Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Экспликация концепта «память» в творчестве Герольда Бельгера

Мироощущение и мировосприятие творческой личности всегда уникально. Чтобы понять истинный смысл его мировидения, необходимо изучать и постигать его творчество, саму сущность его. Выявление особенностей творчества и индивидуального стиля и манеры представляется возможным благодаря экспликации концептов в художественном тексте. Ключевой единицей в понимании картины мира писателя является концепт.

Концепт представлен как элемент общей человеческой культуры, «живущий» в сознании как целых народов, отдельных этносов, так и отдельных социальных групп и конкретных индивидуумов. Репрезентация концептов в художественном тексте во многом зависит от содержательного наполнения языковых единиц, через которые концепт представлен в тексте и от индивидуально-авторского восприятия мира. «Концепт, по определению Ю.С. Степанова, – это сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [1].

Целью данной статьи является установление особенностей репрезентации концепта «память» в творчестве Г.К. Бельгера, на примере его произведения «В отчем доме»

Г.К. Бельгер – писатель, прозаик, переводчик и публицист. Его творчество можно считать по праву наследием не только нашей страны, но и всей мировой литературы в целом. Уникальное сочетание трех разных и в то же время похожих культур – русского, казахского и немецкого народов – в своем единстве демонстрирует неповторимость и особенность стиля этого писателя. Писатель обладает способностью «вчувствоваться» в своеобразие художественных культур, и эти культуры он воспроизводит по-своему, проникновенным творческим воображением. Он делает понятной чужую культуру для представителя другой национальности, воспроизводит чужое, художественно уже сложившееся восприятие жизни. Это дает редкую возможность увидеть и понять, что разные культуры и народы не могут существовать изолированно друг от друга, все взаимодействуетСама история культуры – это история передачи и закрепления однажды приобретенного опыта, который, в конечном счете, становится достоянием не только многих культур, но и человечества в целом. Культура же хранится и передается из поколения в поколение. Благодаря культурной памяти народа происходит процесс трансляции культурных смыслов, культурная память – это своего рода знание, управляющее и ведущее общество, которое повторяется из поколения в поколение. Индивидуально-авторский мир писателя формируется под влиянием этой самой культуры и накопленного в течение жизни опыта.

В творчестве Герольда Бельгера лаконично представлены разножанровые формы – от рассказа и до романа. Базовыми в его творчестве являются концепты дома, памяти, дороги, судьбы, любви и милосердия.

Еще одним великолепным произведением писателя, которое заставляет задуматься над философским смыслом бытия, сущности жизни, вечной памяти, является рассказ «В отчем доме». Именно в нем так ярко и образно эксплицируется концепт «память», с помощью которого воплощаются в художественном тексте воспоминания о прошлом.

В суете жизни и в вечной спешке мы ред ко задумываемся о прошлом или о будущем, не задаемся вопросами: «Что есть жизнь для нас? Из чего она состоит?». Так и главный герой рассказа спрашивает у самого себя: «Из чего все сплетено? И из чего сплетена человеческая жизнь?» [2, 56]. С этих строк и начинается повествование. И это невольно побуждает читателя задаться тем же вопросом. никогда не удается остановиться хоть на миг и взглянуть на все со стороны. Кажется, что нигде нет спасения, и везде только гиблая топь, тщеславие и видимость происходящего: «В самом деле: суета засасывает, как гиблая топь, и не так-то просто вырваться из этого круга самообольщения, из этого представления и найти такую точку в пространстве, с которой удалось бы взглянуть на все вокруг чуть-чуть со стороны…» [2, 57]. Но для главного героя спасение видится в родном месте, единственном месте на земле, где ты чувствуешь себя защищенным, где живут твои воспоминания, память, твоя опора. Вот что думает об этом главный герой: «Моя точка опоры на земле – отчий дом. Возможность побывать в нем и есть мое счастье, мое главное, неповторимое богатство, моя мудрость и отрада, чего большинство моих сверстников – к большой беде – давно лишено» [2, 59]. И вот наконец герой приезжает в отчий дом, и воспоминания чередой всплывают в его сознанииОн вспоминает своих родственников, свою мать и отца: «Дух захватывает, когда представишь, сколько вмещает в себя человеческая память. Мои родители, раскрутившие восьмой десяток, прожили, по существу, множество жизней» [2, 60]. Перед ним встают картины из жизни его матери, отца, и его собственная жизнь проходит у него перед глазами: «В моем подсознании сейчас все затейливо перемешалось, сдвинулось, спрессовалось, словно разом обрушилось прошлое-настоящее, и маленькая, седая, смугловатая женщина, моя мать, прямо и уверенно сидящая за прялкой, превращается вдруг в шустроглазую девчушку с задорно торчащими косичками, в коричневом платьице с белым кружевным воротничком, в высоких ботиночках и плотных чулках. Она – старшая дочка-любимица деревенского музыканта-капельмейстера, восторженно взирает на мир и еще не знает, не догадывается даже о том, что уготовано ей судьбой… Я вижу отца, сутуловатого, поджарого, резкого в движениях, импульсивного, мастерящего сейчас что-то во дворе для своих внуков, вижу его долговязым светловолосым подростком-подпаском, мечтающим о краюхе ржаного хлеба и разучивающим на потресканной мандолине –единственном его богатстве – «Интернационал» [2, 61]Он словно путешествует по пути и передвигается в воображаемом пространстве своей памяти, в его сознании все еще живет то прошлое, которое дает силу продолжать жить дальше.

Все, что у нас есть – это память, передающаяся из поколения в поколение. Память – это и есть та тонкая и хрупкая нить, которая уходит в неведомую даль времени, становясь достоянием детей, внуков и правнуков: «Из чего сплетена человеческая жизнь? И куда тянется нить памяти? станет ли она, память моих родителей, уходящая в неведомую мне даль времени достоянием детей, внуков, правнуков, протянется ли ее трепетная, живая нить ну хотя бы до Вовки, племянника-первоклассника, не находящего себе с утра места, ибо сегодня его должны принять в октябрята?..» [2, 62].

А память хранит родной дом, именно там хранится некая тайна, то, из чего состоит основа жизни: «Отчий дом… На моем веку он оказывался в разных краях нашей отчизны, но в нем всегда сохранялись тепло, уют, свои запахи, что-то такое неповторимо близкое, не определяемое словами – то, из чего, должно быть, и соткана человеческая жизнь, то, что меня властно влечет и волнует, где бы я ни был» [2, 62].

Приехав в родной дом, он видит, что многое поменялось, даже мать и отец уже не такие, как прежде. Вокруг все кипит жизнью, даже в саду около дома природа наполнена разными звуками: «В отцовском саду слышно, как со старой орешины с сухим шелестом опадают огромные листья, как в оголяющихся ветвях без умолку чирикают суетливые воробьи и глухо воркуют горлицы. В нагревшейся пыли под кустами малины и крыжовника купаются куры… У ног моих доверчиво втянулся, положив морду на передние лапы, Малыш и, навострив ухо, чутко вслушивается в каждый шорох. Гул города доносится приглушенно. Все погрузилось в сонную тишь» [2, 64]Казалось бы, вокруг царит полная идиллия, но в душе главного героя затаилось беспокойство, причину возникновения которого он не понимает. «Беспокойный» мир вокруг также замер в ожидании чего-то: «Светит щедрое солнце, творя мир и благодать, и трещит в углу летней кухни сверчок, и петухи, сомлевшие от тепла, перекликаются по всей улице, я стою под отцовской яблоней, охваченный счастьем встречи со здоровыми и бодрыми родителями в то время, когда сам-то уж, их сын, подбираюсь к полувековой меже, и вокруг простирается огромный, непостижимый, вечно прекрасный и вечно беспокойный мир, замерший в ожидании. В ожидании чего?...» [2, 64].

Герой не понимает причину внезапной тревоги и странного предчувствия и стоит, пытаясь найти ответ: «Отчего нечаянная тревога? Отчего сердце вдруг сжимается в смутном предчувствии?... что я вовсе не я, а та самая причудливая живая нить, из чего сплетена человеческая жизнь и которая не имеет ни начала, ни конца, – невыразимое словами состояние» [2, 66].

Тут к нему приходит осознание своей тревоги и печали, откуда они появились: «Или опыт зрелого ума, обретенного в печали, услужливо подсказывает, что ничего на свете не может длиться вечно, и тем более – хрупкое счастье, которому я радуюсь сейчас в отцовском саду, у залитой солнцем яблони. Нет, ничто не вечно, в том числе и лад, и смысл, так бережно и старательно сотворенные и взлелеянные родителями в этом доме, в этом саду, в этом дворе, и сами наши родители – тоже. А потом что? Понимаю ли я, понимают ли мои сестры всю глубину неминуемой утраты, всю бездонность горя, которое еще предстоит нам пережить?... Оттого, может, и подернулась на миг душа знобящей мглой и чудится, будто стою на краю бездны» [2, 68]. Ощущение неизбежного конца, тленности мира, что ничего не вечно на земле – это и рождает те смутные чувства, то предчувствие горя и боли в душе.

Но самое ужасное то, что вместе со всем исчезнет память. Не будет человека – не будет и памяти. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – это преодоление времени, своего рода, победа над временем. Нет ничего страшнее забытья и беспамятства, непонимания своего существования.

Последние строки в произведении подтверждают неумолимую истину жизни: «Торжественно клонится солнце к горизонту. Слабый запах тлена – преющих листьев в саду – струится в воздухе…» [2, 68]Но еще есть надежда на будущее, что заключается в наших потомках, и в них будет жить память о нас. Будут и радости, и надежды, и светлое будущее.

Герой этого произведения выступает как носитель родословной памяти о предках. Жизнь бесконечна и прекрасна, эти слова не случайно звучат в финале рассказа: «Я стою в отцовском саду под замерзшей и в предзимней печали яблоней, взволнованный, взбаламученный нахлынувшими враз думами и видениями, и тихо удивляюсь тому, как все переплетено и взаимосвязано, как прекрасна и бесконечна жизнь, как неразрывна ее таинственная, волшебная нить…» [2, 70].

Таким образом, нам удалось выяснить, что одна из важнейших тем в произведении – это тема памяти. Чтобы накопить воспоминания, автору и герою потребовалась целая жизнь, и они боятся потерять их. А они будут, пока есть отчий дом. В рассказе память интерпретируется словом дом как некое абстрактное понятие, тонкая волшебная нить, неуловимое для восприятия ощущение, когда легко можно перенестись из настоящего в прошлое.

Можно сказать, что тема памяти в данном произведении является ключевой, равно как и во многих других произведениях Герольда Бельгера. Повествование здесь строится, в основном, на воспоминаниях героя. Уже будучи взрослым, вспоминает он свои детские ощущения, и это фиксирует прежде всего напряжённую духовную работу, некий эмоциональный импульс, и все это так мастерски показано благодаря таланту автора.

Память – это переход из настоящего в прошлое, и наоборот. Память принадлежит к таинственному миру человеческого сознания и носит сакральный характер. Феномен памяти с точки зрения науки еще до конца не исследован. В последнее время тема памяти стала ведущей темой литературы и науки о ней.

«Сущность памяти – в спасении образов жизни от власти времени. Не сбережённое памятью прошлое проходит во времени, сбережённое обретает вечную жизнь. В отличие от воспоминаний, всегда стремящихся «вернуть невозвратное», память никогда не спорит со временем, потому что она над ним властвует. Для неё, в её последней глубине, неважно, умирает ли нечто во времени или нет, потому что в ней всё восстаёт из мёртвых. Возвышаясь над временем, она, естественно, возвышается и над всеми измерениями его, над прошлым, настоящим и будущим, почему в ней легко совмещаются несовместимые во времени явления», – писал философ Ф.А. Степун [3].

Рассказ Бельгера представляет собой органическое единство: концепты его взаимосвязаны, тесно переплетены друг с другом. Так, концепт «память» является связующим звеном в произведении и представляет важную грань смысловых пластов художественного мира писателя. Воспоминания, как эстетическое воплощение комплекса определенных чувств и переживаний, выделение и интерпретация концепта «память» и связанных с ним представлений важны как способ реконструкции художественного мышления и ментальной сферы сознания писателя.

Герольд Бельгер в своих произведениях всегда стремится с максимальной полнотой передать чувства, показать правду настоящей жизни через своих героев, через их душевное состояние. Рассказывая о жизни, Г. Бельгер не стремится ни в чем не смягчать, не преуменьшать суровой правды о прошлом, стремится точно и объективно изобразить жизнь человека в тяжелые годы, уйти от утопичности в своем восторженном миросозерцании. Писатель считает, что только добро может стать надежным гарантом дальнейшего органичного и гуманного развития человечества, поможет восстановить утраченное всечеловеческое единство.

Экспликация концепта «память» в рассказе «В отчем доме» позволила выявить следующие смысловые категории: память как хрупкая нить, память как связь с прошлым и будущим, память – время, память – дом, родословная память, память – предки, память – сама жизнь, память – вечность.

Углубленная интерпретация и изучение особенностей концептов помогает расширить представления о творчестве Герольда Бельгера и открывает новые перспективы в его изучении.

 

Литература

  1. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. – М.: Академический проект, 2004. – 824 c.
  2. Бельгер Г.К. Сосновый дом на краю аула. – А.: Жазушы, 1973. – 191с.
  3. Степун Ф.А. Воспоминания / Ф. А. Степун // Современные записки. – Париж, 1939.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.