Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Казахская традиционная музыка и аспекты сравнительного изучения тюркских музыкальных культур

В течение многих веков в Казахстане складывалось развитое осознанное авторство и яркие индивидуальные стили в рамках различных региональных традиций вокальной, вокальноинструментальной и инструментальной музыки. Западный стиль в области устно-профессиональной музыки представляет в первую очередь богатейшая эпическая традиция Кызылординской области (бассейн р.Сырдария на югозападе Казахстана) и полуострова Маңғыстау (Западный Казахстана). Здесь сложились мощные локальные традиции эпического песнопения, характеризуемого очень важным значением вокального начала в исполнении многочастных циклических произведений – героического эпоса и малых эпических жанров (субжанров – толғау, терме, өсиет, нақыл сөз, мысал и др.). На протяжении ряда веков на Западе складывались традиционные эпические школы, которые дали целую плеяду жырау, жыршы и акынов, крупнейшие из которых – Қазтуған, Шалкиіз, Ақтамберді, Бухар, Базар, Омар Шораяқ, Сүгір, Махамбет, Нұрым, Нұртуған, Оңғар, Кете Жүсіп, Тұрмағамбет, Нартай и др.

Профессиональное песенное искусство западного региона представлено творчеством замечательных певцов ХIХ века, имена которых хорошо известны: Мұхит, Бала Ораз, Сары Байтақ (области Орал-Атырау и Ақтөбе), Қайып, Тастемір, Досат, Өскембай (Манғыстау) и др. Инструментальная музыка Запада характеризуется, в основном, домбровым стилем төкпе (кистевая, бряцающая техника игры). Этот стиль имеет свои особенности в отношении техникоисполнительских особенностей, ритмо-интонационной организации и композиционного строения кюев. На юго-западе в Кызылординской области бытовала в ХIХ веке также и кобызовая инструментальная традиция, в частности, – исполнение кюев о Коркуте (Первом шамане, Отце музыкантов и эпическом герое), традиция исполнения на духовом музыкальном инструменте сыбызғы– в Мангышлакской области.

В Восточном регионе Казахстана также существует эпическая традиция – исполнение эпоса (причем, не только героического, но и лиро-эпоса) и малых эпических жанров, связанных с акынской традицией (Қабан жырау, Сүйінбай, Майлықожа, Жамбыл и др.). Если в западной эпической традиции сквозь призму особого пения можно говорить, все же, о превалировании вокального начала, то в восточной традиции – это речитативная (акынская) манера пения. В целом же музыкальные аспекты как западной, так и восточной эпической традиции, пока не изучены.

Широко известна в народе область профессионального песенного искусства восточного региона, в частности, аркинская (область Арқа – Центральный Казахстан) – творчество выдающихся певцов ХIХ века Біржан-сала, Ақан-сері, Жаяу Мусы, Ыбырая, Мәди, Абая, Естая, Майры, Әсета [1, 2]. Именно в рамках аркинской традиции сложилось развитое, блестящее песенно-поэтическое искусство сал и сері, в котором очень большое место занимает лирика: это песни о любви, об искусстве, о природе и красоте родного края, любимом коне, песни-посвящения, песни об утратах и автобиографические песни, в которых выразился огромный накал страстей, и в не меньшей мере, – глубоких чувств и размышлений. Все более популярной становится и песенная традиция Жетісу (Семиречье – юго-восточная область Казахстана), представленная творчеством Кенена, Қапеза, Сәдіғожа и других. В соответствии с песенным искусством Арки и Жетісу в этих и других областях восточного региона существует и своеобразный инструментальный стиль – шертпе (пальцевая, щипковая техника игры). Он так же, как и төкпе, характеризуется своим комплексом выразительных и языковых средств.

В казахской музыкальной культуре эн-куйжыр (песенная, инструментальная и эпическая традиции) в двух стилях – западноказахстанском и восточноказахстанском – отразились, по нашему мнению, две разные по языку музыкальные системы. Их можно условно определить как «восточнотюркская» и «западнотюркская».

«Востоку» условно соответствуют культуры кочевых тюркских народов Центральной Азии – казахов, киргизов, алтайцев, хакасов, тувинцев и др.входящих по типу культуры в тюркомонгольскую общность; «Западу» – культуры оседлых и полуоседлых народов: каракалпаков, узбеков, туркмен, азербайджанцев и других народов западной части Азии, входящих по типу культуры в тюрко-иранскую общность.

Казахская культура по музыкальному языку оказалась промежуточной (или «переходной») между ними: западноказахстанский стиль близок к западнотюркскому, восточноказахстанский стиль – восточнотюркскому. Эти два стиля соответствуют двум основным музыкальным регионам Казахстана: Запада (запад, юго-запад) и Востока (центральные области, юго-восток и восток).

Особенно ярко два разных стиля отразились в вышеуказанных терминах домбровой инструментальной музыки – төкпе и шертпе. Эти два термина, показывая различие стилей на уровне, прежде всего, манеры звукоизвлечения на инструменте, являются ключевыми и в определении других музыкально-структурных и, шире – типологических уровней кюев.

Манера игры төкпе породила в первую очередь определенную ритмическую регулярность, проявляющуюся в том, что при быстро затухающем звуке домбры одновременная игра бряцанием на двух струнах требует относительную периодичность движения руки вверхвниз. При всей прихотливости ритмических рисунков в развитых профессиональных образцах кюев, когда наряду с простым движением вверх-вниз используется и так называемый ілмеқағыс (штрих попутного цепляния струны), все же, в кюях токпе можно говорить об относительной регулярности метроритма и, главным образом, его инструментальной природе.

В шертпе – иная метроритмическая организация: игра, в основном, щипком, по отдельности на каждой струне порождает одноголосную фактуру и – относительную свободу ритма, гибко следующего за мелодией (иногда очень широкого дыхания), в которой, из-за сложного взаимодействия двух планов – ритма и штриха, сложно уловить существующую на самом деле метрическую закономерность. Эта закономерность заключается в образовании здесь характерных и для песенных жанров метрических групп – фраз 7,8,11-сложного строения, «размываемых» процессом различных ритмоштриховых и интонационных преобразований этих фраз [3]. Подчинение же в целом ритма интонации определяет песенную или одноголосно-монодийную природу кюев шертпе.

Различия интонационно-ладового строения кюев төкпе и шертпе определяется в первую очередь разной конструкцией инструментов. Не останавливаясь здесь подробно на всех деталях конструкции западнои восточноказахстанских домбр, скажем только, что, несмотря на единую настройку струн (в кварту или квинту), большую роль в интонационном строении и ладообразовании кюев играет разное количество ладков – до 12 в шертпе и до 19-20 в төкпе. Соответственно, образуются разные звукоряды и лады, не совпадающие не только по количественным характеристикам, но и по качественным (разное расположение и качество тонов и полутонов на инструментах западного и восточного образца, выражаемое термином қашаған-перне – подвижный промежуточный ладок).

Наконец, кюи төкпе и шертпе представляют разные типы композиционного строения. В төкпе существуют стабильные формы-типы композиционных структур, формы-каноны, составляющие ядро импровизации и лежащие в основе множества вариантов кюев [4, 5 и др.]. В шертпе нет единого канона формы, а песенномелодическое начало создает относительно свободное вариантное развитие тематизма, порождающего: а) строфическое строение на уровне «ритмо-интонационных комплексов» [6], б) различные «блочные конструкции» на уровне композиции (формы) целого.

В казахском музыкознании не только не проводились сравнительные исследования инструментальных традиций Запада и Востока Казахстана, но никем еще не решались специально, с точки зрения современных научных знаний о традиционной музыке, обозначенные нами выше проблемы ритмической организации, интонационного строя, ладовой и композиционной структуры кюев төкпе и шертпе. Мы указываем на факторы их несходства, лежащие на поверхности; они служат отправной точкой и для более глубокого изучения двух традиций.

Прежде, чем выразить наши соображения об истоках своеобразия указанных выше инструментальных традиций, мы хотим констатировать несходство затронутых нами структурных уровней и в песенной, и эпической, т.е. вокальноинструментальных, традициях Западного и Восточного Казахстана. Это неудивительно, если учитывать известное музыкально-стилистическое единство всех жанров одного региона, которое выражается, в частности, в том, что использование одного типа инструмента в качестве сопровождающего пение, не могло не наложить отпечаток на интонационно-ладовые и ритмические структуры самого пения или, по крайней мере, – не могло не коррелировать данные уровни. Так, например, возможно найти параллели в ладо-тональном строении (точнее, в системе ладовых опор и устоев) в западноказахстанской песенной, эпической и инструментальной традиции (төкпе). Такие же параллели можно наблюдать и в восточноказахстанских традициях.

Предварительный тезис о промежуточном положении казахской культуры и соответствии восточноказахстанского стиля «восточнотюркской» музыкальной системе, сложившейся в культурах кочевых тюркских народов и, соответственно, западноказахстанского стиля – «западнотюркской», сложившейся в культурах оседлых и полуоседлых народов, основывается на следующих соображениях:

В казахской инструментальной традиции помимо многочисленных кюев в строе кварты (условная настройка ре-соль) существуют кюи в строе квинты (до-соль). Это так называемые древние кюи-легенды. Исследование генезиса, семантики и образного содержания вербальных текстов (легенд) квинтовых домбровых и кобызовых кюев [45, 44, 43] обнаруживает в них следы древнейших верований и обрядов, мифологических образов и культов, относящихся к самым ранним эпохам истории и культуры народов Центральной Азии. Структура же музыкальных текстов данного пласта музыкальной культуры казахов дает основания для построения единой, типической ладовой модели, которая нашла отражение: а) в древних квинтовых домбровых и кобызовых кюях, б) в кюях, исполняемых на продольной казахской флейте сыбызгы и язычковом варгане шанкобызе, в) в некоторых жанрах, исполняемых на аналогичных музыкальных же идиофонах, аэрофонах и хордофонах и у других тюркских народов Средней Азии (киргизов, узбеков, туркменов и таджиков), Южной Сибири (алтайцев, тувинцев, хакасов и др.).

Эта же ладовая модель лежит в основе горлового пения тюркских и монгольских народов, то есть восходит к акустической природе самого музыкального звука – натуральному звукоряду, исследованному учеными как основание музыкального строя и интонационно-ладовой системы вообще в музыке тюрко-монгольских народов [10, 8, 9, 11]. Во всех вышеназванных традиционных жанрах (а, б, в) восточно-тюркских народов, в т.ч. горловом пении, главной конструктивной особенностью фактуры является двухголосная вертикаль, в которой обертоновая мелодика накладывается на базовое звучание бурдона (основного тона), являющегося фундаментом и источником инструментальной мелодики.

Натуральный звукоряд и вытекающее из него бурдонное двухи многоголосие как структурообразующий фактор, позволяющий говорить об особом музыкальном складе и, шире, музыкальном мышлении восточно-тюркских и монгольских народов, является, вероятно, источником самых разных ладовых и звукорядных моделей в музыке тюркских и монгольских народов. Весьма любопытно было бы сравнить наряду с обертоново-звукорядными ладовыми моделями и различные узкообъемные, 7-ступенные натуральные (диатонические) лады, а также пентатонику в песенных и инструментальных традициях народов Центральной Азии.

Сравнительное исследование среднеазиатского макома (таджикского, узбекского и, отчасти, азербайджанского и уйгурского мугама) и западноказахстанского кюя төкпе было проведено казахстанским ученым А.И.Мухамбетовой в ее работе «Аспекты сравнительного изучения западноказахстанского кюя и среднеазиатского макома» [12]. В результате сравнения исследователь приходит к выводу о сходстве макома и западноказахстанского кюя на самых разных уровнях: «В этих культурах совпадают такие параметры, как ритмическая структура произведений с ее усульностью и многослойностью, статус музыкального произведения с наличием в нем канона и импровизационности и ориентацией на отражение длящихся состояний, принадлежащих и вечности, и текущему мгновенью. Идентичны функционально логические категории формы и способы построения музыкальных произведений с диктатом пространственных функций» [12, с.81].

Черты общности, выявленные А.Мухамбетовой в формообразовании, демонстрируют, с одной стороны, сохранение важнейших элементов единого когда-то музыкального мышления, с другой, – определенную эволюцию этого музыкального мышления. Так, по мнению Л.Халтаевой, рассматривающей формообразование в западноказахстанских кюях с точки зрения генезиса и эволюции бурдонного многоголосия, кристаллизация формы төкпе связывается с более поздним этапом этой эволюции, когда осваивается «внутреннее пространство бурдонного двухголосия, с помощью развития самого мобильного из двух голосов – мелодии» [13, с.41]. Волнообразный профиль формы, таким образом, – это результат восходящего мелодического движения верхнего голоса, который и завершает формирование композиции бас (начало) – орта(середина) – саға(вершина) с последующим возвращением к нижнему устою бас. Эволюционный путь развития формы и приход к некой вершине этого развития, выраженной универсальной моделью Горы, Мирового дерева [4], начинался, по Л.Халтаевой, со строфичной формы, в которой затем выработался спуск мелодии с самого верхнего звука до уровня звучания бурдона (промежуточная форма) [13]. Это в целом совпадает с наблюдениями А.Мухамбетовой [12] относительно происхождения и развития зонной формы кюев и макомов, этапы эволюции которой: однозонные киргизские кюи и древние кюи казахов (строфичная форма), затем двухзонные (промежуточная форма), затем – объединение нескольких зон в одном произведении (законченная модель волнообразной нелинейно-циклической формы). Дальнейшее развитие этой формы шло, вероятно, по пути усложнения, расширения, трансформации ее до формы развитых мнгогочастных циклических композиций макома, отражающего в музыке духовный путь суфия с его восхождением по ступеням совершенствования. Именно с таких идейных и методологических позиций рассаматриваются в последние десятилетия различные параметры структурной организации макамата в странах Востока [14].

 

  1. Елеманова С.А. Казахское традиционное песенное искусство. –Алматы: Дайк-Пресс, 2000.
  2. Амирова Д. Аркинская песенная традиция: жанровостилевая система. Автореф. дис. ... канд иск. – Л., 1994.
  3. Калиев С. Некоторые особенности метроритма в кюях «Косбасар» //Таттимбет и проблемы изучения традиционной казахской музыки: Тезисы Республиканской научно-практической конференции. Алма-Ата, 1990. С.21-26.
  4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев // Инструментальная музыка казахского народа. – Алма-Ата: Онер, 1985. – С.39-48.
  5. Шегебаев П. Домбровые кюи Западного Казахстана: традиционная форма и индивидуальный стиль. Автореф. дис. ... канд.искусствоведения. Л., 1987.
  6. Калиев С. Формы функционирования кюев шертпе в контексте творческого мышления кюйши. Автореф. дис. канд. искусствоведения. Алматы, 1996.
  7. Раимбергенова С.Ш. Древняя инструментальная музыка казахов (на материале домбровых кюев): Автореф. дис. … канд. иск. – Ташкент, 1993.
  8. Халтаева Л.А. Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских анродов: Автореф. дис. … канд. иск. –Ташкент, 1993.
  9. Омарова Г. Казахская кобызовая традиция. Автореф. дис. … канд. искусст. – Ленинград, 1989.
  10. 10.Ихтисамов Х. Заметки о двухголосном гортанном пении тюркских и монгольских народов //Музыка Азии и Африки.Вып.4.М.,1984. С.179-193.
  11. 11.Сузукей В. Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев. Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 1995.
  12. 12.Мухамбетова А. Аспекты сравнительного изучения западноказахстанского кюя и среднеазиатского макома //Музыка Востока и Запада. Взаимодействие культур. - Алма-Ата, 1991.С.53-91.
  13. 13.Халтаева Л. Семантика формообразования в кюях токпе // Таттимбет и проблемы изучения казахской традиционной музыки. Алма-Ата,1990. С. 39-45.
  14. 14.Джани-заде Т. Хал-макам как принцип искусства макамат //Суфизм в контексте мусульманской культуры. – М, 1989. – С. 319-338; Назаров А. Борбад и древнеарабское музыкально-поэтическое искусство //Борбад и художественные традиции народов Центальной и Передней Азии: история и современность. – Душанбе: «Дониш», 1990. – С. 81-85; Джумаев А. «Туркестанский старец» Ходжа Ахмад Яссави и мусульманские духовные песнопения //Музыкальная академия. – 1996. №1; 1997. №1. – С. 133-141; Ибрагимов О.А. Семантика макомов. – Автореф. дисс. … доктора искусств. – Ташкент, 1998; Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. – Душанбе: Ирфон, 2000; Духовные начала исламского искусства: Сборник статей. – М., 2004.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.