Известно, что к числу замалчиваемых общественностью проблем относится проявление новых форм репродуктивно-матримониального поведения женщин, нередко завершающегося внебрачной рождаемостью, которая не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами имеет тенденцию к распространению. Сложившийся репродуктивно-матримониальный стереотип напрямую связан с социальными, культурными, экономическими, политическими реалиями, в том числе состоянием и наличием у женщин проблем при реализации репродуктивных прав. Поэтому оценка ситуации либо благоприятной, либо проблемной при реализации имеющихся потребностей в детях, может напрямую отразиться на конечных результатах репродуктивного поведения. Возрастание доли младенцев, рожденных матерями вне юридически оформленного брака, связано не с фактической внебрачной репродуктивной активностью, но и с увеличением числа гражданских браков, которые стали обычным явлением в Казахстане.
Появление такого вида рождаемости объясняется, во-первых, ростом экономической самостоятельности ряда категорий женщин, а также распространением идеи интернальности - опоры на собственные силы. Они все в большей степени перестают зависеть от мужчин и могут содержать себя и ребенка, что относится, в первую очередь, к высокообразованным и нацеленным на профессиональную карьеру женщинам, которые могут родить «ребенка для себя». Во-вторых, в силу переживаемых страной переходных рыночных отношений, скрытой безработицы, определенная часть мужчин брачного возраста из числа молодого и среднего поколений вынуждены в поисках работы уезжать в другие регионы и крупные города. А это приводит к дефициту мужчин брачного возраста и к их оседанию в других местах, что, в свою очередь, косвенно способствует внебрачной рож-демости среди незначительной части женщин или матерей-одиночек. В-третьих, в эту категорию попадают дети, рожденные в гражданских или альтернативных браках, юридически не оформленных и не зарегистрированных в государственных органах ЗАГСа. Сюда же можно отнести случаи, когда ребенок рождается к моменту распада не зарегистрированного брака, который произошел до рождения младенца. Очевидно, что на это явление в целом и на каждую его составляющую оказывают влияние правовые нормы, меры социальной и демографической политики нашей республики. Гораздо реже рассматриваемая проблема встречается при овдовении женщины, ожидающей ребенка.
В условиях рыночной экономики, одновременно с ростом женской занятости и самодостаточности происходит постепенное изменение общественного сознания в либерализации отношения к ребенку, рожденному вне брака, и к его матери. Если раньше такое терпимое отношение к внебрачной рождемости было характерно большей частью для представителей европейских этносов, главным образом, восточнославянских, теперь оно встречается среди казахов и других представителей тюркских этносов. Естественно, такие тенденции более заметны в городах, нежели в сельской местности (см. таблицу 1).
Различия между городом и селом отражают, по-видимому, изменения в социальном контроле над поведением людей в городах и селах, равно как и различия в активности судебных органов и самих городских и сельских жителей по поводу установления отцовства. Можно предположить, что среди сельских жителей намечается отход от традиционного, более жесткого отношения к вопросу о признании отцовства. В то же время городах, особенно с полиэтническим составом населения, получают определенное общественное признание неоформленные брачные союзы, в которых рождаются дети, регистрируемые по совместному заявлению родителей.
И если рождение ребенка вне брака пока еще не стало общественной нормой в Республике Казахстан, данное явление среди представителей европейских этносов, частично среди городских казахов, уже не рассматривается ни как греховное, ни как социальная проблема. Исключение составляет лишь одна компонента внебрачной рождаемости - беременность подростков.
Доля внебрачных детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке (в % к общему числу) [1-4]
Неприемлемое отношение общества, равно как и родителей, близких молодой женщины к таким нежелательным случаям вынуждает «сильный пол» пойти на официальное заключение брака. Хотя и нет официальной статистики, однако в республике одна треть невест, выходя замуж, уже ожидает ребенка. Если взять сельскую местность, то таких примеров еще больше, но они не регистрируются. Нередко легкомысленные, еще не оформившиеся отношения переходят в форму супружеских, которые можно выразить фразой: «раз она забеременела, то должен непременно на ней жениться», т.е. добрачная беременность напрямую «стимулирует» свадьбу. Определенная часть молодежи вынуждена регистрировать брак, исходя из такой ситуации. В большинстве случаев эти скороспелые и необдуманные «союзы» завершаются крахом семейных уз. По нашим данным, в течение полугода после свадьбы рождается первенец у более половины разводящихся по сравнению со стабильными брачными парами. Причинами дестабилизации таких семей являются:
1) недостаточная подготовленность молодежи к семейной жизни, так как из естественного процесса возникновения взаимоотношений будущих супругов выпадает период ухаживания и адаптации - обязательной стадии освоения будущих моделей супружеских ролей. Это приводит к тому, что молодые супруги, толком не освоившись, сразу переходят на следующий этап, связанный с рождением ребенка, что чревато серьезными последствиями. Поэтому в таких случаях обручение и свадьба не означают начало нового этапа, а всего лишь юридически закрепляют де-факто «вынужденные» и «поспешные» браки, основной причиной оформления которых является перспектива появления на свет младенца.
Все это может привести к тому, что кризис в семейных отношениях может проявляться не только после регистрации брака, но и до него. Для многих молодых людей регистрация брака является в какой-то степени вынужденной, число таких браков сейчас составляет больше половины. В такой ситуации жених, опасаясь последствий, ведет свою суженую в ЗАГС. Естественно, в таких союзах вероятность развода выше;
2) рождение ребенка резко обостряет экономические проблемы супругов, вызывая частые конфликты, напряженность супружеских взаимоотношений и способствует принятию решения о разводе [5-6].
Как правило, значительная часть внебрачных детей рождается или у самой молодой возрастной группы матерей - до 20 лет, или в самых старших возрастных группах - после 35 лет, особенно после 40 лет. Если учитывать то обстоятельство, что рождаемость у женщин старших возрастов имеет низкий показатель, то в общей доле младенцев, рожденных вне зарегистрированного брака, высока значимость молодых матерей.
В Казахстане, как и в других странах ближнего и дальнего зарубежья, особенно западных, становятся вполне естественными добрачные и внебрачные сексуальные отношения молодежи, которые напрямую способствуют не только внебрачным рождениям или отказу от рожденных детей, но и значительному росту числа абортов, т. е. к целому комплексу крайне негативных последствий для личности, семьи, государства, общества в целом.
Статистические материалы свидетельствуют, что количество внебрачных зачатий превосходит показатели внебрачных рождений. И это несмотря на то, что определенная их часть завершается абортом, доля которого в республике достаточно значительна. Например, в 1999 году в Казахстане было осуществлено 138,2 тыс. абортов, в 2010 году данная цифра достигла 106,1 тыс. Отметим также и то, что в 2010 году большинство искусственного прерывания беременности в республике пришлось на 19-34-летних женщин - 75,3%, а на 15-18-летних -3,1%. Указанные выше показатели высоки в полиэтнических северных, центральных и восточных областях, где на 1 000 женщин в возрасте 15-49 лет было зарегистрировано от 23,1 (Павлодарская область) до 41,3% абортов (Акмолинская область), низкие были зафиксированы в западных и южных областях с преобладанием коренного казахского населения. Противозачаточными средствами во всех регионах пользовались лишь 38,2% женщин репродуктивного возраста, большинство из которых проживали в городах [7, с.47].
Остальная часть внебрачных рождений «легализуется» будущими супругами между зачатием и рождением младенца. И лишь от 15 до 30% таких зачатий в республике заканчивается рождением ребенка вне юридически оформленного брака.
Тем не менее, большинство проживающих в сельской местности казахов, не одобряют такую «нетрадиционную» форму появления ребенка на свет (см. таблицу 2). Например, в Туркестанском районе Южно-Казахстанской области, где подавляющее большинство населения составляют казахи и узбеки, на него ориентированы 71,8 и 74,4% опрошенных казахов и узбеков; настроены лояльно соответственно 12,4-10,0%; считают вполне допустимым 3,62,4%. Как видно из таблицы, среди жителей г. Туркестана отношение к этому щепетильному вопросу несколько лояльнее. Жители Меркен-ского района Жамбылской области из числа казахов и турков также настроены отрицательно к внебрачной беременности и рождаемости, остальные показатели у них также совпадают с данными по Туркестанскому району. Еще большую толерантность по данной проблеме проявили русские респонденты, среди которых отрицательное отношение к этому вопросу высказало лишь 23,8 и 32,8% респондентов г. Туркестана и Меркенского района.
В полиэтническом Енбекшиказахском районе Алматинской области мы наблюдаем ту же закономерность, как и в предыдущих областях (см. таблицу 3). Здесь лишь половина опрошенных казахов настроены отрицательно, еще больше уйгуры. В то время как 65,5% русских и 58,9% немцев с пониманием отнеслись к этому неоднозначному вопросу.
Схожие ответы получены нами в ходе опроса населения южной столицы. 63,7% казахских и 70,1% русских респондентов этого крупнейшего мегаполиса нашей республики высказались за частичное и вполне допустимое отношение к рождению младенцев вне брака. Здесь, равно как и в других городах как нашей республики, так и далеко за ее пределами, отличающихся полиэтническим составом населения считается, что такие случаи являются личным делом того или иного индивида, их родителей и близких. Такую же терпимость они проявляют и к разведенным супругам.
Здесь существуют и другие проблемные вопросы. В печати все чаще обращаются к этой теме, так как в деле охраны материнства и детства не все еще благополучно, особенно в отношении матерей-одиночек.
Не выполняются постановления и положения высших органов по данным вопросам. Так, все еще имеют место случаи невыплаты некоторых видов пособий матерям, бюрократизм, волокиты и грубости в обращении с ними при решении порой простейших вопросов.
Если перейти к рассмотрению проблемы в разрезе регионов и областей Республики Казахстан (см. таблицу 4), то мы наблюдаем следующую картину. Рост числа и доли внебрачных рождений у женщин, не состоявших в браке, заметно выше в областях с полиэтническим населением, как например, в Костанайской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Акмолинской, Алматинской и Карагандинской областях. Именно в вышеуказанных областях зарегистрирована значительная доля детей, рожденных матерями-одиночками моложе 20 лет. Рассматриваемый показатель в два разе реже в моноэтнических областях, где преобладают казахи - Мангистауской, Атырауской, Кызылор-динской, Актюбинской и Южно-Казахстанской.
Таким образом, в проблеме внебрачной рож-деамости переплелись как объективные, так и субъективные факторы, в них заметны как традиционные, так и современные реалии нашей жизни. Их решение, пути преодоления напрямую взаимосвязаны с благополучием или проблемами института семьи и брака, общества и государства. Внебрачные рождения, изначально приводящие к неполному типу семьи, характерны в основном для городских жителей, в меньшей степени для сельских. В них ребенок с самого рождения воспитывается только матерью, в лучшем случае с ее родителями. Если они раньше встречались преимущественно среди европейских этносов, то в последние десятилетия получили распространение и среди тюркских этносов, включая коренное казахское население. Их появлению также способствуют не изжитые еще обычаи многоженства, существующие в замаскированном виде в ряде городов или в крупных населенных пунктах республики. Как правило, об этом знают или догадываются законные жены, близкие родственники, коллеги по работе, общественность, которые не всегда могут воспротивиться этому, и вынуждены смириться с таким положением.
Несмотря на то, что рождаемость вне зарегистрированного брака в Казахстане отличается от развитых стран Европы и Америки пока еще меньшей распространенностью, однако имеет достаточный удельный вес в демографических показателях республики. Во-вторых, внебрачная рождаемость в Казахстане наиболее высока в самых молодых возрастных группах женщин, рождение детей у которых является следствием очень ранних и часто нежеланных беременностей. В-третьих, на фоне общего сокращения рождаемости происходит четкая тенденция увеличения числа внебрачных рождений в городской местности, приводящая к созданию неполных семей.
Рассмотренный материал показывает всю сложность и неоднозначность различных проблем, с которыми ежедневно и постоянно сталкиваются матери-одиночки. Эти трудности еще более усугубляются переходными рыночными отношениями, инфляцией, скрытой безработицей, решение которых не по «плечу» даже полным семьям. Поэтому общественность, государство в лице своих административных, социальных и иных исполнителей, ведомств должно оказывать всемерную помощь неполным семьям, чтобы они постоянно чувствовали, что их проблемы решаемы и они не безразличны для нашего общества.
Литература
- Статистический ежегодник Казахстана (1994-1997): Стат. сборник.- Алматы: Агентство РК по статистике, 1998. - С. 48.
- Статистический ежегодник Казахстана 2000: Стат. сборник. - Алматы: Агентство РК по статистике, 2000. - С. 20.
- Статистический ежегодник Казахстана 2005: Стат. сборник. - Алматы: Агентство РК по статистике, 2005. - С. 22.
- Демографический ежегодник Казахстана 2005: Стат. сборник. - Алматы: Агентство РК по статистике, 2005. - С. 22-23,39, 42.
- Иванова Е.К., Михеева А.Р. Внебрачное материнство в России // СоцИс: Социальное исследование. - М., 1999. - №6. -С. 72-76.
- Женщины и мужчины Казахстана. 2006-2010. Стат. сборник. - Астана: Казстатинформ, 2011. - 116 с.
- Этносоциологические материалы, собранные сотрудниками кафедры археологии и этнологии исторического факультета КазНУ имени аль-Фараби, а также Центра археологии и этнологии МКТУ имени Х.А.Ясауи в 1998 году в г. Туркестане по теме «Этнические и этнокультурные процессы в современном Туркестане».
- Этносоциологические материалы, собранные сотрудниками отдела этнографии Института истории и этнографии имени Ч.Ч.Валиханова АН Казахстана в 1989-1990 гг. по теме «Этнические аспекты культуры народов Казахстана» в г.Алматы, Енбекшиказахском районе Алматинской области и в Меркенском районе Жамбылской области.