В данной статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания культуры межэтнического общения на современном этапе развития казахстанского общества. Уделено внимание основным целям и задачам воспитания культуры межэтнического общения, подробно изучены факторы, влияющие на воспитательную деятельность.
На современном этапе социально-экономического и культурно-политического развития страны одной из основных задач политической науки является воспитание культуры межэтнического общения у населения Казахстана.
Раскрытие потенциальных возможностей многонационального сообщества, использование его преимущества в позитивных, благих целях предусматривается стороны государственных органов, политических партий, общественно-политических движений и объединений уделение особого внимания проблемам межнациональных отношений, требует осуществления целенаправленных работ по созданию экономических, социальных, политических, духовных предпосылок функционирования интернационального, воспитания казахстанцев межнациональному и межконфессиональному согласию.
Современная воспитательная деятельность – не внедрение, не усвоение определенной модели воспитания, а создание педагогических условий для самосовершенствования личности. Основные задачи воспитания – формирования у человека гражданской ответственности и правового, политического сознания, инициативности и деятельных навыков, способностей для успешной политической социализации в обществе.
Анализ современных концепции педагогической деятельности в рамках политологии показывает их глубокую заинтересованность в каждом человеческом индивиде. Цели воспитания, как обычно, выражены в идеальных целях: всестороннее развитие личности; воспитание человека культуры; способствование наиболее полному совершенствованию человека как личность; формирование гармонично развитой личности, способного и готового для полноценного выполнения социальных ролей.А.П.Бондарь определяет цели воспитания следующим образом: всестороннее развитие всех существенных сил личности, его полноценное физическое, интеллектуальное и духовно-нравственное самоуправление и на этой основе безграничное совершенствование человека и общества... [1]. В результате воспитания осуществляется всестороннее развитие и самосовершенствование человека, формируется его политическая социализация. Расширение поля самосовершенствования выполняет активную роль в процессе изменения человеком самого себя, реализации социально- политических потребностей, раскрытия, обогащения духовного потенциала, естественно- физиологического, телесного, психического, социального развития.
Раскрывая существенную роль воспитания в становлении и развитии личности Б.Н.Алексюк отмечает, что он верит безграничному величию воспитания. Он отмечал, что если человек плохо воспитан, то в этом виноваты воспитатели и окружающая среда, а если человек хороший, то он за это обязан воспитанию, воспитателю и своему детству[2].
Таким образом, процесс воспитания в Казахстане – двухсторонний процесс организации и управления личностью, также предусматривающий собственную активность. В этом процессе ведущая роль принадлежит воспитателю, который разрабатывает воспитательную программу, определяет основные формы и технологии воспитательной деятельности и применяет их на деле.
Цель воспитания индивида как человека культуры – это рассмотрение его в центре культуры, признание его у качестве высокодуховной, социально-политической ценности, подготовке его к жизни в культурном пространстве. При определении целей воспитания также учитываются такие субъективные цели как понимание смысла жизни, формирование культурных, социально-политических потребностей, нравственных идеалов, совершенствование творческих способностей, осознание себя гражданином Казахстана.
В нашем обществе воспитательная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям: идейно-политическое, нравственно-гуманнистическое, эстетическое, физическое, экологическое, трудовое. Если признать воспитание высоким искусством, то воспитание культуры межэтнического общения- это важный вид такого искусства. Эффективность воспитания культуры межэтнического общения определяется трансформацией принципов и норм общечеловеческих ценностей в необходимый элемет индивидуального сознания и в составную часть жизнедеятельности человека. Воспитание культуры межэтнического общения охватывает общественную, групповую, а также индивидуально-личностную мораль. Культура межэтнического общения и воспитательная деятельность культуры межэтнического общения в Казахстане проявляются в культуре общения личности, в межнациональном диалоге и в целенаправленной идейно-воспитательной работе, которые, в свою очередь, формируются под влиянием господствующих в обществе отношений.
Воспитание культуры межэтнического общения характеризуется как один из важнейших направлений стабилизации межнациональных отношений в обществе. Культура общения народов Казахстана формируется на основе объективных, подлинных взаимоотношений наций и народностей, взаимодействия общечеловеческого и национального в культуре.
В связи с этим, можно сказать, что воспитание культуры межэтнического общения в Казахстане формируется на основе общечеловеческих и национальных факторов общественного развития. В свою очередь, воспитание культуры межэтнического общения влияет развитию общечеловеческого в национальном. Общность интересов способствует развитию взаимоуважения и взаимного сотрудничества между народами, чувства сопричастности и взаимного доверия, дружественной взаимопомощи.
Культура общения народов и воспитание культуры межэтнического общения способствуют созданию благоприятных условии для обеспечения единства общечеловеческого и национального в развитии нашей страны.
В свою очередь, соответствие общечеловеческих и национальных интересов создает благоприятные условия для развития культуры общения и воспитания культуры межэтнического общения.
Успех и эффективность деятельности по воспитанию культуры межэтнического общения во многом зависят от социально-экономической политики, реализуемой государством на данном этапе развития общества.
Процесс воспитания культуры межэтнического общения у казахстанцев должен проходить методом классификации. В соответствии с этим методом возникает необходимость учета особенностей психологии и жизнедеятельности, быта, характера трудовой деятельности, уровня культуры людей, поскольку каждый человек воспринимает реалии жизни через призму своих интересов, в которых отражены национальное своеобразие, общечеловеческие связи и интересы.
Самой плодотворной, успешной средой для воспитания культуры межэтнического общения являются трудовые и учебные коллективы, особенно коллективы с многонациональным составом. Именно эти коллективы, в первую очередь, способствуют развитию, укреплению культуры межэтнического общения становлению ее характерной чертой жизнедеятельности каждого индивида, вне зависимости от их национальности. Конечно развитие этого процесса идет одновременно с развитием сотрудничества и взаимопомощи внутри коллектива, с ростом чувства коллективизма и интернационализма. В трудовом коллективе, в процессе участия в общем деле, в первую очередь, формируются самые лучшие отношения, которые дают возможность проявлению у представителей различных этносов чувства взаимопонимания и доверия. Многонациональные трудовые коллективы несут в себе огромный социальный, моральный и социально-психологический потенциал, который необходим для формирования общечеловеческих принципов. Для того чтобы этот потенциал проявил себя наиболее полно, необходимо в большом и малом четко придерживаться социальной, политической справедливости, единодушно отрицать, критиковать тех людей, кто считают свою нацию особенным и пренебрежением относятся к языку, культуре других народов. Общественное мнение, основанное на общечеловеческих ценностях, формирует благоприятные условия для воспитания культуры межэтнических отношений. Обеспечение представительства всех национальностей в управленческом аппарате организаций и общественных объединений самоуправления, принимать во внимание национальные интересы работников также способствует развитию культуры межэтнического общения в Казахстане.
В производственных объединениях и сельском хозяйстве совместный труд представителей различных народов играет важную роль в воспитании культуры межэтнического общения. В трудовом коллективе, в процессе совместного выполнения производственных задач работники-члены трудового коллектива руководствуются коллективными, общественными интересами, таким образом, происходит сочетание производственных интересов с общечеловеческими интересами.
Развивающиеся, расширяющееся в последние время межгосударственные экономические и культурные связи являются важнейшими факторами развития и воспитания культуры межэтнического общения на республиканском, а также коллективном, личностном уровне. Рост материально-технической базы, повышения уровня знаний и общей культуры также является существенным условием развития общей культуры трудового коллектива, в том числе, развития взаимоотношений представителей разных национальностей.
Развитие и укрепление культуры межэтнического общения в ученических, студенческих, молодежных коллективах – сложный, противоречивый процесс, так как в этой среде мнения и оценки пока неоднозначны, практика культуры общения недостаточна, межэтнические отношения неустойчивы. Однако, любой учебный коллектив, даже при самых благоприятных, выгодных условиях, в одночасье не становится интернациональным. Подлинная культура межэтнического общения устанавливается развивается благодаря постоянной заботы со стороны администрации и общественных организаций. Успешное решение этой актуальной задачи зависит от совместной реализации идейно- воспитательной и организационно-практической работы.
Содержание самой культуры межэтнического общения должно быть направлено нарушение конкретных практических задач по совершенствованию межнациональных отношений. Обучение человека культуры общения, раскрытие его способностей духовного взросления, тем самым духовного совершенствования, в целом, являются важнейшей задачей политико-нравственной культуры, в том числе, воспитания культуры межэтнического общения.
По нашему мнению, в процессе воспитания культуры межэтнического общения у населения существенную роль выполняет национальное воспитание. В научной литературе достаточно изучены проблемы единства общечеловеческого и национального, диалектики соотношения национального и интернационального, а также интернационального воспитания. Однако, проблемы национального, особенно национального воспитания, чаще всего остаются за пределами научных изысканий. Национальное воспитание было, есть и будет пока существуют наций и народности. Он формируется на основе национального менталитета, языка, бытия, культуры, традиций и обычаев в каждой семье [3].
Национальное воспитание, формируемое на принципах и идеях гуманизма, интернационализма и патриотизма безусловно оздоравливает межнациональные отношения. В связи с этим, можно отметить, что формы и содержание национального воспитания очень разнообразны. Обращение национальным корням и дальшейшее их обогощение являются важным условием национального и социального прогресса.Нельзя недооценивать их значение.
В национальном воспитании существенную роль выпоняют прогрессивные национальные традиций, обычаи. Они по своей природе носят народный, гуманистический, значит и общечеловеческий характер. Древние народные обычаи как взаимопомощь, гостеприимство,уважение старших ит.д. являются важными признаками жизнедеятельности людей разных национальностей.
На сегодняшний деньмногие традиционные формы обычаев прошлого приобрели новое содержание и гармонично соответствуют современности. Например: праздник «Масленицы»в России, «Проводы зимы» в Белорусии, «Праздник весны» на Украине, «Наурыз» в Казахстане и т.д.
Национальные традиций празднования «Наурыза», «Курбан айта», «Рождества» ит.д. способствуют укреплению взаимопонимания между народами Казахстана и развитию общенационального воспитания.Национальные традиций – особенный фактор, незаметно влияющий на эмоций, чувства, мысли и сознание. Обучение и воспитание молодежи должно исходить из того материала, что унаследовано нами из прошлого.Необходимо обратить внимание на исторические корни развития народных традиции и обычаев, обрядов [4]. Пренебрежительное отношение к тардициям, обычаям, обрядам других народов чаще всего происходит от незнания их нравственных, общечеловеческих ценностей.В таких случаях человек лишает себявозможности участвовать в разговоре, делиться чувством радости от общения,способности подлинно сопережевать во время проведения обычаев, обрядов. Нужно обратить внимание на то, чтолюдям участвующим в межэтническом общении характеры различная степень национальной чувствительности. Это надо учитывать и в процессе воспитания культуры межэтнического общения у казахстанцев. В отдельных случаях роль прогрессивных национальных традиций и ценностей не оценивается на должном уровне, что может привести к снижению эффективности общенационального воспитания, к ее отделению от реальных социальных условии общественной жизни.В то же время не редки случаи усиленного обращениянациональному, когда национальные особенности приукрашиваются, утрируются, что, в свою очередь, приводять к перегибам.Такое размежевание национального и общенационального, противопоставление друг другу могут оживить, дать толчокпережиткам национализма.
Образовательная деятельность как теоретическая система – неотъемлемая часть воспитания культуры межнационального общения. Именно благодаряобразовательной системе обогощаетсядуховный мир и культура межэтнического обшения людей, расширяется их кругозор, усваиваютсянавыки деятельности, творчествав сфере межнационального общения.На самом деле безобширного, общего для всех знаний процесс нравственного, социально-политического осмысления ежедневныхэкономических, правовых, психологических, межличностных и межэтнических отношении не может быть полноценным. Один из самых основных, существенныхпризнаков воспитания всесторонне и гармонично развитой личности – это усиление интеллектуального начала в человеке. Всясистема образованияи воспитания в Казахстан служит одним из средств интеллектуализации членов общества.
Для студенческой молодежи учебный (производственный) коллектив в значительной степени являетсяосновной средой, где происходит всестороннее межличностное, в том числе, межэтническое общение [5]. Это объясняется тем, что интеллектуальный, духовный потенциал в соответствии с задачами обучения, чаще всего, формируется в условиях студенческого коллектива.
С другой стороны, может ли каждый студенческий коллектив, имеющий собственные возможности и потенциал стать основной средой формирования у личности студента общечеловеческих ценностей, в том числе, культуры межэтнического общения?
Возникновение вопроса о непосредственном влиянии коллектива на отдельную личность закономерно, так как сам коллектив состоит из отдельных личностей, по-разному воспринимающие внешний мир и окружающую среду.
Получение любого нового знания личностьюсложный, противоречивый процесс, в рамках которого происходит отрицание старого в сознании личности.
Взаимосвязь и взаимодействие личности и коллектива- это проявление взаимоотношении личности и общества.
Не только усвоением теоретических положений по проблемам национальных отношений во время лекции и семинаров воспитывается, развивается уважительное отношение кпредставителям других нации. У студентовтакое отношение формируетсяпод влиянием жизненных ситуаций, средств массовой коммуникаций, студенческих газет, где материалы по данной проблеме появляются редко, общественных организаций, а также деканата, которыйпроявляет интерес условиям адаптации студентов в общежитиях.Может и нет необходимости в осознанным выделении этой работы в отдельную главу, но в больших (в рамках факультета) и малых (в отдельных группах) студенческих коллективах нужно планомерно, целенаправленно осуществлять воспитание культуры межэтнического общения.
Средства массовой коммуникации – периодическая печать, радио и телевидение, в также электронные русурсы выполняют важную рольв воспитании культуры межэтнического общения у казахстанцев. Массовая коммуникация является мощнейщимфактором влияющий на все сферы общества. На сегодняшний день резко растет, с одной стороны, значение уровня организации работы печати, телевидения и радио, с другой стороны, качественных характеристик содержания и текстовых свойств публикаций и объявлений. Основная функция средств массовой коммуникации в сфере межнациональных отношений – это формирование общественного мнения по той или иной проблеме.Массовая коммуникация –главное направлениев воспитании культуры межэтнического общения, которое дает информацию читателям, зрителям и слушателям, касающиеся жизни других народов и независимых государств, об их экономике и культуре, о науке и искусстве, о выдающихся представителях других наций и народностейдля расширения кругозора, формирования собственного мнения.
Широкое освещениеи своевременное информирование населенияо всех действиях и решениях на пути демократизации нашего общества имеет огромное значение.Полная, своевременная и открытая информация укрепляет веру людей, народов, способствует уважению их мыслей и чувств [6].На страницах периодической печатирегулярно публикуются специальные теоретические статьи о межнациональном согласии, о развитии наций, о решении национальных проблем, а также статьи о реальных, жизненных проблемах этносов, об отношении народным традициям, о развитии национальных языков и двуязычия,о важности развития полиязычия и т.д. По сравнению с прежними временами республиканские газеты и журналы, радио и телевидение более открыто, смелее, объективно освещают сложныепроблемы национальныхи межнациональных отношений. Однако, большинство материалов носят информационный характер, более проблемные, конфликтные аспекты национальных отношений недостаточно глубоко рассматриваются.
В информационной системе большое место занимает работа списьмами, обращениями граждан к вышестоящим органам, редакциям газет, радио и телевидения. Очень важнызатронутые в них личные и общественные проблемы. Из этих писем видно возможности и желание, стремлениеграждан решать социально-экономические, национальные проблемы. В связи с этим,можноотметить, что естественной и постоянной основой гармонизации национального вазимодействия является демократия нового уровня. Как показывает практика, в том числе практика в конституционной сфере, касающиеся жизненных интересов той или иной группы населения СНГ, все что относятся к национальной политике и национальному вопросу не определяются демократиейбольшинства, не демократией меньшинства. Вновых условиях межэтнического общения задача демократии заключается в реализацииконсенсуса – всеобщих принципов согласия. Какими бы не были возникающиеся проблемы, только плодотворный и всесторонный поиск решения дает необходимый политический результат.
Согласие – это психологическая предпосылка единства действии, исходящая из реального или вображаемого соответствия интересов. Согласие целенаправленно формируется со стороны субъектов управления и проявляется как ответ объекта управления указаниям cубъекта. На основе согласия создаются условия для выполнения воли субъекта объектом управления, а также обеспечиваетсякоординированное действие отдельных личностейкак результат управленческой деятельности.
По мнению специалистов, в настоящее время, наличиерезультатов координирования актуальных интересовв демократическом, правовом, цивилизованном контексте, может изменить или видоизменить этнический консенсус общества.
А строгое соблюдение прежнего консенсуса в интенсивно изменяющихся условияхобщественно- политической жизни приводит кобострению противоречий. Поэтому, в первую очередь, необходимо, чтобы властные структуры имелипостоянно действующий механизм для учета новых обстоятельст, новых требований в национальных отношениях, позволяющий своевременно увидеть и устранить различные инценденты в сфере межэтнического общения. Такую роль могут выполнять депутатские комиссий всех уровней, Ассамблея народа Казахстана, авторитетные информационные средства, деятели науки и культуры.
Важнейшим условием совершенствования воспитания культуры межэтнического общения является повышение общего уровня политической и нравственной культуры казахстанцев. Система политического и экономического образованиянаправлена на решения этой задачи. Необходимо изучение социально- политической литературы, усвоение навыков поиска ответов в них на актуальные вопросы. Потребность изучения социально-политической литературы нужно воспитать с большим терпением.
Подводя итоги, можно выделить следующие задачи воспитания культуры межэтнического общения: для успешного решения задач по формированию и развитию культуры межэтнического общения необходимо направить все усилия настроги учет национальных и региональных особенностейвсех наций и народностей, национальных и этнических групп, проживающих в разных регионах страны; на изучение реальных экономических, духовных потребностей и интересов каждого народа и его отдельных групп;на целенаправленную пропоганду практики поиска альтернативных способов и путей вопитательной работы, основанные на активном использовании прогрессивных, исторических традиции различных этносов. В этом проявляется созвучие национального и общечеловеческого в воспитании культуры межэтнического общения в Казахстане.
- Бондарь А.П. Педагогика и ее проблемы.– Киев, – С .173.
- Алексюк Б.Н. Познание и воспитание. – Киев, 1988. – С.36.
- Смолян А.Г. Общественно-политическая жизнь общества. – Красноярск, – С.87.
- См.: Шаймуратов С.П. Обычаи и традиций в Центральной Азии. – Ташкент, – 127 с.
- См.: Абсаттаров Р.Б., Садыков Т.С. Воспитание культуры межнационального общения: теория и практика. – Алматы,
- Бекмурзаев М.А. Информационная политика в Киргизии и Казахстане: сравнительный анализ. –Бишкек, 2008. – С.23.