Культурно-духовное возрождение казахского народа в XIX веке подарила миру талантливого учёного новаторского типа - Чокана Валиханова. Его имя по праву занимает достойное место среди выдающихся личностей мировой науки. Он оказался на высоте возложенных на него задач. Его путешествия на Тянь-Шань, в Восточный Туркестан (Джунгария и Кашгария), научные труды и исследования явились важным вкладом в мировое востоковедение. За свою короткую жизнь оставил научное наследие, которое составляет 5 томов. В этом году исполняется 156 лет его знаменитой научной экспедиции в Кашгар, оставившей заметный след и в биографии исследователя. Ио инициативе академика К.Сатпаева изучение жизни и деятельности Чокана Валиханова было признано приоритетной задачей Института истории АН КазССР. Исследования начались с создания в 1957 году специальной комиссии, которую возглавил учёный-историк, академик Алькей Хаканович Маргулан. В его известный труд «Избранные произведения» вошли отдельные произведения Ч.Валиханова «Западный край китайской империи и г.Кульджа», «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)», письма к генералу Г.А.Колпаковскому. Другие произведения о его поездке в Алтышар и Илийский край: «О торговле в Кульджа и Чугучаке», «О западном крае китайской империи», «Очерки Джунгарии».
В 1858 году Ч.Валиханову удалось осуществить свою юношескую мечту - совершить поездку в малоизвестную страну в Кашгарию. Инициаторами выступили вице-президент РГО И.И.Семёнов-Тян- Шанский, востоковед, дипломат и публицист Е.И.Ковалевский,. Ирограмму сбора материалов составили И.И.Семёнов-Тян-Шанский и К.К.Гутковский. Решение получило одобрение в Географическом обществе. Разрешение дано было министром иностранных дел А.М.Горчаковым. Ближайшими помощниками во время подготовки стали касимовский татарин Файзулла Ногаев и кокандец, длительное время живший в Кульдже, Мухамед - Якуб Джанкулов (Якуп Янкулов). Ногаев имел влияние на киргизских манапов, Джанкулов многократно бывал в уйгурских городах - Кашгар и Аксу. Иринято решение о киргизском направлении маршрута через Кульджу в Кашгарию. Иоручик при генерал- губернаторе Западной Сибири, командире Отдельного сибирского корпусаГ.Х.Гасфорте - Ч.Валиханов - под именем купца Алимбая Абдиллабаева отправляется в торговый караван в западные владения Китая - Кашгар. Он должен был присоединиться к купцам, с 04.06. остаётся один в степи, без огня и хлеба. 28.06.1858 г. присоединился к семипалатинскому каравану в урочище Карамула, в 30-ти верстах от Капала. Снаряжение торгового каравана: 42 (43) человека, 101 верблюд, 65 верховых и вьючных лошадей и 6 юрт, товар на 18300 рублей. Каждый кош имел своего владельца и торговал самостоятельно. Во главе каравана - Мусабай Токтабаев.
В этническом плане состав неоднороден: ташкентцы, бухарцы, казахи. Караван освобождается от налогов и пошлин, т.к. был официально разрешён правительством. 06.08. караван подошёл к аилу Чон-Карача. Близилась годовщина смерти манапа Борамбая. Весь август купцы прожили в долинах Кокжара, Каркара и Текеса. Съехались родственники манапа, три татарских коша из Петропавловска, мелкие кашгарские караваны, купцы-ташкентцы из Кульджи. Торговцы договорились идти в Кашгар, избрав Аксайскую дорогу. 09.09.1858 года караван вступил в Заукинское ущелье/начало кокандских владений/. 14.09. переход завершён. Последовал спуск по высокогорью в долину реки Аксай. Преодолён переход через длинное узкое ущелье Теректы. К этому времени караван насчитывал 57 человек. При переходе через снежные перевалы по Тянь- Шаню погибла большая часть скота. Подверглись налёту киргизов. Выручила вовремя подоспевшая подмога - кокандские сипаи. Путешественники отразили нападение и продолжили путь. 26.09. в 135 верстах от Кашгара, Чокан закопал в землю свой дневник, помещённый в маленький деревянный сундук. Пройден первый китайский пикет Ислык- караул. В таможенной справке значилось, что они все - анджанцы. Прибыли в Устун-Артыш - деревни, располагавшиеся по реке Артуш или Тоин. 01.10. караван увидел Кашгар - один из самых знаменитых городов Востока.
В первые же дни купцы выгодно продали свой товар. По признанию Валиханова, по настоянию знакомых и следуя местным обычаям, они все на время пребывания в тех местах вступили в брак. Он в первую очередь приступает к изучению архитектурных и исторических памятников. Посетил мавзолей Аппак-ходжи, усыпальницу кашгарских правителей. В записях отмечает, что «Гробница Аппак-ходжи - лучшее здание во всём Кашгарском округе, лежит в 6 верстах от города к северо-востоку, на правом берегу Тюмени…Старый город имеет положение на высоком яру, между тем как новый занимает местность гораздо ниже. Центр города составляет торговая площадь Айтга (площадь соборной мечети). Старый город разделяется на два квартала: Чарсу и Амбарчи, а новый – на четыре: Урдаалды, Устэнбуи, Юмалак-шар и Анджан-куча» [2]. В городах дома, в основном, были одноэтажные, редко - двух- или трёхэтажные, а улицы - узкие, кривые. В городе Янгисаре посетил старинную мечеть Дарваз Алдыда. Село Бишкерим тоже упоминается.Интересны рисунки: «Кашгарка», «Голова уйгура и уйгурки», «Причёски и головные уборы женщин», «Типы мужчин», «Городские ворота».
В январе 1859 года распространяется слух о русском офицере, спящем на железной кровати. 11.03. - прощанье и возвращение по течению реки Тоин. Обратный маршрут: долина реки Чадыркуль - проход Ташрабат - долина реки Нарын - Заукинское ущелье - Верное. Период путешествия с 28.09.1858 г. по 12.04.1859 года составляет рискованных 10 месяцев и 14 дней. Чокан, используя свои связи, выхлопотал награды Букашу Аупаеву и Мусабаю Токтабаеву - золотые медали, не были забыты купцы и рядовые работники. Из Кашгарии Валихановым привезены редкие восточные рукописи: «Тазкирян Султан Сутук Бугра-хан» («История Сатук Бугра- хана); «Тазкирян Туглук Тимур-хан» («История Туглук Тимур-хана»); «Тазкирян Ходжагян» («История ходжей»); «Абу Муслим Мауризи»; коллекция горных пород, старинных монет, нефрита, болорские яшмы, мрамор, хрусталь, песочное золото, гербарии, памятники прикладного и декоративного искусства, образцы художественной керамики.
Написан труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу» - первое научное произведение, посвящённое Кашгарии. Работа высоко оценена востоковедами России и за её пределами, вскоре переведена и издана на английском языке. 13.07.1859 года Г.Х.Гасфорт министру иностранных дел, князю А.М.Горчакову подаёт рапорт о благополучном возвращении поручика, султана Ч.Валиханова. 27.01.1860 года Г.Х.Гасфорт уведомляет об отчёте поручика. Чокан по приезде в Петербург имел беседу с Е.П.Ковалевским. По указу Александра II произведён в штабс-ротмистры, награждён орденом святого Владимира 4-ой степени и удостоен солидной денежной премии. По ходатайству А.М.Горчакова причислен к Азиатскому департаменту МИД России с назначением ему жалованья как драгоману. 04.05.1860 года заслушано сообщение о путешествии в Кашгар. Оно легло в основу «Очерков Джунгарии» Чокана, опубликованных в «Записках РГО» в 1861 г. в книге первой и второй. К описанию приложены 2 рисунка-портрета, карта Семиреченского и Заилийского края Семипалатинской области и части Илийской провинции Китая.
В третьей книге «Записок РГО» за 1861 год появились географический обзор, исторический очерк из кашгарского отчёта. В военно-учёном комитете Генерального штаба Чокан стал руководить подготовкой карт Средней Азии и Туркестана. При его участии были выполнены «Карта пространства между озером Балхашом и хребтом Алатау», «Рекогносцировка западной части Заилийского края», «План города Кульджи», «Карта к отчету о результатах экспедиции на Иссык- Куль», «Карта Западного края Китайской империи».
В Петербурге Чокан опубликовал работы, посвящённые истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока; среди них исследования: «Киргизы», «Следы шаманства у киргизов», «Киргизское родословие», «О кочевках киргиз» и другие, в которых собран и обобщен огромныйматериал об истории, этнографии казахов, их быту, обычаям и культуре. Устному народному творчеству казахов посвящены статьи «Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды», «Очерки Джунгарии» и другие. Выступает в РГО с лекциями по истории Востока, изучает восточные рукописи. Слушает лекции Н.Костомарова в университете, занимается литературной деятельностью, посещает собрания студентов сибирского землячества у Г.Н.Потанина. Встретился с другом Ф.М.Достоевским, подружился с его семьёй и близкими. Общается с выдающимися учёными - ректором университета, профессором ботаники
- Н.Бекетовым, зоологом Н.А.Северцовым, учёными-ориенталистами –
- В.Вельяминовым-Зерновым, В.П.Васильевым, В.В.Григорьевым, публицистом, исследователем и общественным деятелем – Н.М.Ядринцевым, учёными-путешественниками – П.П.Семёновым-Тянь- Шанским, Г.Н.Потаниным, поэтами-писателями – Я.Н.Полонским В.В.Крестовским, редактором «Записок РГО», востоковедом, дипломатом, публицистом – Е.П.Ковалевским. Заводит новые знакомства со многими представителями русской интеллигенции – С.Аксаковым, Н.Веселовским, Н.Игнатьевым, А.Майковым, Ф.Усовым. К нему за консультациями о Восточном Туркестане обращается видный востоковед В.Григорьев. К его советам прибегали исследователи Востока: В.Вельяминов-Зернов, Д.Романовский и другие.
В это же время в Петербурге находилась группа казахской молодежи. Примечателен тот факт, что среди них был еще 19-летний Ибрай Алтынсарин. По свидетельству дочери Альмухамеда Сейдалина Рабигы, скончавшейся в 1984 г., у них дома была петербургская фотография троих: ее отца, Чокана и Ибрая Алтынсарина. На страницах журнала «Искра» под вымышленным именем «Окзенконф» было напечатано немало анекдотов о генерал-губернаторе Западной Сибири Г.Х.Гасфорте, сочиненных Валихановым. Главный редактор сатирического журнала «Искра» - В.С.Курочкин, входивший в состав «Земли и воли», поддерживал связи с Герценом и Огаревым. Через А.И.Герцена и Н.П.Огарева, через сибиряка Н.С.Щукина Валиханов и Потанин имели доступ к нелегальной литературе. Братья В.С.Курочкин и Н.С.Курочкин состояли членами общества «Земля и воля». Пребывание в Петербурге идейно обогатило Чокана и укрепило его демократические взгляды.
Многие образованные европейцы, благодаря Валиханову, впервые услышали этноним «казах», прониклись искренней симпатией к степному народу. Мировая наука обязана именно ему первой записью поэмы казахского народа - «Едыге», записью отдельных частей киргизского эпоса «Манас» - «Смерть Кукотай-хана и его поминки». Наиболее древние и устойчивые корни казахского менталитета нашли отражение в ряде его исследований - в статьях «Следы шаманства у киргизов (казахов)», «О мусульманстве в степи». В исследовании зороастрийской природы шаманизма исследователю принадлежит безусловное первенство.
Творческое наследие Валиханова привлекает внимание самого широкого круга современных исследователей. Заслуга Чокана Валиханова перед наукой состоит в изучении неизведанного региона в краткосрочный срок и сборе богатейшего материала, уникального по содержанию; в том, что на географической карте мира Кашгария перестала быть загадкой для европейцев. Именно он сделал первый шаг в исследовании русскими путешественниками Центральной Азии. Вслед за ним отправился его однокурсник по кадетскому корпусу и близкий друг Григорий Потанин, в Кашгарии побывает путешественник и географ М.В.Певцов, до Иссык- Куля дойдёт Н.М.Пржевальский.
По мнению Ч.Валиханова, правильное название Кашгарии — Восточный Туркестан. В экспедиции его привлекла внешняя и внутренняя сторона жизни. Поражает диапазон интересов Чокана. Из его работ мы узнаём историю, географию, этику, этнографию, психологию, менталитет и политическую жизнь Кашгарии. «Купец Алимбай» посещает историкоархитектурные памятники, мечети и медресе. По его личному признанию во время пребывания в Кашгаре он старался изучить уйгурский язык, на котором говорили кашгарцы. Писал: «В языке туркестанцев есть слово «благодарю», «ашкалла», а в нравах обычай благодарить» [1]. В своих записях особо отмечает положительные черты жителей: «Кашгарцы характера доброго, общительного, радушны, трудолюбивы и до крайности вежливы. Все классы педантически соблюдают формы вежливости. Всякий обязан подробно знать и неизменно исполнять уставы приличия…» [1]. Понравились ему также их музыкальность, радушие, гостеприимство, патриотизм. Будучи европейски образованным человеком, исследователь всем сердцем воспринял общечеловеческие ценности этого удивительного народа. По-моему, равно в какой высокой степени учёный оставил яркий след в мировой ориенталистике, в такой же положительной степени неизгладимо позитивные впечатления и воспоминания сохранил он о кашгарцах. До конца своих дней Ч.Ч.Валиханов мечтал вернуться в Кашгар, хотел быть там российским консулом.
Литература
- Валиханов Ч.Ч. Собр.соч. в 5-ти т. Алматы, 1985, т.3, С.165-166.
- И.Иминов « Валиханов: миссия в Кашгаре»//ж. «Мысль», №1, 2014. - С. 77-84.
- И.Стрелкова «Чокан Валиханов», Москва: Молодая гвардия, 1990.