Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра. Совершенствование изучения произведений в родовой и жанровой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.
При любом подходе к анализу произведения целостность и проблемность являются его основными качествами. Сам по себе школьный анализ, вобравший и достижения литературоведения, настолько синтетичен по своей структуре, что в нем подчас трудно бывает отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от формирования обобщений. Все этапы изучения литературных произведений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
Проза чрезвычайно разнообразна: от коротких миниатюр и небольших зарисовок до многотомных эпопей или циклов романов, от описательных очерков и остросюжетных повестей до сложных философско-психологических произведений. Все это разнообразие свойственно русской классической и советской литературам.
Прозаические произведения занимают большое место в школьной программе старших классов и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится. Анализ прозы на первый взгляд легче, чем разбор произведений других жанров, особенно поэзии: более доступен язык, проще вести беседу.
Методика анализа литературного произведения широко разработана в литературоведении. Этот анализ включает большой комплекс вопросов, связывающих проблемы содержания и формы, раскрывающих роль каждого элемента художественного произведения и их тесную взаимосвязь в создании художественного целого.
«Анализировать произведение это значит не только понять характеры отдельных героев и взаимосвязь между ними, раскрыть механизм сюжета и композицию, увидеть роль отдельной детали и особенности языка писателя, но самое главное выяснить, как все это определяется идеей писателя», пишет О.Ю. Богданова.
Актуальность обращения к теме исследования «Творчество А.П. Чехова в школьном изучении» обусловлена затруднением восприятия прозаического произведения школьниками, наличием определенных обстоятельств, препятствующих глубокому и точному пониманию смысла.
Содержание школьных программ и учебников определяется Государственным образовательным стандартом общего образования. Программы по литературе отражают базовый компонент литературного образования и содержание стандартов среднего образования. В настоящее время в школе используются различные программы и учебники по литературе.
Жизнь Чехова должна изучаться в школе в неразрывной связи с его творчеством, с определенными конкретно историческими условиями, с формированием и развитием его мировоззрения. Нужно показать учащимся проникновение в семью, в гимназию, в университет "духа времени": деспотизма, рабства, формализма. Это поможет им понять такие произведения, как "Унтер Пришибеев", "Человек в футляре". Наряду с этим необходимо особенно подчеркнуть стремление к свободе, талантливость русского народа, все растущее противодействие силам реакции передовых сил общества во времена Чехова, то, что уловил автор "Степи", "Невесты", "Вишневого сада".
Программой предусмотрено изучение творчества А.П. Чехова в пятых, шестых, восьмых, девятых и десятых классах.
При изучении художественной литературы в 5–8 классах решается множество задач:
- Развитие любви и интереса к чтению художественной литературы;
- Осознание своеобразия литературы как словесного искусства;
- Развитие у школьников эмоционально-образного восприятия литературных произведений;
- Осмысление учащимися нравственного и эстетического воздействия литературы на личность.
Для усиления воспитательного, нравственно-эстетического воздействия литературы на учащихся важно развивать их творческое воображение, способность видеть и представлять нарисованные автором образы и картины, сопереживать герою и автору произведения, формировать умение воспринимать и анализировать социальное, нравственное и эстетическое содержание литературного произведения, интерпретировать мотивы и последствия поступков героев.
Важнейшие критерии литературного развития школьникових начитанность, направленность читательских интересов, любовь к художественной книге, постоянная потребность в ней.
С целью расширения читательского опыта учащихся, развития интереса и любви к художественной книге в программе 5– 8 классов предложены три списка литературных произведений:
- для чтения и изучения;
- для чтения и обсуждения;
- для дополнительного чтения.
В первый список включен минимум произведений, изучение которых происходит в три этапа (восприятие, анализ, обобщение) и сопровождается устными и письменными заданиями, творческими работами. На их изучение отведено больше половины всего учебного времени.
Произведения второго списка не разбираются подробно, а обсуждаются в процессе беседы, диспута в классе, предлагаются для письменного или устного отзыва о них. Предметом рассмотрения здесь может стать герой, композиция, проблема или своеобразие сюжета.
Третий список рекомендательный. Он предусмотрен для самостоятельного чтения, индивидуальной работы, внеклассных мероприятий.
В программу включены те произведения А.П. Чехова, которые наиболее доступны юным читателям. Учтены возрастные особенности учащихся, своеобразие восприятия ими художественных текстов. Отображенные программой произведения дают возможность привлечь внимание учащихся нравственной проблематикой, расширить жизненные впечатления, способствовать формированию художественного вкуса. Основная же задача учителя русского языка и литературы – пробудить живой интерес к произведениям А.П. Чехова.
В 5 классе изучается творчество А.П. Чехова в разделе программы «Писатели о детстве» в списке «для чтения и обсуждения». Вниманию школьников и учителей предлагается рассказ «Мальчики». Изучению его посвящено два часа. Рассказ позволяет заглянуть в живую, многокрасочную картину детской жизни. В ней показаны интересы, характеры и судьбы детей. На этом материале особенно продуктивно формируются личностное отношение учащихся к изображенным событиям, героям, ко всему произведению.
В программе указано, какие теоретические знания должны усвоить ученики. В 5 классе рассматривается попутно с творчеством Чехова понятие «рассказ», начальное понятие сюжета.
В 6 классе творчество Чехова изучается в разделе «Из русской литературы XIX века» в списке «для чтения и изучения». Программа предлагает рассказ «Хамелеон», для изучения которого отводится два часа.
В произведении раскрываются серьезные нравственные проблемы, рассмотрение которых необходимо сопровождать историко-бытовым литературоведческим комментарием. Параллельно с этим рассказом изучается теоретический материал. Шестиклассники должны расширить понятие о сюжете рассказа, усвоить понятие «художественная деталь». Программа предлагает иллюстрации Д.Н. Хардовского, Кукрыниксов к рассказу «Хамелеон» для использования на уроке.
Кроме этого, в списке «для чтения и обсуждения» предлагаются рассказы «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим», «Толстый и тонкий». Из них учитель может выбрать 2–3 рассказа. Отводится на рассмотрение этих произведений 1 час.
В 7–8 классах изучение творчества Чехова не предусмотрено программой.
В 9 классе школьники вновь возвращаются к произведениям Чехова. Программа предлагает рассказ «Переполох».
Углубляются знания о жизни и творчестве писателя, представление о нем, как о художнике слова. Ученики рассматривают и осмысляют Чеховскую программу нравственного совершенствования личности.
В рассказе «Переполох» девятиклассники рассматривают проблему человеческого достоинства, их внимание обращается на критику обывательщины. Школьники учатся понимать роль детали.
Для дополнительного чтения ученикам предлагаются рассказы «Злоумышленник», «Кухарка женится», «Унтер Пришибеев», «Душечка» или другие произведения по выбору.
В десятом классе «для чтения и обсуждения» программа выдвигает рассказы «Человек в футляре», «Ионыч». На их рассмотрение отводится 3 часа.
Задачи усложняются, усложняется и понимание творчества А.П. Чехова. Творчество писателя рассматривается как завершающий этап развития русской литературы XIX века. Углубляются сведения об основных этапах биографии и творческого пути писателя. Обращается внимание на сложное сопоставление произведений А.П. Чехова и Э. Хемингуэя. Десятиклассники пополняют свои знания сведениями о Чехове в его связи с белорусской интеллигенцией.
В рассказе «Человек в футляре» обращается внимание на осуждение автором косности, пошлости и бездуховности. В рассказе «Ионыч» – рассматривается тема гибели человеческой души под влиянием пошлого окружения. Рассматривается своеобразие стиля писателя.
Для дополнительного чтения предусмотрены рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Печенег». «Анна на шее», «Попрыгунья». Выбор произведений для десятых классов показал, насколько усложнилось миропонимание учеников, повысился уровень теоретических знаний.
Школьная программа четко определяет цели и задачи курса по творчеству Чехова, производит разделение содержания курса по классам, представляет перечень художественных произведений с учетом возрастных особенностей школьников, дает полезные рекомендации учителям.
В процессе обучения опорой для учителя служат и учебники русской литературы. Это далеко не единственный источник создания урока, но хорошее подспорье и помощь в процессе обучения.
Программа и учебники помогают систематизировать учебный процесс, дают основу, минимум, на который следует ориентироваться.
В школах в основном используются учебники русской литературы для средней общеобразовательной школы, утвержденные Министерством Образования. В них содержатся произведения и отрывки произведений, биографические сведения об авторах, предусмотрены вопросы и задания, хорошо предоставлен наглядный материал, присутствует краткий словарь литературных терминов.
Учебник для 5 класса содержит краткую справку о А.П. Чехове и его творчестве, даны годы жизни и помещен фотопортрет автора. Содержится полностью текст рассказа «Мальчики». К непонятным словам есть сноски. После произведения представлен ряд вопросов на выявление впечатления после прочтения, а затем даются вопросы для размышления и обсуждения. Следом размещена информация по теории литературы, дано определение понятию «рассказ», раскрыто понятие сюжета. В данном учебнике содержание полностью соответствует программе, но учебник предлагает еще и творческое задание для школьников – составить план сценария или пьесы для постановки на сцене по рассказу «Мальчики».
Учебник для 6-го класса также содержит небольшое вступительное слово об авторе и его творчестве, тексты 3-х рассказов: «Хамелеон», «Хирургия» и «Толстый и тонкий». После каждого текста предусмотрены вопросы на выявление впечатлений, на размышление и задания. К рассказу «Хирургия» предложены творческие задания: разыграть фрагмент рассказа, устроить конкурс групп чтецов, сочинить самим смешной диалог, поработать с иллюстрациями. Далее следует теоретический материал. Углубляется понятие сюжета, дается статья о рассказе Чехова. Каждый рассказ имеет сноски, поясняющие значение непонятных ученикам слов. Учебник построен в соответствии с программой.
Учебники 7, 8 классов не рассчитаны на изучение жизни и творчества А.П. Чехова, т.к. в программе в этих классах оно не предусмотрено.
В учебниках 9 класса содержится глубокая интересная статья о творчестве Чехова. В книгах дан текст рассказа, после него вопросы на выявление первых впечатлений о прочитанном (рефлексия), вопросы для аналитической работы, задания по обобщению и наблюдению, творческие задания. Далее следует теоретический материал – статья «О литературном произведении, как художественной целостности». Рассматриваются такие теоретические понятия как «художественная целостность», «система образов», «художественный конфликт». Далее даны вопросы для самопроверки. В учебнике есть статья «Воспитать в себе личность», которая раскрывает суть чеховской программы нравственного совершенства. Содержится также информация о связи А.П. Чехова с белорусской интеллигенцией.
В учебниках 10 класса содержится интересный рассказ о жизни и творчестве писателя, дан ряд статей с характеристикой наиболее важных его произведений. Даны также ряды статей об авторской позиции в оценке героя, проблематике рассказов, о стиле писателя, основных темах произведений. Рассмотрены все жанры, к которым обращался Чехов в своем творчестве. Учебники предлагают ряд вопросов по произведениям, творческих заданий, темы сочинений и рефератов.
Таким образом, можно убедиться, что содержание курса по творчеству А.П. Чехова хорошо разработано и систематизировано, что значительно упрощает работу учителя и помогает искать более новые, интересные, нестандартные подходы к изучению творчества писателя.
Из сказанного мы также можем сделать вывод, что от класса к классу понимание рассказов Чехова постепенно усложняется. Если в пятых или шестых классах учитель и ученики обращаются в основном к сюжету конкретных произведений, их основной мысли (это подтверждается и теоретическими понятиями, которые рассматриваются параллельно с чеховскими рассказами – «сюжет», «рассказ»), то в 9 классе внимание уделяется уже нравственному содержанию, которое писатель вкладывал в свое произведение, проводится параллель между мировоззрением самого Чехова и его рассказами. В десятом же классе ученики поднимаются до обобщения рассказов Чехова, рассмотрения творчества писателя в общем аспекте, сравнительной характеристики его произведений. Углубляются сведения о биографии писателя, обращается внимание на жанровые и стилевые особенности его рассказов.
Разумеется, вместе с задачами изучения рассказов Чехова от класса к классу усложняется система приемов и форм, позволяющих учителю ввести учеников в мир писателя. По мере взросления учеников и накопления ими знаний педагогу требуется все большее разнообразие подходов, способов заинтересовать учащихся, сделать их работу более результативной. Именно к приемам и формам работы с рассказами Чехова мы обратимся ниже.
ЛИТЕРАТУРА
- Чехов, А.П. Собрание сочинений в 12-ти тт., 1 – 2 тт. – М.: «Художественная литература», 1976.
- Граблина, Н.В. В творческой мастерской А.П. Чехова // Литература в школе. – 2009. №7. – С. 28 – 31.
- Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы [Текст] / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов В.Ф. Чехов /Под ред. О.Ю. Богдановой. М.: Академия, 1999. – 397 с.
- Литература. 5-9 классы: Тематическое планирование (по программе А.Г. Кутузова) / Сост. Л.М. Серегина. – Волгоград, Учитель, 2004.
- Гурвич И. Проза Чехова (человек и действительность). М.: Высшая школа, 1990.