Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики посредством технологии обработки графических изображений

Аннотация

В данной статье предлагаются методические рекомендации.направлснные на развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики посредством изучения технологии обработки графических изображений. Рассматриваются формы, методы и средства преподавания данной темы, наилучшим способом влияющие на раскрытие и совершенствование творческого потенциала учеников.

На сегодняшний день нашей стране необходимы люди, способные принимать и осуществлять творческие идеи решения, умеющие нестандартно мыслить. Н.А. Назарбаев не раз утверждал, что образование должно переходить на совершенно новый этап, соответствующий одной из главных задач нашего общества - воспитания конкурентоспособного кадрового потенциала. Сейчас же, когда обновляется содержание и структура современного образования развитие творческих способностей у учащихся открывает новое направление и требует дальнейшего уяснения.

Поэтому на данном современном этапе важно качественно сформировать и развить у учащихся ключевые компетенции посредством новых инновационных педагогических технологий. Для этого нужно организовывать педагогические ситуации, содействующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие ростувеличины ее творческой активности и познавательного интереса, которую необходимо анализировать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования.

Для достижения поставленной задачи, как нельзя кстати подходит тема, связанная с изучением технологий обработки графических изображений на уроках информатики или же по - простому - компьютерная графика. Данная тема самым качественным и наилучшим способом может развить творческий потенциал учащегося или же раскрыть и усовершенствовать уже имеющийся. Ведь представьте, сегодня, изображения, сделанные посредством компьютера, преследуют нас повсеместно, встречаются почти на каждом углу, это и вывески магазинов, рекламные баннеры на улице, названия фирм - все это «дело рук» компьютерной графики, и что самое важное - почти невозможно найти одинакового изображения, везде чувствуется индивидуальность и творчество автора. Следовательно, изучение тем, связанных с обработкой графической информации полностью оправдывает себя. Но встает другой вопрос, как же грамотно и правильно построить процесс обучения такой замечательной и интересной темы в школьном курсе, чтобы постараться раскрыть весь творческий потенциал учащегося.

Для начала, в своей деятельности преподавателям необходимо выделить способ преподавания при изучении компьютерной графики, состоящий из двух главных элементов: методики преподавания темы и средств, с помощью которых и будет развиваться индивидуальное творчество ученика.

Конечно же, начнем с разбора первого элемента изучения. Весь учебный процесс необходимо будет сосредотачивать в объединении трех основополагающих и дополняющих друг друга компонента: урочная деятельность, внеклассная работа с графикой и дополнительное образование, что играет немаловажную роль для более углубленного изучения данной темы.

Какие методы лучше всего подойдут при обучении школьников работе с графическими редакторами на уроках? Давайте разберемся. Конечно, основной упор лучше делать на объяснительно - иллюстративный метод обучения - это когда учитель сначала объясняет материал, затем показывает его, используя различные визуальные средства обучения. Данный метод очень разумно применять для изучения темы по компьютерной графике. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса (подготовленные слайды презентации, элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п.). При этом учитель сам работает на компьютере, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на ученические компьютеры, а учащиеся работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров. Основная дидактическая функция демонстрации - сообщение школьникам новой учебной информации.

Следующий метод, который мы рассмотрим - это репродуктивный метод. Данный метод удобен тогда, когда учащиеся только начинают знакомство с программами, направленными на обработку графических изображений. В этом методе учитель побуждает и создает условия для многократного повторения знаний и умений. Учащиеся повторяют предложенное учителем. Применять этот метод удобно на первых практических работах по изучению графических редакторов. Дети повторяют действия учителя, независимо от их сложности, но необходимо учесть, что этим методом нельзя злоупотреблять, так как он малым образом развивает творческий потенциал учащихся. Еще один метод, удобный при первом знакомстве с ПО по обработке графических изображений является метод пошаговых инструкций. Всякий процесс делится на этапы, Каждый этап выполняется с помощью инструкций, команд, действий и операций. Между цепочками действий располагаются опорные и контрольные ориентиры, то есть, прописывается, что должно получиться в результате этого действия. При правильном выполнении этого этапа, осуществляется переход к следующему действию. Данные инструкции можно раздавать в виде карточек, причем с индивидуальным заданием для каждого учащегося. В качестве примера можно привести следующее: инструкция по сохранению анимации в программе GIMP.

Проблемный метод. Данный метод уже более интересен, его можно применять на развитие знаний и творческого навыка учащихся, при работе с графическими редакторами. Но важно учесть, что учащиеся должны уже обладать некоторыми навыками используемого программного обеспечения, владеть интерфейсом программы. В данном методе учитель формулирует некоторые проблемы или проблему, решает ее полностью, либо частично сам, а дети все это воспринимают, осмысливают, запоминают, получая образец научного рассуждения. Далее приведен один из примеров этого метода. Озвучивается следующая проблема - на рисунке необходимо закрасить один из фруктов на столе. Учитель посредством программы GIMP, закрашивает часть изображения инструментом «кисть», так чтобы фон изображения не испортился, ученики смотрят, анализируют. Затем учитель обращается к ученикам и просит их сделать подобное, но иным способом.

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. Пример: учащимся, изучившим графический модуль Pascal АВС, предложить спрограммировать изображение в движении, тем самым создать анимацию.

Более эффективным и интересным как для учителя, так и для самих учащихся будет метод проектов. Давайте охарактеризуем его. По мнению Е.С. Полатовой - это «...метод, предполагающий определенную совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [1].

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную творческую деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Парная или групповая работа обучаемых оказывается намного эффективней объяснительно - иллюстративного и репродуктивного методов. Учащиеся в группах разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в творческую деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера). Метод проектов всегда предполагает решение какой - то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой - то проблемы, но и процесс ее раскрытия. В школьном курсе информатики при изучении тем с графическими редакторами можно использовать проекты следующего типа: рисунок, выполненный в Paint плюс небольшой рассказ (стихотворение) к этому рисунку; создание стенгазеты, плаката для школы, смоделировать кабинет самопознания посредством 3D редакторов, разработать логотип школы, разработать дизайн страниц сайта школы ко дню знаний и прочее.

Отличающим моментом методик развития творческого воображения является также построение различных заданий по принципу сочетания различных стимул - реакций. Стимул может быть дан в виде информации одного типа, а реакция должна быть получена на основе информации предшествующего типа. В качестве примера приведем следующее: учащимся предлагается прослушать музыкальный отрывок, рассказ или сказку, после проанализировав его создать рисунок, ассоциирующийся у ребенка с этим музыкальным произведением [2].

К дополнительному образованию по технологиям графической информации необходимо отнести домашние задания, направленные на более углубленное изучение темы урока. Домашняя учебная работа представляет собой дополнение к урочной форме, к деятельности учащихся на уроках, отличается самостоятельностью, так как проводится без помощи учителя, направлена на более углубленное изучение темы урока, самостоятельный поиск новой и интересной информации. Домашняя работа имеет большое значение для формирования навыка самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело. В качестве домашней работы можно задавать следующее: работа с текстом учебника, выполнение различных упражнений с графическими редакторами, просмотр и изучение изображений видеоуроков по теме. Также можно озадачить детей на подготовку небольшого рассказа, доклад о изученном материале. Будет интересно и познавательно, если ученик сам попытается разработать и представить свои готовые варианты перед классом. В качестве домашнего задания ученикам можно задавать, не только читать параграфы учебников, но и работы следующего типа: учащиеся дома создают и рисуют ребусы на бумаге, а в классе реализуют их на компьютере. Плюс такого задания состоит не только в умственном и творческом развитии, но и в поиске дополнительных знаний, умением работать с ребусами, что очень хорошо. Многие дети в младшем возрасте с трудом разбираются с таким необычным заданием, как ребус.

Немаловажный успех в преподавании приносят факультативные занятия. Данные занятия проводятся исключительно на добровольной основе, по выбору учащихся. Благодаря факультативам ученики смогут более детально, углубленно и подробно изучить все программное обеспечение по обработке изображений. Это и GIMP, Inkscape, 3Ds Max и др. В нашем случае факультативы лучше использовать те, которые направлены на практическую деятельность, а не на теоретическую, можно и комбинировать, не редко, ведь творческий навык приходит с опытом работы в графических редакторах, а не от того, что мы будем про них разговаривать.

Для детей будет интересно организовать предметные кружки, кружки по интересам. Данные сообщества организуются в школе для учеников, которые стремятся к расширению и углублению своих знаний, к техническому творчеству, к исследовательской работе.

Консультации. Их применение необходимо, если у детей накапливается большое количество вопросов по тематике графических редакторов, и детям импонирует компьютерная графика, а учитель не в состоянии ответить на все в урочное время.

Завершающие, но не последние по степени важности и необходимости будут следующие формы - олимпиады, конкурсы, выставки ученических работ, развивающие творческие способности и желание посоревноваться в изучении школьных предметов, в техническом моделировании и стимулирующие учебно - познавательную деятельность учащихся [3]. Если же снова вернуться к традиционному способу преподавания на уроке, то самое важное - это уменьшить шаблонность и алгоритмичность заданий, для учащихся, которые поспособствуют раскрытию инициативы детей. Заданный алгоритм выполнения также не задействует воображение, соответственно оно не развивается. Также жесткий алгоритм не предполагает использование собственных творческих замыслов учащихся. Хотелось бы заметить, что любое творчество невозможно без развитого воображения. Поэтому в методике преподавания необходимо исключить из уроков жесткие рамки, замедляющие развитие творческих способностей учащихся. Необходимо построить уроки таким способом, чтобы в уроках была обозначена только цель, а замысел учащийся должны будут использовать собственный. Это, конечно, задействует его воображение, проявится личный интерес.

На занятиях можно предложить учащемуся самостоятельно выбрать средства для реализации собственного замысла. Инструменты для его воплощения учащемуся необходимо также определить самостоятельно. Необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую учащимся как можно более полно раскрыть себя. Конечно же, каждый ученик индивидуален, и не все имеют развитые творческие таланты, поэтому на уроках информатики необходимо ставить задачи трех уровней сложности: выполнение задания по образцу, применения полученных знаний для самостоятельно выполнения задания и задания с творческим потенциалом. Например, при изучении популярного графического редактора Paint, с которым школьники знакомятся одними из первых, можно предложить задания трех типов, либо же разбить урок в три этапа. Первый тип относится к простейшему рисованию картинок из однотипных геометрических фигур. Это не только разовьет в учащихся творческое начало, но и поспособствует развитию мышления. Например, пусть дети нарисуют различные фрукты, используя только лишь один инструмент «Эллипс».

На втором этапе работы дети уже выполняют задания по образцу, но уже без предварительного алгоритма. Можно дать задание, нарисовать собственные игрушки, которыми они пользуются дома. Следующим этапом детям предлагается создать свой собственный рисунок из окружностей, или доработать ранее созданный, где учащиеся смогут проявить свое творчество и воображение. Для учащихся, которым на данном этапе станет трудно выполнять задание без образца, можно предложить карточки с рисунками из прямоугольников и линий.

C последующими уроками навыки и умения в работе с программой Paint усиливаются, поэтому стоит переходить к более сложным заданиям, например, создание изображений с помощью всех фигур, копированием фрагментов изображения. Или предложить следующее интересное и творческое задание: учащимся с помощью возможностей графического редактора Paint предлагается представить буквы или составить целиком свое имя.

Огромную роль, влияющую на развитие творческого потенциала учащихся на уроках информатики при изучении темы с компьютерной графикой, играют средства обучения. Средства обучения представляют собой «материальные» условия, в которых происходит обучение. К ним относятся природное и социальное окружение, оборудование, учебники, программная среда и научная помощь. Современный компьютерный класс обязательно должен быть оборудован проектором и экраном к нему, желательно, конечно, интерактивная доска, но не обязательно. Наличие аудиоколонок для преподавательского ПК. Все это необходимо для демонстрации аудиовизуального обучающего материала (презентации, видеоуроки и музыкальные фрагменты и др ).

К информационным средствам стоит отнести наличие учебников по классам, рабочих тетрадей, преподавательских учебников, в соответствии с образовательными стандартами. Нелишним будет использование цифровой литературы, имеющейся в веб - пространстве, информационных ресурсов (статьи, пособия, электронные учебники), веб - ресурсов и прочее.

Для организации практических занятий необходимо иметь компьютер с обычными стандартными параметрами, и необходимым ПО для работы с графикой: «Paint», «GIMP», «Inkscape», «3Ds Мах», «Blender 3D», «Pascal АВС». Для преподавателя также необходимо наличие таких программ как «MS PowerPoint», «Prezi» для составления презентаций, и программ для управления компьютерами учеников в классе: «Е - LeamingClass» или «iTALC».

Хотелось бы более подробно заострить внимание именно на современном программном обеспечении для более качественного изучения компьютерной графики. Одной из таких программ является GIMP. Данное приложение представляет собой свободный графический редактор, который поддерживает больше тридцати форматов изображений, умеет работать со слоями, масками, фильтрами и режимами смешивания. В арсенале программы есть огромный спектр инструментов для цветокоррекции и обработки любых фотографий и изображений. Благодаря удобному интерфейсу и приятным особенностям, научиться работать в GIMP - е очень легко. Так же GIMP является неплохой альтернативой профессиональному редактору Adobe Photoshop.

Также, при изучении технологии обработки и создания изображений векторным способом, ученикам будет сложно, а иногда и неинтересно изучать все это лишь одной программой - Paint. Для обычного и профессионального рисования на компьютере используется редакторы векторного типа. Наиболее известным из них является Corel Draw. Это профессиональный редактор с богатыми возможностями и в то же время вполне подходящий для художественного детского творчества. Он также подходит изучения в школьном курсе информатики.

Inkscape - редактор векторной графики, аналогичный по своим возможностям таким известным программам, как Adobe Illustrator, Corel Draw и другим. Его функции: создание контуров, фигур, группирование объектов, ввод текста как текста, маркеры, размывание, направляющие линии под любым углом, создание и манипулирование клонами, поддержка альфа-канала, различные трансформации, бинарные операции, заливка градиентами и текстурами, создание и применение фильтров, размножение текстуры по контуру, диалог слоев, диалог истории, поддержка внешних программ и скриптов, разные режимы отображения (в т.ч. «каркасный») и многое другое [4].

Для 3D - моделирования в школьном курсе очень хорошо и практично изучать такие востребованные программы как 3D StudioMax. На сегодняшний день существует множество причин изучать данное ПО в школьном курсе информатики. Главная причина - все программное обеспечение фирмы Autodesk предоставляется бесплатно для образовательных учреждений. Причем, данное ПО можно устанавливать ученикам и учителям дома. Это значительной плюс для школы. Еще одной программой, предназначенной для трехмерного моделирования, является Blender. Это один из качественных 3D - редакторов, который находится в свободном доступе. В нем очень удобно и быстро моделировать компьютерную графику, анимации, заниматься рендерингом, постобработкой и монтажом видео со звуком. Есть игровой движок, симуляция физики, а также фотореалистичный рендер «Cycles» [5].

Хотелось бы также отметить, что создавать и обрабатывать графические изображения можно не только в графических редакторах, но также и в среде программ, направленных на программирование. Одной из таких является ПО Pascal АВС. В данном приложении присутствует модуль, который способен из вашего кода сотворить рисунок, причем такой, который может посоревноваться даже с самим рисунком из графического редактора Paint. Все будет зависеть лишь от вашей фантазии, творческих способностей ну и, конечно же, от навыков работы с данной программой.

Так, благодаря такой совокупности методов, приемов и средств обучения возможно наилучшим и качественным способом развить или усовершенствовать у учеников творческие способности и творческий подход в целом. Изучение графической информации на компьютере раскрывает художественные способности учащихся, дает им возможность почувствовать себя творцом, получить широкие возможности к самореализации. Так же данная тема создает у ребенка иллюзию возможности влиять на окружающий мир, что в свою очередь развивает творческие способности и широту мышления.

 

Литература:

  1. Сакулина Ю.В.. РожинаИ.В. Компьютерная графика как средство формирования профессиональных компетенций // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6. - С. 76 -80.
  2. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник / под общ. ред. Т.А. Барышевой. - СПб.: BBM, 2014. - 380 с.
  3. ШегаеваА.В. Методы и приемы работы в современной школе // Теория и практика образования в современном мире. - 2014. - № 4. - С. 104 - 106.
  4. Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape: учебное пособие. - M.: Просвещение. 2008. - 52 с.
  5. Кронистер Дж. Blender Basics Classroom Tutorial Book: 4 - еизданис / пер. сангл. Ю. Корбут, Ю. Азовцева. -M.: ACT, 2015. - 153 с.
Год: 2017
Категория: Педагогика