Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой – значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.
Леворукость – это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.
Кроме генетической леворукости, существует еще патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая леворукость может возникнуть в результате «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания.
У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальные люди, но большинство музыкальных инструментов асимметричны. Методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.
У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку, и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая леворукого ребенка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.
Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают, как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстрастресса.
При обучении леворукие:
- больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь;
- для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие;
- для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.
Психолого-педагогические особенности леворуких младших школьников
К типичным психолого педагогическим особенностям, свойственным леворуким младшим школьникам, относят следующие:
- недостаточная зрительно двигательная координация, которая ведет к плохому почерку, ребенку тяжело срисовывать графические изображения;
- особенности пространственного восприятия: леворукие дети искаженно воспринимают формы и пропорции фигур, имеют плохую зрительную память;
- быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность на уроке и при выполнении домашних заданий;
- сложности в концентрации и переключении внимания;
- низкий уровень самоконтроля;
- конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);
- речевые нарушения: заикание часто встречается у леворуких детей;
- речь леворуких детей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией; она не обладает выстроенностью, для нее характерны запинки, лишние слова и звук, проглатывание окончаний;
- высокий уровень креативности, детские художественные произведения отличаются оригинальностью, присуща эстетическая впечатлительность;
- повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, раздражительность и обидчивость, повышенный уровень тревожности, пониженный эмоциональный фон (у леворуких детей почти всегда плохое настроение);
- леворуким детям присуща целостность натуры, открытость и внушаемость, способность тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и переходить в состояние гнева и ярости; часто они действуют по настроению;
- подверженность различным страхам (боязливость);
- сонливость.
Исследования психологов показывают, что восприятие музыки и музыкальное развитие праворуких и леворуких учеников отличается. Поэтому в музыкальном обучении леворуких детей необходимо учитывать их природные особенности и отводить особую роль выравниванию так называемых «инструментальных движений» области, за которую отвечает левое полушарие, вспомогательное у левшей.
Музыкальное обучение и развитие леворукого ребенка это определенная педагогическая проблема, не только потому, что у левшей особые способности. Леворукие дети адаптируются к школе труднее, чем остальные. Высокий уровень тревожности сочетается у них с возбудимостью и впечатлительностью. Данные исследователей говорят о том, что психическое здоровье левшей нуждается в усиленном внимании, также эти дети часто попадают в группу риска школьной дезадаптации, школьного стресса. Согласно когнитивной теории психологического стресса, он наступает в том случае, когда человек считает, что обстоятельства предъявляют ему слишком высокие, значительно превышающие его ресурсы, требования и ставят под угрозу его благополучие (Л. Первин, О. Джонс). Следовательно, от учителя требуется особый контроль за сохранением психологического здоровья и комфорта леворуких детей в процессе музыкального обучения. Леворукость не дефект, а особенность. Вместе с тем, в исследовании мы приводим мнение П.Я. Гальперина, который считал, что один и тот же физический дефект или преимущество могут поразному отразиться на развитии и даже судьбе ребенка в зависимости от того, как они будут учтены, использованы или преодолены в обучении, а главное какое отношение будет сформирована у самого ребенка к его природной особенности. То, что пишет ученый о дефектах и преимуществах, можно отнести и к обучению и воспитанию леворуких детей.
Данные исследователей говорят о том, что для левшей больше подходит деятельность нерегламентированная, требующая проявления инициативы и интуиции. Художественное образование может помочь леворуким детям ярко развить их лучшие личностные качества. Поэтому для успешного музыкального обучения детей этой группы должны быть продуманы методические рекомендации, репертуар и последовательность прохождения индивидуальной программы. Так, в скрипичной педагогике Л. Ауэр и П.С. Столярский широко использовали репертуарные «скачки», которые были хорошо подготовлены и тщательно продуманы. Однако Б.А. Струве осуждал форсированное прохождение программы. Руководство темпом изучения инструментального репертуара и музыкального развития ученика должно осуществляться на основе природных данных ребенка, что особенно актуально в отношении леворуких учащихся.
В современном мире вместе с показателями по скрытой леворукости насчитывается до 20% леворуких детей, и это дает основание изучить вопрос о соответствии содержания музыкально-педагогического процесса и возможностей этих обучающихся. Исследователи вопроса леворукости говорят о том, что среди левшей часто встречаются художественно и артистически одаренные личности. Поэтому в музыкальном образовании должны быть созданы комфортные условия для обучения левшей музыке с учетом их природы, учтены рекомендации по музыкальному развитию левшей, которые способствуют сохранению контингента этих детей в музыкальном образовании и позволяют им полнее раскрывать художественные и артистические способности. К сожалению, современный образовательный процесс по прежнему ориентирован на праворукое большинство и не учитывает специфику обучения левшей, являющееся следствием их особого анатомического строения мозга и влияющее на восприятие эмоциональных стимулов, развитие способностей, вербальную и невербальную системы жизнедеятельности.
Важнейшей предпосылкой эффективного обучения леворуких детей является их своевременное выявление из общего количества учащихся, что позволит индивидуализировать обучение. Следует учитывать, что одни и те же условия музыкального развития для праворуких и леворуких детей приводят к разным результатам. Специфика познавательных процессов у праворуких и леворуких детей требует дифференциации и особого подхода, что должно включать в себя создание благоприятных гигиенических условий труда для левшей, учет их психофизиологических особенностей.
Дифференциация и индивидуализация рекомендаций по музыкальному развитию леворуких детей позволяет легче преодолеть трудности обучения, полнее развить исполнительские и творческие способности, повысить коммуникабельность, самореализоваться и самоутвердиться не только в коллективе школы, но и шире – в праворуком социуме.
Эффективность музыкального развития леворукого ребенка зависит от соблюдения следующих педагогических условий: а) срок начала обучения музыке на год позже или на год раньше по сравнению с общеобразовательной школой; б) выбор инструмента с учетом, что леворуким детям легче учиться на щипковых инструментах, труднее на струнно-смычковых; в) педагогическая профилактика отказа леворуких детей от занятий музыкой из-за трудной адаптации к обучению; г) организация учебного процесса с точки зрения природосообразности, педагогической целесообразности и психологической комфортности. Особое значение в работе с левшами приобретает закрепление полученных знаний, базирующееся на цикличности обучения, развитии самоконтроля и творческой деятельности: в особенности субъективной интерпретации и сочинении музыки, участия в концертах и т.д.
Основные этапы музыкального развития левшей: I этап подготовительный (диагностический), II этап (6-9 лет) начальный (адаптационный); III этап (10-12 лет) средний (критический); IV этап (1314 лет) этап практической реализации накопленных инструментальных навыков; V этап завершающий (констатация успешности обучения). Динамика музыкального развития левшей характеризуется замедленным процессом накопления учебной информации на II и III этапах и активизацией музыкального развития на IV и V этапах. Последовательность и полнота прохождения всех названных этапов обязательна: на каждый следующий этап возможен переход, лишь после реализации задач предыдущего.
Методические рекомендации по музыкальному развитию левшей предполагают: поэтапное обучение, подбор доступного педагогического репертуара, содержащего минимум смешанных штрихов и разнородных движений, опору на воспитание внутреннего музыкального слуха, развитие представлений о звучании инструмента; занятия в ансамблях как компенсаторную, непроизвольно-подражательную форму развития инструментальной техники и, вместе с тем, как важнейшее средство щадящей адаптации к социуму, ориентированному на праворукость.
В действительности практически весь инструментальный репертуар написан для праворуких исполнителей, а в процессе исполнения ведущая роль принадлежит правой руке. Писать, рисовать и даже сочинять музыку леворукий ребенок может при помощи ведущей руки, но в музыкально-исполнительской практике левше приходится приспосабливаться к несвойственной для него нагрузке. Поэтому требуется разработка специальных рекомендаций для эффективного обучения леворуких детей игре на музыкальных инструментах.
- В начале обучения важно узнать, какая сторона тела ученика является ведущей. Делать это надо очень тактично, не обязательно об этом спрашивать прямо, так как многие родители относятся к подобным вопросам крайне настороженно, видя в левшевстве ущербность. Определить левшевство можно через определенные задания. Например, через запись нот, прохлопывание мелодии, разнообразные игры. Манера держать ручку также может подсказать учителю, что перед ним ученик со скрытым или явным левшевством.
- С первого класса леворуким ученикам надо рассказывать об оркестрах, знаменитых исполнителях, поощрять посещение концертов классической музыки, театров, художественных выставок. Надо помнить, что у многих левшей природой ярко выражено стремление ко всему прекрасному и благодаря этому свойству они готовы преодолевать многие препятствия. Эту особенность левшей надо не только использовать, если она есть, но и активно развивать, потому что область искусства для леворуких людей является наиболее благоприятной сферой деятельности.
- Творческий подход в освоении инструмента главный стимул обучения левшей. Подбор мелодии, сочинение музыки как для скрипки-соло, так и для ансамбля с аккомпанементом все это помогает реализовать леворуким детям внутреннюю потребность личного творчества.
- Леворукие дети более ранимы, чем остальные ученики. Левшам нельзя напоминать о том, что у них что-то не получается по причине их леворукости. На уроке с ними надо стараться вообще не затрагивать тему леворукости хотя бы до подросткового возраста, а если у ребенка скрытое левшевство, то можно не говорить с ним об этом вообще.
- С первого урока левше надо давать знания в законченном объеме, формируя у него целостное представление о конечном варианте исполнения музыки: объяснять, какого качества должен быть профессиональный звук, как бегло могут работать пальцы левой руки, как получается вибрация. Это нужно для того, чтобы последующие, более подробные объяснения казались леворукому ученику повторением уже известного ему материала. Часто леворукие дети боятся всего нового, так как они не уверены в себе и чувствуют, что могут не справиться с поставленной задачей. При повторении материала ребёнок сам будет подстраивать свои движения под сформированное в его сознании представление о требуемом звучании инструмента.
- Важно с первых уроков показать ученику, как может звучать его инструмент, каким способом извлекаются звуки из его скрипки. Бывает так, что учитель на уроке показывает, как должна звучать музыка, которую учит ребенок, на своей профессиональной скрипке, в то время как ученик играет на фабричной "четвертушке" или "восьмушке". Профессиональная целая скрипка звучит намного лучше, чем детские фабричные инструменты. Дети, сравнивая звук своей скрипки с тем, что они слышали, расстраиваются, полагая, что это они виноваты в том, что не могут извлечь такой же красивый звук. Леворуким ученикам нужно играть на их инструменте, рассказывать о способах звукоизвлечения, принципах игры на инструменте, который имеется у ребенка. Необходимо показывать звуковые и технические приемы, которые предстоит освоить ученику, на его собственной скрипке.
- Пальцевые движения (пальцевая моторика) у левшей вырабатываются через представление о звуке, а не через обьяснение, каким это движение должно быть. Все инструменты созданы для правшей, и левши, согласно своей природе, должны выполнять все движения наоборот. Сенсорная координация самая сложная область исполнительской техники без которой трудно в дальнейшем рассчитывать на хороший результат. Ученик-левша выравнивает игровое движение только подключив образное мышление: думая о продолжительности фразы, качестве звука, красочности и образности исполнения. Говорить ученику только о ровном счете и точном выполнении полярных динамических оттенков значит тормозить его пальцевую технику.
- Несмотря на то, что со стороны кажется, что ведущая рука на скрипке левая, ведущей рукой, которая организует игровые движения, является правая. Правая рука, как дирижер, управляет музыкальным процессом. Насколько правшам неудобно работать левой рукой, настолько левшам неудобно держать смычок в правой. Им трудно чувствовать трость, контролировать на ней пальцы, управлять смычком. Так как все движения у нас связаны, пальцы левой руки у детей-левшей делаются неуправляемыми на первом этапе из-за новых ощущений в правой руке. Леворукие ученики позже других детей начинают контролировать пальцевые ощущения одновременно в двух руках.
- Процесс контроля пальцевых движений в руках торопить нельзя, иначе ребёнок будет нервничать. Надо изначально рассчитывать, что левши долго вырабатывают управляемость пальцев. Поэтому строить индивидуальный план освоения инструмента надо исходя из этих реальностей.
- Владение кистями рук при игре на скрипке является одним из самых сложных элементов в обучении левшей. Ученики очень долго не могут почувствовать нужную форму кистей, часто их "склеивают" с предплечьем, после чего кисти делаются неуправляемыми. Как и с пальцевыми ощущениями, здесь помогает время и задания, основанные на воображении ребёнка. Например, можно попросить ученика представить, что у него на ладони цыпленок, можно попросить показать, как вкручивается лампа в патрон, и т.д.
- Свобода кистей рук в должной степени может вообще не появиться у левшей. Ученики-левши, которые не стремятся продолжить музыкальное образование, мало работают над тем, чтобы свобода кистей, выработанная на уроке, превратилась в устойчивый навык. Это, наверное, связано с тем, что они не могут по-настоящему ощутить, что такое свободные кисти рук при игре на инструментах, созданных для праворуких исполнителей. Однако очень часто даже таким ученикам удается извлекать качественный, выразительный звук. У левшей из-за понимания того, что они не полностью владеют своими руками на инструменте, хорошо развивается внутренний слух и контроль за качеством звука, в то время как ученики с лучшей координацией могут играть с различными призвуками по причине невнимательности.
- Леворуких учеников нельзя торопить по программе в младших и средних классах, иногда даже и в старших классах педагоги вынуждены давать заниженную программу по специальности. Лучше дать ребенку произведения меньшей сложности и предотвратить его уход из музыкального образования из-за непосильной для него нагрузки.
- Леворуких детей целесообразнее учить игре, исходя из профессиональных исполнительских приемов, для того, чтобы впоследствии не переучивать. Для левшей переучивание ведет к потере ориентиров в игровых навыках, поэтому для них очень важно изначальное получение знаний в том виде, в котором они будут использовать их в старших классах. Осанка скрипача, прикосновение к инструменту, форма пальцев обеих рук, распределение смычка, качество звука все должно быть подчинено задаче исполнительского роста музыканта.
- Часто можно видеть, как ученик с хорошими музыкальными данными в среднем классе примитивно распределяет смычок, играет с редкой и зажатой вибрацией. В выпускном классе учителя отмечают, что этот ребенок стал серьезно заниматься только в последний год, и показать полностью свои исполнительские возможности он уже не успеет. А ведь это ошибка педагога, который поздно стал заниматься с учеником распределением смычка и вибрацией. Леворукому ученику справиться с такой ситуацией еще сложнее: ему трудно подстроить тело под новые движения. Например: сначала играть всем смычком или его половиной, а потом маленьким и у колодочки одинаковый нотный текст.
- Леворуких учеников надо сразу учить грамотным скрипичным навыкам, чтобы впоследствии им не надо было переучиваться, так как подобное переучивание для них может обернуться стрессом.
- Леворукие ученики хорошо перенимают скрипичную технику, играя в ансамбле. В ансамбле все партии дети играют одними штрихами и одной аппликатурой. Играя в группе детей, левша лучше запоминает направление смычка в разных штрихах, лучше осваивает позиции. Уровень сложности в партиях по ансамблю разный. Это помогает леворуким ученикам быть в коллективе сверстников и знакомых ему скрипачей даже в том случае, когда они отстают по специальности.
- На протяжении всего времени обучения должен быть тесный контакт учителя с родителями леворуких учеников. Многие леворукие дети скрытны даже при внешней болтливости. Они не торопятся рассказать о своих бедах и проблемах. Часто только их родители могут прояснить причины возникновения негативных ситуаций в учебном процессе. Родители леворуких учеников знают, что дети у них нестандартные и готовы во всем помогать учителям.
- В методиках преподавания музыки ссылок на леворуких детей практически нет. Между тем, оказалось, что между обучением леворукого ребенка письму и обучением музыке много общего, в частности, общими являются дидактические основы. Левши мыслят преимущественно образами, вникают в проблему мгновенно, а не изучают ее последовательно и постепенно. Это приводит к трудностям в обучении письму и чтению. В связи с этим разработаны специальные прописи для левшей, которые облегчают им тренировку пространственно-зрительного восприятия (М.М. Безруких). Обучение музыке это тоже особая система освоения графических знаков и движений, передающих художественный смысл звуков.
Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:
- выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;
- выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;
- руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
- пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;
- сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.
По итогам нашего исследования был выделен перечень рекомендаций для работы с леворукими детьми.
Вот некоторые из них:
- самое главное: не проявляйте свое негативное отношение к леворукости ребенка;
- во время занятий леворуких детей рекомендуется садить слева за столом, чтобы ребенок не мешал соседу, тем самым не чувствовал себя неуверенно и некомфортно;
- левшам при заучивании материала нельзя повторять его про себя автоматически, необходимо использовать специальные техники, особенно эффективен ассоциативный способ;
- во время продуктивной работы желательно использование специальной продукции для леворуких (например, ножниц, ручек);
- организовать ребенку рациональный режим дня, без перегрузок, так как леворукие дети, как правило, возбудимы, быстро утомляются;
- выполнять специальные упражнения, игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
- начинать и заканчивать занятия нужно такими заданиями, с которыми дети легко справляются;
- активно использовать игры и упражнения, направленные на взаимодействие полушарий.
Родители левшей задают один и тот же вопрос: «Нельзя ли их ребёнку держать скрипку правой рукой, а смычком водить левой?» Нет, нельзя. Переставив струны, подставку, подгрифок, подбородник, душку, мы не сможем изменить посадку концертмейстера, оркестра и, тем более акустику залов, в которых придётся играть ученику. Среди знаменитых музыкантовлевшей и В.А. Моцарт, и Р. Шуман, и С. Рахманинов, и С. Прокофьев, и даже Н. Паганини были левшами.
ЛИТЕРАТУРА
- Безруких М. М. Леворукий ребёнок. М., 2001.
- Безруких М. М., Ефимова С. П. Почему учиться трудно. – М., 2002.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. М., 2001.
- Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.
- Безруких М. М. Леворукий ребёнок. М., 2004. С. 18-48.