Статьи, год 2013

Сходные по своей социальной природе стадии общественного развития порождают сходные во многом типы художественного видения мира. Проявления этой закономерности в истории мировой литературы обусловлены единством общего хода социально-исторического развития человечества и обозначаются в компаративистике термином «историко-типологические схождения» или «историко-типологические аналогии». Аналогии типологического характера не обусловлены прямой связью, непосредственными формами межлитературной коммуникации и предполагают более свободные отношения, чем контактно-генетические межлитературные связи. Например, один и тот же вид куртуазной поэзии мы находим в провансальской лирике (XI-XII вв.) и в японской поэзии (IX-X вв.). Можно указать также на наличие такого однородного литературного жанра, как макамы у арабов, латифы у турок (X в.) и фаблио и шванки в европейской литературе (XII вв.). Объяснить эти факты связями между литературами в те исторические эпохи никак нельзя: дело тут в известной общности исторического процесса, и сами связи - одно из проявлений этой общности.
2013

Известный исследователь, этнограф, фольклорист, композитор, музыковед, член-корреспондент АН СССР, Андрей Викторович Анохин (1869-1931), по поручению Российского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии в 1910-1912 гг. собирал в Горном Алтае этнографические и фольклорные материалы по шаманству у алтайцев и подготовил экспедиционные материалы к изданию. Рукопись была просмотрена академиком В.В. Радловым, который в то время возглавлял Российским Комитетом, и Л.Я. Штернбергом. Транскрипция алтайских текстов выполнена Э.К. Пекарским в соответствии с системой, принятой В.В. Радловым. Этнографические рисунки по наброскам А.В. Анохина, а частично по его указанию с предметов, хранящихся в Музее, сделал художник С.М. Дудин. Для просмотра и редактирования алтайских текстов во время печатания книги был приглашен С.Е. Малов, им же написано предисловие к книге. В 1924 г. в IV томе сборника Музея антропологии и этнографии при Российской академии наук опубликована научная работа А.В.Анохина «Материалы по шаманству у алтайцев» [Анохин 1924; Потапов 1994: 3-6].
2013

Мир современных детей занимает телевизор, компьютер и другие технические средства. Это бесспорно. Но в этом вина наша, взрослых. Любой ребенок, мальчик или девочка, городской или деревенский, любит играть, эточасть его младенческой, даже подростковой жизни. Если мы не находим времени общаться, играть с нашими детьми, направлять их, конечно они будут удовлетворять потребность в игре у компьютера или телевизора. В настоящее время в городских детских площадках наблюдается в основном такая картина: детишки играют в песочнице, а мамы смотрят за ними со стороны и разговаривают меж собой. Им даже в ум не приходит, что можно организовать детей на площадке и играть в какую-нибудь игру, потому что и они так же росли, т.е. в городе как бы не принято было играть во всякие народные игры как в деревне. Правда, в летнее время девочки 6-10 лет могут еще играть в мяч,классы, скакалки.
2013

Надпись Бичикту-Боом XV была найдена авторами в июле-августе 2012 году на горе вблизи села Бичикту-Боом Онгудайского района Республики Алтай. Надпись находится на поверхности скалы размерами 25 см в высоту и86,5 см в ширину и представляет собой 6 вертикальных строк. Длина первой строки составляет 6,5 см, второй – 7,6 см, третьей – 7,5 см, четвертой – 6 см, пятой – 3 см, шестой – 7 см. В общей сложности надпись состоит из 39 букввысотою в 1-2 см. а) Физическое состояние и палеография надписи Физическое состояние данной надписи хорошее. С палеографической точки зрения, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в данной надписи употребляется знак , который не встречается в других алтайскихнадписях, но встречается в надписи Чийин-Таш II в близи села Ак-Олон Тонского района Ысык-Кульской области Кыргызской Республики.  b) Местонахождение / координаты надписи
2013

Историю депортаций во время Великой Отечественной войны с полным правом можно отнести к самым малоизученным страницам развития нашего государства в советский период. Сегодня еще не все важные в научном отношении аспекты получили достаточно полное конкретно-историческое изучение и исчерпывающее теоретическое осмысление. В этой связи актуальность проблемы определяется в первую очередь потребностью в исследовательских работах, основанных на архивных материалах.  Чеченцы и ингуши – самый многочисленный контингент, подвергшийся депортации в 1940-е годы с территории Северного Кавказа. О высылке чеченцев и ингушей в Казахстан знали задолго до Постановления ГОКО № 5073 сс «О мероприятиях по размещению спецпереселенцев в пределах Казахской и Киргизской ССР» от 31 января 1944 года, так как предварительная работа по их приему была начата в середине января 1944 года [1, c. 492].
2013

В мусульманской культурной традиции ислама сердцу отводится не менее значимая роль, чем в других религиозных и философских системах. Так, предание о юном Мухаммаде, рассказывает о том, что тому явились два ангела в белых одеяниях, державшие таз с ослепительно белым снегом. Ангелы рассекли грудь мальчику, вынули его сердце, хорошо прочистили снегом от греха и нечистоты и вложили обратно, затем, закрыв грудную клетку,удалились. В данном случае, мы наблюдаем схожесть с христианской традицией – важности чистоты сердца, как достижения воцерковления и святости, так как известно, что Мухаммад впоследствии становится пророком.Для подтверждения наших размышлений приведем непосредственно материалы одного из осевых текстов мусульман – Корана (Священная книга ислама), где термин калб (сердце) встречается 133 раза [10, с. 52]. Также обратимся к шариату (основному закону ) и другим источникам. Из текста данных произведений видно, что здесь присутствуют характеристики сердца, аналогичные тем, которые приводятся в других религиозных системах. Прежде всего, отметим сходство подхода к сердцу в исламе с христианскими представлениями, и даоской концепцией. Поэтому далее при рассмотрении материала по необходимости будем применять сравнительный межконфессиональный подход.
2013

Вопрос о связи науки об этимонах и т.н. народной этимологии возник у нас после прочтения книги Анатолия Статейнова по топонимике Сибири и Дальнего Востока [1]. На наш взгляд, в ней довольно органично сочетаются научные этимологии и заметки, связанные с явлением народной этимологии. Явление народной этимологии в сфере топонимики возникло, видимо, еще до появления науки филологии. И в древности находились люди, готовые объяснить своим соплеменникам, почему это озеро (море, болото, возвышение…), эта гора (река, пустыня…), этот ручей (или холм…) так называется. В наше время этот “жанр” (объяснение названия) также чрезвычайно популярен.
2013

Четки (на арабском «тасбих», «субха», «мисбаха») используются в ритуальной практике для удобства счета при совершении зикра (поминания и восхваления Аллаха) [5, с.231]. Четки только тогда являются завершенными, когда концы нити с нанизанными на нее бусинами (или зернами) соединены между собой, образуя замкнутое кольцо. Аллегорическое значение кольца в исламе – это символ веры. Четки оканчиваются продолговатым «камешком» (или «косточкой»),который следует сразу после круга, за ним кисточка, что символизирует веру в Бога [15].Взаимоотношение религиозного канона и искусства декора в четках связаны с глубоким подтекстом философского содержания. Следует также учитывать, что стилизованные формы, характерные для арабо–мусульманскогодекоративно-прикладного искусства по мере распространения ислама, вбирали в себя традиции народов Ближнего и Среднего Востока [9, с.91]. Каждый мастер, создавший те или иные четки привносил в них элемент национальнойаутентичности, должен был учитывать фактуру материала, его цвет, для того, чтобы их посредством, руководствуясь идеями исламского канона, вложить в свое произведение декоративно–прикладного искусства глубокий смысл,понятный посвященному при детальном рассмотрении и изучении конкретного ритуального предмета.
2013

Крушение СССР и становление национальных государств на постсоветском пространстве в 90-ые годы прошлого века проходило под лозунгами отказа от тоталитарного советского прошлого и необходимости вхождения в семью цивилизованных народов, отождествляемых в первую  очередь с Европой и США. Они представлялись вершиной мирового прогресса и символом человеческого благополучия. Мировоззрение, при котором к собственной истории и культуре относятся уничижительно, а перед западными странами благоговеют, - носит название западничества.Сущность, например, русского западничества очень точно выразил еще П.Я.Чаадаев: «Все в России носит … на себе печать рабства – нравы, стремления, образование и вплоть до самой свободы, - поскольку о ней может идти речь в этой стране. Не следует забывать, что по сравнению с Россией все в Европе преисполнено духом свободы: государи, правительства и народы.
2013

Использование в науке понятий «национальные ценности», «национальное ценностно ориентированное сознание», «универсальные общечеловеческие ценности национального духа» раскрывает особенности этнической культуры и фиксирует факт психологической и социальной самобытности определенного этноса и его отличия от других аналогичных общностей и предполагает единство всех членов определенного этноса, объединенных общими идеями, целями и установками. Изучение многочисленных этнических культур, находящихся на разных ступенях формирования и развития, убеждает, что единство членов этноса, кроме всего прочего, обеспечивается наличием определенных черт психики, единым восприятием и оценкой одних и тех же поступков и событий, единым отношением к тем или иным ценностям. Именно с позиций сочетания, совокупности таких чувств и отношений и надо подходить к понятию нации и национальных ценностей.
2013

Вопросы диалога культур в наше время все чаще и больше рассматриваются в лингвокультурологии, поскольку становится ясно, что именно в сходстве и различиях национальных языков, в их функционировании в самых разных ситуациях и коммуникативных условиях наиболее ярко проявляются возможности универсального и уникального, связанные с межкультурной коммуникацией [1].При наличии нескольких точек зрения на соотношения между языком и культурой, признающих, что язык это и часть культуры, и проявление культуры, и орудие культуры удаѐтся показать, что у них есть и общие, и различающиеся  признаки, поскольку и культура, и язык возникли одновременно, представляют собой единство – и генетически, и материально, и функционально. В связи с этим некоторые функции являются у них идентичными, другие включаются друг в друга, третьи частично пересекаются, а некоторые остаются не проявленными. В то же время имеются такие сферы культуры, которые не могут существовать без языка как материальной сущности или как единственного средства реализации (речевая коммуникация, различные виды художественной литературы). В целом же у культуры и языка наличествуют около десяти общих функций, которые обеспечивают диалог культур.
2013

Культурные контакты являются существенными компонентам общения между народами и при взаимодействии не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения при этом взаимодействии каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику взаимно адаптируются путем заимствования лучших продуктов. Обусловленные, этими заимствованиями вынуждают людей данной культуры приспосабливаться к ним, осваивая и используя новые элементы в своей жизни. С необходимостью адаптации к новым культурным условиям сталкиваются бизнесмены, ученые на не продолжительное время и вступающие при этом в контакт с чужой культурой, длительное время живущие в чужой стране иностранные студенты, персонал иностранных компаний миссионеры администраторы и наконец эмигранты и беженцы.
2013

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.