Развитие личности нельзя рассматривать вне контекста эпохи, да и сам ритм жизни сейчас иной. В социальной структуре общества произошли изменения, произошла и переоценка музыкальных пристрастий, которыми увлекается подрастающее поколение. Педагогу нужно быть в курсе новых веяний и стараться находить общий язык не только на почве классики, но и современной музыки. Современный процесс в музыкальном образовании сфокусирован на личности ребенка, на его воспитании, обучении и развитии в процессе общения с музыкой. Процесс обучения искусству должен проходить так, чтобы вместе со знаниями и профессиональными навыками, учащийся развивал в себе качества творца. Педагог должен заботиться не только о передаче классических знаний и опыта, что характерно для традиционной методики, но и применять инновационные методы, направленные на развитие индивидуальных качеств обучающихся, владеющих арсеналом творческих приемов.
Сегодня основными задачами музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления учащихся; обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности; повышение личного интереса к музыкальным занятиям; организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося. Традиционное обучение игре на инструменте, к сожалению, не создает полноценных условий для решения этих задач. Поэтому тема организации развивающего обучения в классе фортепиано является достаточно актуальной на сегодняшний день.
Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль преподавателя в процессе развивающего обучения организация учебной деятельности учащегося, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции [1].
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая учащегося в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, педагог должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных педагог конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка[2].
В педагогике имеется несколько концепций развивающего обучения:
- Концепция Л.В. Занкова направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.
- Концепция З.И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого мышления.
- Концепция Г.А. Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.
- Концепция В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
- Концепция И.С. Якиманской направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
- Концепция Г.К. Селевко направлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на сомоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию [4].
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются: проблемность обучения, оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения. Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся: перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую; поиск новых приемов учебной работы; управление своей учебной деятельностью, приемы обобщения.
Значительный вклад в разработку методов продуктивно-развивающего обучения внес Л. Баренбойм. В своей книге «Путь к музицированию» он четко определил стратегическую линию музыкального воспитания, которая заключается в формировании музыкального слуха как основы музыкального воспитания и поиске эффективных методов его активизации и интенсивного развития. Существуют различные методики обучения игре на фортепиано для старшей возрастной категории, но наиболее популярна из них в данное времяэто интенсивный метод Татьяны Смирновой.
Принципы обучения нашли воплощение в авторской программе Т. Смирновой «ALLEGRO. Фортепиано. Интенсивный курс». Как пишет автор в методических рекомендациях, данный курс ставит целью развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей, формирование навыков самостоятельной работы. Важными задачами обучения игре на фортепиано являются возрождение традиции домашнего музицирования, воспитание хорошего музыкального вкуса и расширение кругозора учащегося [5].
Педагогу по классу фортепиано необходимо осваивать новые пути музыкального воспитания, среди которых главное место должны занимать развивающие методы обучения.
Методы развивающего обучения можно разделить на три группы: Методы активизации логического мышления, которые основаны на использовании различных аналитических приемов наводящих вопросов, сравнений, обобщений и умозаключений. Цель работы достичь наиболее ясного осознания получаемой словесной и звуковой информации.
Педагог помогает ученику формировать понятия и умозаключения, учит выражать свои мысли в словах. Основной акцент делается на теоретическую часть обучения. Вот некоторые методы данной группы:
Метод наводящих вопросов. Цель вопроса натолкнуть ученика на размышление, необходимое для ответа. Вопросы могут быть самые различные в зависимости от задания. Лучше всего ставить вопросы в «совещательной» форме: «Не кажется ли тебе, что эту мелодию лучше сыграть мягким звуком?». Наводящие вопросы педагога и ответы ученика являются одним из путей обучения методам самостоятельной работы.
-Метод сравнения и обобщения. Этот метод продолжает путь словесных определений. Он помогает закрепить в форме понятий и осознать не только теоретические сведения, но и более сложные для обобщения слуховые впечатления. Чешский педагог В. Юзлова пишет, что нужно очень рано начинать заботиться о развитии аналитического музыкального мышления у учащегося. Для развития «интеллектуального слуха» автор предлагает использовать приемы сравнения, идентификации и дифференциации слуховых впечатлений, например, определить сходство или различие в нескольких похожих разделах исполняемого сочинения [3].
Методы практического освоения музыкальной информации. Эта группа методов основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом. Особое место в этом разделе развивающего обучения занимает работа по активизации слухового восприятия и представлений.Нужно формировать у учащегося наглядно-образное музыкальное мышление, учить его использовать полученные знания. Обучение навыкам осмысленного слушания музыки должно составлять важную часть общемузыкального развития.
Содержанием учебной деятельности становится практическая деятельность, когда обучающийся должен производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает подходящие картинки или рисует в процессе слушания музыки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано – все это является методами практического освоения музыкальной информации. Естественно, что словесные определения и обобщения обязательно используются в качестве вспомогательного приема, однако многие задания нужно просто выполнять, не пытаясь оформить результат в словесных формулировках [3].
Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий. Например:
- Ритмические карточки являются одной из эффективных форм освоения ритмических закономерностей. Для работы нужен набор карточек с различными ритмическими схемами. Самые первые карточки можно сделать из отдельных ритмических единиц. Например, можно использовать карточки для целых, половинок, четвертей, отдельных и сдвоенных восьмых, отдельных и сдвоенных шестнадцатых, групп из четырех шестнадцатых, четверти с точкой, половинки с точкой, триолей из восьмых, восьмой с точкой и всех необходимых пауз. Ритмическое лото может иметь много вариантов. Набор карточек чаще всего определяется ритмическими задачами, которые появляются при работе над репертуаром. Следующий этап работы с карточками узнавание знакомой мелодии по ритму. Учащийся должен прочитать ритмический рисунок, осознать его и назвать эти произведения. После успешных опытов в определении сходства и различия, можно дать более сложную задачу найти в ряду ритмических карточек ритмический рисунок, соответствующий прозвучавшей музыке. Ещё более сложным и творческим является задание выложить по памяти ритмический рисунок знакомой мелодии из имеющихся карточек [3].
- Решение задач, ребусов и загадок. Этот метод, непосредственно связанный с игрой, имеет большое развивающее значение и помогает проверить качество и прочность знаний. Разгадывая кроссворды или загадки, учащийся начинает думать, что бесспорно полезно для развития мышления. Образцы загадок, ребусов, игр, кроссвордов можно найти почти во всех современных пособиях.
- Редакторская обработка нотного текста. Содержание этой работы заключается в комбинировании, изменении, дополнении нотного текста. Учащийся учится выполнять редакторскую работу: вставлять нужные звуки, расставлять лиги или другие знаки, записывать аппликатуру, проставлять пропущенные тактовые черты или размер, указывать длительность нот, обозначенных лишь нотными головками, отметить знаки альтерации, лиги, динамику, паузы. Вариантом редактирования является дополнение текста. Ученик должен исправить отдельные ошибки, вписать недостающие ноты, паузы, звуки, размер. При выполнении заданий по редактированию и дополнению текста происходит формирование навыка записи нот и остальных знаков нотного текста, что имеет большое значение для закрепления связи между звуком и знаком (нотой) [3].
- Практическая деятельность за фортепиано. Обучение подбиранию мелодии и аккомпанемента. Для подбирания музыкального текста, особенно гармонических вертикалей, необходимо иметь развитые слуховые представления и хорошие связи слуха и моторики. Развитие слуха связано с индивидуальными особенностями комплекса способностей учащегося и часто занимает достаточно длительное время. Однако именно регулярная работа по подбиранию мелодии и аккомпанемента может быть средством развития слуха и моторики.
Методы развития творческих способностей. Эта группа методов направлена на формирование творческого отношения к музыкальной деятельности. Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с самых элементарных и вплоть до импровизации. К методам развития творческих способностей учащихся может относиться и сочинение подголосков, и варьирование напева, и сочинение мелодии на понравившийся текст; и сочинение сопровождения к данной мелодии. К этой группе методов относятся также и досочинение музыки, досочинение ритмического рисунка; редактирование нотного текста и т.д. На уроках фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики, фактуры. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы [3].
Завершая изложение некоторых методов развивающего обучения на уроках фортепиано, хочется ещё раз обратить внимание на изменившиеся условия деятельности педагога-пианиста в системе музыкального образования. Сегодня педагог пианист должен осуществлять комплексное развивающее обучение: развивать слух и творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки, причем зачастую не с одним учеником, а с целой группой. Именно поэтому весьма актуальной задачей становится изучение разнообразных методов развивающего обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учеников.
ЛИТЕРАТУРА
- Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессиональнопедагогической деятельности. М.: Издво «Мастерство», 2008.307с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: ВЛАДОС-пресс, 2008. 576 с.
- Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика XXI, 2003
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2009.
- Смирнова Т. И. Интенсивный курс по фортепиано. Методические рекомендации. – М., 1992.