Говоря о творческих качествах современной азербайджанской литературы в первую очередь необходимо подчеркнуть задачи выбора темы, сюжета и типичности. Потому что нельзя оставаться в стороне от понимания данной проблемы в решении творческих задач. Другими словами, было бы нецелесообразным оценивать творческие стороны какой-либо художественной ценности, обойдя вниманием его тему, сюжет и типичность. Следует подчеркнуть, что азербайджанские рассказы, написанные в 2001-2008 годах, притягивают внимание своей новизной, разносторонним и многопроблемным подходом. Рассказы этого периода раскрывают сокровищницы народной литературы и классического словесного творчества, открывают и разви вают старые традиции. Эти произведения отличаются новизной тем, новаторством, т. к. азербайджанские писатели предпочитают оригинальность, непохожесть тем. Обращение писателей к новым темам, несомненно, двигают их к раскрытию новых содержаний и, естественно, к их оригинальности. И еще следует отметить, что созданные в 2001-2008 годах азербайджанские рассказы отличаются идейной новизной в оригинальности содержания и сопровождаются художественной актуальностью. Иначе, писатели сумели создать единство темы содержания и идеи, и умело связали их сточки зрения художественного творчества.
Народный писатель Азербайджана Мирза Ибрагимов в своей статье «Живые страницы прошлого» писал: «Организовать материал, данный жизненным наблюдением – большое условие с художественной точки зрения, очень важное творческое требование». По словам литератора, «труд писателя похож на труд зодчего, возводящего красивый светлый дворец. В этом дворце каждая стена, каждый угол, каждое окно, каждый узор должен быть подчинен единой мысли. Хороший зодчий заранее знает, какой камень будет в стене, какого размера и цвета. Потом сам выбирает этот камень, режет, чистит его, смотрит, чтобы не было повреждений».
Читая рассказы 2001-2008 годов нельзя не отметить правоту Мирзы Ибрагимова. Потому, что выдающийся писатель в своих суждениях обосновывался на важные компоненты творческой проблемы в художественном произведении и сам достиг этого. Представляющие литературный процесс этого периода Иса Гусейнов / Муганна/, Сабир Ахмедлы, Гылман Илькин, Афаг Масуд, Рафиг Таги, Орхан фикретоглы, Эльчин Гусейнбейли, Айгюн Гасаноглы, Мубариз Джафарлы, Шалала Абиль, Алемшах Гюмюрлю и др. писатели в своем творчестве обращались к новизне темы, непохожести сюжета и типичности раскрываемых событий, историй, к которым они обращались. Сильно отличающаяся друг от друга творческая традиция, манера письма этих писателей дала материал в раскрытии самых важных аспектов художественного примера в жанре рассказа. В созданных в 2001-2008 годах азербайджанских рассказах большое место отводится общественно-политическим задачам данного периода, прежде всего. С другой стороны, если учесть, что литература во все времена чувствительно относилось к проблемам общества в любой форме, то совершенно естественно внимание к общественно политическим проблемам в азербайджанских рассказах этого периода. Однако здесь главным является использование проблемы, выведенной в художественную плоскость, иначе говоря, выявить компоненты творческой мысли. Несомненно, возможность увидеть успех жанра рассказа, только подходя в контексте использования проблемы в нем.
Есть два аспекта использования общественно-политической проблемы в написанных в 2001-2008 годах в азербайджанских рассказах:
а) представление общественно-политических тем в явной публицистической плоскости;
б) использование данных тем в условнометафоническом контексте.
В рассказе талантливого писателя Орхана Фикретоглы « Нефть Дадаш» объектом темы выбраны судьба богатой нефтяной страны Азербайджан в образе Дадаша. Как и раннее написанных рассказах писатель не пользуется традиционными художественными приемами в раскрытии важности проблемы. Другими
словами, публицистическая сторона в рассказе на заднем плане.
По объему « Нефть Дадаш» по сравнению с остальными рассказами писателя большой. И это не случайно, т.к. на фоне судьбы образа, созданного писателем обращается внимание на ряд событий в истории народа, к которому он принадлежит. Здесь особенно ценным является выбор темы, с первого взгляда кажущаяся обычной, блестящий стиль выражения выдает художественную зрелость рассказа.
Главный герой рассказа – Дадаш, в отличие от других людей, трехногий. Отметим, что трехногость образа не случайна. Это условно-метафонический способ своеобразного подхода автора к поднятой проблеме.
«Дадаш был рожден трехногим, Он не то, что ходил, а даже когда стоял, то стоял так крепко, что на этом месте через час-два образовывалась яма.
Издалека Дадаш был похож на «маннчанаг». Голова и нога его встречались в ритме «манчанаг», потом с той же скоростью отдалялись друг от друга. Когда Дадаш родился в Старом Городе, еще не знал ни нефти, ни вышки, ни манчанаг. Так Дадаш и вырос трехногим до совершеннолетия. И в одну из пятниц «вдев три ноги в один башмаг», послал весть отцу Насибу, что если тот не женит его, уедет.
В последующих страницах рассказа писатель в образе своего героя оживляя извест ные страницы истории, проливает свет на ряд трагичных событий в Азербайджане. Это своеобразный подход к теме. С другой стороны, для стиля письма Орхан Фикретоглы характерной чертой является объединение событий, происходивших независимо от времени. Это аспект явно заметен в данном сочинении. Поэтому судьба азербайджанского народа в рассказе оживляется в потоке исторических событий.
Рассказ Орхана Фикретоглы «Нефть Дадаш» обращает также внимание на социальные проблемы. Здесь затронуты самые важные задачи, стоящие перед современным азербайджанским обществом. Следует отметить, что в рассказе Орхана Фикретоглы «Нефть Дадаш» оригинальность темы и содержания соотносится с идейно-проблемной новизной и проявляет серьезную художественную актуальность. Вернее, автор во всех моментах в рассказе сумел сохранить единство темы-содержания, и умело связал все эти компоненты.
Писатель выбрал объектом темы одну из самых важных проблем, беспокоивших национальное мышление. Но успех рассказа не ограничивается актуальностью и нужностью темы. Прежде всего, он обусловлен художественным умением автора.
В рассказе Орхана Фикретоглы «Нефть Дадаш» выявляются оригинальные, неповторимые способы освещения серьезных проблем азербайджанского народа. С творческой зрения произведение выглядит достаточно зрелым, т. к. писатель подошел к теме с разных аспектов.
Среди произведений, написанных о карабахской войне обращают внимание рассказы, написанные Гылманом Илькином « Месть», Алимшахом Гюмюрлю « Страницы Эрсаха» (Арсаха), Айгюн Гасаноглы «Парень, вернувший Карабах или легенда о Фрхаде», «Отколовшийся мир», «Дьявол», «Граница», «Жажда», «Воскресшие в гробу», Шалалы Абиль «Теорема». Хоть темы этих рассказов одинаковы, отличает их друг от друга многое.
В образе Хазангюль из рассказа Гылмана Илькина «Месть» собраны образы женщин, попавших в жернова карабахской войны. В рассказе повествуется, как армяне нападают на азербайджанскую деревню и силой ору жия изгоняют население деревни. Все убегают -кто куда. Хазангюль, раненная в ногу остается в деревне с только что родившимся ребенком. Оккупировавшие деревню армяне ходят по пустым домам, собирая деньги, золото, ценные вещи. Двое из них входят в дом Хазангюль и требуют отдать ценности. Хоть Хазангюль и говорит им, что ничего у нее нет, враги ей не верят и угрожают смертью, требуя золото.
Хазангюль, выпучив глаза, не проронила ни слова. Не могла говорить. Словно слова застряли у нее в горле:
- Ну, отвечай!
Наконец, Хазангюль выдохнув, проговорила:
- У нас нет золота
- Врешь, скажи, где золото! Вижу, и серьги сняла и спрятала.
- Нет у нас золота, повторила Хазангюль,
- не верите, ищи, смотри. Его товарищ спросил:
- Ну, что говорит?
- Говорит, золота нет.
- Ничего, сами найдем. Чтоб у мусульман не было золота, Иди, сами найдем / 8,с. 9-10/
В рассказе притягивает внимание способность писателя к глубокому наблюдению. Так, писатель, хорошо зная события, происходившие на фоне карабахской войны, обратился к этому моменту и выбрал его эпизодом объекта темы. События, ставшие темой рассказа своеобразно проявило внутренний мир образа. А это обуславливает художественное качество рассказа как важный момент.
- Скажешь где золото или нет?
- Сказала же, нет у нас золота.
- Врешь!
- Клянусь Аллахом, правду говорю.
- Вашего Аллаха … сейчас скажу.
Он вытащил нож, привязанный к поясу, и бросил на одеяло.
Бери, убей ребенка сама. Или говоришь, где золото, или своими руками убиваешь ребенка. Режь горло / 8. с. 15 /
В сатирико-юмористическом рассказе Эльчина Гусейнбейли «Карабахская песня» также освещены проблемы Нагорного Карабаха. Показав эпизодическими героями жителей одной деревни, автор показал реальный психологический настрой людей в период войны. Однако этот рассказ отличается от других рядом аспектов. Прежде всего, юмористическим, пародийным духом.
«Карабахская песня» посвящена великому писателю сатирику Джамилю Мамедкулизаде. Язык рассказа, средство передачи событий в нем очень схожи с языком великого мысли теля. Однако писатель сумел привнести в свой рассказ новые качества и оттенки, ко торые сделали его оригинальными.
Эльчин Гусейнбейли также смог нагрузить комический конфликт социальными проблемами, отойти от событий, с виду порождающих смех. Тем самым это наряду с оригинальностью темы увеличило его художественную ценность. В представленных в трагикомических сценах автор сумел показать человеческое достоинство героев, национальные ценности и их попирание.
Главные события в рассказе происходят в деревенской мечети. Писатель скупыми чертами отобразил характеры «молящихся» в этой новой мечети.
Голос муэдзина (азан) в этой деревне схож со звуком трактора, с голосом кричащего днем петуха. Азан в эту деревню пришел с новопостроенной мечетью. Голос старый, мечеть новая. Голос был последнего сына бездельника Имамкули. Чтобы он не бездельничал, его заставляли раз-два в день читать азан. Когда ему приспичит, он сам вне очереди еще раз-два читает.
Я устал от ворчливых голосов. Мечеть построил представитель исполнительной власти взяточник Вели.
Мулла мечети, поклявшийся не петь Магерам. В мечети 1 мулла, 5 поддакивающих. Мечеть – место развлечения любителей сказок / 7. с.81-82/
В сюжетной линии рассказа писатель раскрывает внутренние миры образов. Каждый из них гордится своим прошлым, героизмом дедов. Писатель оригинальными чертами рисует внутренний, внешний портрет героев. К тому же он добился читае мости рассказа отличительными художественными приемами в представлении образов.
«Мулла Магерам сидел на минбаре, скрестив ноги. Пару раз поглаживает посеребрившуюся бороду». (Примечание: Чтоб стать муллой, важно иметь иметь бороду. Без бороды, сколько бы религиозен, образован ты не был, был, муллой ты не будешь). Мулла Магерам говорил, остальные покачивали головами – бородами и иногда кряхтели. Мулла говорил о армяноазербайджанских войнах /7. с.82/. После мулла Магерам рассказывая о подвигах своего деда изложил, как тот отрубил семь армянских голов, а одного убил в муках. За ним мулла Вели, мулла Гериб и мулла Имран друг за другом рассказали о героизме своих дедов. То, как они говорят не о своих победах, делах, а о победах предков дает возможность узнать их внутренний, духовный мир. Вернее то, как они это делают, не требует комментариев. Поэтому тема, к которой обратился писатель, выявила его сочинительские способности.
Финал рассказа «Карабахская песня» заставляет поразмышлять. Во время разговора мулл слышится звук, похожий на гусеничный. Они все думая, что это танки, тихо, по-одному убегают из мечети.
«Ужас овладевает людьми. Кто-то сказал: Их много». Мулла Магерам представляет себе труп, раздавленный танками, дрож берет его. В это время кто-то из ребят вбегает, говорит:
«Танк идет – армянский танк». Все, по-одному выходят как-бы проверить слух и убегают. Мулла Магерам как ветер проносится над могилой деда, убившего 7 армян. Потом становится известным, что это не танк, а трактор тракториста Мамиша. Этой деталью писатель показал трусость «патриотов» на слове. Здесь традиционная вроде тема показана в своеобразном стиле. Эта черта подчеркивает художественную полноценность рассказа.
«О ком вам сказать, так о трактористе Мамише. Проглотив свои 100 грамм Мамиш катил к деревне и пел «Карабах шикестеси». Мечеть была чуть поодаль, вверху деревни. Значит так Мамиш остановил трактор у мечети. Посмотрев через открытую дверь внутрь, он удивился, не увидя там никого. Под ногами у себя он что-то почувствовал. Это «что-то» был один из мулл. Он потрепал его чуть-чуть. А потом напился воды из крана и произнес «Ох!».
Надо отметить, что сатирико-юмористическое направление «Карабахской песни» никак не повлияло на серьезность поднятой в рассказе проблемы.
Целью автора рассказов «Парень, вернувший Карабах или легенда о Фархаде», «Отколовшийся мир», «Дьявол», «Ошибка», «Граница», «Ожившие в гробу», вошедшие в книгу «Семь дверей» Айгюн Гасаноглы рассказать о Карабахской трагедии.
В этих рассказах А. Гасаноглы повествует о проблеме как об общественном горе. По словам автора «беда не имеет красок» и представляет ее в «различных формах без художественных оттенков».
Следует отметить, что посвященные карабахской войне эти рассказы сопровождаются некой неожиданностью. В ряде случаев автор не показывает своего отношения к теме. Здесь тема открывает, словно сама себя. Например, рассказы «Дьявол» и «Жажда» тема построена на проблеме Ходжалинской трагедии. Цель автора – привлечь внимание читателя (всего народа) к этой теме. Однако в разработке темы автор применил несколько бояться, играть. Повезешь меня туда, ладно? Вдруг она смолкла, поняла всю ненужность слов. Перед глазами лежали люди в крови, они умирали. Впереди них лежал ее одноклассник с матерью, они были убиты, из ран сочилась кровь горячая, прямо на снег. Его оторванная рука в снегу словно звала ее. Она ужаснулась.
Где мама? Почему детей убивают, нас гонят, отец? кто нас гонит?
Молчащий до сих пор отец выдохнул одно слово.
Дьявол, детка, дьявол ».
В финале рассказа враги перед глазами девочки обливают ее отца бензином и жгут его за то, что он отказался говорить «Карабах принадлежит армянам». Бегущая назад, она спотыкается о труп матери. Думая, что мать жива, девочка пытается рассказать пережитое. Писатель реально и грустно передает эту сцену.
«Она сразу узнала знакомый мамин вид. Мать осталась прислоненной к дереву (ее ждала!) Хазангюль схватила ее за плечи и закричала».
Мама! Я видела дьявола, мама! У него рога были! Я дьявола видела!
Вдруг почувствовала, что мать неподвижна
(как отец), ее грудь кровоточила
Отпустив мать, она погладила ее рану всю в крови и пошла в неизвестность через трупы и пошла в неизвестность через трупы, усеянные по всему лесу. Превратившаяся в старуху, маленькая девочка бродила по темному лесу как сумасшедшая. Как видно в рассказе «Иблис» в одном образе автор объяснил всю трагичность положения людей.
различные художественные приемы.
Так, в рассказе «Дьявол» автор старается показать и Ходжалинскую трагедию и ее жертв. Чувствительна сцена побега маленькой Хазангюль с отцом в лес. Потерявшая мать и сестренку девочка всю дорогу задает вопросы, сидя на руках отца.
«Почему бежим? – она не умолкает. – Ты обещал, что если буду отличницей, повезешь меня в Баку. Я хочу видеть Баку. Говорят Баку очень красивый, там есть море, да? Наверно, там дети не прячутся в повалах, как мы, играют на улице и в них не стреляют, да? Отец, а вправду, есть города, где в детей не стреляют? Есть в мире эти города? Я хочу уехать туда, где можно в школу идти, не
- Джаббарлы, Н. Новая прозаическая лимтература. Баку, Ганун, 2008, 218 стр. (на азерб. языке)
- Абил, Ш. Теорема (рассказ). Баку, Шемс, 2003, 84 стр. (на азерб. языке)
- Ахмедли, С. Рассказы // журнал «Азербайджан», 2008, № 2, стр. 104-117 (на азерб. языке)
- Фикретоглы, О. рассказы // журнал «Азербайджан», 2007, № 3, стр. 84-91 (на азерб. языке)