В статье рассматриваются особенности семантического контраста, при котором наблюдается соединение обычно не сочетаемых в обыденном сознании понятий, его эмоциональный потенциал, наиболее ярко проявляющийся в поэзии. На материале произведений русских поэтов-классиков анализируются разновидности семантического контраста: антитеза и оксюморон.
Определяется, что антонимия в художественном тексте приобретает необходимую экспрессивность и реализует авторские идеи, связанные с передачей эмоциональной тональности произведения. Эмоциональные лексемы, такие, как радость горе, грусть веселье, смеяться плакать и др., не только передают чувства героев, смену противоположных эмоций, контрастное мировосприятие героев, но и глубину их переживаний. Отмечается, что наряду с противопоставлением эмоциональных лексем (эмотивов-номинативов) в поэзии наблюдается и символический, образный контраст (эмотивы-коннотативы).
Одним из наиболее распространенных приемов выражения поэтической эмотивности является цветовой и световой контраст. Противопоставления свет /тьма, черное/белое – часто используемые контрасты, в силу своей выразительности и ярко обозначенной эмоциональности.
Поэтическое творчество представляет собой широкий и своеобразный спектр реализации эмоционального потенциала языковых средств. Эмотивность поэзии основывается не только на эмоциональной лексике, но и на других возможностях художественного текста. К ним можно отнести контрастность. В научной литературе термином «контраст», как правило, обозначают «все виды противоположных понятий, получивших отражение в художественном тексте» [1, 128]. Другое толкование: резкое различие, противоположность [2, 156]. По определению Т.В. Андреевой контраст один из важнейших принципов выдвижения значимой информации. Он фокусирует внимание читателей на определенных моментах сообщения, подчеркивая их противоречивость и несовместимость [3, 147].
В научной литературе выделяют различные типы контраста: 1) семантический контраст, при котором наблюдается соединение далеких, обычно не сочетаемых в обыденном сознании понятий; на лексическом уровне своеобразным его проявлением выступает оксюморон; 2) стилистический контраст, представляющий собою сочетание в тексте разностилевых элементов; служит приемом создания в речи образных, метафоричных выражений; 3) ритмико-синтаксический контраст, при котором наблюдается последовательно проведенное через текст резкое столкновение ритма и синтаксиса; 4) композиционный контраст, заключающийся в чередовании в тексте отрезков с разной метрической структурой, отрезков стиха и прозы [4, 13-14].
Наиболее выразительны и эмоциональны разновидности семантического контраста: антитеза и оксюморон.
Антонимия в художественном тексте приобретает необходимую экспрессивность и реализует авторские идеи, связанные с передачей эмоциональной тональности произведения.
Так, на контрастах с противоположным символическим и эмоциональным значением строится стихотворение М. Цветаевой «Белогвардейцы! Гордиев узел»:
Белогвардейцы! Гордиев узел Доблести русской!
Белогвардейцы! Белые грузди Песенки русской!
Белогвардейцы! Белые звезды! С неба не выскрести!
Белогвардейцы! Черные гвозди В ребра Антихристу!
Антонимия используется для создания образа белогвардейцев и выражения идеи и эмоциональной тональности произведения. Противопоставление в стихотворении Цветаевой отражают как историко-национально-культурное, так и личностное, авторское. Белое и черное символизируют добро и зло, честь и бесчестие.
Цветовой контраст является одним из наиболее распространенных приемов выражения поэтической эмотивности.
О, указанный выше светлый Покой-чародей!
Очарование смелым Сделай границ белых Своих лебедей
Черного лебедя белым! (Н. Рубцов).
Мало прошло по земле справедливых бата-лий:
В черной стада лишь несколько белых овец! (Н.
Матвеева)
Не плещи морей водами Своими черными крылами
При блеске розовой зари (А. Майков).
Черный вечер.
Белый снег (А. Блок).
В поэзии С. Есенина контраст строится, как правило, на противопоставлении эмоциональных лексем: грустная радость, плачет и смеется.
- Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Дальний плач тальянки, голос одинокий И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая. Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку Выходил к любимой, развернув тальянку. А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу
- Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью,
Что я остался жив?
- Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен,кто радостью отметил Твою пастушескую грусть.
- Эмоциональность антитез и оксюморонов наблюдается в произведениях и других классиков русской литературы:
- Все очнется в памяти невольно. Отзовется в сердце и в крови. Станет как-то радостно и больно.
Будто кто-то шепчет о любви (Н.Рубцов).
- Люблю я пышное природы увяданье (А.Пушкин).
- Без вас хочу сказать вам много, При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго, И я в смущении молчу.
Что ж делать?.. Речью неискусной Занять ваш ум мне не дано…
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно… (М. Лермонтов)
- Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной (А. Ахматова).
- Бывают дни: я ненавижу Свою отчизну мать свою. Бывают дни: ее нет ближе,
Всем существом ее пою (И.Северянин).
- Я выдумал ее — и всё ж она виденье, Я не люблю ее — и мне она близка, Недоумелая, мое недоуменье,
Всегда веселая, она моя тоска (И. Анненский).
Оксюмороны и антитезы позволяют усилить эмоциональность художественной речи, раскрыть единство противоположностей, полнее и выразительнее передать сложность испытываемых автором чувств.
Антонимы, представляющие эмоциональную лексику, позволяют передать эмоциональное состояние героев. Так, А. Ахматова, используя антонимы радость горе, грусть веселье, смеяться плакать и др., не только передает чувства героев, смену противоположных эмоций, контрастное мировосприятие героев, но и глубину их переживаний.
- Как белый камень в глубине колодца, Лежит во мне одно воспоминанье.
Я не могу и не хочу бороться: Оно веселье и оно страданье.
- И сердце то уже не отзовется На голос мой, ликуя и скорбя.
Все кончено... И песнь моя несется В пустую ночь, где больше нет тебя.
Наряду с противопоставлением эмоциональных лексем (эмотивов-номинативов) в поэзии наблюдается и символический, образный контраст (эмотивы-коннотативы).
На подобном образно-эмоциональном противопоставлении строится стихотворение И. Северянина «Бывают дни: я ненавижу…»
Бывают дни: я ненавижу Свою отчизну мать свою. Бывают дни: ее нет ближе, Всем существом ее пою.
Все, все в ней противоречиво, Двулико, двоедушно в ней,
И дева, верящая в диво Надземное,всего земней.
Как снег миндаль. Миндальны зимы.
Гармошка и колокола.
Дни дымчаты. Прозрачны дымы. И вороны,и сокола.
Слом Иверской часовни. Китеж. И ругань мать, и ласка мать... А вы-то тщитесь, вы хотите Ширококрайную объять!
Я русский сам, и что я знаю? Я падаю. Я в небо рвусь.
Я сам себя не понимаю, А сам я вылитая Русь!
Любовь и ненависть – антиномия этих чувств звучит как рефрен и позволяет понять идейнотематическое содержание произведения.
Образный контраст представлен почти в каждой строфе, противопоставлены идейно и эмоционально следующие образы:
Гармошка и колокола; И вороны,и сокола;
И ругань мать, и ласка – мать;
Я падаю. Я в небо рвусь.
Суть же своеобразного образно-эмоционального противопоставления раскрывается в последних строках:
Я сам себя не понимаю, А сам я вылитая Русь!
Выразителен и эмоционален образный контраст и в стихотворении К. Бальмонта «Беатриче».
Я полюбил тебя, лишь увидал впервые.
Я помню, шел кругом ничтожный разговор, Молчала только ты, и речи огневые, Безмолвные слова мне посылал твой взор.
За днями гасли дни. Уж год прошел с тех пор. И снова шлет весна лучи свои живые,
Цветы одели вновь причудливый убор.
А я? Я все люблю, как прежде, как впервые. И ты по-прежнему безмолвна и грустна, Лишь взор твой искрится и говорит порою. Не так ли иногда владычица-луна
Свой лучезарный лик скрывает за горою,Но и за гранью скал, склонив свое чело, Из тесной темноты она горит светло.
В данном произведении противопоставлены ничтожный разговор и говорящий взор (безмолвные слова, молчание, грусть и «речи огневые» взора):
Молчала только ты, и речи огневые, Безмолвные слова мне посылал твой взор.
И ты по-прежнему безмолвна и грустна, Лишь взор твой искрится и говорит порою.
Дополняется данное яркое противопоставление еще одним: тьма/ свет:
Не так ли иногда владычица-луна
Свой лучезарный лик скрывает за горою,Но и за гранью скал, склонив свое чело, Из тесной темноты она горит светло.
Таким образом, контраст пронизывает все произведение.
Именно свет (огонь) оказывается ключевым эмоциональным образом, который представлен следующими метафорами: речи огневые, взор искрится, луна, лучезарный лик, горит светло.
Эмоционально-образная лексика произведения Бальмонта определяется его сюжетно-тематическим содержанием и замыслом автора.
Через эмоциональный контраст света и тьмы раскрывается идейно-тематическое содержание стихотворения И. Анненского «Среди миров».
Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя. Не потому, что б я ее любил,
А потому, что мне темно с другими. И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с ней не надо света.
Светило, звезда, свет символизируют и эмоционально ярко представляют мир прекрасного, мир добра, с которым контрастирует мир тьмы (темно).
Противопоставление свет /тьма – часто используемый контраст, в силу своей выразительности и ярко обозначенной эмоциональности:
О, черная гора,
Затмившая весь свет! (М. Цветаева)
В глазах темно,
И сердце как Кистень, Но все равно
Светлеет новый день (М. Дудин)
И часто тайное сомненье
Темнило светлые черты (М. Лермонтов)
Создать соответствующую эмоциональную тональность помогают не только антонимы, являющиеся эмотивами-номинативами или эмотивами-коннотативами (символическими, образными, контекстуальными), но и антонимы с другой семантикой. Взаимодействуя друг с другом и с контекстом, они способствуют созданию ярких лирических образов, например:
И все трепетало и пело вокруг, И я не узнала ты враг или друг,
Зима это или лето (А. Ахматова).
Таким образом, базой для создания контраста служат, в первую очередь, антонимы, которые обретают в художественном тексте необходимую экспрессивность и эмоциональность. Семантический контраст, основанный на противопоставлении эмотивов-номинативов и эмотивов-коннотативов, позволяет воздействовать на читателя, способствует реализации авторских идей, связанных с раскрытием чувств героев, их характера, и созданием соответствующей эмоционально-образной картины художественного произведения.
Литература
- Аврасин В.М. Контраст в тексте: сущность и основы типологии // Структура языкового сознания. – М., 1990. – С. 128-138.
- Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
- Андреева Г.В. Актуализация категории противоположности в художественном тексте // Языковая картина мира. –Кемерово, 1995.
- Ковтунова И.И. Некоторые направления эволюции поэтического языка в XX веке // Очерки истории языка русской поэзии. – М., 1990. – С. 10-15.