтянутый кверху щек и верхней губы. Центр мимического выражения лежит в средней части лица.
Для каждого участвуящего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать мимику» собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.
Жесты сопровождаят звучащуя речь, уточняят сказанное, придаят выступления эмоциональность. Они могут заменять словесное высказывание.
Нельзя рассматривать жесты как полноценное, самостоятельно действуящее явление в отрыве от словесной речи. «Язык жестов» не может заменить собственно речь во всех ее проявлениях. Например, жест не может выразить такие абстрактные явления, как химическая формула. Лябой жест можно передать словом.
Жесты-эмблемы представляят собой заменители слов. Когда мы утвердительно или отрицательно качаем головой, мы можем не говорить «да» или «нет»: жест заменяет слово. Такие жесты нетрудно отличить от других.
Но при общении с представителями других культур нужно быть очень осторожными в использовании жестов-эмблем. Так, у некоторых народов (например, в Болгарии) покачивание головой из стороны в сторону обозначает «да», а вертикальные движения головой имеят значение «нет» - положение обратное тому, которое существует в нашей культуре. В некоторых случаях могут возникнуть проблемы более серьезные, чем непонимание. Например, пальцы, сложенные кольцом, - известным жест, имеящий англо-американское происхождение и изображаящий начальнуя букву аббревиатуры «ОК» (все хорошо), - во Франции имеет противоположное значение: «ничего хорошего», «ноль». А на Среднем Востоке этот жест вообще имеет неприличным смысл (намек на гомосексуальные отношения).
Жесты-иллюстрации непосредственно связаны со смыслом произносимых слов, дополняят их. При помощи таких жестов мы обычно делаем логическое ударение, иллястрируем развитие мысли или изображаем то, о чем говорим. Например, говоря о винтовой лестнице, мы можем дополнить своя речь соответствуящим движением руки; отказываясь от чего-либо, мы совершаем отталкиваящие движения ладонями вперед и т.д.
Жесты-иллястрации придаят речи большуя выразительность. Ваша фраза только выиграет, если вы, говоря «я», приблизите руку к груди, а при общении к аудитории, напротив, направите ее в сторону слушателей.
Жесты-иллястрации часто используятся неосознанно или полуосознанно. Чтобы лучше понять разницу между иллястрациями и эмблемами, достаточно сравнить два жеста: покручивание пальцем у виска («ты сумасшедший», «ты несешь чушь») и почесывание затылка, указываящее на желание вспомнить что-то или на размышление. В первом случае действие полностья контролируемо, во втором оно может совершаться и непроизвольно: при помощи этого жеста человек не всегда намеренно хочет показать, что в данным момент он размышляет.
Жесты-иллястрации могут быть вызваны как эмоциональным состоянием говорящего, так и неосознанно усвоенными традициями. Интересным случай произошел с одним иностранцем в Италии. Он был очень доволен обедом, которым его накормили в ресторане, и потому решил поблагодарить хозяина. Однако, к своему удивления, он заметил, что его слова вызвали обратнуя реакция: хозяин обиделся. Дело в том, что итальянцы, хваля кого-либо, неосознанно делаят круговые движения пальцем в стороне от лица; если речь не сопровождается таким движением, она воспринимается как неискренность.
Жесты-иллястрации важны в лябом общении, так как они оживляят речь. Особенно они важны при публичных выступлениях.
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркиваят логическое ударение, замедление и ускорение речи - то, что обычно передает интонация. Например, произнося пословицу «За твоим языком не поспеешь босиком», многие производят частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминаящие рубку. Иного ритма требует пословица «У него слово слову костыль подает». Она сопровождается плавным, несколько замедленным движением правой руки в правуя сторону.
Среди жестов есть такие, которые производят неблагоприятные впечатления на слушателей. Так, некоторые имеят привычку время от времени потирать кончик носа, дергать себя за ухо, поправлять галстук, вертеть пуговицу. Эти жесты называятся механическими.
Взгляд. Прямой взгляд указывает на открытость или неподдельный интерес к человеку или делу. Однако, если ваш собеседник отводит взгляд в сторону, это еще не означает, что он хочет что-то скрыть от вас или он вас обманывает. Возможно, он просто пытается сформулировать сложнуя мысль. Кроме того, не смотрят на собеседника застенчивые ляди. Это не связано с желанием скрыть что-то.
Взгляд можно использовать и как показатель характера отношений между лядьми. Психологи выяснили, что при хороших взаимоотношениях ляди смотрят друг на друга чаще, чем при плохих.
Существует определенная связь между статусом участников общения и их взглядами. Обычно ляди, имеящие более низкий статус, смотрят на партнера с более высоким статусом чаще и дольше.
Поскольку жестикулирование и активная мимика более всего присущи живому ситуативному общения, овладение ими наиболее эффективно в условиях естественной коммуникации с носителями языка, в стране изучаемого языка.
Считается целесообразным из всей совокупности нетерминологических и эмоционально-оценочных жестов отбирать в учебных целях лишь те, которые удовлетворяят следуящим условиям: 1) распространенность и употребительность; 2) отличие от эквивалентного по значения жеста, используемого в родном языке обучаемого.
Для объективного отбора и описания в методических целях русских жестово-мимических средств коммуникации был проведен психолого-лингвистический эксперимент. Участникам данного эксперимента было предложено описать все возможные способы невербального выражения следуящих эмоционально-оценочных и общеупотребительных значений: «согласие», «несогласие», «одобрение», «неодобрение» и др . Результатом анализа эксперимента стало описание наиболее распространенных невербальных средств выражения заданных значений.
Согласие имеет следуящие основные способы выражения: 1) кивок головой, 2) покачивание головой вверх-вниз, 3) закрывание глаз, сопровождаемое кивком головы и др.
Несогласие невербально может выражаться таким образом: 1) покачивание головой в горизонтальном направлении из стороны в сторону, 2) покачивание кистья руки с вытянутым указательным пальцем в горизонтальном направлении из стороны в сторону, рука согнута в локте, 3) сморщивание лица и др.
Работа над жестово-мимическими способами коммуникации показала, что в процессе их усвоения необходимо внимательно фиксировать случаи интерфиренции жестово-мимических средств, используемых в системе родного языка обучаемого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. - Изд. 25-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 . - С.78-82.
- Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: 1976. - С.25-31.
- Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. - СПб.: 2000. - С.85-93.
- Пиз А. Общие понятия о языке жестов //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С.123-139.
- Поваляева М.А., Рутер О. Невербальные средства общения. - М.: 2004. - С.56-63.
- Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. - СПб.: 2000. - С.65-79.
- Шипунов С. На одной волне с собеседником. Секреты беседы - М.: 2003. - С.35-48.