Вопрос о том, как формировать квалифицированного читателя, волнует не одно поколение учителей-словесников. Квалифицированный читатель, по нашему мнению, должен иметь определенный читательский опыт, быть ознакомлен с образцами художественных произведений и текстами, сопровождающими литературный процесс (критическими, научными, публицистическими), знать, как сконструировано литературное произведение и литературный процесс, обладать системой умений, позволяющей расширять опыт чтения, анализа, текстопорождения.
Следует отметить, что род произведения во многом определяет содержание урока. То же самое можно сказать о жанре, языке, проблематике изучаемого текста. Но, на наш взгляд, результат образования по предмету «Литература» будет зависеть, прежде всего, от того, удалось ли сформировать у учащихся особые способы читательской деятельности. Мы исходим из того, что чтение и анализ не меняют своей актуальности с течением времени, не зависят от особенностей читательского восприятия и читательской культуры и воплощают ту открытую систему необходимых культурному читателю знаний и умений, которая позволит ученику продолжать свое литературное образование, расширить свой читательский и сочинительский опыт.
При использовании технологии организации читательской деятельности при моделировании изучения публицистической темы мы обращаемся к уроку литературы с технологической точки зрения. Технологический подход предполагает, по мнению Н.Л. Смирновой, работу с заданным результатом, а также осознание процедуры достижения поставленной цели. Читательскую деятельность мы будем рассматривать в ее отношении к публицистическому тексту. По способу взаимодействия с текстом можно выделить три типа читательской деятельности: чтение образца, анализ образца, текстопорождение по образцу.
Несмотря на уникальность каждого акта читательской деятельности, он строится по определенному алгоритму действий. Во время собственно чтения происходит воссоздание вымышленного универсума, конструкция которого проясняется последующим анализом.
Опираясь на исследования Н.Л.
Смирновой, мы попытались описать технологию цикла чтения публицистического текста по образцу:
Претекстовая работа – подготовка к чтению/слушанию: просмотр текста – первичное обдумывание содержательности внешней формы попытка осознать ассоциации или их отсутствие, фиксирование читательских ожиданий (Давайте проверим наши читательские ожидания… Попробуем воссоздать историческую эпоху периода Февральской и Октябрьской революций 1917 г…)
Чтение/слушание текста: собственно чтение вслух или про себя, воображение вымышленного универсума, усилия при задержании в памяти воссоздаваемого мира, переживание и осмысление представляемого мира – осознание непонятного, особенно взволновавшего, на что хотелось бы обратить внимание других читателей.
Послетекстоая работа – обмен читательскими впечатлениями, осознание впечатлений, соотнесение читательских впечатлений с ожиданиями и предыдущим читательским опытом, выражение чувств и мыслей, вызванных прочитанным текстом, в определенном жанре устной или письменной речи (Мы прочитали цикл статей М. Горького. поделитесь своими размышлениями: они определят наше дальнейшее обсуждение… Во время обмена информацией были высказаны различные мнения – они определят дальнейшее исследование. Мы найдем ответы на вопросы, которые помогут нам сделать выводы о том, против чего направлен пафос цикла «Несвоевременные мысли», раскрыть сущность представлений Горького о революции, культуре, личности, народе, покажем отношение писателя к русской жизни 1917-1918 г.).
Цикл тестопорождения по образцу – это воспроизведение образца, его формы и содержания.
Приступая к проведению цикла уроков по изучению публицистического произведения, учитель должен иметь четкое представление о знаниях и культурном опыте учащихся. Наилучшим способом сбора информации считаем наблюдение и предварительное анкетирование учащихся. Вот примерный образец входной (и итоговой – чтобы выявить результат обучения) анкеты:
Приходилось ли тебе читать публицистические произведения? Попробуй вспомнить их названия и авторов.
Знаком ли тебе термин «род литературы»? Какие тебе известны роды литературы?
Каких произведений читал больше – эпических, лирических или драматических?
Что такое «публицистика»? К какому роду относятся публицистические произведения?
Определи, какой отрывок относится к публицистическому тексту. Как ты об этом догадался? (дается ряд отрывков из художественных текстов)
Попробуй назвать отличия публицистического произведения от лирического и драматического (по форме и содержанию).
Какие публицистические жанры ты знаешь?
Любишь ли читать публицистические произведения? Что у тебя вызывает трудности при чтении публицистического произведения?
С чем ассоциируется у тебя слово
«публицист», «публицистика»? Имеют ли эти понятия отношение к СМИ?
Выработка на уроках чтения и анализа публицистического произведения способов деятельности талантливого читателя, стратегии его поведения как цель нашей технологии предполагает алгоритмизацию исполнительских действий учебного чтения и учебного анализа.
На основании действий, составляющих цикл чтения, выделим три этапа уроков чтения публицистического произведения.
Этап подготовки к чтению (слушанию) текста
Содержание этапа: просмотр текста – первичное обдумывание содержательности внешней формы драмы – попытка осознать ассоциации или их отсутствие, зафиксировать читательские ожидания.
Методика этапа – организация опроса в устной и/или письменной форме (анкетирование) с помощью вопросов, направленных на:
а) рассмотрение и первичное осмысление внешней формы публицистического текста. Выделение неизвестного, осознание необходимости введения нового понятия: Как устроен текст? Почему так необычно устроен текст?
б) осознание ассоциаций, читательских ожиданий: знакомо ли вам имя автора произведения? какие произведения этого автора вы читали? Перечитайте название, подзаголовок и т.д., какие читательские ожидания у вас возникают? Приходилось ли вам слышать отзывы об этом произведении или о других произведениях этого автора? Как внешняя форма определяет ваш настрой на чтение? Каким, по вашему мнению, должен быть пафос (тон, содержание) произведения?
Этап чтения (слушания) публицистического текста
Содержание этапа: чтение публицистического произведения вслух или про себя, воображение вымышленного универсума, усилия по задержанию в памяти воссоздаваемого мира, переживание и осмысление представляемого мира – выделение непонятного, особенно взволновавшего, удивившего, того, на что хотелось бы обратить внимание других читателей, к чему хотелось бы вернуться, чтобы поразмыслить, еще раз пережить.
Методика этапа:
- организация различных видов чтения: выразительное (осмысленное) чтение наизусть, по книге, про себя, переход от слушания к чтению про себя (прервать учительское чтение на самом интересном месте, после провести викторину «Кто внимательнее прочитал текст»), слушание художественного текста, читаемого учителем, учеником, группой учеников; чтение с видеорядом.
- графическая разметка текста: Отметьте карандашом ключевые моменты, фразы, слова, непонятное (особенно взволновавшего, удивившего, того, на что хотелось бы обратить внимание других читателей, к чему хотелось бы вернуться, чтобы поразмыслить).
Этап обмена читательскими впечатлениями
Содержание этапа: осознание впечатлений, соотнесение читательских впечатлений с ожиданиями и предыдущим читательским опытом, выражение чувств и мыслей, вызванных прочитанным текстом, в определенном жанре устной и/или письменной речь.
Методика этапа: проведение опроса устного /письменного, фронтального/ индивидуального в формах анкетирования, беседы (свободной или по предложенным вопросам), интервью, сочинения, минирецензии, отзыва, аннотации.
Вопросы могут содержать опорные конструкции для ответа:
Захватило ли тебя произведение? Что ты чувствовал. О чем думал во время чтения? Какое впечатление произвел на тебя текст, почему?
Какие моменты запомнились? Были особенно напряженными?
Какие слова персонажей были тебе непонятны?
Какие повторы, совпадения в событиях, ситуациях ты заметил?
Тебе удалось предугадать ход событий?
Почему так названо произведение? Какой художественный смысл имеет его подзаголовок?
О чем это произведение? К каким проблемам обращается автор?
Оправдались ли твои читательские ожидания?
Содержание домашнего задания должно соответствовать логике читательской деятельности. Это может быть письменный/устный ответ на вопрос о читательских ожиданиях или впечатлениях, отзыв/ рецензия. Собственно чтение или окончание чтения, индивидуальное задание, направленное на работу с дополнительной учебной, научной, справочной ли критической литературой. Кроме того, домашнее задание может носить характер контрольной работы: Составьте таблицу с примерами «Язык публицистического произведения». Сильным ученикам предлагается незнакомый текст или свободный выбор, остальным – работа по изучаемой в классе теме.
Методическая модель уроков учебного чтения публицистики будет выглядеть, на наш взгляд таким образом:
Примерные темы уроков: «Что же такое публицистика», «Цикл М. Горького … мои читательские впечатления», «Приглашает газета «Новая жизнь»: давайте прочитаем и проанализируем в ней статьи М. Горького».
Цель: смоделировать на материале конкретного публицистического произведения цикл читательской деятельности (тем самым способствовать расширению у учащихся опыта чтения публицистических произведений, способствовать деятельностному формированию знаний и умений, необходимых для самостоятельного чтения публицистики).
Обучающие задачи Формируемые знания
- Познакомить уч-ся с видами читательской работы и ее алгоритмом.
- Актуализировать и расширить знания учащихся о жизненном и творческом пути писателя, познакомить с историей создания изучаемого произведения.
- Познакомить с текстом произведения.
- Обобщить представления учащихся о публицистике: познакомить с определением; соотнести понятия «литература» - «публицистика» «СМИ»; «писатель» - «публицист».
- Дать элементарные сведения о происхождении публицистики и публицистических жанров.
- Познакомить учащихся с особенностями речевой организации публицистики.
Формируемые умения
- Обучить приемам подготовительной (претекстовой) читательской работы: выявлять особенности публицистического стиля, фиксировать их; осознавать читательские ожидания и ассоциации, обусловленные читательским опытом; фиксировать отсутствие ассоциаций.
- Формировать различные виды осмысленного чтения публицистического текста (подготовленного / неподготовленного, наизусть / по книге, с видеорядом и т. д.)
- Обучить приемам послетекстовой читательской работы: осознавать первичные читательские впечатления; соотносить читательские впечатления с ожиданиями, с читательским и культурным опытом; выражать свое читательское восприятие публицистического произведения и его понимание в чтении и в собственном слове (устном/письменном).
Развивающие задачи
- Развивать коммуникативные навыки уч-ся во всех видах речевой деятельности:
- чтение через организацию разных видов чтения; письмо через организацию разных видов чтения, а также запись определений теоретических понятий и работу со словарями;
- говорение через развитие умения переводить в речевой план свои читательские ожидания и впечатления, представлять в монологическом ответе результаты наблюдений за внешней формой произведения;
- слушание через организацию обучения в режиме полилога – организацию целенаправленного восприятия текста и ответов учащихся;
- чтение, говорение, письмо через обучение работе со словарями, подбор синонимов, знакомство с терминами и этимологией рассматриваемых понятий.
- Развивать воссоздающее воображение и память уч-ся через опыт моделирования представленной в тексте реальности (учим во время чтения контролировать воображение), обогащение ассоциаций учся.
- Развивать эмоциональную сферу учащихся через чтение и обмен впечатлениями от прочитанного.
- Развивать абстрактное мышление через анализ читательских впечатлений, деятельностное усвоение теоретических понятий, различные виды систематизации и обобщения (классификацию, установление логико-генетических связей, сравнение).
Лейдерман Н.Л. в своих методических работах высказывает мысль, что формирование культурного читателя должно вестись в аспекте двух интриг: читательской (явной) и литературной (скрытой). Этот принцип означает совмещение в содержании и технологии урока проблемнотематического и литературоведческого способов организации материала. Отсюда формы и типы уроков могут быть следующими: традиционная: беседа с элементами выразительного чтения; подготовительная беседа с элементами неподготовленного чтения вслух по ролям; беседа-обмен впечатлениями на основе самостоятельно прочитанного (дочитанного) текста;
- нетрадиционная: урок по типу журналистского расследования; урок – заочное посещение редакции публицистического издания;
- смешанная: урок по типу журналистского расследования с элементами традиционной беседы и выразительного чтения.
Школьный анализ, в отличие от литературоведческого, носит не только познавательный, но и обучающий характер. Учебный анализ произведения будет отличаться от профессионального объемом, уровнем научной актуальности и новизны, а также игровой научностью исследовательской работы. Тем не менее его организация должна соответствовать современному уровню литературоведческой и педагогической наук, базироваться на современных методиках исследования художественного текста и современной теории учебной деятельности. Рассмотрим методическую модель уроков учебного анализа драмы.
В формулировке темы уроков анализа мы стараемся отразить цель урока как ведущую учебную задачу. Тема урока всегда отвечает на один из вопросов: о чем урок, какова основная проблема урока, какова идея урока:
- Революционный террор на страницах «Несвоевременных мыслей»: каково отношение писателя к этому явлению?
- М. Горький как «свидетель обвинения» (по циклу «Несвоевременные мысли»).
- Проблема культуры и революции в «Несвоевременных мыслях»:
- некоторые большевистские газеты обвиняли автора «Несвоевременных мыслей» в измене пролетариату – так ли это?
- Современны ли сегодня «несвоевременные мысли» Горького?
- Что вы принимаете и что не принимаете в Горьком – авторе «Несвоевременных мыслей»?
Цель уроков: смоделировать на материале конкретного публицистического произведения цикл учебного анализа с перечитыванием (тем самым способствовать более глубокому постижению текста произведения, формированию у учащихся знаний об устройстве публицистического текста и способах его анализа, формированию практического умения анализировать публицистический текст).
Обучающие задачи Формируемые знания
- Познакомить с содержанием произведения, спецификой ее внешней и внутренней формы, углубив знания учащихся о художественной системе публицистического произведения:
- слово автора (различные виды субъектного и внесубъектного способов выражения авторской позиции);
- монологическая и диалогическая структура публицистического текста: монолог (мысли вслух) скрытые диалоги, диалог с самим собой, диалог взглядов, точек зрения на один объект;
- дать общее представление об основных публицистических жанрах – статья, очерк, дневник, эпистолярные жанры, инвектива;
- Познакомить со средствами создания образа мира в публицистическом произведении.
Формируемые умения
1) Обучить умению выявлять и анализировать проблемы и структуру публицистического произведения.
3) Научить выявлять характерные черты публицистического стиля писателя.
2) Научить делать выводы об устройстве публицистического произведения как особого вида словесного искусства.
- Научить выявлять и характеризовать авторскую позицию.
- Научить делать общие выводы, опираясь на проведенное исследование сюжетной структуры, о тематике, проблематике, идейном пафосе произведения, отмечать взаимосвязь в содержании конкретно-исторического и вечного, национального и общечеловеческого, характеризовать степень актуальности произведения для современного читателя;
- Научить соотносить высказывания литературоведов (критиков, других читателей) с художественным текстом, выражать свое понимание, согласие/несогласие, опираясь на проведенный анализ.
Развивающие задачи уроков анализа
- Развивать коммуникативные навыки учащихся во всех видах речевой деятельности:
просмотровое чтение через выборку цитат;
выразительность (осмысленность) чтения через организацию перечитывания, в т.ч. выборочного;
- письмо через проведение экспрессдиктанта (если запланирован контроль), перечитывание;
- говорение через создание условий для монологических ответов учащихся – представление результатов самостоятельного исследования публицистического текста, осознание и выражение сдвигов в читательском восприятии после анализа и перечитывания;
- слушание через организацию совместного обсуждения результатов исследования;
- Развивать воссоздающее воображение и память учащихся через опыт моделирования ими в сознании или в виде оценок представленной в тексте реальности.
- Развивать абстрактное мышление и память через различные виды обобщения и систематизации учебного материала (классификацию, установление логикогенетических связей, причинно следственных связей, сравнение), повторение теоретических понятий и терминов, организацию исследования художественного текста, осмысление спорных, противоречивых мнений.
- Развивать восприятие через эксперимент с художественной формой, осмысление спорных, противоречивых мнений критиков, литературоведов, других читателей.
Формы и типы уроков могут быть следующими:
традиционная: разные виды беседы на основе фронтального и/ или дифференцированного исследования нетрадиционная: заседание научноисследовательской лаборатории;
-смешанная: беседа с элементами семинарского занятия на основе домашней самостоятельной исследовательской работы по предложенным вопросам и заданиям. Читательская интрига урока будет состоять в движении от первичного читательского восприятия, предположений, противоречивых мнений и проблемных вопросов к постижению авторской концепции мира и человека.
Литературоведческая интрига, в свою очередь, может заключаться в поиске ответов на проблемные вопросы и ведется в логике литературоведческого исследования.
Эта интрига дает уроку научную основу и позволяет решать его обучающие задачи. Вопросы и задания на уроке будут выступать как средство учебного моделирования читательской деятельности. Они должны быть адекватны действиям, совершаемым талантливым читателем во время чтения, анализа или текстопорождения, и должны включать понятия, характеризующие этапы читательской деятельности. Организация учебного исследования должна быть четко спланирована и представлена в форме системы вопросов и заданий, представляющий собой исследовательский алгоритм. Так при изучении цикла М. Горького «Несвоевременные мысли» на уроке может быть реализован следующий исследовательский алгоритм:
- Для правильного понимания ситуации и характера писателя необходимо знание его предыстории. Раскройте сущность представлений М. Горького о революции, культуре, личности, народе, покажите отношение писателя к русской жизни 1917-1918 г. Какие события переживает Горький? Как вы об этом узнали? Перечитайте статьи от 18.05.1917; 18-19.11.1917; 18.05.1918; 26.05.1918; 06.06.1918. Что в них примечательно? О чем они свидетельствуют? Какие мысли и чувства выражают? Какую роль играет автор в развитии революционных событий?
- Что хочет и ждет Горький от революции? Каково отношение Горького к революции? В чем состоят расхождения писателя с Лениным?
- Прочитайте и охарактеризуйте события Февральской и Октябрьской революций?
- В какой газете были опубликованы «Несвоевременные мысли», сколько просуществовала газета?
- Если исследование предполагает серию однотипных заданий, распределенных между группами учеников, то указывается место задания в системе подобных, обозначаются исследовательские шаги и вопросы-выводы (частные и более общие). Проанализируйте отношение писателей к Февральской и Октябрьской революции. Сделайте вывод в тетрадях о причинах неприятия писателями новой власти (Октябрьского переворота).
- Предложены тезисы, их нужно доказать или опровергнуть (шаги анализа могут быть названы, если требуется применить знакомые действия или если необходимое исследование на уроке проведено, а предложенный тезис является лишь возможным выводом).
Учебные задания по типу алгоритмов позволяют организовать самостоятельное решение учащимися сложных аналитических задач, кроме того, учащиеся накапливают опыт наблюдения за художественным материалом, при этом у них формируются прочные знания о художественной системе произведения, развиваются исследовательские способности. Таким образом, система вопросов и заданий, выстроенная в логике читательской деятельности, является главным средством постановки учащихся в позицию действователя не только на уроке, но и во время самостоятельной работы с книгой. Через действия усваиваются не только сами способы действий, но и знания. Например, теоретические знания как предмет учебной деятельности усваиваются посредством исследовательсковоспроизводящих действий, направленных на содержательное обобщение. Например, сопоставьте взгляды писателей А. Куприна, И. Бунина, М. Горького, А. Блока и подготовьте сообщение, отвечая на вопросы: как приняли Февральскую и Октябрьскую революции писатели, каковы причины неприятия революции?
Методологические основы и теоретические принципы изучения публицистической темы являются, прежде всего, руководством учителю в организации учебного процесса: в выстраивании внутренней логики изучения данной темы, в выборе путей анализа. Следует отметить, что технологию учебного анализа необходимо выдерживать в логике цикла научного познания (наблюдение – проблемный вопрос – выдвижение гипотезы – (тезис) – поиск доказательств – вывод: подтверждение гипотезы либо опровержение и выдвижение новой гипотезы), и весь арсенал принципов, форм, методов, приемов и средств обучения направить на постановку ученика в позицию действующего субъекта учебного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
- Савельева В. В. Учебный предмет «Русская литература» / В.В. Савельева, Т.П. Чаплышкина, Г.З. Шашкина // Государственные общеобразовательные стандарты среднего общего образования республики Казахстан. Алматы,2002.68 с.
- Лейдерман Н. Л. Горький в школе: новое прочтение: метод. пособие для учителя / Н.Л. Лейдерман, А.М. Сапир. – М.: ВАКО, 2005. 304 с.
- 3..Горький М. Несвоевременные мысли /М. Горький.М.: Современник, 1991
- Смирнова И.Л. Моделирование читательской деятельности (на материале драматургии) / И.Л. Смирнова. Екатеринбург: УРГТУ – УПИ, 2007.201 с.