Нами впервые рассматривается текст [1], относящийся к 1887 году, в аспекте концепции методологии и методики комплексного изучения четырехуровневой системы содержания и формы художественного произведения [2].
Первый этап. Анализ названия (здесь и далее курсив наш.
- А.К., А.Д.). Необходимо по названию стихотворения А. Фета определить, какие уровни содержания (идейно-тематический – ИТУ, ритмико-интонационный – РИУ) и формы (сюжетно-композиционный – СКУ, знаковый – ЗУ) отражаются в нем. Функция – выявить на этой основе содержательный (фабула), содержательно-формальный (знаковый смысл – ЗС), формальные (нереалистический характер изображения, жанровая разновидность) признаки системы текста. В заглавии доминирующим является ЗУ, язык художественного произведения [3]. Он помогает: 1) определиться со словарным значением названия («Когда – в какое время», «читала – знакомиться с содержанием чего-либо написанного или напечатанного», «ты – употребляется при обращении к близкому человеку», «мучительные
- выражающий муку, страдание», «строки – написанные, напечатанные слова, фразы, текст чего-либо») [4]; 2) обратиться к читательскому знаковому смыслу (ЗС) словарного значения названия, которое заключается в неопределенности, поскольку читатель, знакомясь с названием, не может предположить результата прочтения «мучительных строк»; 3) обосновать подбор антонима к ЗС – однозначность, где конфликт неопределенности и однозначности отражает фабулу стихотворения;
4) сформулировать путем смыслового антонима к заглавию («когда читала ты мучительные строки…» – радостный строки) нереалистический характер изображения. Доминирует в названии и РИУ (функция многоточия в заглавии и восклицательного знака в конце текста), обусловливающий лирическую интонацию, т.е. лирическую жанровую разновидность в силу сопереживания автора и читателя лирическому герою. Кроме ЗУ и РИУ, велика роль и СКУ: психологический конфликт и психологическая система образов определяют психологическую жанровую разновидность.
Вывод: на первом этапе анализа выявили в названии доминирующие уровни формы (СКУ ЗУ), уровень содержании (РИУ). Они способствовали формулировке знакового смысла, фабулы, нереалистического характера изображения и лирико-психологической жанровой разновидности.
Второй этап. Анализ верхний (завязки) и нижней (развязки) границы хронотопа настоящего времени (НВ). Завязка в стихотворении
«Когда читала ты мучительные строки…» А. Фета совпадает с первой строкой. Развязка связана со второй и третьей строфой, так как их нельзя по смыслу отделить друг от друга. Разграничение их подтверждается сквозными буквами (О, А, М, И, С; В, Р, Т). В пределах нижней и верхней границ хронотопа НВ раскрывается содержательно-формальный признак – объектная тема (ОТ), т.е. конфликт личности, где ОТ – часть содержательного ИТУ, а конфликт – формального СКУ. Психологический конфликт неопределенности и однозначности – показатель не только психологической жанровой разновидности, но и нереалистического характера изображения, изоморфных первому этапу анализа текста. Тип и содержание ОТ изучим при анализе активного центра (АЦ), т.е. нижней границы хронотопа НВ, его последнего мига. Жанровая форма стихотворения А. Фета – малая из-за двухчастного объема (кульминация, совпадающая с завязкой, и развязка), хотя отсутствие экспозиции – примета средней жанровой формы.
Третий этап. Анализ АЦ (развязки).
Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, в-3 р-1 т-2 В полночной темноте безвременно горя, в-2 р-2 т-2 Вдали перед тобой прозрачно и красиво в-2 р-4 т-1 Вставала вдруг заря. в-3 р-2 т-1 И в эту красоту невольно взор тянуло, в-3 р-2 т-3
повествование о надежде лирического героя, что ранняя утренняя заря не может не притягивать взор любимой и не подсказать ей, что безответные чувства могут «безвременно» сжечь любящего. Черты драматического рода раскрываются через прямую речь («я») и «событие самого рассказывания» [5]. В АЦ текста наблюдается малая жанровая форма по объему – две строфы из двух предложений; одной ситуации; двум персонажам (лирическому герою и его собеседнице). ТНС (тип начальной синтагмы) АЦ («Я верить …» – лирико-психологический, потому что восклицательный знак в синтагме и в конце развязки передает слияние психологических переживаний лирического героя с чувствами автора и читателя. Очевиден лирико-психологический тип оценки А. Фетом изображаемой им драматической ситуации во взаимоотношениях персонажей, что указывает на адекватную жанровую разновидность АЦ. ПС (потенциальный смысл) ПП (последнего предложения) развязки стихотворения в надежде, так как в нем нет авторских антонимов (реальных знаков и деталей – РДЗ). Это чувство адекватно символике начала (новаторства) и тревоги доминирующих цифр (1 и 2 повторяются 8 раз в сквозных буквах развязки). Новаторство А. Фета – в настойчивом и безнадежном привлечении внимания любимой к трагическому результату неразделенной любви в переломный («полночная темнота») момент (природный, ассоциирующийся с психологическим). Антоним – отчаяние.
И в эту красоту невольно взор тянуло,
В тот величавый блеск за темный весь предел, Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
Там человек сгорел!
В тот величавый блеск за темный весь предел, –
в-4 р-1 т-3
А в содержании АЦ из двух пар авторских зна-
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: в-2 р-1 т-3 Там человек сгорел! в-1 р-1 т-1
Тема АЦ стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…» А.А. Фета – надежда. Доминирует лирический род, что исходит из эмоциональной лексики («верить не хочу», «степь», «как диво», «безвременно горя», «полночной темноте», «прозрачно и красиво», «красота», «взор», «величавый блеск», «темный весь предел», «человек сгорел») и приема повтора (не – 2, в – 4, ! – 2). Преобладание цифры 2 в приеме повтора символизирует чувства беспокойства и тревоги. Эпический род проявляется в АЦ через ков («полночная темнота» – «заря», «величавый блеск» – «темный предел») ключевой является первая в изображении лирико-психологического конфликта надежды и отчаяния. Таковы тип и содержание ОТ. «Заря» негасимой привязанности к любимой полна «величавого блеска» и «невольно» тянет взор, спасая от темноты («темный предел»). А с другой стороны, это большое чувство не может не испепелить любящего («человек сгорел»). Авторские антонимы («порядок») [6] в АЦ говорят об отсутствии подтекста. Отсюда первичное читательское восприятие (ПЧВ) ПС (надежда) АЦ заключается в понимании переживаний лирического героя. В АЦ размышление лирического героя о прошлом, переданное эмоциональной лексикой с трагическим смыслом, указывает на жанр элегии. Доминирует метод романтизма – изображение внутреннего мира личности с резким контрастом в переживаниях, представленное романтической лексикой («полночь», «темнота», «степь», «заря» «безвременная», «величавый блеск», «темный предел»). Прием реминисценции [7] со строчками А.С. Пушкина о природном явлении («И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса») [8] трансформируется А. Фетом в творческий спор (интертекстуальность) [9]. Так, «безвременность» встававшей в «полночной темноте» утренней зари ассоциируется поэтом с жаром пылких чувств человека, который отчаянно надеется пробудить в любимой женщине сочувствие и понимание. В этой связи наша трактовка входит в противоречие с историей создания А. Фетом «Когда читала ты мучительные строки…», связанной с гибелью Марии Лазич, сгоревшей по неосторожности или намеренно после несостоявшегося брака с поэтом, который до конца жизни винил себя [10]. Присутствуют черты и метода экспрессионизма (выразительная лексика и прием повтора). Значимы и приметы экзистенциализма (любовь как страдание)
Четвертый этап. Анализ фокуса (Ф – проблемы, или кульминации) стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…» А.А. Фета в обратном движении от АЦ. Тема Ф – чувство уверенности.
Когда читала ты мучительные строки, о-2 а-2 м-1 и-3 с-1 Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом о-1 а-1 м-1 и-3 с-1
И страсти роковой вздымаются потоки, – о-5 а-2 м-1 и-3 с-3
Не вспомнила ль о чем? о-2 а-1 м-1 и-1 с-1
Доминирует лирический род с его эмоциональной лексикой («мучительные», «сердце», «звучный пыл», «сиянье», «страсти роковой», «вздымаются») и приемом повтора символи ки тревоги (, – 2). Эпический род повествует о чувстве уверенности лирического героя, что «мучительные строки» напомнят ли любимой о чем-то важном для них. Драматический род раскрывается через прямую речь и «событие самого рассказывания». Малая жанровая форма Ф обусловлена одной строфой из одного предложения (объем), одной ситуацией, двумя персонажами (лирическим героем и адресатом). ТНС («Когда читала ты …»), содержащий хронотоп времени (когда?) и в сочетании с функцией заключающего вопросительного знака, является философско-психологическим. Отсюда кульминация стихотворения А. Фета имеет философско-психологическую жанровую разновидность. В ПП Ф, как и в его содержании, нет РДЗ («хаос»), что обусловливает соответствие стихотворения критерию художественности в плане жанра элегии, когда «порядок» в развязке должен быть закономерно связан с «хаосом» в любой смысловой части (СЧ) текста. Потому ПС Ф заключается в чувстве уверенности, заданном риторическим вопросом. Функция новаторства преобладающей символики начала цифры 1 в сквозных буквах – попытка пробудить в сердце адресата ответное чувство. Антоним – неуверенность. Этот конфликт уверенности и неуверенности является философско-психологическим содержанием кульминации «Когда читала ты мучительные строки…» А.А. Фета.
Автор статьи в сайте указывает на неизвестность для А. Фета сгоревших вместе с Марией Лазич стихов, которые она читала, а в тексте говорится о «мучительности строк», безусловно знакомых Фету, адресованных им ей – охладевшей и ныне равнодушной к нему женщине («Не вспомнила ль о чем?»). Рассмотрим содержательные и формальные функции прогностического ПС кульминации стихотворения, поскольку она соотносится с началом текста и с завязкой. Содержательные функции: а) ПС (уверенность) определил замысел и предмет дальнейшего изображения переживаний лирического героя: уверенности в положительном исходе взаимоотношений персонажей – возвращения прежних чувств. Такова иная грань новаторства поэта в решении проблемы любви; б) отсутствие подтекста при сопоставлении ПС Ф (уверенности) и ЗС названия (неопределенности), поскольку нет смыслового противоречия между ними: уверенность лирического героя неопределенна. В этом функция вопросительного знака, что системно подтверждается «порядком» в АЦ; в) ПС Ф (уверенность) обусловлен рассудком, разумом (просветительский мировоззренческий принцип эстетического идеала), контрастируя естественному чувству (антропологический мировоззренческий принцип эстетического идеала творца), своей неопределенностью, вызывающей бурю противоречивых эмоций. Это противоречие обосновывает романтическое содержание эстетического идеала [11] А.А. Фета. Формальное функции: а) верность раскрытия замысла (предмета изображения) подтверждает верность местонахождения завязки в тексте (верхней границы хронотоп НВ) по первому из восьми критериев (по названию); б) отсутствие подтекста примета жанра элегии, которой характерна открытость и доверительность, исключающая смысловую двойственность; в) прогностический ПС Ф раскрыт методами постмодернизма (функция вопросительного знака в конце кульминации – показатель неоднозначности): лирический герой не указывает конкретно, что должна вспомнить девушка, но уверен, что она знает, что напоминают ей «мучительные строки». Связанный с этим методом реализм раскрывает надежду на взаимопонимание между адресантом и адресатом. Эмоциональная лексика и символика тревоги и беспокойства, трагическая интонация – черты метода экспрессионизма. Есть и приметы экзистенциалистского изображения, так как речь идет о любви-страдании. Признаки романтизма – во внимании к внутреннему миру личности и в резком контрасте переживаний лирического героя. «Следы» ОТ (надежда и отчаяние) углубляют смысл конфликта кульминации (уверенность и неуверенность): чувство надежды лирического героя вызвано оголенностью адресованных любимой «мучительных строк» о девятом вале «страсти роковой» с их пылким «сиянием», которые не могут оставить ее равнодушной и напомнят недвусмысленно на что-то памятное для обоих. А отчаяние – от неуверенности в том, сможет ли страсть возродить былое или все тревожное и беспокоящее признание «мучительно» только для адресанта.
Выводы по системному анализу содержания и формы стихотворения А. А. Фета («Когда читала ты мучительные строки…»). 1. В стихотворении две СЧ (один Ф и один АЦ) согласно примете малой жанровой формы. Это изоморфно критерию объема (в Ф – одна строфа из одного предложения, в АЦ – две строфы из двух предложений) и количественному критерию (в Ф и АЦ одна ситуация и два персонажа: лирический герой и любимая). 2. По жанру («Когда читала ты мучительные строки…») А.А. Фета соответствует критерию художественности: во-первых, это – элегия, что исключает подтекст, а во-вторых, «порядок» в АЦ закономерно определяет «хаос» в кульминации.
3. Наблюдается соответствие стихотворения Фета критерию художественного и по жанровой разновидности. С одной стороны, ТНС Ф и АЦ изоморфны по психологической оценке изображаемых переживаний героев. С другой стороны, наблюдаем разнообразие типов оценки изображаемого А.А. Фетом в стихотворении (в кульминации – философский тип оценки, в развязке – лирический). 4. Ф и АЦ изоморфны и по родовым признакам, являющих синтез признаков лирики, эпоса, драмы. 5. Изоморфны АЦ и Ф и по методам изображения: экспрессионистского и экзистенциалистского. Но есть и черты романтизма, постмодернизма и реализма. Это разнообразие методов отражения психологического переживания лирического героя говорит о соответствии стихотворения А. Фета критерию художественности и по методу изображения.
- Авторские знаки в АЦ («полночная темнота» «заря») и читательские знаки в Ф (уверенность неуверенность) говорят о том, что перипетии любовного чувства современника А. Фета, жившего в XIX веке, понятны и читателю XXI века.
- Проблема (фокус) стихотворения А. Фета выражает конфликт уверенности и неуверенности, формируя конфликт ОТ (надежду и отчаяние). В свою очередь, «следы» ОТ очевидны в конфликте кульминации в обратной связи от конца текста к началу текста. Согласно системному изоморфизму ПС ОТ (надежда) ПС Ф (уверенность) выражают связь естественного чувства с рассудком. Значит, А.А. Фет считает прекрасным способность личности к глубокому чувству и ее уверенности, что необходимо бороться за любовь, что является выражением инвариантной темы (ИТ), т.е. идеи стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…». В свете идеи еще более осязаемым становится новаторство поэта, вступившего в спор с идеей стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил», обращенной к чуткой и тонкой душе, которая «мучается» от того, что не может ответить на высокую любовь ПОЭТА, который, желая любимой счастья с другим, уверен, все еще «болея» ею («… любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.» [12], что никто не полюбит ее так, как был способен он. Лирический герой А. Фета уверен в возрождении былых чувств и проявляет активность. У лирического героя А. Пушкина несколько иная ситуация, хотя их роднит неоднозначность, противоречивость переживаний. 9. Первичное читательское восприятие (ПЧВ) стихотворения А. Фета (понимание ПС АЦ) и вторичное читательское восприятие (ВЧВ), т.е. идея не имеют смыслового контраста, потому что читатель вслед за автором и его лирическим героем разделяет ее. Значит, нет и подтекста, системно раскрытого нами в связи с «порядком» в АЦ и через анализ прогностического ПС Ф стихотворения при со-
поставлении ПС Ф и ЗС названия стихотворения, когда не обнаружилось противоречия между ними. 10. Смыслы ОТ (надежда и отчаяние) и смысл идеи (ИТ – утверждение как прекрасного способности личности к глубокому чувству и ее уверенности, что необходимо бороться за любовь) Фета не противоречат друг другу. Это указывает на реалистический тип мышления А.А. Фета, но романтическое содержание эстетического идеала, трагическая интонация («Там человек сгорел!»), антонимы («порядок») в АЦ свидетельствуют о романтико-реалистической стилевой двуплановости мышления Фета. Так фокус стихотворения относится к реалистическому (психологическому) типу образности. А развязка – к романтическому (символическому) типу образности [13], где лексика отражает символы «страсти роковой», завершающей ся апогеем: «человек сгорел» – символическое иносказание. Возможна перекличка этого символического образа с реальностью смерти Марии Лазич, но не содержание и идея текста.
Итак, анализ стихотворения «Когда читала ты мучительные строки…» А.А. Фета показал, что это высокохудожественное произведение по жанру, жанровой разновидности и по методу изображения. Оно относится к малой лирической форме и к жанру элегии с признаками лирики, эпоса и драмы. Является двуплановым по стилю мышления, написан методами романтизма экспрессионизма, экзистенциализма, постмодернизма и реализма.
Литература
- Фет А.А. Когда читала ты мучительные строки…// А.А. Фет. Стихотворения / Классики и современники. – М.: ХЛ, 1979. – С. 258.
- Кулумбетова А.Е., Джунисова А.А., Садуакас Г.К., Мырзабекова А.К. Система содержания и формы лирического, эпического и драматического художественного текста: Учебное пособие. – Алматы: Искандер, 2008. – 178 с.
- Горький М. Беседы с молодыми // М. Горький о литературе. – М.: Сов. Россия, 1980. – С. 411.
- Большой толковый словарь русского языка / Автор и рук. проекта, гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: НОРИНТ, 2000. – С. 436, 1482, 1355, 565, 1281.
- Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 403.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок и беспорядок // Время, хаос, порядок. К решению парадокса времени. – М.: Прогресс, 1994. – С. 55, 57.
- Федорина Л.Г. Реминисценция // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и сост. А.Н. николюкин. – М.: НПК «Интелвак», 2003. – Стб. 870.
- Пушкин А.С. Медный всадник. Петербургская повесть// А.С. Пушкин. Стихотворения и поэмы. – М.: ХЛ, 1976. – С. 297-298.
- Ильин И.П. Интертекстуальность // Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический словарь / Сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. – М., 1996. – С. 215-221.
- Анализ стихотворения Фета «Когда читала ты мучительные строки…»//http://pishi-stihi.ru
- Нигматуллина Ю.Г. Системно-комплексное исследование художественного творчества: История научного направления в Казанском университете. – Казань: Фэн, 2004. – С. 62-69.
- Пушкин А.С. Я вас любил // А.С. Пушкин. Стихотворения и поэмы. – М.: ХЛ, 1976. – С. 122-123. 13 Гаджиев А.А. Романтизм и реализм. – Баку: Элм, 1972. – С. 74, 100-101, 203-214, 175, 237, 261.