Каждый преподаватель понимает, что обучение должно содержать в себе здоровье сберегающий фактор. Особенно это важно при обучении на духовых инструментах, так как при игре происходит большая физическая нагрузка на внутренние органы. Очень многие зарубежные методики построены именно по этому принципу – «не навреди». Старая школа игры на духовых инструментах построена преимущественно на зажатости амбушюра, неправильной штриховой атаке, что затрудняет извлечение звука, как в верхнем, так и в нижнем регистрах. Вследствие чего рабочим остается диапазон «фа-диез» малой октавы «ля» второй октавы. Назрела необходимость систематизировать существующие методики обучения игре на трубе в соответствии с современными требованиями исполнительского искусства, направленные на расширение диапазона исполнителя одновременно применяя здоровье сберегающие технологии.
Цель данной статьи помочь преподавателям по классу трубы и других медных инструментов в процессе формирования правильного исполнительского аппарата начинающего музыканта. Педагоги должны знать, как предупредить неправильное развитие исполнительского аппарата и устранить уже приобретенные неверные навыки. Индивидуальные, физиологические данные учащегося составляют основу постановки его исполнительского аппарата, в связи с чем методическая работа требует от преподавателя основательной теоретической подготовки.
Для успешного обучения ученика важно формирование рационально действующего исполнительского аппарата, поэтому главная задача состоит в том, чтобы побуждать педагогов и учащихся к различным формам работы со специальной литературой с целью как можно лучше раскрыть творческие способности студентов и дать им возможность для принятия самостоятельных творческих решений.
В настоящее время появляются новые методические разработки и статьи, в которых рассматриваются проблемы обучения и исполнительства на духовых инструментах. Особое внимание хотелось бы в данной статье уделить методике, разработанной Евгением Александровичем Савиным. Трубач, видный деятель российской духовой музыки, один из ведущих педагогов, Заслуженный артист РФ, профессор Е.А. Савин выпускник Братского музыкального училища, после окончания АлмаАтинской консерватории стажировался в Ленинградской консерватории. Среди его учителей был солист симфонического оркестра ленинградской филармонии Вениамин Марголин. Савин во время обучения активно концертировал, был победителем конкурсов. После переезда в Москву работал в ряду симфонических и эстрадно-симфонических оркестров. С 1983 г. начал преподавательскую деятельность в различных учебных заведениях г. Москвы.
Е.А. Савин – автор уникальной методики обучения игре на духовых инструментах. Был приглашен для проведения мастер-классов во многие учебные заведения России и зарубежных стран (Германия, Австралия, Япония, Швейцария и др.), его деятельность получила международное признание. Он поднял методику преподавания игры на трубе на совершенно новую ступень, отразив в ней так необходимый для каждого духовика принцип здоровье сберегающего обучения.
Нагрузки, которые испытывает исполнитель-трубач при извлечении звука, отражаются не только на работе дыхательного аппарата и мускулатуры, но и на работе внутренних органов, отвечающих за жизнедеятельность человека. Поэтому так важны поиски новых методик звукоизвлечения и звукоподачи в работе над постановкой дыхания и мышечной опоры в классе духовых инструментов.
Как правило, в начальный период обучения педагог берет за основу одну из многих школ для трубы, изданных в нашей стране либо за рубежом, привлекая так же инструктивный и художественный материал из других пособий – хрестоматий, сборников пьес и этюдов. Иногда сами педагоги сочиняют упражнения для начинающих учеников, если этого требует индивидуальный подход к развитию тех или иных исполнительских навыков.
Методика обучения игры на трубе включает в себя, прежде всего постановку и развитие губного аппарата. Развитие учащегося в период школьного обучения может быть представлено в нескольких этапах постепенного развития исполнительского аппарата:
Первый этап – развитие музыкального слуха и формирование навыков правильного складывания губ для воспроизведения звука. Это беззвучная игра при продувании воздуха через мундштук.
Второй этап – активное овладение губными звуками – «жужжание» на губах при определенном складе губ, положении языка, гортани.
Третий этап – звуковая игра на мундштуке – базинг.
Четвертый этап – соединение игры на мундштуке с игрой на инструменте, преодоление сопротивления инструмента, управление воздушным потоком.
Правильное развитие исполнительского аппарата имеет большое значение при обучении игре на трубе, так как любое отклонение от правильной и рациональной постановки плохо сказывается на психологии учащегося, наносит вред творческому процессу.
Большое значение в осуществлении полноценного обучения игре на трубе имеет уровень педагогической квалификации преподавателя. Педагог, обучающий игре на духовых инструментах должен обладать уникальными профессиональными знаниями, чтобы помочь учащемуся максимально облегчить физическую нагрузку, научить избегать грубой, силовой игры на инструменте, хорошо знать психологические особенности учащегося, проявлять терпение, постоянно чувствовать профессиональную ответственность за успех обучения, воспитания и подготовки к жизни и профессиональному труду.
Наиболее важным, с точки зрения современных требований к воспитанию исполнительской культуры трубача, является развитие диапазона с наименьшим вредом для его здоровья.
По вопросу развития диапазона хотелось бы привести слова выдающегося педагога Гордона Мэти, бывшего в свое время профессором по классу трубы и общего музыкального образования в Школе музыки Crane и в колледже Потсдам: «Для развития диапазона, я обнаружил, что наиболее эффективными являются хроматические гаммы, если правильно к ним подходить! Хроматические гаммы нужно играть ежедневно. Играйте так высоко, как только можете при сохранении легкости и хорошего звука! Только так вы сможете постепенно укрепить и расширить свой диапазон. Не хватайтесь сразу за гамму до мажор в две октавы, чтобы схватиться за «до» третьей октавы, двигайтесь постепенно. Для начала поиграйте эту гамму, для примера, в полторы октавы. Как только вы легко сможете сыграть «соль» второй октавы с отличным звуком и легкостью, можете двигаться дальше по полутонам».
Во многом современные зарубежные методики преподавание игре на трубе в настоящее время основываются на методике, созданной Луисом Маджио (1878 – 1957 гг.) Немного истории. Замечательный, отметающий старые понятия, подход к игре на медных духовых инструментах возник по необходимости. Тяжелый несчастный случай повредил его амбушюр, что явилось причиной удивительного открытия и совершенно новой концепции в игре на духовых инструментах, которая дала всемирно известных духовиков-исполнителей. В холодную погоду, пытаясь добежать до трамвая, Луис поскользнулся на обледенелом тротуаре и упал, разбив рот. Сила удара была настоль велика, что буквально разбила ему все губы и лишила нескольких передних зубов. Медицина ничем не могла помочь ему, и ясно было, что музыкальная карьера подошла к концу. Будучи расстроенным, Луис, как бы ответил вызовом и в течение следующего года, рассчитывая только на себя, постигая и развивая совершенно новые представления об игре на медных духовых инструментах. К удивлению коллег, система Маджио, которую он создал, дала ему возможность вернуться и занять свое место в симфоническом оркестре. Теперь он стал играть гораздо лучше. Он достиг регистра, о котором в те дни никто и не слышал (5 октав) и теперь играл сочным бархатным звуком во всех регистрах.
Система Луиса Маджио была взята за основу методики Е.А. Савина. Им разработана уникальная система обучения, которая подходит не только обладателям здорового губного аппарата, но и людям с отклонениями в развитии амбушюра. Отклонения в развитии губного исполнительского аппарата затрудняют и нередко препятствуют правильному формированию исполнительского аппарата в целом. Они отрицательно отражаются на формировании психической жизни исполнителя и его эмоциональноволевой сфере.
Первоначальная задача коррекции исполнителя на духовом инструменте – добиться дифференцированного начала звука и его соединения с другими (как с атакой, так и легато). Поскольку главной причиной недостатков является полная или частичная неподвижность органов исполнительского аппарата, основное внимание преподавателя должно быть направлено на развитие их подвижности. Для правильной работы исполнительского аппарата требуется возбуждение активности лицевой мускулатуры, преодоление амимичности лица и малоподвижности всего артикуляционного аппарата. Для этой цели даются специальные упражнения, активная гимнастика всей лицевой мускулатуры, языка, полости рта, горла, грудной клетки, позвоночника, диафрагмы, мышц живота. Все это закрепляется путем систематического повторения.
ции согласных звуков (без участия связок). Специфические виды работы в процессе постановки исполнительского аппарата:
- Массаж мягкого неба;
- Артикуляционная гимнастика;
- Голосовые упражнения.
Основная цель данных упражнений состоит в том, чтобы:
- увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;
- улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры, выработать контроль функционирования небно глотательного затвора.
Основные задачи педагогической работы с учащимися:
- Постановка исполнительского дыхания;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Обучение звукоизвлечению;
- Постановка и закрепление извлечения звуков при игре на губах, мундштуке, инструменте;
- Развитие слухового анализа, ритма, устойчивой мелодики с применением артикуляции;
- Коррекция проявлений общих недостатков исполнительского аппарата.
Основные задачи методики постановки исполнительского аппарата трубача состоят в изучении его закономерностей и отклонений:
- Исследование структуры артикуляционного отдела полости рта: формы неба, зубов, десен;
- Определение правильности работы исполнительского аппарата, (строго учитывая индивидуальное физиологическое строение учащегося) и ее нарушений;
- Разработка методологического подхода к работе артикуляционного отдела учащегося с учетом возможных отклонений.
Коррекционные задачи для индивидуальных занятий:
- Освобождение лицевых мышц от ненужных движений;
- Подготовка правильного произношения гласных звуков;
- Подготовка правильной артикуля-
Гимнастика мягкого неба Гимнастика мягкого неба включает целый ряд упражнений:
- Глотание вода или имитация глотательных движений. Детям предлагают попить воду или сок маленькими глотками. Глотание воды маленькими порциями вызывает наиболее высокий подъем мягкого неба. Большое количество следующих друг за другом глотательных движений увеличивает время, в течение которого мягкое небо находится в положении подъема. Прикоснувшись рукой к гортани под подбородком, учащийся может ощутить подъем неба;
- Позевывание с открытым ртом;
- Полоскание горла теплой водой маленькими порциями;
- Покашливание. Это очень полезное упражнение, т.к. покашливание вызывает энергичное сокращение мышц задней стенки глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Это важно для тех, кто во время игры пропускает воздух через нос.
Важным этапом работы является постановка правильного дыхания. Этому аспекту следует уделять очень большое внимание в работе с учащимися духового отделения. Дыхание есть один из основных физиологических процессов живого организма, и совершается этот процесс в основном автоматически, рефлекторно. Известно, что у людей с нетренированным дыханием под влиянием волнения и различных эмоций, зачастую нарушается ритмичность и нормальная частота дыхания, оно становится учащенным. Человек сознательно может влиять на процесс дыхания, регулировать его: делать дыхание поверхностным и частым или более глубоким и редким, на некоторое время задерживать его. При физической нагрузке неорганизованное дыхание теряет свой ритм, что создает трудности в работе. Когда, наряду с эмоциональными переживаниями, мышечная работа требует особенно больших затрат энергии, неорганизованное дыхание становится большой помехой для исполнителя. В момент исполнения сложных пассажей или длинных фраз дыхание может задерживаться, наступает его недостаток. Неправильное, нетренированное дыхание может привести к преждевременной изнашиваемости организма исполнителя, значительно сократить срок его творческой жизни. Высокие требования к исполнителям на трубе делают воспитание правильного дыхания необходимым условием успешного обучения.
Успешное владение инструментом является результатом тренировки. Тренировка тончайших профессиональных навыков, которая происходит в процессе обучения игре на трубе, связана с мобилизацией многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Особенно важно реализовать возможности организма и его резервных физиологических сил, которые в основном заключаются в работе органов дыхания.
Наилучшим является такой тип дыхания, при котором в равной степени наполняются нижняя, верхняя и средняя части легких, снабжая организм максимально возможным количеством кислорода. Правильная постановка дыхания позволяет производить огромную затрату физической энергии почти без признаков утомления. Успех будет на стороне тех, кто умеет сберечь дыхание. Дыхание в процессе игры на трубе играет огромную роль: оно держит весь исполнительский аппарат в своем подчинении, формирует характер звучания, может сделать его прочным и глубоким или связным, или отрывистым, энергичным или вялым, выразительным или лишенным выражения. Вырабатывать исполнительское дыхание необходимо с первых же занятий. При этом нужно помнить, что исполнительское дыхание – это залог полноценного качественного звука трубы. Оно включает три основных момента:
- Вдох,
- Задержка дыхания (удерживание состояния равновесия),
- Выдох.
Разделять исполнительское дыхание на грудное и брюшное не имеет смысла. Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного, глубокого вдоха. Чтобы полнее понять саму систему вдоха, нужно очень скрупулёзно отрабатывать каждый из приемов дыхания отдельно, а уж затем соединять. Часто педагоги не обращают на это должного внимания, и в дальнейшем у учащегося возникнут проблемы со звуком, техникой, регистрами. Все способы дыхания, их тренировка будут бесполезны, если не совмещать эту работу с постановкой игрового аппарата.
Основа постановки губного исполнительского аппарата трубача – это сложный комплекс задач, включающий: правильное использование лицевых мышц, мышц губ, челюстей, зубов, горла, языка, контроль над состоянием и работой дыхательного аппарата, положением грудной клетки, живота, позвоночника, расположением мундштука на губах. Предупреждение отклонений и нарушений работы мышц, их преодоление и предупреждение посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Методическую основу постановки губного исполнительского аппарата составляет знание о его физиологических особенностях, учение о сложной структуре речевой деятельности, мышечной структуре губ, о процессе зарождения звука в губах и дальнейшем трансформировании его в инструмент. Рациональное размещение мундштука на губах зависит от классификации особенностей обучающихся на духовых инструментах. В методике Е.А. Савина существует несколько способов или принципов работы губного аппарата.
Основой правильного формирования губной щели является рациональный выбор зубной площадки для постановки мундштука на зубах и губах, правильный склад верхней и нижней губ. Тогда ее сокращения будут подчиняться воле исполнителя. Можно описать много форм выбора зубной площадки. Главное, если имеются недостатки в ее строении, неровности – их нужно рационально использовать, находить положительные моменты. Здесь нужен индивидуальный подход. Немаловажен подбор мундштука. Он должен быть таким, чтобы не приходилось сильно стискивать губы и деформировать природную звуковую щель.
Четкость и ясность начала звучания зависит от правильной организации действий языка и дыхания, то есть атака звука очень сильно зависит от активной артикуляции. Общепринятая методика атаки касание языком верхней губы, верхних зубов и т. д. В методике Савина большое значение имеют природные данные учащегося и тот факт, что атака без артикуляции существовать не может. Правильность методики обучения зависит от учета всех физиологических факторов и их отклонений от нормы. Предлагаемая методика атаки позволяет облегчить обучение, а самое главное, позволяет сохранять безупречный ритм в любом, даже очень быстром темпе, создавать ясный и устойчивый тон. Мы не пытаемся отвергать традиционную систему обучения, наша задача предложить профессионально использовать свой родной язык, свою фонетику для обучения на духовых инструментах.
В настоящее время растут требования к прочности навыков, все больше становиться нового современного материала, но сроки подготовки специалистов не увеличиваются, острым становиться дефицит времени, не хватает хороших инструментов, знающих преподавателей. Преодоление этого противоречия возможно путем интенсификации обучения, более тесной связи его с потребностями практики.
Педагоги должны знать способы предупреждения неправильного развития исполнительского аппарата обучаемого и устранения уже приобретенных неверных навыков. Индивидуальные физиологические данные ученика составляют основу постановки его исполнительского аппарата, в связи с чем методическая работа требует от преподавателя основательной теоретической подготовки. Использование в работе принципа систематизации знаний, умений и навыков игры на духовых инструментах по методике Е.А. Савина доказывает, что процесс обучения будет происходить более качественно и без ущерба здоровью, так как будут учитываться физиологические особенности каждого ребенка.
Данная работа призвана помочь руководителям самодеятельных оркестров, преподавателям музыкальных школ, колледжей, училищ по классу трубы и других духовых инструментов в процессе формирования полноценного исполнительского аппарата начинающего музыканта.
ЛИТЕРАТУРА
- Докшицер Т. Система комплексных упражнений трубача. –М., 1985
- Лобанова О.Г. Дышите правильно. М, 1915.
- Лобанова О.Г. Правильное дыхание, речь и мышление. М., 1923.
- Лобанова О.Г. Правильное дыхание – основа здорового труда // Вопросы труда, 1931, №6.
- Маджио Л. Основной курс для трубы (подлинная система). – М., 2003.
- Орвид Г. Роль исполнительского дыхания. – М., 2004.
- Савин Е.А. Современное искусство игры на трубе. //http://ryakhin.ru/files/savin.
- Усов Ю. методика обучения на трубе. – М., 1984.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
- Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. М.: «Музгиз», 1953.
- Яковлев А.В. Физиологические закономерности певческой атаки. Л., 1970.