Аннотация: в статье рассматриваются некоторые методы улучшение разговорной речи через языковые игры.
Введение. Наверное, нетe преподавателя, который не использовал бы игру в своей работе. Однако последовательное использование игровых заданий требует определенного навыка.
Очень и очень большое значение будет иметь первая встреча детей с вами, ваш ласковый голос, приветливая улыбка, доброе отношение к учащимся. Поскольку воспитание детей средствами нашего предмета не возможно без практического овладения языком, важнейшим принципом нашего обучения мы считаем принцип комплексной реализации целей: развивающей, воспитательной, практической и образовательной.
Необходимо помнить, что важнейшим методическим обеспечением урока являются средства наглядности, выучивание стишков и басни которые отвечают на психологическую особенность учащихся. Стихи и басни можно быстро выучит так как они короткие и имеют связки слов. Учить и выразительно рассказывать стихи и басни детям очень нравится [1]. Как утверждает А.С. Макаренко для ребенка игра имеет большое значение « такое же значение как для взрослого человека имеет учеба, должность и т.д. Смотря как ребенок играет можно определить каков он будет когда вырастит в своей работе. Поэтому в воспитание ребенка игра имеет большое значение». Чем меньше дети, тем больше интереснее для них игра. Педагог который не сможет оценить роль игры в воспитание учащихся не сможет добиться высот в своей профессии. А.С. Макаренко, большое внимание выделял игре, в своих школах он включал игру в воспитание учащихся. Он старался, чтобы игра радовало детей и прививало добро и любовь к ней. А.С. Макаренко в своей практике много применял игры с целью дать бодрое настроение и расслабиться своим учащимся. Он старался создать комплекс разных игр, работал усердно над их реализацией, менял игры если они уже не дают должных результатов в развитие ребенка. Лучшим воздействием игры на учащихся он считал важным не только участие ребенка в игре но и участие в их создание [2].
Методы. Учитель, по его мнению, всегда должен ставить цель игры, которую он будет применять на уроке, и добиваться этой цели.
В работе А.С. Макаренко большинство его игры перерастали в трудовую деятельность, а в трудовых делах часто присутствовал элемент игры. В практике работы А.С. Макаренко многие игры перерастали в трудовую деятельность, а в трудовых делах часто присутствовал элемент игры.
В воспитательной работе применяются настольные, подвижные, технические, литературно-театральные игры, аттракционы. Ролевая игра в жизни ребенка имеет не малое значение. Отношение, которые складываются между взрослыми, дети в ролевой игре воссоздают себе эти отношения. Играя определенную роль дети выполняют некоторые правила, приобретают навыки и привычки с своих поведениях.
Ролевая игра это коллективный характер. В процессе игры между детьми постепенно складываются хорошие отношения. Постепенно на ряду с ролевыми играми большое значение будет иметь дидактические и подвижные игры.
В ролевой игре для младших школьников на первом плане это качество тех персонажей которого они будут изображать [3].
Особенно интересует учащихся сила, смелость, ловкость. Учащиеся стараются вжиться в роль преодолевают воображаемые трудности, делают отважные поступки и побеждают препятствия на своем пути. Сыграв эти роля учащиеся с расширенным кругозором к концу обучения уже стараются преодолевать реальные трудности в своем пути.
Игровая деятельность учащихся становится с трудом, общественной работой.
Игра постепенно становится необходимым путем заинтересовать детей в различную деятельность. Такой ход важно в таких случаях, когда цели деятельности важны для детей, но недостаточно интересна или когда цель становится важной, но сам процесс деятельности не дает учащимся удовольствия [4].
Применение элементов игры вызывает у детей интерес и стремление выполнить свою работу как можно лучше и развивает у них ответственное отношение ко всяким делам. Учитель при организации игры должен учитывать многие педагогические условия. В первую очередь учитель не должен заставлять играть детей, стеснять их творчество и самостоятельность. От игры, прежде всего надо добиться воспитательного эффекта. Оформление игры должна быть красочной, интересной чтобы тянуло их к игре для младших школьников это имеет не мало важное значение.
Результаты и обсуждение. Как известно, одним из существенных недостатков в обучении языку взрослых является то, что преподавателю приходится обучать языку и речи как некоторой форме, в то время как учащийся давно уже привык пользоваться языком и речью для содержательных целей. Наблюдение показывают, что в игре "в любом ее виде" форма и содержание также меняются местами: например в игре в шахматы важно победить противника не вообще а в рамках правил. Поэтому, когда мы накладываем структуру игры на схему учебной деятельности, мы как бы превращаем учебный процесс в процесс целевой "а не учебной" коммуникации. Так, когда мы предлагаем учащимся в течение одной минуты определить и назвать все различия между двумя картинками, мы ставим перед ними отвлекающую не учебную цель, а достижением этой цели будет язык [5].
Принимая участие в игре ребенок становится активным во всем, от игры ребенок берет только положительные эмоции, участвуя в игре ребенок старается проявить себя с лучшей стороны. От таких методов, учащиеся получают положительные эмоции от занятия, значит игра дает стимул к участью в занятии. С психологической точки зрения в игре ребенок расслабляется, становится уравновешенным, значит игровое обучение улучшает психологическое состояние ребенка.
Игра создает доверительные отношения между преподавателем и учащимися, и среди учащихся самих вырастает доверие, понимание друг друга.
Игровые методы повышает профессиональный авторитет учителя как организатора учебного процесса, появляется тесные дружеские и в то же время деловые отношения, построенные в ходе игры. Игра дает представить даже сложный материал для учащихся в интересной простой форме. Игровые методы нельзя сравнить ни с какими другими методами обучения преподаватель имеет огромный выбор, позволяющего улучшить учебный процесс. Игра дает самому преподавателю огромное профессиональные удовлетворение, поскольку благодаря ей сам процесс обучения становится процессом непрерывного творчества в полном смысле этого слова.
Игра позволяет учащемуся увидеть себя и партнера, а так же предмет обучения, значит использование игровыех методы хорошо влияет и на все остальные аспекты учебного процесса [6].
Игра, как отмечалось выше, меняет взаимоотношения преподавателя с группой. С одной стороны, преподаватель должен руководить игрой, то есть сохранять свое доминирующее положение в группе. В этом смысле его функции похожи на функции режиссѐра или тренера. С другой стороны, он не может руководить игрой без тесного взаимодействия с группой. Если преподаватель хочет пользоваться игровыми заданиями, ему нужно в первую очередь постараться понять, что представляет собой каждый учащийся как личность, и найти то, что может вызвать его собственный интерес к учащимся. Это обязательное условие, без которого все остальное теряет смысл.
Если преподаватель не собирается использовать все игровые задания последовательно, а планирует применять их эпизодически, он должен выработать определенную тактику поведения, которая позволяла бы в нужный момент перейти к игре. Если преподаватель держится подчеркнуто официально, то неожиданный переход к игре обескуражит учащихся, игровое задание не даст положительного эффекта. С другой стороны, если преподаватель слишком поддается настроениями группы, то игровое задание уведет учащихся от занятия: они будут делать то, что им интереснее, приятнее, легче, но имеет мало отношения к задачам учебного процесса. Поэтому мы рекомендуем преподавателю соблюдать некоторые тактические правила [7].
- Не быть догадливым в своем поведении; делать иногда неожиданные повороты в учебном процессе (хотя это может вполне вписываться в ход занятия с методической точки зрения), например, задавать неожиданные вопросы, высказывать мысли по ассоциации, шутить (при этом важно, чтобы шутки не задевали никого из учащихся лично).
- Быть внимательным и благожелательным к учащимся. В частности, избегать оценок «Неправильно!», «Плохо!», запретительных указаний «Нельзя!» и никогда не высказывать (даже мимикой и жестами) пренебрежения к их вопросам. Конечно учитель не должен поддерживать дисциплину, исправлять ошибки и авторитетно управлять учебным процессом в соответствии со своими функциями, обязанностями и сложившимися традициями обучения. Для поддерживание разумной дисциплины можно (без иронии) воспользоваться формулами: «Извините я отвлеку вас от вашего разговора»; «Минуточку внимания, мне сейчас потребуется ваша помощь»; «То что вы сказали сейчас на своем родном языке, наверное, интересно. Повторите, пожалуйста, свою мысль по-русски.» При исправление ошибок можно сказать: «А, вы хотели сказать….» и сказать правильный вариант предложения или переспросить «Вы сказали ...?» или просто снова сказать за учащимися фразу, но только четко и правильно. Если вам нужно, чтобы учащийся повторил правильный вариант, а он сразу после вашего исправление этого не сделал, переспросите еще раз. Преподаватель не должен зависеть от своего настроения и на все происходящее ему надо реагировать с тактом и достоинством [8].
- Быть авторитетным и уверенным в своих методических поступках и решениях. Все, что делает преподаватель на занятии, он должен делать с таким видом, как будто иначе и быть не может; при всей благожелательности он сохраняет серьезность; учебная игра для преподавателя – работа: он спокойно сдержанно и серьезно формулирует задания, оказывает помощь при их выполнении, вдумчиво анализирует итоги игры.
Учащиеся начинают играть не тогда когда преподаватель дает задание, а когда им правду становится интересно играть. Значит игра побуждает приятные эмоции у учащихся [9].
Виды эмоционального стимулирования:
- Игровые методы могут использоваться как отдых: «Итак, упражнение мы с вами сделали; теперь давайте отдохнем. Сыграем в такую игру…». Этот прием особенно удобен, если игровые задания используются эпизодически.
- Игровое задание дается так, как будто оно и не планировалось преподавателем («Мы говорили о еде. Кстати, а что значит» правильно питаться? «Ведь обычно то, что полезно – не очень вкусно, а то что вкусно - не очень полезно. Вот как бы вы составили меню завтрака, чтобы было и вкусно, и полезно?»).
- Игровое задание вводится с привязкой к конкретной ситуации, к конкретному учащемуся, но сам переход к нему неожидан, например: «Мы с вами собрались путешествовать, но чемодан сложить забыли. Давайте быстро упакуем вещи. Итак, что надо положить в чемодан? На сборы одна минута» или «Вы говорили, что любите музыку. У нас в городе как раз открылся новый магазин грампластинок». Так, вот прилавок, пластинки, я буду продавцом. Идите сюда, посмотрите, какой выбор!»
- Преподаватель постоянно подбадривает учащихся (« Так, так», «Хорошо».), а в конце игры обязательно благодарить и хвалит их («Прекрасно. Вы молодцы»), а если ему надо исправить ошибки, то делает это как добавление («Вы отлично справились. Но только смотрите (обратите внимание): в этой ситуации русский сказал бы так «…..», или «Мне очень понравилось, как вы решили свою задачу. Пожалуйста (Может быть мне кажется), в этом месте лучше было бы сказать так…» и т.п.).
- В ролевых заданиях преподаватель использует «престижные» роли (не надо давать роль инженера, если можно дать роль директора завода). Смена и разнообразие ролей является самостоятельным стимулирующим фактором. Здесь особенно важен индивидуальный подход: у каждого человека есть обычно желанные роли, которые ему не удалось сыграть в своей реальной жизни. Практически безотказно принимаются обычно роли, связанные с творческими профессиями (писатель, актер, композитор и т.п.). Если преподаватель знает или предлагает, что какая-то роль в культуре учащихся не считается престижной, он сначала проигрывает ее сам и таким образом нейтрализует отношение к ней учащихся.
- Победителей игр-соревнований поздравляет вся группа (например, все вместе, хором произносят: «Победителю, ура!»).
- Победители игр-соревнований не забываются, их можно привлекать в качестве экспертов в других играх или при возникновении спорных вопросов.
Игра позволяет создавать положительные эмоции, но и сама нуждается в предварительном эмоциональном настрое учащихся. Его нужно создавать искусственно, например шуткой. Если учащийся в данный момент устали, подавлены, то предложение участвовать в игре может вызвать у них отрицательную реакцию.
Виды интеллектуального стимулирование:
- Переход от традиционных форм учебной работы к игре должен быть и неожиданным для учащихся, и мотивированным с очки зрения целей данного урока или цикла занятий. Поводом к игровому этапу занятия может быть и внешняя ассоциация («Кстати, эту ситуацию можно (полезно, интересно) проиграть в аудитории»).
- Игра всегда проблемно. Задачи, которые ставятся перед учащимися, не должны быть слишком простыми, но в то же время они должны быть посильными для них.
- Можно стимулировать интеллектуальную деятельность учащихся и искусственно с помощью вопросов типа: «Ну, а как бы вы поступили в такой ситуации?», Давайте подумаем, что делать если...», «Я вот думаю, так ли это, но и сам пока не разобрался. А что бы вы посоветовали мне?», «Меня тут недавно спросили…, чтобы вы посоветовали бы ответить?» и т.д. Хорошо действует и такой прием, как нарочитая таинственность тона и другие способы интонационного воздействия.
Заключение. Таким образом, подводя итоги отметим, что языковая игра – является важным инструментом педагогического общения, воздействия, эффективным способом создать атмосферу творчества и сотрудничества на занятии.
Список использованных источников:
- Кияшко Л. В. (2010), Языковая игра как одно из средств развития языковой компетенции учащихся, Ростов-на-Дону.
- Норман Б. Ю. (2006), Игра на гранях языка, Москва.
- А.Р. Арутюнов, П.Г. Чеботарьев, Н.Б. Музруков (1987), Игровые задания.
- Мурашев Т. И. (2007), Языковая игра в текстах песенного жанра: на материале английскогоязыка, Уфа.
- Симутова О. П. (2008), Языковая игра в словообразовании: на материале немецкого и русского языков, Уфа. 206 с.
- Тимофеева Е. Е. (2006), Языковая игра и лексические ошибки, «Русская словесность», № 2,с. 55–60.
- Усолкина А. В. (2002), Языковая игра как текстообразующий фактор: на материале литературных сказок Л. Кэрролла и их переводов, Екатеринбург.
- Шатрова Т. И. (2006), Языковая игра в текстах комической направленности: процессы кодирования и декодирования, Тула.
- Савин Н.В. (1978), Педагогика