В статье рассматриваются основные подходы определяющие критерии духовности личности студента на основе теоретического исследования. Для выявления критерии духовности личности студента проанализированы различные толкования термина «духовность», а также предложены качества личности студента в соответствии с общечеловеческими ценностями.
В современном обществе все больше наблюдается интерес к возрождению понятия «духовность». К началу XXI в. понятие «духовность» прочно обосновалось в различных социальных науках вопреки прогнозам и надеждам некоторых учёных, выдержав испытание временем [1].
Современный мир находится в поиске новых образовательных программ по общечеловеческим ценностям, в том числе и Казахстан идет в ногу с мировым сообществом поэтому и внедрена программа НДО «Самопознание», которая является отечественным брэндом в области производства духовных ценностей. Духовность считается основным критерием, который определяет прогресс общества, всестороннее развитие личности, так как только тогда, когда развита духовность, в обществе царит общественно-политическая и экономическая стабильность [2]. А вот выявление критериев духовности личности во многом вызывали трудности, обусловленные тем, что в научной литературе нет единства в толковании понятий «духовность», «духовный». Главная причина существования проблемы заключается в недооценке ее философского осмысления и обоснования, а также в многообразии толкования термина «духовность». Так, ученый М.С. Каган определяет «духовность» как целостность психической деятельности человека, К.Вааген «единство всех нравственных сил человека», Ю.Г. Буртин, А.В. Петровский систему высших чувств личности, зарубежные ученые в лице Дж. Нэйсбит отмечает «духовность» быстро распространяющийся «мегатренд», Г.Линч пишет, что духовность – сущность жизни, которая проявляется как любовь, внутренний мир, мудрость «внутреннего голоса», творчество, ощущение целостности, причастности всему миру. Поэтому выделять критерии духовности личности исходит прежде всего из понимания самой сущности духовности.
Самую полную разработку критериев развития духовности личности мы встретили в исследованиях Щеткина Ю. Ю. По его мнению выбор критериев зависит от конкретного содержания понятия «духовность», его смысла, а также системы ценностей, определяющих этот смысл. Опираясь, что смысл понятия «духовность» связан с духом всеобъемлющей любви и соответствующими личностными качествами, приобретающими значение духовных ценностей (милосердие, эмпатия, терпение и т.д.) он выделяет 12 критериев духовности личности. Мы же в свою очередь предлагаем связать и раскрыть эти критерии на основе программы духовно-нравственного образования «Самопознания». Итак, первый критерий разумное следование естеству – это в первую очередь принятие себя, так же это означает жить в согласии, в гармонии с естественными законами, не нарушать эти законы, соглашаясь полностью с ними и оставаясь при этом счастливым. Изучая тщательно Программу НДО «Самопознание», хотим отметить, что принятие действительности и понимание всего сущего есть раскрытие общечеловеческой ценности Истина. Более того, выявление общечеловеческой ценности Истина личности проявляется в таких качествах как честность, всегда говорить правду, ответственность.
Второй критерий –стремление к познанию истины, точным знаниям –это значит говорить правду, видеть хорошее в других, ответственность, стремление к знаниям, умение искать истину в самих себе, умение отличать вечное от временного, уважение ко всем, вера в себя, единство мысли, слов и дела и правдивость иначе говоря это качества отражающие ценность Истина.
Критерий третий, который подразумевает собой непрерывное самосовершенствование и самообразование, согласно программе НДО «Самопознания», нам известно, что идея непрерывного духовнонравственного самосовершенствования входит в содержательную ткань современных психологопедагогических исследований вопросов саморазвития, самопознания и самовоспитания личности.
Так, в концепции К. Роджерса о взаимодействии Я-реального, Яидеальногодуховного окружения четко просматривается духовно-нравственная проблематика. Несоответствие, возникающее между Я-реальным и Я-идеальным, объясняется тем, что личность не встал на путь познания самого себя. Способность к саморазвитию, самопознанию и самообразованию и его осуществление в течение всей жизни – важная отличительная особенность человека духовного. Более того ученые Р.А. Мукажанова, Омарова Г.А. подчеркивают, что самопознание должно основываться на общечеловеческих ценностях, которые заложены в нас с рождения [6].
По Щеткину Ю.Ю., четвертый критерий особая ответственность (за себя, других, природу и др.). Юсуф Баласагуни в своей поэме «Кутадгу Билиг» рассуждал о духовно-нравственной природе человека: «Создатель наш дал человеку слово, Чтоб он вершиной стал всего земного. И разум дал, чтоб постигать нам знанья, чтобы благие совершать деянья. Бог дал нам совесть, дал нам стыд чтобы дурные сдерживать желанья, узда необходима в виде знанья. Ум – та веревка, что в тяжелый час над пропастью удерживает нас» [7]. Иными словами духовно-нравственные знания успокаивают ум, помогают сдерживать чувства и направляют на благие дела, что является основой ответственности за свои мысли, слова и дела чему и учит нас курс «Самопознания».
Пятый критерий непрерывная просветительская деятельность, направленная на формирование духовности в других. Он отражает требования к личности учителя самопознания, который также отражен в Программе духовно-нравственного образования «Самопознание», где говорится о создании атмосферы любви на уроках самопознания и о личном примере учителя самопознания. А также мы должны помнить, что бы учитель ни делал, он постоянно должен помнить о важности своего личного примера. Так например, если он говорит о внимательности на уроках детям, но слушая их ответы учитель даже и не вникает в то, что говорит ученик это во-первых отражается на оценивании учащегося, но самое неприятное это то, что дети сохранят это в душе, затем это отразиться и в их поведении.
Следующий критерий –поиск смысла жизни не только своей, но и вообще человеческой, является признаком духовности. Он определяет духовную личность также как и ее стремление найти ответы на такие вопросы, как «Кто Я?». Согласно Программе НДО «Самопознание» смысл жизни заключается в стремлении жить по совести, развивать интуитивное мышление, учить быть, а не казаться. Одним из способов развития уровня духовности является постоянное чтение духовной литературы через которых мы осознаем важную роль мирового национального духовного наследия.
Следование духу всеобъемлющей любви, служение другим. Любовь это самая мощная энергия, способная творить чудеса. Её нужно искать внутри себя, проявлять, дарить её бескорыстно и радостно. Так, в произведениях М. Жумабаева мы можем найти: "Для того чтобы быть настоящим Человеком, недостаточно любить лишь себя, своих близких. Обязательным условием является любовь к человечеству" [8].
В самопознании говорится о существовании трех видов любви: эгоистическая любовь, взаимная любовь, чистая, бескорыстная Любовь. Многочисленные исследования ученых подтверждают чудодейственное влияние энергии Любви на все сферы человеческой жизни. В программе НДО «Самопознание» говорится о примении на практике идеи Любви, то есть делиться любовью с все большим и большим количеством людей, только так осознаётся опыт единства между людьми. Поэтому любовь и служение – это два очень близких понятия. Для того чтобы развить в себе эти два качества, любовь и служение, нужно иметь тройственную чистоту: чистоту мысли, слова и дела.
Еще одним критерием, названным Щеткиным Ю.Ю. является понимание своей связи со всем сущим (человечеством, Землей, Вселенной, с другими внеземными цивилизациями и существами). В науке (философии, педагогике, социальной педагогике, социологии и т.д.) существует подход, который называется гуманистическим, есть гуманная педагогика, гуманистическая психология, где в центре гуманизма стоит человек [3]. И в отношении к человечеству гуманистические и духовные позиции сходятся в том, что человечество является величайшей ценностью, а каждый человек, независимо от его расовой, национальной, классовой, религиозной и какой либо другой принадлежности рассматривается как уникальное самобытное и неповторимое существо, равноценное всему человечеству.
Следующий критерий по Щеткину Ю.Ю. называется ненависть к злу. В программе НДО «Самопознания» говориться об общечеловеческой ценности Ненасилие. Практика ненасилия, которая подразумевает не причинение вреда ни себе, ни другим. Выделяют три аспекта Ненасилия: 1. Индивидуальный (ненасилие по отношению к себе); 2. Социальный (ненасилие по отношению к другим); Экологический(по отношению к природе и окружающей среде) [6]. Практика Ненасилия: стараться не причинять никому вреда; понять, что все существа обладают чувствами и правом на жизнь: развивать чувство единства и всеобщего братства; заботиться об окружающей среде; не тратить попусту все виды энергий, установить потолок для желаний, учиться прощать, воздерживаться от непочтительной речи, от пагубной информации, избегать плохой компании.
Следующий критерий по Щеткину Ю.Ю. – совокупность особых личностных качеств. В своей работе он перечисляет их, мы же считаем, что все пункты изложенные нами ранее уже в той или иной мере отразили какими качествами должна обладать духовная личность. В рамках этого критерия мы хотим подчеркнуть, что выявление общечеловеческой ценности: Истина, Любовь, Правидное поведение, Внутренний покой , Ненасилие в человеке проявляются как качество личности. В табл.1 отражены в соответствии с общечеловеческими ценностями и качеств личности.
Табл. 1. Качества соответствующие общечеловеческим ценностям
Истина |
Начальное звено: говорить правду, видеть хорошее в других,любознательность, ответственность, скромность, оптимизм |
Среднее звено: стремление к знаниям, единство мысли, слова и дела, скромность, правдивость, умение видеть хорошее во всем, отличать хорошие поступки от плохих, патриотизм. |
|
Старшее звено: умение искать истину в самих себе, умение отличать вечное от временного, реальное от нереального, самоанализ, умение говорить только то, что истинно и необходимо с любовью, уважение ко всем религиям и нациям, вера в себя, ответственность и т.д. |
|
Любовь |
Начальное звено: любовь ко всем, любовь в семье, любовь к природе и животным, не быть эгоистом, уметь делиться дружелюбие, умение и желание помочь другим людям и т.д. |
Среднее звено: умение прощать, искренность, доброта, умение заботиться о других, сострадание, понимание и т.д. |
|
Старшее звено: Симпатия и чуткость к окружающим, щедрость, умение пожертвовать своим эгоистическими интересами ради других, умение понимать и прощать, желание, гуманность. |
|
Правидное поведение |
Начальное звено: говорить правду, не красть, не нарушать обещания, не ссориться, здоровье и гигиена, уважение к родителям, учителям, старшим, послушание, храбрость и т.д |
Среднее звено: хорошие манеры, пунктуальность, не сплетничать, не говорить плохо о других, быть бережливым, понимать опасность вредных привычек, выполнение своего долга в семье, школе, умение работать в команде |
|
Старшее звено: Работать ответственно и дисциплинированно, с любовью и искренностью, правильно использовать свое время, установить потолок желаний (еда. деньги, энергия), бескорыстное служение обществу, социальная и гражданская ответственность, качества истинного лидера, справедливость |
|
Покой |
Начальное звено: Вежливость, не сердиться, практика сидения в тишине ума, сосредоточенность, терпение, дисциплина и т.д. |
Среднее звено: правильное ритмичное дыхание, уравновешенность, умение концентрироваться, умение контролировать гнев, жадность, леность, позитивное мышление, терпение и т.д. |
|
Старшее звено: простая жизнь, высокие мысли, самообладание, скромность и терпение, позитивное и различающее мышление, умение быть хозяином, а не рабом своих мыслей и эмоций, ограничение желаний, удовлетворенность настоящим моментом, внутренняя радость, уверенность в себе и т.д. |
|
Ненасилие |
Начальное звено: помогай всегда, не вреди никогда, не обижать других, забота о животных, не играть с опасными предметами, работа в команде, единство и т.д. |
Среднее звено: понимать ценность другой культуры, дружелюбие, единство, память о культурном наследии, забота об общественной собственности, забота об окружающей среде и т.д. |
|
Старшее звено: уважение ко всем религиям и культурам, толерантность, умение видеть единство во всем, не причинять зла ни одному существу ни мыслью. ни словом, ни делом, социальная справедливость, права человека, быть хорошим гражданином и т.д. |
В заключении Щеткин Ю. Ю. предлагает еще два критерия духовности личности. Чувство меры и непорочность. Так, необходимость чувства меры для духовной личности подчеркнуто нами ранее, проецируя практику ненасилия мы говорим об установлении «Потолка желании». Далее непорочность, которая понимается полное отсутствие пороков. Духовная личность может иметь недостатки, но пороков для своего уровня развития – ни одного. Так, Маслоу А. в своих трудах писал, что личность должна пройти трансценденцию и встав на путь духовного совершенствования он с него никогда не сойдет. Вовсе не следует думать, что духовный человек не ошибается. В разных ситуациях те или иные качества его личности иногда дают сбой. Не все они созревают одновременно. Но духовная личность осознает, что без них невозможно сохранять духовность. Поэтому, падая, она поднимается вновь и вновь, борясь в самовоспитании за формирование каждого качества.
Конечно, нами отражены критерии духовности личности в целом, но хотим подчеркнуть, что студенческий возраст предполагает наличие мировоззренческой позиции. Духовно-нравственное совершенствование личности это внутреннее событие, происходящее глубоко в душе, и когда студент окажется перед нравственным выбором, то именно эти критерии помогут ему трансформировать свою личность.
- Игибаева А.К. Проблемы периодизации, этапы становления и развития образовательной системы Казахстана: Вклад молодых исследователей в индустриальноинновационное развитие Казахстана. –2009.
- Душаев А.Ж. Духовность и общество А. Ж. Душаев молодой ученый. -2014. №11. –с. 439-440.
- Щеткин Ю.Ю., ЩеткинаО.В. Проблема духовности и пути ее решения. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. Специальный выпуск № 1. Таганрог,
- Щеткин Ю.Ю. К вопросу о понимании духовности личности на основе библейских текстов. Альманах современной науки и образования. Философские науки. № 2. Тамбов,
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.,
- Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание», третий(базовый уровень). –Алматы, ННПООЦЦ «Бобек», 2014
- Юсуф Баласагунский. Благодатное знание / Пер. Иванова. — М.: Наука, 1983. 8 Жумабаев М. Стихи. Буклет.Алматы: Жазушы,