Саморазвитие человека как личности является не только объектом исследования, но и показателем оценки благополучного развития общества и его воспроизводящего института - образования, осуществляемого сегодня, в своей изначальной основе как воспитание. Недаром«воспитание» и «саморазвитие» имеют один корень - выявление сути человека и создание его образа как человека через «питание» его духа. Идея саморазвития личности – объект пристального внимания таких наук как философия, педагогика, психология, социология и других наук «человеческого профиля». Интересным является рассмотрение термина «саморазвития» в контексте каждой из данных наук.
В психологической литературе понимание сущности саморазвития представлено разными авторами.
Согласно концепции Франкла, человеку присуща так называемая «третья сила» – движущая сила поведения и деятельности. Эта третья сила – стремление (воля) к смыслу своего существования: «Поиск человеком смысла является первичной движущей силой в его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных побуждений.
Концепция Франкла может быть интерпретирована как саморазвитие человека, как стремление к смыслу собственного существования. И решающее значение имеет ответственность самого человека в выборе возможностей самореализации.
Австрийский психиатр Альфред Адлер утверждал человека, как единую личность, которая не может быть разъята на элементы (сознание, бессознательное, мышление, таинственное, психическое, действие и т.д.). Для Адлера структура личности – это объединяющееся в своем взаимообусловленном взаимодействии жизненное целое – «стиль жизни». Понимание жизни человека как движение к жизненной цели – одна из основных посылок в изучении человека Адлером.
По Адлеру, сущность саморазвития есть стремление к превосходству, стремление к власти. Способом реализации в данном случае является цель как движение жизни в осуществлении социального интереса человека. Стремление к превосходству может нарушить гармонию отношений с другими «Я».
Существенным дополнением в понимании личностного роста являются взгляды А.Маслоу. Теория самоактуализации Маслоу привлекает в качестве ориентира для личностного роста и развития. Суть теории самоактуализации заключается в том, что необходимо прислушиваться к голосу внутренних импульсов и дать им проявиться. «Человек отдается своим переживаниям полностью, живо, самозабвенно, целиком сосредоточиваясь на них, не боясь быть полностью поглощенным ими, без подросткового смущения. В момент такого переживания человек целиком и полностью раскрывает свою человеческую сущность – это и есть момент самоактуализации»,- пишет Маслоу. «Самоактуализация – это напряженный процесс постепенного роста, кропотливый труд накопления маленьких достижений».
Таким образом, личностный рост рассматривается им как последовательное удовлетворение высших потребностей, т.е. самоактуализации на основании достигнутых базовых, под которымиподразумевается потребность в безопасности, в социальной принадлежности, в любви, уважении, оценке. По словам Маслоу, личность, если это подлинная личность, сама является своей основной детерминантой. «Каждая личность есть, отчасти, «свой внутренний проект» и создает сама себя».
Идеи функционального подхода и стремление к своей «вершине» как источников саморазвития отражены в работах Б.Г.Ананьева.
Б.Г.Ананьев пишет: «Личность - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса», и далее - «…Личность всегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее жизненного пути» [2]. В этом отрывке подчеркивается, что личность не только продукт, но и участник, т.е. объект и субъект современности, в силу чего она в постоянном движении саморазвития. Дальше развивает свою мысль: «Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из них осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных систем поведения и обуславливающих их мотиваций… Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно - субъективных отношений, т.е. социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса» [2].
В углублении понимания личности в аспекте ее саморазвития интересна мысль Б.Г.Ананьева о том, что, «если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности» [2]. Внимание обращает и на то, что «внутренняя противоречивость развития личности, проявляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим противоречивость онтогенетической эволюции» [2].
Отсюда вытекает вывод, что изменчивость является основной характеристикой личностных свойств и проявляется на протяжении всего жизненного цикла человека.
Другой видный ученый С.Л.Рубинштейн, рассматривая саморазвитие как «построение» отношения и деятельности, пишет: «… личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его» [4]. «Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется» [4].
В высказываниях С.Л.Рубинштейна прослеживается мысль о том, что личность, осознающая и определяющая свою деятельность, есть человек самореализующийся, стремящийся к лучшим проявлениямчеловеческой сущности. А самореализация, по мнению Л.Н.Куликовой, «является не только средством выражения накопленных возможностей человека, но, прежде всего, инструментом их порождения, поскольку психические функции только в проявлении и развиваются» [7]. Самореализация – это одна из природосообразных способностей человека. «Свобода и самовыражение есть объективная цель, к которой стремится каждый нормальный человек» [7].
Подведя итог, мы можем сказать, что С.Л.Рубинштейн, говоря о способах существования, ставил проблему саморазвития человека. Сущность саморазвития понимается как процесс формирования и развития рефлексии или «мировоззренческих чувств». А основой их формирования является сама жизнь, выступающая как трагедия, драма, комедия. Проблемой может быть постановка или развитие самого умения рефлексировать. В таком случае возникает вопрос, как вооружить человека этим умением, как облегчить «момент» разрыва.
Русскому мыслителю А.А.Ухтомскому принадлежит идея функциональных (не анатомических) органов индивида и его духовного организма. Согласно идее Ухтомского, «функциональный орган – это всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение… Такими органами названы движение, действие, образ мира, психологическое воспоминание, творческий разум, состояние человека, например, сон, бодрствование, аффект, даже личность. Особую роль в формировании функциональных органов играет живое движение» [4]. В.П.Зинченко, различая механическое и живое движение, пишет: «Механическое движение пожирает, убивает время, а живое, напротив, оживляет, создает, строит живое время. Живое движение души одухотворяет индивидуальное и историческое время, членит, ритмизирует его, образует в нем зазоры, периоды активного покоя, соединяет его с пространством.
Функциональные органы в совокупности составляют духовный организм. Духовный организм есть сочетание сил, выражающее энергию человека. «Энергия же есть движение деятельное. Организм, по Ухтомскому, мыслится как некая единица, реагирующая целиком как некое интегральное целое.
Д.Н.Узнадзе исследовал проблему взаимодействия индивида и действительности. Ему удалось показать, что при одновременном наличии потребности и соответствующей среды у индивида создаются готовность, установка к активности, существенно определяющие его дальнейшее поведение.
Установку создает не только потребность и не только объективная ситуация, но соединения их, т.е. встреча актуальной потребности и объективной ситуации. Акт встречи потребности с ее предметом рассматривается как один из самых важных моментов в становлении поведения и деятельности человека.
Таким образом, на основе данных высказываний можно сказать, что сущность процесса саморазвития есть выращивание в себе функциональных органов, представляющих собой духовный организм Человека. Самосозидание есть выращивание духовного организма, т.е. пробуждение человеческого в человеке.
Г.А.Цукерман, занимаясь психологией саморазвития, раскрывает сущность понятия саморазвития так: «Саморазвитие — это сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мою Я - самость. Цели, направления, средства этих изменений определяю я сам» [3]. «Самость», это такой поведенческий текст, который я создаю неумышленно, не ведая, что творю, и уже, тем более не подозревая, что творю. Читают и толкуют его другие, от них я узнаю и о самом существовании моей самости, и о ее содержании, и о способах ее создания и интерпретации. Моменты попадания моей самости в мое сознание — это вспышка самосознания. А самосознание, это знание своей самости. Соответственно — самооценка, самопринятие, самоуважение — это оценка, принятие, уважение к своей самости. «Я», как определяет Г.А.Цукерман, это самость рефлектуемая и осваиваемая, то есть субъект собственного развития. «Открытие «Я» и есть открытие собственного авторства - подготовленное: а) принятием социальных ожиданий ответственности; б) развитием рефлексии, обеспечивающей выход за границы данности; в) усовершенствованием в навыках чтения человеческих самостей» [3]. Саморазвитие есть изменение и в то же время сохранение Я — самости. А механизмом саморазвития является открытие «Я».
Исходя из вышесказанного, можно задаться целью выяснить, как стать субъектом собственного развития.
Л.Н.Куликова, исследующая проблему саморазвития в сегодняшних условиях образования, пишет: «Личностное саморазвитие — это, по существу, психологический механизм «человекообразования». Оно образует (воспроизводит) коренное противоречие, выступающее движущей силой развития — между наличным и необходимым уровнями психосоциальной зрелости растущего человека, задает энергию самовоздействия в процессе любой деятельности, определяет углубление самопознания, самоосмысления, актуализирует ценностное самоопределение, служит развертыванию целеполагания, создает смысловое пространство самосозидания» [8]. Личность как самодвижущееся, опережающее, «энергийное ядро» человека, «выбрасывая вперед себя» цели и обнаруживая свою неготовность, меньшую или большую, к их осуществлению, раз за разом «запускает» новые и новые «циклы» (векторы, направления, шаги) самодостраивания «под цели». Тем самым она постоянно оказывается «на одном из берегов» встающего на ее пути рассогласования между действительным и желаемым в возможности действовать и в своем развитии. Прилагая усилия в обогащении своих возможностей и преодолевая эторассогласовывание на стороне необходимого, она тем самым усилием задает новый уровень на стороне желаемого, то есть, вынуждена постоянно, если стремится к достижениям, добиваться этого желаемого уровня новыми усилиями саморазвития.
Таким образом, Л.Н.Куликова рассматривает саморазвитие как психологический механизм «человекообразования», «двигателем» этого человекообразования «видит» цель «желаемого уровня». И в то же время сам процесс саморазвития трактует как инструмент самообогащения человека.
Проанализировав все вышесказанное можно отметить что, почти все авторы подчеркивают необходимость выращивания специального функционального органа в становлении человека как личности, что в действительности представляет сущность саморазвития в его единой основе – пробуждение человеческого в человеке.
Проблема саморазвития личности имеет множество аспектов рассмотрения, как в теоретическом, так и в практическом плане.
В мыслях И.С. Кона природа саморазвития личности как бы состоит из двух сцепленных друг с другом компонентов: исторического, внутреннее содержание которого интерпретируется и расшифровывается личностью и событийной жизни самой личности, в которой скрыт внутренний смысл человеческой деятельности.
И.С.Кон, оценивая степень «судьбоносности» разных жизненных событий замечает: «Однако глубокие личностные изменения не всегда порождаются наиболее яркими, драматическими и недавними событиями. Очень часто они – результат накопления множества мелких событий в течение определенного времени, причем существует потенциальный эффект кумулятивного взаимодействия разных типов жизненных событий» [5].
Связывая с проблемой саморазвития жизнь личности как важную задачу индивидуальной жизни К.А.Абульханова-Славская считает «соотнесение себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, особенности, и на этом основании определить свое место в этих формах и структурах» [1]. В связи с отсутствием каких-то критериев и норм оценки жизни, в ее качестве предполагает удовлетворенность или неудовлетворенность самого человека. Содержание жизненного пути – это устремленность в будущее как природной предпосылки, заданной от рождения интенции.
Интересна мысль К.А.Абульхановой-Славской о том, что в общем виде «развитие личности – это возрастание ее возможностей, возрастание и умножение личностного времени. Развитие во временном выражении – это своеобразная «производительность» (не труда, а самой жизни), разрешающая способность личности…Личность проводит свою линию, протягивает ее через все время жизни (более или менее последовательно), сохраняет основную задачу жизни, несмотря ни на какие изменения, обеспечивает определенную смысловую связь между прошлым,настоящим и будущим» [1]. Таким образом, К.А.Абульханова-Славская саморазвитие личности выводит из телеономичности человека, строящего свою жизненную стратегию как организатор своего времени.
Интересный вариант развития личности предлагает В.А.Петровский. Он считает, что «процесс развития «Я» в результате взаимодействия с ТЫ другого может быть дополнен процессом, разворачивающемся в результате отражения собственного Я в другом. В этом случае собственное Я, наблюдая отраженное Я в другом, как в зеркале, может развиваться, преодолевая различия самовосприятия собственного Я и восприятия собственного Я в другом» [4].
В.А.Петровский дает «ключ» к пониманию саморазвития - два силовых центра: «Я» и «другой Я во мне» с отраженной моей мыслью, составляют как бы одно целое, т.е. происходит встреча со своим «Я».
Таким образом, в отечественной психологической литературе саморазвитие личности рассматривается как: выполнение личностью общественной функции во всех сферах своей жизнедеятельности; стремление к своей «вершине»; построение отношения и деятельности с окружающим миром и общественным окружением; поиск самого себя; творческий акт увековечивания себя в другом; реализация, самоосуществление себя; соотнесение себя с формами социальной жизни; организация своего времени развития; жизненный путь с жизненной стратегией; развитие способностей: интеллектуальных и специфичных; потребности и ценности, превращаемые в долг; приобретение духовного опыта через погружение и самоочищение, признание и обогащение; реализация человечности; встреча с собственным «Я» через другое Я; установка себя к активности; размышление - диалог со своей совестью.
Выявленное многообразие данной проблемы в психологической литературе позволяет сформулировать сущность саморазвития личности как человекообразование с волей к существованию, т.е. человек должен образовать себя как человек. А суть образования себя как человека можно выразить оппозицией «самодвижение - способности», где самодвижение - это движение, имеющее источник, причину в самом человеке, а способности - это базовые умения. Саморазвитие человека возникает на основе самодвижения, которое своим источником имеет основы человечности в человеке, что может быть задавлено или развито внешними условиями, в зависимости от того, как он самоорганизован.
Таким образом, как уже было сказано ранее, на современном этапе образование должно решать одну из важнейших задач - как учить человека учиться, научить его самостоятельно учиться и постоянно пополнять свои знания, то есть готовить обучаемых к непрерывному самообразованию. «Это умение должно стать столь же фундаментальным качеством личности, как первичные ориентировочные и поведенческие навыки» [Ягодин Г.М].
Саморазвитие студентов - составная часть всей системы непрерывного образования - на современном этапе приобретает особуюактуальность, так как сегодняшние студенты - это специалисты завтрашнего дня. В период обучения в высшем учебном заведении саморазвитие не только помогает углубить и расширить свои знания, но и формирует мировоззрение, социальную активность, нравственный идеал. В самообразовании развивается и утверждается личность и ее особенности.
Литература
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
- Ананьев Б. Избранные психологические труды в 2-х томах. М Педагогика 1980.
- Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т.Фролова.- М.: Политиздат, 1989.
- Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской ... 189 с. 52. Музиль Р. Человек без свойств: Роман.- Кн. 1.- М., 1984.
- Каган, М.С. Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: Петрополис, 1996.
- Клизовский А. Основы миропонимания Новой Эпохи. т.3 — Рига, 1991.
- Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. – 2-е изд., испр. и доп. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2001.
- Лосев А. Ф. Античная философия истории Москва, изд-во "Наука", 1977.
- Мир философии. Ч.1,2.-М.: Политиздат, 1991.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. – М.: Новая школа, 2003.
- Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996.
- Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.
- Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. СПб.: Питер, 2003.