Аннотация:
Повышение уровня «правовой образованности» населения, преодоление правового нигилизма представляет собой важную часть повышения «правовой культуры» общества, соблюдения права и закона, сокращения роста правонарушений, недопущения нарушений конституционных прав и законных интересов личности.
Права и свободы человека и гражданина представляют собой фундаментальную категорию Конституции каждого демократического правового государства, которое признает человека как высшую ценность общества, что означает приоритет прав и свобод в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы.
Согласно п.1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан (далее – Конституция РК) «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [1]. Кроме того, для демократического правового государства высшими ценностями признаются человек, его жизнь, права и свободы. Данное признание означает, что для государства забота о человеке, о его благополучии является основной задачей. В этой связи государство обязано выдвигать на первое место обеспечение, охрану, защиту человека, его жизнь, права и свободы, и с этой целью создать все зависящие от государства условия для полноценной жизнедеятельности личности. Права и свободы личности, закреплены и конкретизированы в Основном законе – Конституции РК и других нормативных правовых актов. Данное положение означают, что государство в первую очередь должно всемерно содействовать их реализации.
В современных условиях, сама идея защиты прав и свобод человека и гражданина должна всецело отражаться и на уровне гражданского общества, на его правовом образовании и правовой культуре. Ибо низкий уровень правового образования и правовой культуры индивида, не может способствовать выражению и защите его прав и свобод. Кроме того, недостаточная правовая грамотность и правовая культура, либо их отсутствие
притормаживает политическую социализацию, политическую активность и участие граждан в общественных делах социума и государства в целом. В данной связи одним из основных факторов развития гражданского общества является повышение правового образования, а также уровня политико-правовой культуры общества.
Правовая культура общества – часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.
Правовая культура представляет собой динамичное явление, которое отражает в себе отдельные периоды развития общества, определенную историческую эпоху, специфику социальных взаимоотношений, основные тенденции развития общества, характеристику идеалов и ценностей, отражающих потребности общественного и правового прогресса, обусловленных уровнем ее развития и др.
Рассмотрим мнения некоторых ученых по синтезированию понятия «правовая культура».
Правовая культура – «это не просто то или иное отношение к праву, но прежде всего уважительное отношение к его нормам. Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми». Под правом следует понимать «совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства». Право выступает основным регулятором правовых отношений любого цивилизованного общества. Категорию «правовая культура», следует понимать в двух аспектах: в узком смысле – это «система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле – это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества» [2].
Правовая культура, – как отмечает Т.Н. Наумова, является одной из «форм социальнозначимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выраженная в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений» [3, с.17].
«Правовая культура, по мнению И.В. Ковалевой – это обработка, оформление, облагораживание жизни людей посредством и с помощью реализации правовых отношений, установлений, учреждений». [4, с.22].
Исходя из данного определения можно предположить, что автор исходит из мысли о том, для чего создаются и чему служат правовые нормы и как конечная цель, правовая культура должна быть направлена на защиту личности, проживающего в социуме, обществе, государстве, в том числе и от произвола самого же государства, как власти.
Ряд авторов В.М. Корельский, В.Д. Перевалов и др. подходят к раскрытию понятия «правовая культура» через призму элементов и факторов, влияющих на правовую культуру, а также гарантию государства на защиту прав и свобод личности: «под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим, экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» [5, с.281].
Некоторые ученные – Н.И. Матузов, А.В. Малько вообще не дают конкретного определения правовой культуры, но при этом они отмечают, что правовая культура охватывает все правовые ценности и выражают «этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами [6, с.251].
Из проведенного выше анализа определить единообразное понятие «правовой культуры» затруднительно в ввиду того, что само понятие правовой культуры носит неоднозначный и широкий смысл. Так, со слов В.С. Нерсесянц «Право, как культурный феномен – часть общечеловеческой культуры. Правовая культура – это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура здесь как раз и состоит в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит неоформленная (неопределенная, неупорядоченная, хаотичная, а потому и произвольная), фактичность…» [7, с.43].
Правовая культура как правовой и общественный феномен представляет собой синтез прошлого и настоящего опыта поколений, а также включает в себя перспективные потребности и задачи будущего развития. В процессе развития правового государства и гражданского общества первостепенное значение приобретают общечеловеческие ценности, присущие абсолютно всем социальным группам, всем социальным характеристикам. Сегодня в теории и правовой практике наблюдаются две тенденции: с одной стороны, возрождение национальных правовых ценностей и традиций, с другой - признание и применение общечеловеческих. Только их органическое сочетание открывает возможности прогресса. Этот синтез предполагает некие ориентиры, то есть решение вопросов о том, что возможно взять из мирового правового опыта и национальных правовых традиций, а от чего надо отказаться. Для этого нужны идеологическая и политическая определенность, четкая программа.
ППравовая Пкультура Пявляясь совоПкупностью Пправовых достижеПний Побщества, еПго социалПьных грПупп в Побласти регулПирования Побщественных оПтношений, Пможет обеспеПчить верПховенство Пправа в общественнПой жиПзни, господстПво правПовых принПципов справедПливости и гумаПнизма, заПщиту естествПенных Пправ и свПобод челПовека, сПпособна стаПть гараПнтией обеспеПчения демПократии, подчиПнения государственнПой Пвласти гражданскоПму обПществу, приорПитета Пправа над государстПвом.
Правовая культура личности невозможна без определенного уровня правовых знаний, источник правовых знаний личности, находится в прямой зависимости от уровня его правового образования.
Становление демократичного гражданского общества напрямую зависит от образование каждого индивида, от его знания основных прав и свобод, закрепленных в Основном законе (Конституции Республики Казахстан) и других законодательных актах. Кроме того, образование способствует развитию ценностей, которые содействуют развитию технологических реформ, индустриальному развитию, экономическому росту, содействует развитию международных связей и др.
В данной связи приобретает значение понятие «правовое образование», которое представляет собой «совокупность правового воспитания и обучения праву», что означает формирование правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. Правовое образование общества способствует правовая пропаганда с помощью средств массовой информации, важное значение имеет и самообразование, и самовоспитание каждого индивида в отдельности и общества в целом. С помощью правового обучения пополняются знания права, его норм и принципов; глубокие знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам, необходимости их выполнения [8].
Файзуллин Г.Г. рассматривает правовое образование как составную от правового воспитания и правового обучения и правовой культуры. Правовое образование формирует у населения убеждения и знания, которые дают возможность понять «существующую в жизни общества правовую сферу» [9, с.112].
По мнению В.И. Костенко, М.М. Галимова, – правовое образование призвано распространять правовые знания, формировать правовые убеждения и правовую культуру, воспитывать чувство уважения к нормам права и убежденность в необходимости их исполнения» [10, с.15]. Если говорить об образованности личности, общества в правовом аспекте, то можно отметить, что образованный человек; обладает чувством собственного достоинства; вооружен определенными знаниями, которые позволяют ему защитить и осознавать свою жизнь, права и свободы, как высокую ценность [1], охрана которых является основной задачей государства; является граждански активным, признает и уважает права и свободы других людей; владеет способностью становления гуманистически ориентированной личностью, обладающим чувством собственного достоинства; обладает юридическими знаниями, необходимыми для интеграции в окружающий мир и успешной реализации жизненных планов и др.
По мнению некоторых авторов – А.Е. Никитиной, Л.А. Сахиповой, – целями правового образования являются: привитие навыков правомерного поведения; выработка привычки соблюдать и исполнять законы отстаивать требования, права; воспитание правовой активности [11, с.34].
И главным, на наш взгляд, является тот факт, что правовое образование и правовое сознание населения не позволит нарушить права и свободы или совершать какие-либо правонарушения в отношении других лиц, что означает соблюдать (не нарушать) установленные нормы и законы, что в не малой доле влияет в целом на правопорядок в стране.
Не смотря на тот факт, что действующие законы подготовлены на высоком правовом (юридическом) уровне, отсутствие правовой образованности среди некоторых граждан может привести к их нарушению, а правовая подготовленность человека дает ему возможность грамотно воспринимать информацию, правильно оценивать свои и действия других, являясь важным регулятором поведения человека, требования закона, должны выполняться и соблюдаться, что является важнейшим регулятором поведения индивида в социуме.
«Правовое образование» является сложно собирательным понятием и включает в себя «правовое обучение» и «правовое воспитание», последнее реализуется посредством ежедневных гражданско-правовых отношений, в формировании у личности чувства уважения и соблюдения законов, а также недопущения нарушений установленных законодательных норм.
К основным признакам правового воспитания личности, на наш взгляд, можно отнести:
- соблюдение закона и законности и его уважение, воспитание чувства ответственности и гражданского долга;
- формирование позитивного отношения к праву, а также правовых знаний, навыков и умений
- защита своих конституционных прав и свобод любыми не нарушающими закон способами и ограждение от посягательств на свои права и свободы;
- недопущение правонарушений, а также нарушения самим законных прав и свобод других лиц;
- правомерное поведение и стремление вести себя правомерно, способами и средствами, не допускающими нарушения норм права;
- посильное участие в поддержании правопорядка по месту жительства, учебы, работы, в целом в стране, воспитание нетерпимости к нарушению законности и правопорядка и к различным антиобщественным явлениям;
- стремление к содействию правоохранительным органам в устранении условий и причин, влияющих на совершение правонарушений;
- нетерпимость к проявлению коррупции;
- искоренение правового нигилизма и др.
Все перечисленное может служить основными мерами по правовому воспитанию и правовому обучению граждан, тем самым повышая правовую культуру каждого индивида, данное положение, – является одной из основных и приоритетных в жизни общества и государства. Чем выше правовая культура каждого человека, тем быстрее государство станет «правовым», где основным постулатом является – соблюдение закона, как со стороны государства и его органами в целом, так и каждым индивидом в отдельности.
С данной целью, необходимо в полной мере реализовывать потенциал действующей Конституции Республики Казахстан, развивать механизмы защиты прав, как государственные, так и институты гражданского общества, обеспечить действенность механизма реализации норм Основного закона, ее максимальную включенность в общественную практику. Принимаемые органами государства законы и иные нормативные правовые акты необходимо тщательно оценивать с точки зрения того, насколько они соответствуют Конституции Республики Казахстан и помогают ее реализации.
Список использованных источников:
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019 г.)
- https://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravovaya-kultura.html
- Наумов Т.Н. К вопросу о понятии «правовая культура» // Правовед: Межвуз. науч-метод. сборник / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород. 2-3.
- Ковалев И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца ХIX – начала XX веков. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород. 2-3.
- Теория государства и права / Под редакцией В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2002. 616 с.
- Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. М.: Юристъ. 2002. 512 с.
- Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Норма-Инфра-М, 1997. 652 с.
- https://determiner.ru/termin/pravovoe-obrazovanie.html
- Файзуллин Г.Г. Юридическое образование – важное условие формирования гражданского общества правового государства в России / Г.Г. Файзуллин // Гос-во и право – 2001. - № 3. – С. 112-115.
- Костенко В.И. Особенности правового воспитания молодежи / В.И. Костенко. – М.: Юрид. Лит., 1991. – 285 с.
- Никитина А.Е. Социальное воспитание детей – фактор стабилизации общества / А.Е. Никитина // Педагогика. - 1998.