В результате распада Золотой Орды, в 1465 году, на территории современного Казахстана образовалось Казахское ханство (Қазақ хандығы). Периодом его становления считают время с 1465 года по 1847. Территорию ханства населяло множество племен и народов, что не могло не отразиться на экономике и культуре казахского народа. «Казахи являются главными наследниками кочевой, культурной цивилизации европейско-азиатского субконтинента, которая сыграла большую роль в истории человечества» [1.19].
За эти три с лишним века периода становления Казахского ханства были свои герои и антигерои, громкие победы и горькие поражения.
Богата и разнообразна музыкально-поэтическая культура рассматриваемого периода. Сохранившиеся памятники - яркое свидетельство богатого духовного, поэтического развития народа, преемственная связь с которым отчетливо проявляется в казахском народе. Это – устно-поэтический фольклор: загадки, афоризмы, пастушечьи песни, героический эпос.
Особое место в исторических исследованиях занимает устное народное творчество, поскольку у кочевников оно было сильно развито. В сказках, героических эпосах и поговорках, афоризмах и загадках отражались важные моменты истории казахского народа. Тем более такие социальные институты, как «Сал», «Сере», «Бии», акыны-импровизаторы, айтыс характерны только для кочевых народов и у других народов не имели аналогов.
Кочевая культура – особенная культура. На протяжении многих веков она развивалась в сольных формах исполнительства. Это способствовало выдвижению ярких имен: Кет-Буга, Асан-Кайгы, Карт- Ногай, Байжигит и многие другие. Кюи, происхождение которых народные предания связывают с именами этих исполнителей, отражают важнейшие моменты истории, повествуют о драматических событиях периода Золотой Орды, о великих перекочевках, приведших к разделению племен и родов в эпоху образования Казахского ханства, о трагедии народа в период джунгарского нашествия.
Культура – (в переводе с латинского означает «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание») характеризует исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Однако не все ученые признают существование духовной культуры казахского народа, либо считают ее возникновение не столь давним.
«Для многих специалистов до сих пор «кочевник» и «культура» остаются понятиями несовместимыми. В самом деле, столько говорилось в научных статьях, исследованиях, публикациях и сочинениях, введенных в обиход, о варварстве кочевников и об их культурной бесплодности, что это мнение укоренилось в мыслях историков» [2. 36.]
Этой категории ученых и в голову не приходит мысль о том, что в истории нет, и не может быть человеческого общества, рода, племени, народа, который не создает свою культуру, литературу и искусство. Так, в труде, озаглавленном «От кочевий к городам», А.Плетнева утверждает, что кочевники не могли быть творцами культуры и что они всегда играли одну единственную роль – разрушителей.
Основная ошибка тех, кто высказывает подобные суждения, заключается в том, что они смотрят на свой предмет только сквозь призму средневековых военных хроник. Жизнь для них состоит только из военных столкновений, разрушений, кровопролитий. Авторы, которые утверждают о фатальном отсутствии культуры у кочевников, об их безразличии к линиям и цвету, упускают из виду, например, скифов, чье искусствоявляется гордостью Эрмитажа и других крупнейших музеев мира. А они ведь были классическими кочевниками.
Русские ученые XIX века Н. Радлов, Г. Потанин, В. Веселовский, и XX века – В. Бартольд, С. Малов, Л. Гумилев сделали немало для изменения стереотипного понимания разрушительной роли кочевников.
«Казахская культура зародилась в глубокой древности. Современные казахи продолжатели традиций древних насельников Казахстана. Мы сегодня знаем, что древние тюрки имели свою письменность, называемую «Бітік жазу». В то же время ученые обнаружили памятники письменности саков, которые пока не расшифрованы. Молодой исследователь С. Кондыбай опубликовал мифы протоказахов в трех томах» [3.]
В рассматриваемый период большое развитие получило творчество Жырау (поэтов-импровизаторов). Главными темами поэзии Жырау XVXVIII веков были вопросы сплочения и единства племен, составляющих Казахское ханство, укрепления государства и его воинской мощи. В поэтических толгау (стихотворениях-размышлениях) жырау затрагивали вопросы этики и морали, чести и достоинства. Крупнейшими представителями поэзии жырау XV-XVIII вв. были: Асан-Қайғы жырау, Қазтуған жырау, Доспамбет жырау, Сыпыра жырау, Шалкииз жырау, Жиембет жырау, Марғаска жырау, Ақтамберды жырау, Умбетей жырау, Бухар жырау. Следует отметить, что в условиях патриархально-родового общества толгау играли большую общественную роль. Исполнители толгау жырау занимали особое место в обществе и пользовались большим уважением, часто они помогали решать важные государственные задачи.
Искусство Жырау было связано и с боевой магией, потому что жизнь кочевников была сопряжена с многочисленными военными действиями, отражением набегов соседних племен и завоевательными походами. Жырау, находясь при ставке ханов, были военными и политическими советниками, наставниками народа, воспевали в исторических песнях и героических сказаниях подвиги ханов, батыров, своих соплеменников. Но жырау обладали еще одним даром – прорицания, поэтому они брали священный инструмент, чтобы, прославляя батыров, вдохновлять народ на новые подвиги, перед битвой звуками кобыза созвать духов предков и погибших героев и тем самым получить их покровительство, предугадывать будущее, предсказать исход военных походов.
Одним из таких жырау был Асан Қайғы. Поэт – философ, советник хана Джанибека, Асан-Қайғы – то есть Асан Печальный, Асан-ата, настоящее имя -Хасан Сабитулы, родился в Поволжье в 60-е годы XV века. Известно, что Асан Қайғы был сторонником объединения всех казахских родов и племен и укрепления ханской власти. Несмотря на реальность существования, имя Асана Қайғы обрело некоторые легендарные черты. Одна из легенд – это легенда о поисках Асаном Қайғы земли обетованной – Жер Уюк, где обильные пастбища и полноводные реки, мягкий климат, множество зверей в лесах и рыбы в реках, где люди живут без горя и нужды, вражды и угнетения. На быстрой верблюдице Желмая он объездилвсе стороны света, но нигде Жер-Уюк не нашел. Опечаленный этим, Асан Қайғы получил прозвище Асан Қайғы – Асан Печальный. Являясь выразителем надежд простого народа на новую жизнь, он остался в сознании народа как неутомимый искатель счастливой земли.
Қазтуған жырау Суюнишулы родился в 30-х годах XV века на земле Аштархан (современной Астраханской области). Он был из рода военных аристократов и предводителем кочевавших вдоль Едиля (Волги) тюркских племен Ақтуба, Бозан. Во второй половине XV века Қазтуған жырау покинул берега Волги и поселился в Казахской орде со всеми родами и племенами, которые были в его подчинении. Главной темой его творчества стало сохранение единства народа Дешт-и-Кипчак, а также защита его независимости.
Доспамбет жырау (1490-1523) – поэт, автор как лирических, так и героических стихов. В них глубокая грусть о быстротечности и необратимости времени, о теплоте взаимоотношений людей, о чарующей красоте родной природы. Вместе с тем, Доспамбет жырау – это доблестный воин с чувством достоинства и любви к родному краю:
…О, край милый, Ак Жаик!
Где дни, когда с шелковой бахромой
Кольчугу мы надевали в бой?
Где дни, когда в руки секиру брал, Чтоб недруга в битве разить наповал?
Шалкииз жырау (1456-1560) – один из прославленных поэтов своего времени. Его произведения являются классическими образцами искусства импровизации. В стихах Шалкииза звучат поучения, советы властителю, князю Темиру. В них представления людей средневекового времени о ханах, о достоинствах человека. В своем «Обращении первом к князю Темиру» Шалкииз жырау советует хану быть ближе к народу, быть внимательным к их бедам, не давать никого в обиду.
Если небо затянуло тучи, Это значит – скоро дождь пойдет. Если лебеди на озере вскричали, Это ястреб стал снижать полет.
Если горько кто-то плачет, Одинок в толпе людской Это значит, что его обидел кто-то злой.
Примечательно, что до революции 1917 года стихи Шалкииза вошли в 12 песенных сборников и хрестоматий. Он является первым казахским поэтом – сказителем, чьи стихи были переведены на русский язык.
Умбетей жырау (1706-1778) – поэт – участник борьбы против джунгарского нашествия. Историческая достоверность и высокий художественный уровень его произведений отражены в жоктау (плаче) попогибшему батыру Богенбаю из рода канжигали и естирту (траурная весть) об этом Абылай хану. В жоктау он воспевает батыра, отличившегося храбростью в борьбе с джунгарами, а в естирту – убеждает Абылай хана в том, что власть держится на таких батырах.
Красной нитью через все его творчество проходит тема защиты казахского народа от иноземных захватчиков, борьба за независимость, дружба и согласие.
Одна группа произведений Умбетея жырау – «Бэкеге», «Жаукдшарга», «Букарга», «Бекболат биге» - несет тему социальной справедливости, человечности.
Другая – «Бегенбай алемене», «Бегенбай елиме Абылай ханга естирту» - героическую жизнь Богенбай батыра.
Бухар жырау Калкаманулы (1668-1781) – выдающийся певец – сказитель, государственный деятель, один из влиятельных биев при Тауке хане. В «Годы великого бедствия» («Ақтабан шубырынды»), нашествия джунгар, - главный советник Абылай хана.
Бухар жырау призывал к объединению – созданию крупного казахского ханства. Об этом его стихи «Благожелание», «Абылай, ты в 11 лет», «Когда я тебя увидел», «Безмятежно спишь, хан мой». Вместе с тем, отдельные его стихи обличают деспотичность, алчность хана, отсутствие внимания к нуждам народа, это - «Я говорю», «Позаботься о своем народе».
Бухар жырау был человеком хорошо образованным, писал на арабском языке. Из его поэтического наследия дошло около 1200 строк.
За период с XV по XVIII вв. сформировалась своеобразная духовная культура. Так, только в период Казахского ханства родилось более пяти тысяч музыкальных произведений. Авторы и исполнители их внесли свой вклад в становление Казахского ханства. Жырау вдохновляли воинов на борьбу с иноземными захватчиками. Согласно исследованиям ученых, многие Жырау были советниками правителей и призывали к сплочению и объединению племен, составляющих Казахское ханство, укреплению государства и его воинской мощи.
Литература
- Абдижапар Абдакимов. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней): «Казахстан», 2002. С. 19.
- О.Сулейменов. « Аз и Я». Алматы, 1992, С. 36-42.
- Аманжол Кузембайулы: «Почему мы не прививаем чистоту помыслов моло-дым?» Коста-найские новости, № 148 (22590) 24 октяб-ря 2015 г.
Асан Кайгы (XV в.)
Казтуган жырау Суюнишулы (XV в.)
Шалкииз жырау (1456-1560)
Доспамбет жырау (1490-1523)
Бухар жырау Калкаманулы (1668-1781)