Для проведения занятий у студентов 3 курса факультета «Общая медицина», обучающихся по модульной системе, преподавателями модуля нормальной физиологии разрабатываются и используются на занятиях различные интерактивные методы обучения (демонстрация видеофильмов, созданных преподавателями, и заимствованнного видеоматериала, ролевые игры, мультимедийные компьютерные игры и др.), способствующие формированию когнитивной, операциональной, аксиологической, правовой компетенций и мотивирующие студентов на самообразование.
Переход системы высшего медицинского образования на новые образовательные стандарты, кредитно-модульную организацию учебного процесса с акцентом на компетентностный подход требуют от ППС разработки и использования новых методов, приемов, направленных на улучшение качества обучения [1,2]. В процессе обучения студенты должны не только усвоить установленную систему научных знаний, правовых знаний, но и развивать свои познавательные способности, стремиться к саморазвитию, овладеть определенными практическими навыками и умениями, коммуникативными навыками. Для этого необходимо, чтобы особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на занятии каждого студента, а также повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность студентов за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать путем использования интерактивного метода, через технологию игровых форм обучения.
При проведении занятий у студентов 3 курса факультета «Общая медицина», обучающихся по модульной системе, по дисциплине «Физиология-2» преподаватели модуля нормальной физиологии активно разрабатывают и используют различные интерактивные методы обучения.
На занятиях модулей «Нервная система» и «Сердечнососудистая система» проводится демонстрация видеофильмов, созданных доцентами Жумаковой Т.А., Махамбетовой М.Б., Росляковой Е.М. и старшим преподавателем Бисеровой А.Г. «Функциональные методы исследования ЦНС (ЭЭГ, реоэнцефалография, нейронография)», «Методы изучения биопотенциалов в тканях», «Функциональные методы диагностики сердечно-сосудистой системы («Измерение АД по методу Короткова», «Запись электрокардиограммы», «Пульсотахометрия»). На занятиях проводится также демонстрация и заимствованного видео и анимационного материала по всем изучаемым темам дисциплины «Физиология- 2».
Занятие на тему «Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта» проходит в виде ролевой игры-викторины «Пищеварительный конвейер» (К.Х. Хасенова, М.Б. Махамбетова, 2013 г). Реквизиты:
- Карточки с названиями ферментов (различных протеаз, липаз, карбогидролаз, осуществляющих гидролиз пищевых веществ в отделах пищеварительного тракта), гастроинтестинальных гормонов (ГИГ), биологически активных веществ (БАВ).
- Разноцветные кубики, имитирующие питательные вещества белки, углеводы, жиры.
Цель и задачи игры: Открытие производственного комплекса «Пищеварительный конвейер», ознакомление с отделами ЖКТ и всеми технологическими процессами пищеварительного конвейера - механическая, физическая, химическая обработка пищевого комка, в результате которой ферменты пищеварительных соков осуществляют постепенный гидролиз, поступивших с пищей белков, жиров, углеводов до исходных мономеров. В игре принимают участие все студенты группы, между которыми распределяются роли-«ответственных» за процессы пищеварения: в ротовой полости (2 студента), в желудке (2 студента), в 12-перстной кишке (1 студент), в тонкой кишке (2 студента), в толстой кишке (1 студент) и ответственных за участие в процессах пищеварения поджелудочной железы (1 студент), печени (1 студент). Задача «ответственных» студентов: выбрав соответствующие определенному отделу ЖКТ карточки с названиями ферментов, ГИГ, БАВ, рассказать о процессе пищеварения в этом отделе. При неполном ответе другие студенты имеют возможность дополнить, откорректировать ответ студента [3].
На занятиях на тему «Механизмы клубочковой фильтрации и канальцевой реабсорбции. Секреторные процессы в канальцах» используется интерактивный метод «Механизм мочеобразования» (Байжанова Н.С., 2012).
Принадлежности: магнитная доска, на которой прикрепляются таблицы со схемой нефрона, со схемой капсулы Шумлянского–Боумена с клубочком капилляров; пронумерованные карточки с названиями отделов нефрона, процессов, факторов, механизмов, гормонов, веществ и т.п., карточки с номерами. Пронумерованные карточки с названиями также вывешиваются на магнитной доске при помощи магнитиков. Для выполнения задания приглашаются 2 студента по 1-ому из каждой команды. Преподаватель произносит задание. Студент из предложенных карточек с номерами должен выбрать карточку с номером, соответствующую правильному ответу (отделам нефрона, процессам, факторам, механизмам, гормонам, веществам, и т.п.) и расставить их на схеме таблицы. Далее студент обосновывает свой выбор, рассказывая теоретический материал. При неправильном выполнении задания 2-ой студент из другой команды проводит коррекцию ответа, а затем выполняет следующее задание. Приглашается следующая пара. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Количество заданий - 10, поэтому каждый студент группы принимает участие в выполнении задания.
При изучении модуля «Опорно-двигательный аппарат, кожа и ее придатки» на занятии используется интерактивный метод «Соматосенсорный анализатор» (Байжанова Н.С., 2013). Соматосенсорный анализатор включает двигательный, температурный, тактильный, болевой анализаторы. Методическое обеспечение, принадлежности: таблички с названиями различных рецепторов, таблички с названиями различных афферентных нейронов, подкорковых центров, участвующих в проведении импульсов, таблички с названиями различных зон коры больших полушарий.
Студенты группы делятся на две команды. Для решения каждого этапа приглашаются студенты из каждой команды поочередно. Студент поочередно выбирает одну из карточек и зачитывает ситуацию- задание. Например, «Человек погружает руку в сосуд с горячей (50о С) водой и отдергивает руку. Охарактеризуйте отделы анализаторов, участвующих в данном действии».
Студенты поочередно должны решить: рецепторы, какого анализатора возбуждаются, какие афферентные нейроны и подкорковые центры участвуют в проведении импульсов и к какой зоне коры головного поступают импульсы, выбрав из предложенных табличек таблички, соответствующие правильному ответу. Члены команды должны собрать отделы данного анализатора. При неправильном выполнении задания студент из другой команды проводит коррекцию ответа. За каждый правильный ответ, за правильную коррекцию ответа команда получает 1 очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Количество заданий - 10, таким образом, каждый студент группы принимает участие в самостоятельном выполнении задания.
Современные студенты - это активные пользователи цифровых технологий и Интернета. Это обуславливает потребность в использовании инновационных методик электронного обучения. Компьютерные учебно-деловые игры должны рассматриваться как часть электронных образовательных ресурсов, улучшающих интерактивный характер диалога между обучаемым студентом и обучающей средой, творческой созидательности в деятельности обучаемого [4,5]. При изучении вопросов, касающихся сложных многоэтапных механизмов осуществления процессов, как механизм мышечного сокращения, механизм мочеобразования и других, студенты решают ряд мультимедийных интерактивных задач по данным темам, используя компьютерную программу «Mediapak». Студентам даются следующие задания: собрать (окрасить) компоненты миофибрилла, нефрона; установить (анимировать) очередность процессов какого-либо этапа мышечного сокращения и расслабления (передача сигналов от двигательного нейрона к скелетной мышце и т.п.); установить (анимировать) очередность процессов мочеобразования; установить соответствие между этапами мышечного сокращения, этапами мочеобразования и рисунками данных этапов и т.д. Правильное решение интерактивной задачи сопровождается аплодисментами, запрограммированными в игре и вызывающими у студента положительные переживания, эмоции. Благодаря игре, усиливается эффект эмоциональнопсихологического восприятия изучаемого материала В 2013-14 учебном году доцентом Росляковой Е.М. введена в учебный процесс заимствованная компьютерная программа «Physiology simulators» для студентов 3 курса факультета «Общая медицина», обучающихся по модульной системе дисциплины «Физиология-2». Эта программа включает в себя 8 разделов, которые содержат 31 модель физиологических экспериментов. Программа полностью соответствует содержанию рабочей учебной программы по дисциплине «Физиология-2». Возможности данной программы: использование, как на английском, так и на русском языках; использование в качестве альтернативы опытам на животных на практических занятиях по «Системе дыхания», «Мочеполовой системе», «Системе пищеварения», «Нервной системе», «Системе кровообращения», «Эндокринной системе», «Опорнодвигательной системе»; виртуальное выполнение эксперимента без нанесения ущерба для здоровья животным; многократный повтор практической работы; наблюдение за результатами практической работы при изменении различных параметров эксперимента; исключение вероятности неудачного эксперимента. Помимо экспериментов на животных в программе «Physiology simulators» имеются методы, позволяющие освоить и практические навыки: измерение артериального давления у человека, регистрация спирограммы.
На занятии на тему «Сердечный цикл и его фазовая структура. Механизм образования тонов сердца. Электрокардиография» при использовании компьютерной программы «Heart sounds» студенты имеют возможность на экранах монитора просмотреть сердечный цикл, прослушать тоны сердца, при использовании программы «Interactive electrocardiography» у студентов появляется возможность виртуально освоить метод нааложения всех 12-ти отведений, освоить некоторые элементы анализа ЭКГ (определение длительности зубцов, сегментов, интервалов, подсчет ЧСС и др.).
Как видно из приведенных выше примеров, ииспользование интерактивных методов, компьютерных обучающих программ при проведении занятий у студентов, обучающихся по модульной системе, способствует формированию не только когнитивной компетенции, но также способствует формированию операциональной компетенции (измерение артериального давления, ЭКГ, спирография).
Помимо когнитивной и операциональной компетенций использование интерактивных методов способствует формированию у студентов коммуникативных навыков и формированию компетенции саморазвития исамосо вершенствования. Используемые мультимедийные игры на английском языке: «Biological membranes», «Muscle contraction», «Urine formation mechanism», «Heart sounds», «Interactive electrocardiography», «Physiology simulators» побуждают студентов обратиться к словарям, учебникам на английском языке, что дает международной физиологической терминологией. в возможность студентам как улучшить знания то же время - это и реализация программы английского языка, так и ознакомиться с новой трехязычия.
СПиСОК лиТЕрАТурЫ
- С.С.Сарсенбаева. Активные методы обучения в медицинском вуЗе: учебное пособие //С.Сарсенбаева, ш.рамазанова, Н.Баймаханова. – Алматы: 2011. – 44 с.
- Стрельникова Т.д., Некрасова Е.А., Пучнина А.А. интерактивные методы обучения в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2014. – № 1 – стр. 47-49.
- Хасенова К.Х., Махамбетова М.Б., Байжанова Н.С. Применение инновационного метода в процессе обучения студентов медицинского университета по теме: «Физиология пищеварительной системы». //известия Национальной Академии Наук рК. Серия биологическая и медицинская, 4 (298). – Алматы: 2013. - С. 100- 101.
- Турабаева Г.К., Бозшатаева Г.Т., Оспанова Г.С. Оособенности мультимедийных методов обучения в биологии. Педагогическая мастерская. Научно-метод. сборник. – Чебоксары: 2014. – С.122-123.
- Карауылбаев С.К. Организация компьютерного учебно-игрового обучения в подготовке бакалавров. Педагогические науки, 2014. - № 2. – С.83.