Само понятие воспитание культурой говорит о том, что две общественные системы - воспитание и культура воедино. Культура не выступает особой сферой общества подобно его экономической, социально - политической или духовной сферам. Характеризуя общество в целом, культура, выступая его своеобразным срезом, показывает, насколько социальная система способствует или не способствует развитию личности. Человек - одновременно основной субъект и объект культуры. Вне человека, вне его общественных отношений культура не существует. Культура - это производство самого человека во всем богатстве его общественных связей и отношений, во всей цельности его общественного бытия.
Культура характеризует социальную деятельность с точки зрения тех возможностей, которые она дает для развития личностных качеств. Даже простые потребности индивида зависят от уровня культуры общества. Естественно, культура формирует потребности и интересы личности, а, в конечном счете, определенный тип личности. В культуре реализуются сущностные силы человека, опредмечены социальные силы в материальных и духовных ценностях. Процесс овладения культурой опосредует другой, более глубокий процесс - присвоения общественных отношений. Проблема культуры - всегда проблема взаимодействия людей, причем такого взаимодействия, при котором люди творят, формируют друг друга. Вне социального взаимодействия людей ценности культуры - лишьпотенциальная возможность культурной деятельности, в процессе которой идет преобразование участников деятельности. Процесс, непрерывно происходящий в общественной жизни, и описывается понятием культура.
Культуру межличностных отношений людей можно рассматривать как процесс формирования и развития личности в общении с другими людьми. Такой процесс может иметь различную направленность: может способствовать развитию личности, умножению ее духовного богатства, может быть нейтральным, безразличным для такого развития, может оказаться негативным, ведущим к деградации личности в том случае, если индивид впитывает представления и нормы, противоречащие существующему, действующему образу жизни. Культура общения характеризует, в какой степени реальная практика тех или иных процессов общения соответствует нормам и требованиям, предъявляемым обществом к развитию личности. Деятельность индивида, с одной стороны, обусловливает специфику наличной культуры, а с другой - приобретает формы, которые соответствуют уже сложившейся культуре. Специфическое взаимодействие сторон обусловливается тем, что между предметом культуры и человеческой субъективностью находится опосредствующее поле общественных связей. Формы, принимаемые теми или иными объектами культуры, и воспринимаемы субъективно, представляют кристаллизацию системы связей и отношений. С такой точки зрения культура выступает как характеристика личности, как обобщающая характеристика его духовного, нравственного и профессионального развития. Действительно, рождаясь, человек застает определенные условия, которыми он должен овладеть. Мера овладения и определяет культуру конкретной личности, уровень ее воспитанности и социальной зрелости. В такой трактовке культуры личности конечный смысл воспитательной деятельности состоит в ее «культуризации».
Культура личности - категория, отражающая одну из сторон социальной зрелости, воспитанности индивида, проявляющуюся во взаимоотношениях людей. Ведь взаимодействие людей в процессе общественной жизни основное проявление общественных связей. Характер таких связей либо способствует развитию общественных отношений, либо тормозит их. Поэтому одной из основных характеристик зрелости общества выступает культура межличностных отношений, выражающаяся в деятельности, поступках и поведении отдельных людей. Анализ культуры межличностных отношений на уровне отдельных индивидов приводит к понятию культуры поведения, которое выступает одной из категорий теории воспитания. В поведении человека проявляются особенности его характера, потребности, вкусы, пронизывает поведение человека все сферы общественной жизни. Поэтому, если исходить из положения, что культура есть степень реализации сущностных сил человека, то под культурой поведения личности понимается уровень проявления сущностных сил человека в восприятии и понимании людьми друг друга. Культура межличностного общения обеспечивает усвоениекультурных ценностей, и их постоянную актуализацию. Культура как бы «нисходит» до каждой личности, поднимая ее на высоту социального бытия.
Осуществляемая реформа образования в странах СНГ призвана вывести общество на качественно высшую ступень его экономического, политического и культурного развития. Но невозможно перевести в качественно высшее состояние общество без адекватного перевода в такое же состояние личностей, составляющих общество. Отсюда особая ответственность высшей школы за подготовку высококвалифицированных и высококультурных специалистов. Важной особенностью студенчества есть то, что процесс получения и усвоения новой информации, приобретение знаний активно влияет на изменение его качественного состояния. Выполняя специфическую социальную роль - творчески овладевая знаниями, умениями, навыками - студенчество переходит из одного качественного состояния в другое, более высокое, оставаясь, как правило, неизменным структурно.
Обучение, образование, воспитание - понятия, по содержанию неразрывные, взаимопроникающие. Это обязательные стороны единой науки педагогики и психологии. Без обучения невозможно ни образование, ни воспитание. Это очевидно. Но обучение, как бы оно ни было совершенно, не исчерпывает понятия образования и тем более понятия воспитания. В современных условиях определяющей стороной единого «психолого - педагогического треугольника» становится воспитание. И зачастую от учителей можно услышать, что никогда еще не было так трудно работать учителем, никогда еще жизнь не ставила перед учителем столь важных и трудных задач, не предъявляла столь высоких требований к общей культуре и специальным знаниям педагога. И хотя школа неплохо обучает школьников основам наук и учителя неплохо подготовлены, но здесь-то учителя слабо вооружены в сфере воспитания школьников. Такой разрыв очень опасен. Дело в том, что и студенчество недостаточно воспитывается. Культ знаний зачастую заслоняет культ человека. Ведь воспитывать труднее, чем обучать. Глубоко был прав В.Сухомлинский, когда писал, что «быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем». Современные преподаватели - профессора, доценты в высшей школе считают, что в части обучения основам наук высшая школа сохраняет за собой ведущую роль: большая часть знаний студентами приобретается в высшей школе и затем применяется на практике. Но того же нельзя сказать о воспитании. Из состояния современной высшей школы следует вывод: уровень воспитательного воздействия высшей школы на студента - будущего специалиста необходимо поднять до уровня влияния обучения. Формирование человеческой личности - главная задача высшей школы. Ведь успех в обучении и даже в образовании сам по себе еще не ведет к успеху в воспитании человеческой личности.
Характерная черта современного студенчества - высокая гражданская активность, социальный оптимизм, общность целей и интересов, стремление достичь высокого образовательного и культурного уровня. Именно в молодом возрасте активно происходит формирование личностных качеств. Будучи специфической социальной общностью - студенчество тесно связано с другими социальными общностями, проникается их проблемами. Общество оказывает на студенчество самое активное воздействие, в том числе и воспитательное, потому что будущее любого общества зависит, прежде всего, от молодежи, от ее образованности, воспитанности, нравственности. Кроме объективных факторов воспитания личности, которым подвержено и студенчество, важную роль играют и субъективные факторы - целенаправленная воспитательная деятельность институтов образования и активная познавательная деятельность самих студентов. Учебно-познавательная деятельность предусматривает подготовку членов общества к будущему квалифицированному труду, без чего немыслимо развитие материального и духовного производства, немыслим прогресс и социальный, и материальный, и духовный. Но это не только процесс в результате, которого общество удовлетворяет потребность в высококвалифицированных специалистах, а и процесс, предусматривающий на основе все более полного и глубокого усвоения выработанного опыта человечеством, познавать законы развития природы и общества, формировать новые концепции, материалы и духовные ценности. Современная система образования не только транслирует образцы культуры, материальное и духовное богатство от поколения к поколению, из одной сферы в другие, но и выполняет функцию генератора и хранителя культурного достояния общества, обеспечивая его прогрессивное развитие.
Анализ положений, фактов, явлений и методов, средств воспитания дает возможность определить, что, во-первых, социология воспитания - часть социологической науки, исследующая воспитательный процесс под углом зрения социализации индивида и формирования у него личностных качеств. Именно становление и развитие личности в процессе освоения ею социокультурного наследия - основной объект изучения социологии воспитания. Во-вторых, взаимосвязь общества и личности позволяет говорить об уровне воспитания, когда воспроизводство личностных качеств осуществляется то ли под действием преимущественно объективных факторов, то ли под действием целенаправленных усилий различных институтов воспитательного процесса. Единство уровней образует предпосылку для гармонизации личности. И, в -третьих, системы социальных регуляторов поведения и деятельности по -разному влияют на социальные общности и слои общества, задавая основные типологические характеристики и обществу, и личности. Социология воспитания как триединый процесс: взаимодействия социальной среды, общественных и государственных институтов и социальной активности самой личности.
Литература
- Баранов А. В. Социология и перестройка//Постижение. Москва, 1989.
- Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Москва, 1991.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. Москва, 1991.
- Каныгин Ю.М. ,ЯковенкоК.И. Введение в социальную когнитологию. К.,1992.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва, 1992.