Еще более ста лет назад Карл Ясперс говорил, что никакая культура не может развиваться в изоляции, источник культурного прогресса - взаимодействие культур, различия которых взаимно питают процессы их развития.
Как отметил Самюэль Хантингтон, что перспектива мирового социально - исторического процесса на ближайшее будущее, а именно, границы, контакты и конфликты между странами и народами, в XXI веке будут определяться не идеологическими или экономическими факторами, а цивилизационными, принадлежностью людей к той или иной традиции, религии, культуре, в результате чего государства пестрого цивилизационного состава будут фатально обречены на распад и автоматически сойдут со сцены мировой политики.
Встает вопрос, насколько евразийская идея теоретически обоснованна и, следовательно, осуществима на практике? Евразийский проект разворачивается панорамно от “пульсирующего чередования” в истории Евразии имперских (скифы, гунны, татары) и локальных (хазары, печенеги, половцы, сарматы и.т.д.) народов Евразии (лес и степь, оседлость и кочевье) до сегодняшнего дня. Ведь природа диктует народам Евразии жить врозь и общаться как независимым субъектам истории, а государство и государственная воля вынуждают их жить вместе.
Попытаемся ответить на поставленный вопрос с позиции региональной истории. Речь пойдет о Северном Казахстане, точнее костанайском целинном крае, на территории которого (как и Челябинской области России) находятся останки древнейшей арийской цивилизации Аркаим - родины Заратустры (согласно легендам). Здесь, на этой земле, евразийский проект реализуется и воплощается в различных интеграционных связях и отношениях, включая хозяйственные и мировоззренческо-духовные взаимодействия Республики Казахстан и Российской Федерации.
Уместно будет вспомнить, что согласно евразийской философии Николая Трубецкого, основоположника евразийства, многополярность мирового устройства, мирное взаимодействие цивилизационных центров, гармоничное сосуществование культурных мировых кругов способствуют развитию человеческой культуры. А сочетание славянского и тюрского этносов, по Л. Н. Гумилеву, образует «евразийский сверх -этнос».
В современной науке существуют различные варианты евразийского проекта. Современные представители евразийства - А. Г. Дугин, А. С. Панарин, В. В. Малявин, В. Я. Пащенко, Г. Д. Чесноков, В. В. Кожинов, и др. - провозглашают создание славянотюркской интеграции и “евразийской” сверхдержавы [1].
Известный российский геоп олитик А. Г. Дугин считает, что евразийский импульс действует в современной России так же объективно и последовательно, как он действовал всегда, на протяжении всей русской истории, на разных этапах выражаясь по-разному. По мнению автора, “именно в единстве геополитического вектора и заключается осевая реальность, объединяющая между собой такие далекие явления, как Киевская Русь, Московское царство, романовская Россия или Советский Союз” [2, с. 16].
Все работы Л.Н. Гумилева представляют собой реальное развитие идей евразийства через синтез наук и попытку преодоления европоцентризма [3, с. 16]. Егоконцепция этногенеза и евразийской общности способна открыть путь к эволюции в качественно новый межнациональный союз народов. Что же касается народов Евразии, то, несмотря на большое разнообразие географических условий, объединение всегда оказывалось выгоднее разъединения [4].
Около двадцати лет назад в стенах МГУ им. М.В. Ломоносова 29 марта 1994 года Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с программным докладом «Евразийство: от диалога к взаимодействию». В Императорском зале исторического здания Московского университета на Моховой 11 марта 2014 года было запланировано проведение международной конференции, посвященной этому юбилею, с лекцией Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. С 1994 года календарь исторических дат отсчитывает многие вехи в эволюции евразийства.
Сегодня евразийская идея дает импульс для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, пересекаясь с евразийскими инициативами нашей страны. Эта инициатива будет способствовать тому, что сильные национальные государства смогут противостоять глобализму и участвовать в процессах истинной глобализации.
Что же стоит за столь великой идей евразийства, каковы исторические корни, какой народ, этнос стоял у истоков мировой цивилизации, какова роль степной культуры в этом развитии?
Величайшим и могучим степным этносом в истории степи были скифы. Его роль в истории и влияние на соседние народы и государства, к сожалению, не оценены историками как следует, считает костанайский историк А.А. Федотов. На основании имеющихся в нашем распоряжении археологических и исторических фактов, можно прийти к выводу, что скифы были уникальным народом, создавшим самобытную и высокоразвитую культуру в мире. Богатство сырьевой базы Скифии создавало возможность для совершенствования материальной культуры, развитый транспорт позволял широко пользоваться этими богатствами, а резкие колебания климата и постоянная опасность в условиях открытых пространств, стимулировали необходимость прогресса [5]. При этом Скифия, доступная своим влиянием со всех сторон, легко отдавала вовне плоды своего прогресса соседним народам.
Скифия была империя поистине континентального масштаба. Историк Ю.Д. Петухов писал, что «Скифская цивилизация занимала примерно территорию Советского союза в границах 1945 года» [6]. Она занимала территорию от Карпат на западе, до Волги на востоке, от Северного Дона на севере, до Крыма и Кавказа на юге. Такой масштаб и внутреннее единство народа, позволяет назвать государство созданное скифами - Империей. Цари Скифии контролировали Среднюю и Верхнюю Волгу, Дон, Приазовье, Северное Причерноморье, им подчинялась вся Азия и Северный Кавказ, Южная Сибирь и даже Тибет. Степняки прочно держали в своих руках Крым и все Средиземноморье. Данные археологии отчетливо свидетельствую о прохождении скифами всей Сибири вплоть до Тихого и Ледовитого океанов. Следы скифской культуры отмечены на Оби, Енисее, в Забайкалье и даже на Амуре. Находки изделий, выполненных в стиле скифского «звериного искусства», обнаружены в Чехии, Польше и даже Восточной Германии [7].
Скифы не просто осваивали степные пространства, они оставили после себя ярчайшие памятники материальной и духовной культуры. Скифы были умелыми градостроителями и гончарами, искусными кузнецами и хлебопашцами. Им не было равных по разведению породистого скота, скифам также принадлежал приоритет в разработке технологий производства бронзы и железа. Земледелие, скотоводство, металлургия бронзы и железа были в Скифии всегда на высоком уровне. Скифы первыми в мире изобрели и передали другим народам колесные средства передвижения, седло и боевую колесницу, плуг-сеялку, высокие металлургические «технологии», передовые навыки в обработки земли и ведении хозяйства. Скифы также изобрели шахматы, сталь, огниво, выделку сыромятных кож и юфти, составили один из древнейших в мире календарей.
Уникальность и самобытность скифской культуры, прежде всего, подчеркивает звериный стиль. Звериным стилем принято называть вид искусства, возникший в эпоху железа в культуре скифо-сарматских кочевников. Главной особенностью этого вида искусства является изображение обожествляемых животных, хищных зверей, птиц и фантастических существ. Самые лучшие изображения в зверином стиле основаны на любви к природе и восхищении повадками и движениями животных. Для создания предметов с подобными изображениями использовались все доступные тогда средства, но чаще всего это был камень или металл. Для изготовления наиболее ценных предметов использовалось золото, серебро и драгоценные камни [7].
Для их степного искусства были характерны изображения животных в разных позах и композициях; популярными были сцены терзания хищниками копытных животных. В сохранившихся изображениях чаще всего преобладает изображения лося в сочетании с хищниками, горного барана, изображение орлов и мифических грифонов. Из хищных животных можно выделить изображения волков и диких кошек, тигров, барсов, изредка встречаются львы. Из домашних животных изображались лошади в различных позах и дерущиеся петухи. Есть изображения и фантастиче ских животных: грифоны с оленьими рогами, собаки с кабаньими клыками, рогатые тигры и т.п.
Копытные животные (олень, дикий козёл) изображались с подогнутыми ногами, хищники кошачьей породы - свернувшими в кольцо. Травоядные животные часто изображались поверженными или преследуемые хищниками. Особенно интересны аппликации со вставками литого золота, меха или крашеного конского волоса, изображающие голову оленя, рогатого волка, петуха, горного козла, крылатого тигра.
По драматизму и силе совершенства эти композиции представляют собой вершину древнего искусства. Неслучайно древние греки переняли многое из этого искусства и стали расписывать похожими сюжетами свою посуду. Но греки были не единственными, в чьей культуре ярко прослеживается звериный стиль. Точно такой же стиль, можно наблюдать в Египте, Месопотамии, Передней Азии, Индии, Китае, Финикии, Греции и других древних культурах [7].
Еще в начале прошлого века, выдающим ученым М.И. Ростовцевым было доказано, что родиной звериного стиля была не Персия, Индия или какое-то другое государство, а степные просторы Евразии - Восточный Казахстан, Южный Урал и Алтай.
Речь идет, в том числе, и о цивилизации Аркаим периода бронзы III-II тыс. до н. э. Аркаим.
Аркаим находится на границе Челябинской Оренбургской областей, Башкирии Российской Федерации и Костанайской области Республики Казахстан. Он расположен к югу от реки Уй, занимает в основном водораздел рек Урал и Тобол. Возраст Аркаима составляет около 3600-3800 лет. Аркаим является частью «Страны городов» (вокруг Аркаима были обнаружены руины еще двадцати городов).
Слово «Аркаим» происходит от тюркского «арка», что означает «хребет», «спина», «основа». Ученые признали, что Аркаим является Родиной древних ариев. Аркаим был открыт летом 1987 года археологической экспедицией ЧелГУ под руководством доктора исторических наук, профессора Челябинского государственного университета Г.Б. Здановича.
Аркаимские постройки обладают удивительной особенностью - имеют сопряженные стены по кругу, овалу или прямоугольнику. По мнению астролога Павла Глобы, кольцевая структура Аркаима напоминает гигантский гороскоп (160 м диаметром), в котором четко выделены 12 знаков зодиака и 28 лунных стоянок (по числу дней). Выполнена эта ориентация по звездам предельно точно, с погрешностью одна сорокатрехтысячная полного круга. Такое уникальное построение города еще раз подтверждает, как считают ученые, его принадлежность к древней арийской культуре. В любом случае ясно, что строили Аркаим по строгому плану, ориентируя крепость по сторонам света и сводя все радиальные линии города в единый центр оборонительного кольца [8].
Вообще, ориентировка Аркаима по звездам настолько точна, что из всех древних сооружений с ним могут соперничать только египетские пирамиды. Как вычислили археологи, более четырех тысяч лет назад жители разом покинули город по неизвестной причине. И более того - сожгли его.
Это объясняет отсутствие на территории Аркаима каких-либо пригодных для обихода вещей и человеческих останков. Значит, люди ушли живыми и унесли все ценное с собой. По одной из версий ученых, это случилось из -за того, что взрыв греческого вулкана Санторин повлек за совой экологическую катастрофу, изменился климат части Земли, возникшие природные аномалии напугали жителей Аркаима и заставили их покинуть свой город.
Астроархеологи вычислили все необходимые параметры, свидетельствующие о схожести Аркаима со знаменитым Стоунхенджем. Оба этих загадочных памятника расположены примерно на одной географической широте, в центре чашеобразной долины с рельефным горизонтом, что позволяет сделать вполне определенный вывод: Аркаим служил древним людям обсерваторией [8].
Исходя из всего этого, Аркаим - это древняя пригоризонтная, или дневная астрономическая, обсерватория. Однако ведение астрономических наблюдений явно не единственная функция, которую выполняло поселение древних ариев в долине на востоке Уральских гор. Какими были остальные функции (а они, без всякого сомнения, были), еще предстоит выяснить ученым. Сейчас к изучению Аркаима подключились зарубежные специалисты из США, Голландии, Г ермании.
Согласно данным мониторинга Центра эмпирических исследований г.Костаная (1 квартал 2018 года), в сакральные карты Казахстана и Костанайской области включены многие древние памятники культуры и сакральные места, и мы можем увидеть насколько население региона знает о их существовании [9].
189
Согласно полученным данным, большинство населения региона знают о сакральных памятниках нашей области. Но указан ли в данном списке Аркаим? - А ведь мы с вами живем на священной земле древних ариев…
В качестве вывода к статье мы предлагаем обратить внимание уполномоченные органы власти на разрешение данного вопроса и включение Аркаима в сакральную карту Казахстана. Для этого необходимо провести научные исследования и археологические раскопки на территории Житикаринского и Денисовского районов Костанайской области.
Мы знаем, что в Денисовском районе, на территории Комаровского сельского округа, находится Первомайское поселение - единственный в Казахстане известный на сегодня памятник протогородской культуры древних индо-европейских племен на территории Казахстана, датируемый рубежом III - началом II тысячелетия до нашей эры. Первым, кто высказал предположение, что это большое древнее поселение, был Валерий Васильевич Мыльцев - учитель истории Комаровской средней школы. Виктор Николаевич Логвин, первым описавший этот уникальный памятник, дал ему название КазАрк - Казахстанский Аркаим. Памятник исследован в 1990 году. Это уникальный
190
город-крепость, город-храм, город-мастерская, город-обсерватория, исследование которого еще впереди и кто знает, какие тайны откроет нам этот загадочный город.
Культура «Страны городов» относится к одной из древнейших мировых цивилизаций. Евразийская территория «Страны городов» является зоной взаимодействия культур Запада и Востока. В Денисовском историко-краеведческом музее действует постоянная выставка по археологии, на которой экспонируются случайные находки с поверхности древнего Казахстанского Аркаима [10]. Сегодня не может идти речь о случайных находках - необходим системный научный подход к исследованию древнейшей культуры и истории Аркаима.
Литература
- Пащенко В. Я. Идеология евразийства. М., 2000.
- Дугин А. Г. Евразийская платформа// Независимая газета. 15 ноября 2000. С. 16.
- Ахраменко Л. П. Евразийские взгляды Л. Н. Гумилева и перспективы развития российского суперэтноса// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: “за” и “против”. М., 1995.
- Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 1992. С. 298.
- Елисеев А.В. Скифы. «Непобедимые и легендарные». - М.: Яуза, 2013. - 256 с.
- Петухов Ю.Д. Васильева Н.И. Евразийская империя Скифов. М: Вече, 2007, 400 с.
- Райс Т. Скифы: строители степных пирамид. - М.: Центрполиграф, 2003. - 209 с.
- Древний город Аркаим// http: // nemozhetb it.ru/52 -drevniy-gorod-arkai m. html.
- Результаты мониторинга Центра эмпирических исследований г.Костаная (1 квартал 2018 года).
- Казахстанский Аркаим – Аркаим-2// http://kst-museum.kz/sokralnye- mesta∕item∕16-kazakhstanskij-arkaim-arkaim-2.html.