Возможности использования современных обучающих методов в преподавании драматических произведений в VIII-XI классах общеобразовательных средних школ Азербайджана

Каждый преподаватель должен глубоко изучить принципы реформы образования и уметь применять их в своей педагогической деятельности на должном уровне. С этой точки зрения перед преподавателями по литературе стоят важные задачи. То есть актуальной задачей сегодняшнего дня считается использование активных обучающих методов, отличающихся от претворяемой в педагогическом процессе до сих пор в жизнь традиционной образовательной программы (слова интерактивный-активный используются в качестве синонимов друг-друга). Интерактивный означает совместную работу, то есть совместную работу преподователя и ученика. 

В Азербайджане обновления системы образования продолжается и достигнуты желаемые успехи в обучении и воспитании молодежи. Формирование науки, культуры, интеллектуального потенциала, являющихся важными факторами общественного прогресса, обеспечивается системой образования.

Учитывая это, каждый преподаватель должен глубоко изучить принципы реформы образования и уметь применять их в своей педагогической деятельности на должном уровне. С этой точки зрения перед преподавателями по литературе стоят важные задачи. То есть актуальной задачей сегодняшнего дня считается использование активных обучающих методов, отличающихся от претворяемой в педагогическом процессе до сих пор в жизнь традиционной образовательной программы (слова интерактивный-активный используются в качестве синонимов друг-друга). Интерактивный означает совместную  работу,  то есть совместную  работу преподователя  и ученика.  Комедия М.Ф.Ахундова «Гаджи Гара» преподается в VIII классе. На преподавание жизни и творчества драматурга отводится всего 8 часов (по программе). Преподаватель должен так использовать время, чтобы ученики смогли получить полноценную информацию о жизни и творчестве драматурга. Правда, ученики ознакомятся с жизнью и творчеством драматурга и в X классе. Несмотря на это преподаватель должен эффективно использовать отведенное время, предоставить достаточную информацию о драматурге и его творчестве.

В первую очередь внимание учеников должно быть направлено на информацию о драматурге и его жизни (направление на размышление). Преподаватель рассказывает ученикам, что драматург родился 30 июня 1812-го года в городе Шеки. Его отец Мирза Мамедтаги был сыном бывшего врача поселка Хамне, расположенного вблизи Тебриза. В 1811 году снимается с должности старосты. С целью торговли отправляется в Нуху, там женится на племяннице Гаджи Алескера, Нане-ханум. Нане-ханум была женой Мирзы Мамедатаги, а первая жена вместе с детьми осталась в Хамне.

Преподаватель знакомит учеников с детством, юностью, учебными годами, творческой деятельностью М.Ф. Ахундова. До учеников доносится (осознание), что М.Ф. Ахундов своими выдающимися комедиями занимает неоспоримое место в развитии литературы Азербайджана. Ученики должны быть ознакомлены также с данным в учебнике текстом под названием «Материанская любовь», состоящим из 4 страниц. В VIII классе на чтение по ролям, ведение работы над содержанием, обучение учеников анализу по комедии «Гаджи Кара» дается вместе 3 часа. Преподаватель должен рационально использовать это время. Ученикам должна быть дана подробная информация о Гаджи Каре, его жене Тукез, Гейдар-беке, его возлюбленной Соне-ханум, Крестьянина, данных в произведении других образах. Разумеется, скупость Гаджи Кары в качестве центрального образа, разговор со своей женой Тукез (о скаредности Гаджи Кары) должны быть донесены до внимания учеников в широком плане. Так как главная тема произведения была дана в этом плане (мозговой штурм). Затем преподаватель поручает ученикам написать краткое эссе по данным материалам. Об образе Гаджи Гары дается широкая информация и с целью более близкого ознакомления с образом его выступление во второй части произведения адресуется вниманию учеников: Пропади пропадом такой базар, такая торговля. У сукиного сына рука свинцовой оказалась. Уж три месяца как купил в Тала и принес, не продал и пяти кусков. Никто на товар даже и не смотрит. С целью более наглядного ознакомления со скупостью Гаджи Кары преподаватель концентрирует внимание учеников на выступление его жены Тукез: Чтобы горло твое так заложило, чтобы и вода не проходила через нее, эй посиневший, что ты будешь делать с деньгами, копя их, как ребенок собирает кости? Сто лет проживешь, будешь есть, пить, одеваться, деньги твои не кончатся. Из-з ста манат убытка зачем убиваешься? Разумеется противопоставление образов подобным образом дает возможность ученикам углубить свои знания об образах и качестве их характера. Комедия анализируется и характер и особенности каждого образа доносятся до учеников в полном объеме. Затем преподаватель дает дополнительную информацию о пьесе и сообщает, что пьеса впервые была поставлена на сцене в 1873 году. Драматург Н.Везиров поделившись сведениями об организации и ходе спектакля, пишет: ”В ту же ночь наш педагог Гасанбек Меликов послал поздравительную телеграмму театральному деятелю М.Ф. Ахундову. Ахундов написал две страницы письма благодарности. В конце добавил, что поставив на сцену пьесу “Гаджи Кара”, вы продлили мне жизнь на 10 лет. В процессе преподавания комедии использование возможностей интерактивных методов (групповой формы работы) помогает ученикам размышлять, размышляя, свободно излагать свои взгляды, совместно вести обмен мнениями, придает направление применению практической работы для получения положительного результата. В итоге преподаватель затрудняется при оценке знаний каждого ученика. Конечно, при оценке знаний учеников должен быть гуманистический подход, иначе преподаватель может упасть в глазах учеников. Хотя ученик возрастом и мал, все же он личность и педагог не должен допускать пристрастности. Знания о литературной теории, полученные ранее учениками, должны быть расширены. Важно во время анализа произведения, дав ученикам подробную информацию о видах драматических произведений, то есть о драмах, комедиях и трагедиях, еще более укрепить их знания о них. Содержание и носимый смысл комедий и трагедий должны быть в полной мере объяснены ученикам. Почему произведение «Гаджи Кара» называется комедией? Почему произведение Н.Нариманова «Надир-шах» называется трагедией? Помимо этого, ученикам должна быть дана обширная информация о монологах, диалогах, их знания об этом должны быть обширными. В конце урока преподаватель, задавая вопросы, привлекает внимание учеников к заданным вопросам (направление на размышление).

1.В каком году М.Ф.Ахундов написал комедию? 2.Расскажите, о чем говорится в теме комедии? 3.Что вы можете сказать об образе Гаджи Кары? 4.Объясните, что составляет идею произведения?

  1. Объясните отличительные черты, характер образов Гаджи Кары и Тукез.
  2. Постарайтесь охарактеризовать образы Гаджи Кары и Гейдар-бека, каким характером и какими свойствами они обладают?

7.Выучите монолог Гейдар бека, на что он жалуется?

8.Что говорит Гаджи Кара в своем монологе, чем он недоволен? 9.Какими особенностями обладают образы Тукез и Соны ханум? 10.Как можно объяснить скупость и трусость Гаджи Гары?

После полного завершения темы преподаватель, с целью выяснения степени освоенности изучаемого материала учениками, задает на дом сочинение (мозговой штурм, эссе) по разоблачению скупости в произведении ”Гаджи Кара”. (подводится общий итог, применение к практической работе поручается на дом) Жизнь и творчество Джафара Джаббарлы детально преподается в XI классе. Приступая к уроку, преподаватель дает информацию о писателе и отмечает, что Джафар Джаббарлы является основоположником азербайджанской драматургии нового времени, имеет большие заслуги в национально-духовном прогрессе, обновлении общественно-культурного сознания, прошел богатый творческий путь. Он оказал значительное влияние на формирование современного литературно-художественного языка. Согласно существующей программе, на преподавание жизни и творчества писателя отводится 7 часов, из которых 2 часа посвящены сведениям о жизни, творчестве, поэзии, жанрам и драматургии писателя, 2 часа – на усвоение содержания пьесы «Огтай Элоглы», 1 час на анализ произведения и 2 часа на короткое сочинение на тему «Джафар Джаббарлы основоположник нового этапа азербайджанской драматургии». Безусловно, эффективно используя заданное время, можно побудить учеников усвоить жизнь и творчество драматурга. Здесь от преподавателя требуется педагогическое мастерство. То есть, преподаватель в отличие от традиционного обучающего процесса, должен уметь применять интерактивные методы обучения, принципы реформ образования в практических делах, в своем педагогическом процессе. Помимо интерактивных обучающих методов преподаватель в нужный момент должен использовать новую форму обучения-курикулум (в переводе с латинского языка -«путь», «направление»). Учитель направляет внимание учеников на преподавание жизни драматурга (направленность на размышление). Джафар Джаббарлы, являясь одним из самых великих личностей, несмотря на свою краткую жизнь, был из личностей, создавших многое, оставивших после себя большое литературное наследие. Джафар Гафар оглы Джаббарлы родился 20-го марта 1899-го года в находящемся в 100 км от Баку Хызы. Он был последним и лелеемым ребенком в семье. В первые годы ХХ века Гафар-киши переселился в Баку, построил себе дом. А здание нынешнего дома-музея драматурга он построил сам в 1929-1930-ых годах. Ученики получают информацию о первом образовании, и о творческой работе драматурга. В начале он учился в русско-татарской, а затем в политехнической школе в Баку. В 1923 году поступил в Бакинский театральный техникум и после его окончания приступил к получению образования в Азербайджанском государственном университете на факультете «Востоковедение». Преподаватель должен с уважением относиться к личности учеников, обращать внимание на интересующие их стороны и мастерски относиться к своей педагогической деятельности. До сведения учеников должна быть донесена первая творческая деятельность драматурга, отмечено, что писатель к литературной деятельности приступил с юных лет, в 1915 году опубликовал стихотворение «Весна» в журнале “Школа”. Он, начиная с произведения “Верная Сарийя или смех сквозь слезы” (1915) и до драмы «Яшар» (1932), всю свою деятельность вел борьбу с отсталостью, невежеством, угнетением и эксплуатацией народа. Внимание учеников должно быть направлено и на то, что Джафар Джаббарлы как большая личность, всегда была в центре внимания. Основные принципы реформы образования в Азербайджане демократизация, гуманизация, дифференциация, индивидуализация, гуманитаризация, как показано и в драме, в первую очередь должны быть на первом месте в формировании и всестороннем развитии каждого ученика.

 

 

  1. Программа по литературе для средних общеобразовательных школ. Баку: 2003 (на азерб.языке)
  2. Комедии М.Ф.Ахундова (комедия «Гаджи Гара») // Джафаров Н., Араслы Н., Гусейноглу С., Литература. Учебник для VIII класса. Баку: Хазар, 2007 (на азерб.языке)
  3. Драматургия Дж.Джаббары (пьеса «Октай Элоглу») // Джафаров Н., Габиббейли И., Алиева Н., Бакиханова А. Литература, учебник для XI класса. Баку: Чашыоглу, 2006 (на азерб.языке)
  4. Программа реформ в сфере образования Азербайджанской Республики. Баку: 1999 (на азерб.языке)
  5. Микаилов Ш., Бекирова А., Алиева Ш. Комплексное использование обучающих технологий в V-XI классах. Баку: Чашыоглу, 2008 (на азерб.языке)
  6. Пресман Л. Технические средства на уроках русского языка. Москва: Просвещение, 1976
  7. Методическая рекомендация, интерактивные обучающие методы и пути их применения. Баку: 2003 (на азерб.языке)
  8. Документы по применению современного курикулума в обучении (на азерб. языке)
  9. Микаилов Ш., Бекирова А. Основные направления нового подхода к обучающим материалам на уроках литературы в средних общеобразовательных школах. Баку: Араз, 2011 (на азерб.языке)
  10. Документы о присоединении сферы образования Азербайджана к международному образованию, к болонской системе. (19 мая 2005-го года, Норвегия, город Берген). (на азерб.языке)
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Педагогика