В статье раскрывается значение артпедагогики, понимание артпедагогики через историю казахского искусства. В статье даются определения потенциалу искусства Казахстана и его роль в образовательной системе ВУЗа. Описывается главное назначение преподавания искусства через формирование этнокультурной личности студента, ориентированной на художественную культуру Казахстана во взаимосвязи с иными культурами. Обобщаются размышления и теории зарубежных авторов. Сравнивается применение артпедагогики на практике в современной образовательной системе. В статье осуществлен этимологический разбор термина «артпедагогика», выделены ключевые подходы в интерпретации данного понятия в современной отечественной педагогике и представлен сравнительный анализ его со смежными педагогическими терминами (арт-терапия, художественное воспитание и др.). Для написания данной статьи послужило раскрытие понимания артпедагогики в Казахстане.Cуществующих исследований по артпедагогике и научно-методических изданий крайне мало, что создает настоятельную потребность в содержательномом раскрытии термина «артпедагогика».
В современной образовательной системе наиболее важной задачей изучения искусствоведческокультурологического цикла дисциплин является вовлечение в духовный мир личности более широкого спектра культурно-художественных смыслов, многообразия мировосприятий как в историческом аспекте, так и через раскрытие своеобразия национальных культур. План нации 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева. Это ответ на глобальные внутренние вызовы, современное становление этнокультуры в образовании и одновременно ПЛАН НАЦИИ по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях [1].
Гуманитарное знание в ходе изучения истории искусства и культурологии выступает как взаимосвязь универсального и регионального. Именно поэтому образовательные учебные планы и программы в Республике Казахстан составляются исходя из этнокультурной модели общего и профессионального образования, в связи с национально-региональным компонентом. Художественное образование создает творческий потенциал, побуждающий молодое поколение к вопросам, поиску форм самовыражения и осмысливанию господствующего идеологического дискурса. Обучение искусству способствует повышению культурного образования личности, что является весьма важным фактором, так как самоидентификация и менталитет любой общественной группы основаны на культуре ее членов. В мульти культурных странах школы играют важную роль, помогая людям понять культуру других этносов иновационные учебные планы и программы, использующие творческие дисциплины и креативную педагогику, способствуют повышению межкультурного взаимопонимания и толерантности. Такие способности приобретают особо важное значение перед лицом угроз, стоящих перед обществом в XXI веке. Например, вследствие изменений в обществе, воздействующих на структуру семьи, дети часто лишены родительского внимания. Кроме того, из-за недостаточного общения и умения строить взаимоотношения внутри семьи дети часто сталкиваются с рядом эмоциональных и социальных проблем. К тому же внутри семьи становится все труднее (особенно в городских условиях) передавать культурные традиции и творческие навыки. [2]. Сегодня культура Казахстана продолжает эволюционировать, основываясь на тех же принципах единства и стремления к миру, что и раньше. С одинаковой радостью народ Казахстана отмечает древнейший праздник кочевников Наурыз и православную Пасху, мусульманский Курбан-айт и католическое Рождество. А для вас, представителей молодого поколения казахстанцев естественной нормой стало говорить на трех языках казахском, русском и английском [3].
Главное назначение преподавания «Истории искусств Казахстана» — формирование этнокультурной личности студента, ориентированной на художественную культуру Казахстана во взаимосвязи с иными культурами; на развитие художественно-гуманитарного сознания будущих специалистов, отвечающего предназначению этнокультурного образования.
Искусство одна из форм общественного сознания, специфический род практически духовного освоения мира [4]. Искусство, моделируя определенный тип культуры, наглядно воссоздает целостную «картину мира» эпохи. Традиция является основополагающим понятием художественной культуры, так как существование художественной культуры без традиции невозможно. С термином «традиция» связаны такие понятия, как преемственность, наследие, самобытность.
Несмотря на то, что в Казахстане накоплен практический материал об использовании потенциала искусства в процессе воспитания детей, в качестве научно-обоснованного метода артпедагогика начинает формироваться только сейчас. Вплоть до последнего времени об этом перспективном направлении, объединяющем педагогические возможности всех форм художественной активности субъекта, было известно явно недостаточно, что и стало причиной его разрозненных толкований. Так, существующих исследований по артпедагогике и научно-методических изданий крайне мало, что создает настоятельную потребность в содержательномом раскрытии термина «артпедагогика». Современный термин «артпедагогика» является двухэлементным, способом синтетического образования. Согласно исследованиям Г.И. Железовской, Д.С. Лотте, В.И. Скворцова и др. [5, с.18] это простейшая форма иноязычных терминов-словосочетаний, наиболее ярко выражающих определяемый (в форме существительного) и определяющий (прилагательное, реже причастие или существительное) элементы, возникших в отечественной науке путем калькирования внутренней формы и заимствования внешней формы устоявшегося англоязычного термина. Так, сам термин «артпедагогика» включает в себя два понятия. Первое из них -«арт» (от англ. «Art») – дословно означает искусство, мастерство, ремёсла, художество; второе понятие «педагогика» (от греч.пайдос дитя, аго-вести, детовождение) наука о воспитании, развитии и обучении человека. Соединяя в себе эти два термина-элемента, артпедагогика есть целостность, новая сущность, которая не сводится к совокупности ее составляющих, а становится «более чем эта сумма». Так, буквально под артпедагогикой понимают педагогику искусства; образование, воспитание и развитие человека через искусство.Один из наиболее известных основоположников «воспитания через искусство» («EducationthroughArt») Г. Рид придавал особое значение данному термину. Согласно его концепции, в соединении понятий «арт» и «педагогика» отмечается сознательный переход от «процессов воспитания» в их общепринятом понимании к живому конструктивному союзу ребенка и взрослого в пространстве искусства. Это определение «позволяет избежать всякого авторитаризма в понимании воспитания. Не воспитание в искусстве, не место искусства в воспитании, а гуманистический путь воспитания через искусство» [6, с. 121]. Г.Рид обозначил искусство, как единственный путь воспитания, выдвигая его на роль всеобъемлющей деятельности.
В отечественной науке термин «артпедагогика» появился относительно недавно в 1997 году после опубликования Ю.С. Шевченко и Л.В. Крепица научно-методического пособия «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками» [7]. Однако наиболее интенсивное распространение термина «артпедагогика» произошло позже в 2001 году после выхода в свет учебника «Артпедагогика и арттерапия в специальном образования» [8].
В последние годы данный термин (и его синтаксический вариант «арт-педагогика» с написанием через дефис) все активнее внедряется в понятийно-категориальный аппарат отечественной педагогики и психологии. Однако его отсутствие в педагогических словарях и учебниках при одновременном распространении артпедагогической практики способствует многообразию смысловых оттенков данного термина и размыванию функциональных границ самой артпедагогики. В качестве примера приведем лишь несколько определений: артпедагогика это «синтез двух областей деятельности (педагогики и искусства), обеспечивающих педагогический процесс социального становления и развития подростка» [9, c. 37]; «совокупность средств искусства и методов художественно-творческой деятельности для достижения педагогической цели» [10, с.83]; «культурно-ценностная ориентация и субъектная направленность сопровождения личности ребенка с проблемами в развитии в его социокультурном становлении с помощью искусства» [11, с.99]; «педагогическая технология, оказывающая комплексное воспитательное воздействие посредством интегрированного влияния последовательно организованных форм художественной деятельности детей (художественного восприятия, индивидуального и совместного художественного творчества, коллективной работы с созданными образами, артпедагогических игр)» [12, с. 42] и т.д.
Приведенные интерпретации термина иллюстрируют мысль о множественности значений и противоречивости определений понятия «артпедагогика». Это, с нашей точки зрения, можно объяснить «молодостью» артпедагогики, слабой разработанностью ее понятийного аппарата, а также искажениями при переводе текстов с других языков. Тем не менее, осуществив анализ множества определений артпедагогики в современной отечественной теории и практике, нами выделено несколько ключевых подходов в интерпретации термина [13].
Наиболее распространенным является подход, названный нами коррекционно-педагогическим. Согласно ему артпедагогика рассматривается в контексте коррекционной работы как педагогическая помощь детям с проблемами в развитии средствами искусства. Типичный пример этого подхода описание артпедагогики в учебнике Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко и др. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании»: «Артпедагогика это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство» [14, с. 24].
В основе артпедагогики находятся теоретико-методологические подходы педагогики, связанные с применением искусства в качестве средства воспитания и педагогической поддержки участников образовательного процесса (детей, подростков, учителей, родителей), то есть формирования совокупности их личностных новообразований и выработки индивидуально-ценностной интенциональности. С этих позиций артпедагогикаориентирована на выполнение воспитательной, развивающей, ценностноопределяющей функций, функций экзистенциональной поддержки и поддержки индивидуальности.
В понятийном поле педагогических категорий термин «артпедагогика» идентифицируется чаще всего с понятием «художественное воспитание». Однако Е.А. Медведева отмечает: «понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественного воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры» [15, с. 25].
Основной целью художественного воспитания чаще всего определяется формирование «человека культуры», эстетическое развитие личности, как становление ее эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, художественного вкуса, эстетических интересов, развитие художественных качеств и способностей и т.д. (А.В. Бакушинский, А.И. Буров, Н.И. Киященко, В.М. Шацкая, Н.Е. Щуркова, Б.П. Юсов и др.). Художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на человека, направлено, прежде всего, на формирование таких новообразований в структуре личности, которые связаны с искусством и обеспечивают эффективное взаимодействие с ним (художественные чувства и вкус, любовь к искусству, оценки, художественное восприятие и т.д.). При этом центральное место в художественном воспитании отводится развитию творчества человека. «Основная задача художественного воспитания – раскрыть и развить потенциальные творческие способности» [16, с. 49]. К тому же художественное воспитание рассматривается в основном в контексте обучения искусству, когда через первичную ориентацию на практико-ориентированную творческую деятельность человека и накопление практических навыков, происходит формирование группы эстетически-ориентированных личностных новообразований.
В отличие от художественного воспитания в артпедагогике на первый план выдвигается задача становления индивидуально-личностных внеэстетических феноменов, т.е. формирование мотивационносмысловой сферы человека, его духовного мира, мироощущения, мировосприятия, миропонимания. При этом, являясь не столь приоритетным, художественное развитие личности также осуществляется, но происходит параллельно и не становится самоцелью. К тому же артпедагогика не предполагает прямого обучения искусству или изучения предметов художественно-эстетического цикла, в результате все многообразие видов художественной деятельности человека реализуется более свободно и вариативно, не только в художественно-образовательном процессе. Таким образом, осуществленный анализ артпедагогики в понятийном поле педагогических и арттерапевтических категорий, позволил дифференцировать данную область научного знания от близких и в чем-то смежных феноменов педагогической теории и практики, что создает возможность определения тех феноменологических характеристик артпедагогики на современном этапе ее развития, которые активизируют механизмы личностного развития и определяют специфику ее педагогического потенциала. Так, под артпедагогикой нами понимается интегративная область современного гуманитарного знания о закономерностях, принципах и механизмах использования педагогического потенциала разных видов искусства и пробуждаемых ими форм художественной активности личности в целях оптимального профессионально-педагогического решения задач ее воспитания, обучения и развития (не преследуя при этом специальных целей серьезного художественного образования).
Итак, в современной актуальной культуре и фон полемического отталкивания, и стимул творчества. Постмодернизм современной эпохи выявляет контрасты с целью культурно-исторической перспективы: «разрушая старые мифы, но не культуру, мы встраиваемся в мировую историю» [17;51].
- АСТАНА. КАЗИНФОРМ План нации 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева. http://www.inform.kz/rus/article/2777943
- Пралиев С.Ж., Кенжебаев Г.К., Оспанов Б.Е., Айтбаева А.Б., Музафаров Р.Р., Султанова М.Э., Шайгозова Ж.Н. Артобразование: Учебник для вузов. – Алматы: КазНПУ им. Абая, – 314 с. – С. 12.
- Пралиев С.Ж., Кенжебаев Г.К., Оспанов Б.Е., Айтбаева А.Б., Музафаров Р.Р., Султанова М.Э., Шайгозова Ж.Н. Артобразование: Учебник для вузов. – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2014. – 314 с. – С.
- Философский энциклопедический словарь. – М.,
- Железовская Г.И., Еремина С.В. Принципы формирования дидактических терминов // Педагогика. –1999. –№5. – С. 18-22.
- Art and children: Esthetic education abroad. / Under the editorship of Shestakov. – M.: Art, 1969. 272 pages, Page 121.
- Shevchenko Yu.S., V.Principle of art therapy and art pedagogics in work with children and teenagers fastens: method. grant. – Balashov, 1998. – 56 pages.
- Art pedagogics and art therapy in vocational education /E.A. Medvedev, I.Yu.Levchenko, L.N.Komissarova, T.A.Dobrovolsky. – : Prod. Akademiya center, 2001. 248 pages. – Page 24.
- Валеева Ж. С. Социализация личности подростка средствами артпедагогики в условиях культурно-досуговой деятельности общеобразовательного учреждения: дис. … канд. пед. наук. – Барнаул,
- Старикова С.В. Развитие профессиональной компетентности будущего социального педагога средствами арт-технологии: дис. … канд. пед. наук. – М.,
- Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: дис. … д-ра псих. наук. – Нижний Новгород,
- Taranova E.V.Nravstvennoye education of the senior preschool children by means of art pedagogics: yew. … пед. sciences. – Stavropol, 2003.
- Таранова E.В. Анализ термина «артпедагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий. Электронный научный журнал «Педагогика и психология» ISSN 2304-3288.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд.Центр «Академия», – 248 с. – С. 24.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е.А. Медведева,И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова,Т.А. Добровольская. –М.: Изд.Центр «Академия», – 248 с. – С. 25.
- Бакушинский А. Художественное творчество и воспитание. – М., – 187 с. – С.49.
- Каталог художественного проекта «Вавилонская башня» /Авт. проекта Г.Маданов; авт. ст. Б.Барманкулова, А.Ордабаев; пер. на каз.яз. Д.Базарбаева; пер. на англ.яз. Л.Власенко. – Алматы: Фонд СоросКазахстан,1998. – 58 с. ил.