В первую очередь хочется остановиться на вопросе вокального режима. Что же такое вокальный режим?
Это, прежде всего, умелый, внимательный, бережный подход к детским голосам, с тем чтобы сохранить природный голос ребенка, укрепить его и развить. Добиваясь напевности, звонкости, легкости пения, ни в коем случае нельзя допускать крика, форcирования звука, особенно на высоких звуках. От этого может получиться непомерное напряжение голосовых связок, нередко ведущее к их несмыканию и даже потере голоса.
Очень осторожно и внимательно подходить к выбору репертуара. Он должен быть не только интересным, но и доступным (по содержанию, диапазону, тесситуре). Мелодии, которые разучиваются в 1 классе, должны быть протяжные, певучие. Для сохранения певческого голоса, а также общего здоровья ребенка, нельзя петь сразу же после прогулок, танцев, занятий физкультурой. После этих занятий требуется длительный отдых, не менее 15-20 минут.
В течение всех лет обучения детей пению учитель постоянно следит за правильной посадкой учащихся ( прямое, но свободное, не напряженное положение корпуса), за строем, ансамблем, дикцией, дыханием, звукообразованием.
Все это далеко не легкое дело, но это необходимо. Во время исполнения песни мы работаем над всеми певческими навыками, стремясь, чтобы дети пели стройно, чтобы никто из них не отставал и не забегал вперед, мы достигаем строя и ансамбля; стараясь, чтобы были понятны все слова, мы добиваемся хорошей дикции; мы учимся правильно брать дыхание, добиваемся красоты звучанияэто и есть процесс звукообразования. Все должно работать в комплексе. Перед учителем стоит еще одна задача: привести к единой манере звучания ту «разноголосую» картину учащихся, которую он слышит в самом начале обучения. При четкой, продуманной, систематической вокальной работе постепенно может прейти к желаемым результатам.
В начале вокальной работы необходимо выявить вокальные способности всех детей и соответственно распределить их, записав себе в тетрадку данные каждого ребенка (при прослушивании). Затем составляются группы: хорошо поющих, поющих удовлетворительно и плохо поющих. После этого учитель рассаживает учащихся в следующем порядке: хорошо поющих – на последние места каждого ряда, удовлетворительно поющихв середине, , плохо поющих и непоющих на первые места, чтобы они прислушивались к голосам учителя и тех, кто сидит сзади.
Во время разучивания песен плохо поющие учащиеся должны обязательно петь, но тихо. С ними нужно заниматься отдельно, но не более двух минут на уроке, всегда поощряя словом одобрения. Если есть возможность, можно подключить индивидуальные занятия по 20 30 минут.
Вокальная работа в классе состоит прежде всего в пении упражнений, попевок и скороговорок. Метод состоит в том, что певческие упражнения строятся, в основном, на материале разучиваемых песен, а также на отрезках звукоряда.
Учащиеся поют упражнения на слоги, с названиями звуков. Например: пение гласных в сочетании с согласными м,п,б дает упражнение на смыкание губ; в сочетании с согласными л, д язык становится активным; гласные с глухими согласными к, г дают работу основанию языка. При пении упражнений надо следить, чтобы весь артикулляционный аппарат был свободен: на слогах ма-мо-ми губы мягкие, на слогах ля-ле-ли-лю , да-до-дэ-ду , ни-нэ-ну, рэ-ру , ку-ку, гу-гу язык активен. Пение на слоги различных сочетаний гласных с согласными, вырабатывает одновременно четкую дикцию и хорошее звучание.
Очень полезно петь скороговорки. Они обычно совершенны по форме и поэтому любимы детьми. Это умение петь на одном звуке, умение петь различные сочетания гласных и согласных звуков . Такие упражнения обычно поются в а'capella, начиная с медленного темпа и постепенно ускоряя.
Урок надо строить так, чтобы детям было интересно, чтобы они не утомлялись и в то же время понимали, что без вокальной работы спеть правильно песню нельзя.
Успех разучивания песни в значительной степени определяется продуманностью, живостью, доходчивостью объяснений учителя, его способностью заинтересовать ребенка.
Перед разучиванием песни учитель выразительно читает ее текст, а затем проводит краткую беседу с учащимися, своего рода обмен мнениями. В зависимости от текста какова должна быть мелодия песни, ее характер, темп? Если характер меняется в связи с содержанием, то где надо петь тише, где громче, где быстрее, где медленней. И т.д. Таким образом, дети понимают: чтобы спеть каждую из песен красиво, выразительно, необходимо усвоить все певческие навыки.
Показывая новую песню, учитель выразительно ее поет, аккомпанируя себе на инструменте, которым владеет. Само разучивание песни обычно идет без сопровождения. Каждая песня, в зависимости от сложности, разучивается 2 -3 урока.
Сделать процесс разучивания каждой песни увлекательным для учащихся зависит от учителя. Только пробудив к ней живой интерес в процессе разучивания, учитель добьется от класса желаемых результатов.
Если в 1 и 2 классах проводилась работа над выравниванием унисона, и дети поют одноголосные песни чисто, слитно, ритмично, выразительно, можно переходить к двухголосному пению.
Прежде чем начать петь на два голоса, надо опять же заинтересовать учащихся, помочь им почувствовать и осознать, что двухголосная песня звучит красивее одноголосной. Однако здесь задачи усложняются: каждый из них, слушая пение одноклассников, должен уверенно петь свою партию.
Для тех, кто поем мелодию это не сложно. Второй группе голосов должен помогать на первых порах учитель, не смущаясь, что результат получится не сразу. Здесь идет развитие и музыкального слуха. Прежде чем петь на два голоса, полезно исполнение упражнений, например, пение каноном звукоряда или несложных попевок.
При разделении класса на две группы, важно учесть, чтобы в каждой из них были учащиеся с хорошим слухом, устойчивой интонацией и чтобы группы были приблизительно одинаковыми по количеству. Но самое главное в этой работе, чтобы сам учитель обладал навыками правильного, чистого пения.
В данной статье рассматриваются вопросы вокального режима, вокальной работы в начальных классах общеобразовательных школ, куда входят понятия аккуратного вмешательства в детские голоса, сохранения природы голоса, его укрепления и развития. Немаловажным делом считается и подбор репертуара, который соответствовал бы тому или иному голосу, той или иной тесситуре, был бы доступным и интересным по содержанию.
Нельзя обойти стороной и вопросы гигиены детского голоса и, конечно же, вопросы вокальной установки, когда учащийся должен сидеть прямо, не поднимать плечи при пении, свободно дышать, хорошо проговаривать слова и следить за указаниями учителя.
В процессе работы над упражнениями и песнями вырабатываются очень важные певческие навыки: правильно дышать, петь стройно, не тормозя и не забегая вперед поющих, стараться. Чтобы слова были понятны, чтобы все постепенно понимали, что поют в ансамбле.
Поэтому перед учителем музыки начальной школы стоит архисложная задача-привести к единому звучанию весь процесс звукообразования. И при грамотной, умелой работе есть все шансы справиться с этими задачами весьма успешно. Бұл мақалада жалпы білім беретін №152 мектептің бастауыш сыныптарында дауыспен жұмыс істеу мәселесі қарастырылған, себебі бала даусы олардың табиғи бояуын сақтай отырып, оны әрі қарай дамытуды және тұрақтандыруды жүзеге асыруды талап етеді.
- Н. Л. Гродзенская «Музыка в школе». М., 1969 2 Б. К. Белобородова «Музыка в школе». М., 1969 3 Л. Гаврилова «Начальная школа». М., 1980
- Э.Б. Абдулин «Приобщение к музыке». М., 1990
- А. Дуйсенов «Методика работы в начальной школе». Ч., 2000