Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Стилистические функции авторской речи в художественном тексте

Авторская речь в художественном тексте отличается литературной выверенностью, грамматически правильным, в отличие от субъектизирован-ного повествования, порядком следования синтаксических единиц.

В объектизированном виде повествования авторская речь контролирует сюжетную линию, направляет и развивает ее. Посредством авторской речи у читателя создается определенное представление о месте события, пейзаже, погоде, о временных границах происходящего и т.п. В авторскую речь входит и косвенная речь персонажей, что сопровождается описанием их мимики, движений и действий, и все это создает у читателя определенное представление о персонажах повествования.

Наипервейшая задача, стоящая перед автором, выразить через свое произведение определенные идеи. При этом задействуется все мировоззрение, весь жизненный опыт писателя. В этом и заключается специфика литературы как вида искусства: не просто дать описание чего-то, а сделать это так, чтобы читатель сам смог бы из этого описания сделать определенные выводы.

Порой при чтении того или иного произведения четко прослеживается отношение писателя к своему герою, что позволяет судить о его позиции, симпатиях и антипатиях.

Непосредственное вмешательство автора в ход событий, явное проявление им своeй симпатии и антипатии усложняет объектизирование действительности и мешает читателю поверить в реальность описываемого.

А.М.Левидов, исследовавший проблему взаимосвязи таких категорий как автор-персонаж-читатель, определяет три основных закона творчества:

  1. Автор не может не давать себя:

«Все произведения поэта, как бы они не были разнообразны и по содержанию, и по форме, имеют общую им все физиономию, запечатлены только им свойственной особостию, ибо все они истекли из одной личности, из единого и нераздельного Я» (8, с.307).

  1. Автор обязан давать себя:

«Можно знать факт, видеть его самолично сто раз и все-таки не получить такого впечатления, как если кто-нибудь другой, человек особенный, станет подле вас и укажет вам тот же самый факт, но по-своему, объяснит его вам своими словами, заставит вас смотреть на него своим взглядом. Этим-то влиянием и познается настоящий талант» (8, с.73-74).

  1. Автор должен не давать себя («умереть»):

«…Первое лицо, кем не должен интересоваться художник, это он сам» (8, с. 468).

Как в художественном произведении автор выражает свою мысль, свою позицию?

Он прежде всего дает описание внешности своего героя. Яркие примеры тому мы можем найти в произведениях многих писателей, в том числе у великого американского писателя Теодора Драйзера и видного азербайджанского прозаика и драматурга Ильяса Эфендиева. Часто автор описывает своего героя с любовью, явной симпатией и искренностью: «В гостиную вошел и поздоровалься с хозяйкой мужчина лет тридцати шести, выше среднего роста, атлетически сложенный, с высоко поднятой головой, ясными глазами и упрямым подбородком. У него был удивительно сильный и звучный голос и знакомые и незнакомые невольно к нему прислушивались. Говорил этот человек просто и кратко» (6, с.106).

Или: «Микола был парнем одного с Шахларом возраста, среднего роста, с небольшой горбинкой на носу. Темно-каштановые волосы его были слишком длинными. Это делало его похожим на артиста. Его голубые, как тюльпан, глаза были одновременно и с грустинкой, и со смешинкой» (9, с.156).

В первом из приведенных примеров опиисывается Лестер из произведения Т.Драйзера «Дженни Герхард» и уже по данному описанию мы получаем определенное представление о его характере. А в другом примере И.Эфендиев глазами своей героини Салимы дает довольно полное описание Миколы.

В объектизированном виде повествования автор выступает не явно, он не дает оценку чему-то, не высказывает предположения. Но все же в художественном тексте авторская мысль присутствует всегда. Писатель может глубоко сопереживать своим героям, даже плакать вместе с ними, но при этом внешне оставаться беспристрастным. В этом случае крайне важным является отбор и группировка языковых средств. Значительную роль в раскрытии авторской мысли играет и пейзаж, являющийся неотъемлемой частью композиции. В художественном произведении пейзаж становится средством раскрытия внутреннего мира человека, смены его внутреннего состояния. Кроме того, пейзаж может в произведении оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на человека. В пейзаже сливаются воедино все гаммы лирической палитры, все основные средства романтического стиля, в том числе и метафоризация, контраст, гиперболизация и др.

Авторская позиция в художественном тексте – понятие весьма широкое, она в тексте реализуется через композицию и авторскую речь. Другими словами, авторская позиция связана со специальными приемами художественного описания окружающей действительности. В ходе полифонического повествования и раскрытия внутреннего мира персонажа авторская позиция зависит от принципа диалогизации и степени субъектизации авторского повествования. Чем сильнее контаминация голосов автора и персонажа, тем сильнее авторская речь, и наоборот, чем слабее контаминация голосов автора и персонажа, тем слабее авторская позиция.

Автор с четко и точно определенной позицией создает свое произведение как самовыражение. При этом понятие «авторская позиция» тесно связана с «образом автора».

Образ автора, а также его эстетический вкус в каждом конкретном случае предопределяют художественно-композиционные средства, использованные в произведении или выбор определенных компонентов произведения и в этом случае он становится доминирующим в композиции, организующим начало всей структуры произведения.

Анализируя художественные тексты, следует отметить, что их анализ имеет определенные характерные особенности. Если текст завершен, то в нем имеются когезия, интеграция, континуум, авторская семантика (автосемантика), а также объясняющие мотивы и цели. В таком тексте нет нужды в том, чтобы насытить текст, так как такой текст понятен и без его насыщения.

Но следует учесть и то, что художественный текст не всегда бывает целым и завершенным. Его художественная оценка включает в себя специфическую, отличительную и эстетическую завершенность.

Говоря о формах проявления в художественном произведении авторской речи, следует отметить, что авторская речь может явно проявляться и эксплицитным способом, то есть через явный показ какого-то конкретного факта или же события или явления. При этом информация излагается явно, в завершенном виде. Обратимся за примером к творчеству Теодора Драйзера. Например: «Действительно, для солидного отеля в большом и процветающем американском торговом городе здесь была почти чрезмерная роскошь. Номера, и холлы, и вестибюли, и рестораны были обставлены слишком богато не было ни облагораживающей простоты, ни изящества, ни целесообразности» (5, с.15).

Как видно из приведенного примера, автор несколькими фразами создает целостную картину, выделив наиболее существенное. Как явствует из рассмотренного отрывка, отель очень дорогой, весьма богато обставлен, в нем есть все, кроме человечности. В данном случае авторская речь дается посредством экспликации, в которой четко излагаются факты богатой отделки отеля и отсутствия в нем человечности.

Подачу авторской речи посредством экспликации мы можем увидеть и в произведениях И.Эфендиева: «Наконец, однажды мы увидели небольшой нарцисс, выглянувший из-под растаявших снегов. Потом наступил праздник Новруз. В праздничный вечер Орлиное Ущелье напоминало легенду, сказку. На фоне пока еще чуть светлого, безоблачного неба горели костры. Ребятня, молодежь с шумом прыгали через эти костры. Вздымающееся к небу пламя освещало улыбающиеся веселые лица. Ребята тянули меня и кричали: «Микаил, давай, ты тоже прыгай!» Я, подобрав полу своей курточки, разбежался и ловко прыгнул через костер. Все засмеялись. Я разошелся и еще раз прыгнул. Смех превратился в хохот» (9, с.194).

В приведенном примере мы по словам автора, то есть являющегося автором данных слов героя произведения Микаила четко видим, как Орлиное Ущелье изменилось с приходом праздника Новруз, стало похожим на легенду, сказку, то есть информация тут доносится напрямую.

Но в художественном тексте авторская речь может излагаться и имплицитным способом. При использовании такого приема автор о каком-то факте, событии говорит скрыто, то есть уловить мысль при этом бывает довольно не просто. И для выявления существующей в скрытой форме информации приходится производить определенные трансформации, перестановки. Имплицитный способ можно проиллюстрировать следующими примерами:

«Может быть, это старая любовь Лестера? Вот такую женщину он должен был бы себе выбрать. Она одного с ним круга, с ней он был не менее, а может быть, и более счастлив. Уж не думает ли он сам о том же?» (6, с.252).

Как видим, автор скрыто описывает сомнения, то есть предположения и размышления Дженни.

В художественном произведении авторская речь дается, в основном, двумя методами:

а) суперлинеарным; б) описательным.

При суперлинеарном методе анализируются различные отрывки, изложенные как авторская речь. Посредством этого метода анализируется авторская речь и получается дополнительная информация, т.е. суперлинеарный метод дает возможность читателю получить дополнительную информацию. В этом можно убедиться на примере следующего отрывка: «Марго действительно была огонь…Эх…Мико!.. Забудь ты про эту Марго…То, что Марго любила острые блюда, еще ничего. Но то, что курила, это было плохо. Я не люблю, когда женщина курит. А Марго двух пачек в день не хватало. К тому же очень дорогие курила. И вообще, Марго ничего дешевого не любила. Возможно, это было наследственным. Ведь Марго была из княжеского рода. А как же. Второй её дед был известным грузинским князем. Эх, Мико! Глупый Мико! Чего это связался с внучкой князя…» (9,с. 290-291)

В суждениях Мико о Марго четко проявляется специфика суперлинеарного метода. Мико дает довольно подробные сведения о характере Марго.

Описательный метод же требует эмпириического подхода к языку и всему тексту. В художественных произведениях этот метод широко применяется в авторской речи. При этом речь автора и речь персонажа четко описываются автором.

В художественном тексте авторская речь может быть дана и в монологической, и в диалогической форме.

Являясь субъектом художественного текста, автор вступает в диалог с реальной действительностью, основным действующим лицом которого является человек и со своим читателем осознаваемого со стороны автора, создающего художественное произведение. Субъект-автор требует субъекта-читателя. Чтение и понимание художественного текста, выражающие основные условия эстетического восприятия образов и предметов, создают в читательском сознании целостность, завершенность. Художественный мир произведения преподносится читателю, с одной стороны, в виде, похожем на окружающую реальность, а с другой – в несоответствующем действительности виде. Воспринимая художественное произведение, читатель входит в диалог с автором; это – процесс, в который включается сознание читателя в качестве субъекта восприятия. Как создателю художественного произведения, автору посредством своего творчества приходится подтверждать эстетические требования духовной жизни личности и формировать сферу эстетических отношений в жизни человека. В художественном произведении автору для того, чтобы охарактеризовать персонажа, приходится в определенных ситуациях показывать его в процессе общения и при этом, не вдаваясь в конкретные детали беседы, доносить в целом его содержание.

Проявления автора в художественном произведении весьма разнообразны и довольно сложны.

В художественном произведении авторская речь, как было отмечено выше, встречается как в монологической, так и в диалогической формах, а еще больше – в виде внутренней речи. В художественном произведении немаловажную роль играют эстетические и философские взгляды автора. Проявления авторской позиции в описании внутреннего мира персонажа в художественном произведении зависят, в основном, от двух факторов:

  1. вариативной формы внутренней речи;
  2. характера содержательно-концептуальной информации, подразумеваемой под эмоциональным аспектом повествования и логиической мыслью во внутренней речи.

Создавая, выстраивая произведение, автор может использовать те или иные приемы построения речи. Описание, данное в форме косвенной речи, являет собой авторскую речь. При этом в плане авторской речи происходит смена одной позиции другой, т.е. происходит переход с одной точки зрения к другой, и в контексте авторской речи находит свое отражение и иная речь.

Говоря о стилистических функциях авторской речи в художественном произведении, следует отметить, что их два:

  1. информативная;
  2. изобразительная.

Что же подразумевается под информативной функцией в художественном произведении? Любая информация, данная автором художественного произведения о том или ином событии или предмете определяет его информативную функцию. Обратившись к произведениям Т.Драйзера, можно выделить яркие примеры информативной функции: «Сцену эту можно назвать трагическим завершением долгой череды несчастий и неудач, которые постигли Уильма Герхардта, стеклодува по профессии, и его семью. Этот человек потерял работу – такие превратности судьбы хорошо знакомы бедным труженикам – и теперь с трепетом встречал каждое утро, не зная, что принесет новый день ему, его жене и шестым детям, ибо их хлеб насущный зависел от прихоти случая. Сам Герхардт был прикован болезнью к постели. Его старший сын, Себастьян, или Басс, как называли его приятели, работал подручным в местных вагоностроительных мастерских, но получал только четыре доллара в неделю. Дженевьеве, старшей дочери, минуло восемнадцать, но ее до сих пор не обучили никакому ремеслу. У Герхардта были и еще дети – четырнадцатилетний Джордж, двенадцатилетняя Марта, десятилетний Уильям и восьмилетняя Вероника; они были еще слишком малы, чтобы работат, и всех их надо было прокормить» (5, с. 6).

В данном отрывке даются сведения о семье Уильяма Герхарда. Автор говорит о крайней бедности Герхарда, его болезни, о том, что у него шестеро детей и что старший из них Себастьян работает и получает в неделю всего три-четыре доллара. Это яркий пример информативной функции авторской речи. В информативной функции авторской речи предмет или событие, о котором идет речь, получает полную, исчерпывающую характеристику.

Другая функция авторской речи в художественном произведении изобразительная. В изобразительно-выразительным средствам, посредством которых автор характеризует своего героя, читатель сам определяет, что в данном герое хорошо, а что плохо.

изобразительной функции предмет или событие получает полное описание. Ярким примером изобразительной функции в художественном произведении является описание разных времен года, в описание своеобразия какого-либо времени года, конкретной местности, природы.

И информативная, и изобразительная функции в художественном произведении выполняют свою специфическую роль, так как общение между автором и его читателями осуществляется, в основном, посредством этих функций. Если о каком-то явлении, событии или же предмете даются пространные и подробные сведения, если какой-то предмет или человек описывается подробно и всесторонне, то у читателя о них складывается полное представление. Благодаря описанию конкретного человека читатель получает о нем уже определенное представление и благодаря различным

 

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского, 4-е издание, Москва, 1979;
  2. Гончарова Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор-персонаж в художественном тексте, Tомск, 1984;
  3. Гаибова. М.T. Пути и способы выявления образа автора во внутренней речи персонажа, Баку, АГУ, 1984;
  4. Гаибова. М.T. Прагмалигвистический анализ художественного текста, Баку, 1986;
  5. Драйзер Т. Американская Трагедия. Баку, Олимп, 1995.
  6. Драйзер Т. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том II, Москва, 1973;
  7. Кольшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. Москва, Наука, 1984.
  8. Левидов А.М. Автор-образ-читатель. – Л., 1977.
  9. Эфендиев И.М. Избранные произведения в 6-и томах, Том III, Баку 1984;

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.