Гражданин своей страны должен знать ее историю. Но, как известно, история государства - это многогранный процесс. Естественно, в данной работе мы не сможем отразить всю историю Казахстана, поэтому остановимся лишь на одной ее стороне, на эволюции этноконфессиональных отношений в нашей республике и области.
Понятие «этноконфесссиональные отношения» фиксируют в себе единство межэтнических и межрелигиозных отношений, так как любой субъект исторического процесса несет на себе печать своей этнической группы и ее обычаев, традиций и верований. Актуальность этой работы заключается еще и в том, что в сегодняшнем мире растет политико-религиозный экстремизм и терроризм.
В настоящее время в мире более 200 суверенных стран, но среди них трудно найти моноэтническое и монорелигиозное государство. И Казахстан в своей долгой истории не был таковым. C глубочайшей древности в нашей стране имеются следы зороастризма, буддизма, манихейства, христианского несторианства. К тому же вплоть до наших дней в глубоких слоях сознания коренных жителей Казахстана встречаются реликты шаманизма, политеизма и монотеистической религии - тенгрианства [см. 1 ;2;3;4;5].
Вовлечение Казахстана в сферу влияния России привело к проникновению различных течений христианства в нашу страну. Департамент Внутренней политики по Северо-Казахстанской области свидетельствует, что в 2013 году в нашем регионе действовали 217 религиозных организаций и групп [см.6,5].
Рассмотрим кратко особенности идеологии и культовой практики основных религиозных организаций, действующих в нашем регионе. На территории области функционируют 64 мусульманских общины [6,19], относящихся к суннитскому исламу ханафитского масхаба, лояльно относящегося к другим религиям. В мечетях верующие знакомятся с догматикой ислама, законами шариата, учатся читать Коран, понимать его смысл и вести соответствующий исламу образ жизни.
Ислам (от арабского «послушание», «повиновение») - самая молодая мировая религия, возникшая в начале 7 века нашей эры. В настоящее время ислам имеет свыше полутора миллиардов последователей, что составляет более 20 процентов от населения Земли. Численность мусульман в 20 веке увеличилась более чем в 7 раз. Основателем ислама является историческая личность - пророк Мухаммад (570 - 632гг).
Основой веры мусульман является послушание, покорность Аллаху, вера в единственность Аллаха; вера в добрых и злых ангелов и джиннов; вера в святость пророка Мухаммада; вера в святость Корана; вера в гибель этого грешного мира и воскресение мертвых, а также в Страшный суд.
Для ислама характерно нормативное регулирование всей жизни человека, начиная от его рождения и до смерти. Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершать намаз, соблюдать праздники и посты ислама, выплачивать налог в пользу мечети - закят и благотворительное пожертвование в пользу бедных - садака; совершать паломничество в Мекку и другие Святые места ислама, а также защищать свою веру и Отечество (газават), если иноверцы оскорбительно относятся к твоему вероисповеданию и посягают на твою Родину. Но мусульманин первым не имеет права поднимать оружие. Война должна носить справедливый характер.
Здесь следует отметить, что очень часто мусульмане путают газават с джихадом.
Различают 4 разновидности джихада:
- «джихад сердца» - внутренняя, непримиримая борьба со своими собственными недостатками - процесс самоусовершенствования;
- «джихад языка» - миссионерская деятельность, пропаганда истинной мусульманской религии;
- «джихад руки» - сотворение во имя Аллаха добрых дел, возвышающих человека;
- «джихад меча» - борьба против людей, оскорбляющих веру мусульман и посягающих на их Отечество.
Правовое регулирование взаимоотношений мусульман друг с другом осуществляется с помощью шариата. Шариат - это совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения мусульманина. Главными источниками шариата являются Коран и Сунна. Шариат детализирует каждую норму права до мельчайших подробностей. Так, например, существуют правила питания: запрещено есть мясо павших животных, птиц, употреблять кровь и мясо свиньи, алкоголь и курить табак. Регламентированы правила ритуального омовения, совершения намаза и т.д.
Необходимо отметить, что ислам - это одна из немногих религий, которая требованиям гигиены придала религиозную значимость и ритуальную обязанность. Ислам, в отличие от христианства, считает, что каждый человек рождается безгрешным и от рождения является добродетельным при условии выполнения им воли Аллаха.
В исламе существует два основных направления: суннизм и шиизм. Суннизм, в отличие от шиизма, не признает возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммада.
В XVIII веке в суннизме выделилось религиозно-политическое течение - ваххабизм. Его основатель Мухамед Ибн Абд-Ваххаб выступил с проповедью возрождения чистоты ислама, за подлинное единобожие, исключающее всякое посредничество между человеком и Аллахом. Ваххабизм отвергает культ святых, в том числе и паломничество к мазарам, осуждает роскошь, курение, пение, танцы, пользование четками и даже самого пророка Мухаммада.
Ваххабизм - официальная идеология Саудовской Аравии. Религиоведы должны отличать религиозный ваххабизм - салафизм от политико-религиозного экстремизма и терроризма.
Основным направлением ислама в нашей республике является суннизм ханафитского мазхаба, характеризующийся терпимостью к инакомыслящим. В своей деятельности он основывается на местное обычное право. Он исповедуется казахами, уйгурами, узбеками и другими народами.
В 1990 году в Республике Казахстан было образовано Духовное Управление Мусульман Казахстана (ДУМК). Тогда же была разработана Программа возрождения ислама в Казахстане, предусматривающая возвращение верующим мечетей, стали избираться мусульманские муфтии. Мусульмане ежегодно отмечают исламские праздники:
- Ураза-Байрам - праздник разговения после поста.
- Курбан-Байрам - праздник жертвоприношения.
- День рождения пророка Мухаммада - Маулит.
- Ночь предопределения на 2 число месяца рамадан, когда Муххаммаду был ниспослан Коран.
- Мирадж - праздник, посвященный путешествию Мухаммада в Иерусалим и вознесению оттуда к небесному престолу Аллаха.
В регионах области религиозные объединения мусульман вносят посильный вклад в укрепление стабильности в обществе и межнационального согласия.
В нашей области также действует 31 приход Русской Православной Церкви [6.34]. В православных приходах действуют Воскресные школы.
Православие - восточная ветвь христианства, оформившаяся как самостоятельное направление после разделения христианства на Западнокатолическую и Восточно-кафолическую Церкви в 1054 году.
Вероисповедную основу православия составляет Священное Писание (Библия, состоящая из 45-50 книг Ветхого Завета (Александрийский вариант) и 27 книг Нового Завета); Священное Предание. Православие признает священными решения первых 7 Вселенских соборов и труды Отцов церкви 2-8 веков. Основные принципы православия изложены в 12 пунктах Никео- Цареградского Символа веры.
Для православия характерен сложный, детально разработанный культ. Богослужение продолжительнее, чем в других христианских конфессиях, включает в себя множество ритуалов. Главное богослужение - литургия, во время которой совершается покаяние - исповедь и причащение - евхаристия.
В православии, как и в католицизме, признается семь таинств: крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование).
Священнослужитель может либо принять обет безбрачия путем пострижения в монахи и после этого получить возможность достичь высших должностей церковной иерархии (черное духовенство), либо вступить в брак и ограничиться рангом священника (белое духовенство). Богослужение идет на старославянском языке.
Основные праздники в православии:
- Пасха - Воскресение Господне (в честь воскресения Иисуса из мертвых).
- Рождество Христово.
- Троица (память о сошествии Святого Духа в 50-й день после Пасхи).
- Крещение (в память о крещении Иисуса в реке Иордан).
- Сретение (в память о встрече Христа с Богом в Иерусалимском храме).
- Праздник входа Иисуса Христа в Иерусалим (в память о въезде Христа в
Иерусалим (Вербное воскресенье) накануне Пасхи).
- Вознесение (в память о вознесении Христа на небо в сороковой день после Пасхи).
- Троица (в память о дне, когда на Апостолов - учеников Иисуса Христа, сошел Святой Дух и они, научившись говорить на иностранных языках, пошли проповедовать христианство).
- 19 августа - Преображение Господне (в память о преображении Иисуса на горе Фавор).
- Воздвижение животворящего креста (в 313 году Святая Елена нашла подлинный крест распятия и воздвигла его для поклонения).
И. Рождество Богородицы (в память о рождении Девы Марии - матери Христа).
- Введение во храм Богородицы (в память о событии из раннего детства матери Христа).
- 7 апреля - Благовещение Богородицы (в память получения обещания Девой Марией от Святого Духа о том, что она родит Спасителя).
- День успения Божьей Матери (в память об окончании ее земной жизни).
- Праздники в честь апостолов, святых икон.
В нашей области функционируют 11 приходов Римско-католической Ц,еркви [6,48]. Это единственная конфессия, не имеющая незарегистрированных приходов. При приходах действуют библиотеки, кружки по изучению основ католицизма. Иностранные миссионеры ведут активную работу по вовлечению населения в свою религию, оказывая благотворительную помощь и распространяя религиозную литературу, получаемую из-за рубежа.
Католицизм - западная ветвь христианства, ее отличает строгая иерархическая организация. Ц,ентр - Ватикан. В настоящее время главой Римско-католической Ц,еркви является Папа Франциск I, активно выступающий за укрепление позиций католицизма во всем мире. По официальным данным в Казахстане проживает около 300 тысяч католиков.
В целом, для лидеров католической конфессии, действующей на территории области, характерно лояльное отношение к органам власти и представителям других религий.
Третье направление в христианстве - протестантизм, который представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей, связанных своим происхождением с Реформацией, - широким антикатолическим движением 16 века в Европе. Протестантизмом отвергались или переосмысливались те догматы католицизма, которые служили опорой и инструментом господства верхушки феодального общества: учение о спасительной роли церкви, право католического духовенства прощать грехи, право раздачи духовенством благодати при совершении таинств, монополия духовенства на чтение и толкование Библии. Основу христианского вероучения протестантизм оставил в неприкосновенности. Это - вера в бытие Бога, догмат о Троице (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой), вера в бессмертие души и загробную жизнь, в существование ада и рая, вера в искупительную миссию Иисуса Христа, вера в Священное Писание - Библию. C протестантизмом связана практика перевода Библии на родные языки и проведение богослужений на национальных языках.
Разрешение верующим читать, понимать и толковать Библию привело к многочисленным расколам в протестантизме. В настоящее время в мире действует около четырех тысяч различных протестантских течений, которые, за исключением лютеран, кальвинистов и Англиканской епископальной церкви, отрицают почитание икон, посредничество священнослужителей между Богом и человеком, монашество.
Сегодня в Северо-Казахстанской области действуют 46 протестантских общин [6.52], главные из которых: «Эммануил», «Новая жизнь», «Агапе», «Освобождение», «Святость», «Дом Божий», «Вефиль», «Слово жизни», «Церковь Евангельских христиан по учению Апостолов», «Святая Евангельская христианская церковь «Голгофа», «Церковь христиан полного евангелия» «Пятидесятники», «Церковь христиан полного евангелия «Библейского центра Салим», «Библейский центр «Живое слово», «Благодать», «Грэйс», «Алия», «Ракым», «Христианская пресвитерианская церковь Вифлеем».
Кроме того, на территории нашей области действуют нетрадиционные религиозные направления: Свидетели Иеговы, Бахаи, Общество сознание Кришны, идеологию и культовую практику которых из-за недостатка места в данной работе, мы не будем рассматривать.
Отметим, что в области проживают люди, индифферентно относящиеся к религии и атеизму, а также абсолютно неверующие. Поэтому в этом мировоззренческом калейдоскопе области необходимо сохранять мир и согласие, чтобы наша республика процветала и вливалась в тридцатку развитых демократических стран.
В области проводятся дни «духовного согласия», когда за Круглым столом сидят лидеры религиозных организаций, ученые, общественные деятели, чтобы решать насущные проблемы нашего общества. Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев собирает во Дворце «Мира и Согласия» съезды лидеров Мировых и традиционных религий, чтобы способствовать сохранению мира и согласия на Земном шаре.
Литература:
- Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов / М. С. Орынбеков. - Алматы: Өлке, 1994. - 207 с.
- Орынбеков М.С. Генезис религиозности в Казахстане / Орынбеков М.С. - АЛМАТЫ: ДАЙК-ПРЕСС. 2005. - 240 с.
- Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения / Валиханов Ч.Ч. - Алма-Ата: Наука. 1958. - 641 с.
- Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (19 - начало 20 в). Алма-Ата: Гылым. 1991. - 214с.
- Аюпов Н.Г. Тенгрианство и ислам// Мысль №11 2004. - 96с.
- Трофимов Я.Ф.. Никифоров А.В. Справочник по религиозным объединениям, действующим в Северо-Казахстанской области. - Петропавловск: «КЛИМ полиграфия». 2012. -’106 с.