Годы репрессии стали самыми страшными страницами в истории многих народов и не только сломавших судьбы нескольких поколений, но и отразившихся на развитии научных исследований.
В истории, как известно, было две волны репрессии: 1929-1931, 1937-1938 годы, т.е. периоды, когда в Республику Казахстан сосланы были люди с разных точек некогда большого государства. В большей степени пострадал также казахский народ, подвергнутый жестокими репрессиями. За этот период была практически истреблена вся казахская интеллигенция. К числу репрессированных принадлежали ведущие деятели науки, в частности, лингвисты, занимающиеся вопросами языка, деятели культуры, литературы, истории, а также просветители, педагоги и политические деятели.
Причем уже начавшееся бурное развитие научных лингвистических исследований, создание учебников и пособий, развитие казахского языка, тюркологии, такого направления в лингвистике, как сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание было прервано и потом надолго остановлено в результате этих репрессий.
Интересные и важные сведения о репрессированных тюркологах содержатся в книге Ф.Д. Ашнина, В.М. Алпатова, Д.М Насилова «Репрессированная тюркология», опубликованной в 2002г., к сожалению, опубликованной небольшим тиражом и находящейся в малодоступном фонде.
Среди жертв репрессии, в первую очередь, следует выделить Ахмета Байтурсынова – видного деятеля национального просвещения. Так, в начале второго десятилетия ХХ века А. Байтурсынов работал в качестве главного редактора газеты на казахском языке «Казах», которая была наиболее известной и влиятельной среди национальной интеллигенции. В этой газете нашла отражение последовательная критика национальной политики царизма. В ней публиковались многие видные казахские писатели, а также сам А. Байтурсынов не только в качестве литератора, но и политика и публициста. Газета носила в большей степени просветительский характер.
Приведем отрывок из газеты «Казах»: «…Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…»[1].
Ахмет Байтурсынов сделал большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В
частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие в 1909 и 1911 гг. А. Байтурсынов провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923г., выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. А. Байтурсынову принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926г. Им был написан ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926-1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).
В 1921-22гг А. Байтурсынов был председателем Академического центра при Наркомате просвещения Киргизии, в 1922-25 гг – председателем Научнолитературной комиссии при этом же Наркомате. А. Байтурсынов, как известно, занимался преподавательской деятельностью с 1921г., сначала в Оренбурге, затем с 1926г. в Ташкенте, с 1928 – в АлмаАте. 20-е годы – период расцвета научно-педагогической деятельности Ахмета Байтурсынова. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жана емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране. При этом главное внимание уделено было разработке принципов приспособления арабского алфавита к звуковой системе казахского языка. Современное обращение к его материалам свидетельствует о том, что разработанный им алфавит был хорошо продуманный и научно-обоснованным.
На политической арене А. Байтурсынов проявил себя как идейный вдохновитель, теоретик, агитаторпропагандист, организатор движения «Алаш», внесший весомый вклад в развитие национальной культуры и становления казахской национальной государственности.
В поле зрения профессиональных лингвистовказахов следует выделить Тельжана Шонанова и Худайбергена Жубанова, их труды представляют огромную ценность для науки.
Т. Шонанов как и большинство образованных казахов его поколения был в числе алаш-ординцев; занимался просветительской деятельностью в Семипалатинске, Оренбурге, Алма-ате. Работал в качестве доцента на кафедре языка в Казахском педагогическом институте. Его перу принадлежат около 40 работ по различным вопросам казахского языкознания. Т. Шонанов считается одним из создателей казахской терминологии.
Х. Жубанов один из ярких представителей среди казахских языковедов того периода. Он принимал активное участие в издательстве казахского националистического журнала «Тез» и, будучи членом националистической группировки, издавал националистический журнал «Казгалдан». Х. Жубанов получил образование в Ташкенте и Ленинграде. В 1930г. он был дипломированным специалистом-языковедом, преподавал в Казахском педагогическом институте и был первым казахом, получившим звание профессора по языкознанию. Участвовал в реформе казахской письменности. В 30-е годы, когда стоял вопрос о написании грамматики казахского языка, Х. Жубанов был единственный, кто мог бы справиться с этой задачей. Для этого он начал издавать выпуски, посвященные отдельным фрагментам казахской грамматики.
Среди жертв политических репрессий представителей казахской интеллигенции необходимо отметить Алихана Букейханова. Это первый казах, который получил образование в двух российских вузах. Он внес неоценимый вклад в развитие казахской культуры. Его обучение проходило в казахско-русской школе, городском профессиональном училище с четырехлетним курсом обучения, Омском техническом училище и Лесном институте в Петербурге. А. Букейханов преподавал математику в лесном училище в Омске, работал в редакции русской газеты «Степной край», участвовал в двух научных экспедициях по изучению экономического положения крестьян Южной Сибири. С 1896г. став членом Императорского географического общества, посвятил свою жизнь исследовательской работе.
В течение пяти лет участвовал в комплексной экспедиции Министерства земледелия и государственных имуществ для исследования киргизских (казахских) областей. В 1903-04гг. Алихана Букейханова включили в состав экспедиции по экономическому обследованию прилегающих к Сибирской железной дороге районов. Материалы экспедиции были опубликованы, разделы, написанные А. Букейхановым, занимают там большое место. Он определил естественноисторические районы Казахстана, изучил родовое строение казахского общества, составил карты расположения казахских родов, собрал сведения по состоянию животноводческих хозяйств северных казахов, написал монографию о казахской овце и казахском крупном рогатом скоте. А. Букейханов был первым казахом, изучившим данные проблемы, о многих из них он писал впервые. С 1904 года он работал в качестве статистика Омского переселенческого управления. А. Букейханов также активно занимался и общественнополитической деятельностью. В 1905 году он принимал участие в составлении «Каркаралинской петиции» (первые официальные политические требования казахского народа). Активно участвовал в политической деятельности, печатался, выступал на собраниях и съездах. То, что А. Букейханов считался как специалист, свидетельствует и тот факт, что он был введен в состав редакции по подготовке «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, издававшегося в 1911-1916гг.
Во времена Февральской революции А. Букейханов возглавил партию «Алаш», а в 1919-20гг. во главе правительственной делегации, вел переговоры с В.И. Лениным об условиях казахской автономии. В августе 1920г. А. Букейханов участвовал в работе съезда, провозгласившего образование Киргизской Автономной Советской социалистической республики.
Для того, чтобы нейтрализовать его деятельность, А. Букейханов отправили в Россию для продолжения работы над исследованиями, что было равнозначно ссылки, поскольку он был востребованным специалистом и многие поддерживали в Казахстане его реформаторские начинания. Он работал литературным сотрудником казахской секции Центроиздата народов СССР, в 1925г. стал экспертом по Казахстану Особого комитета АН СССР и профессором Ленинградского государственного университета.
А. Букейханов внес значительный вклад в развитие казахской культуры. Именно он стал первым биографом великого казахского поэта Абая, он первый после смерти поэта выступил со статьями о его жизни и деятельности.
Невосполнимые потери понесла и казахская литература в годы репрессии. Преследованиям подверглись такие видные писатели и поэты как Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Ильяс Джансугуров, Беймбет Майлин, Миржакып Дулатов и мн.др.
М. Жумабаев был первым поэтом «Алаш-орды», своими стихами поднимавший народ на борьбу. Им были переведены труды Ленина, произведения М. Горького, Мамина-Сибиряка, В. Иванова, его перу принадлежат несколько учебников для казахских школ. М. Жумабаев обучался в Москве в Литературно-художественном институте. Во время учебы он работал редактором в Центральном издательстве народов СССР в казахской секции. Магжан Жумабаев занимался и вопросами языка и языкового развития. В частности, им была издана в Оренбурге книга «Педагогика», в которой он отстаивал утопическую идею единого языка для тюркских народов.
Поэт, прозаик М. Дулатов был одним из ярких представителей казахской интеллигенции с высоким чувством национального долга, его произведения нашли отражение и на страницах газеты «Казах». Его первое собрание стихов «Оян, казак» («Пробудись, казах») вышло в 1909 году. Заголовок книги стал манифестом к национально-угнетенному народу начала XX века, неслучайно весь ее тираж был конфискован царскими властями. Перу М. Дулатова принадлежит роман «Бакыгсыз Жамал» («Несчастная Жамал»), вышедший в 1910 году, посвященный тяжкой судьбе угнетенной казахской женщины. Он также автор сборника стихов «Азамат» (1913 год), «Терме» (1915 год).