В настоящее время становится ясным, что переход от тоталитаризма и автократии к демократии, правовому государству, к социально-ориентированной рыночной экономике – процесс достаточно длительный, требующий мобилизации всего творческого потенциала нашего народа.
Успех новой экономики, обеспечивающей главное – достойный уровень жизни казахстанцев будет зависеть от того, удастся ли населению и его индивидам поддерживать в себе сознание сопричастности к единому общественному целому не только в государственно-политическом, но и в экономическом, культурно историческом, духовно-ценностном пространстве.
В этой ситуации миссия образовательного сообщества заключается не в том, чтобы раболепно служить правительству или безоглядно критиковать его действия, а в том, чтобы последовательно вести работу по воспитанию нового менталитета населения, прежде всего молодежи.
Формируя поколение действительно свободной личности, которая может гордиться результатами своего труда и завоеваниями своего Отечества. И не на словах, а на деле. На примере благосостояния своего и своей семьи.
Иных убедительных критериев нет, когда речь идет о воспитании гражданского сознания. Притом, на всех этапах становления личности: детский сад – школа – профессиональное и высшее образование. И, конечно, на этапе, когда именно семья, условия ее жизни воочию формирует основу этого менталитета.
Среди множества условий имеется одно, наиважнейшее, без которого невозможно становление прогрессивной экономики, приносящей блага человеку, который честно трудится – формирование общенациональной идеи, способной объединить все слои населения. Такой идеей может быть только образование, так как:
- во-первых, человек сознательно взаимодействует с образованием всю жизнь;
- во-вторых, без образованных людей невозможно процветание государства;
- в-третьих, потребность в качественных образовательных услугах (80% молодых людей в возрасте до 35 лет связывают свой жизненный успех с образованием).
К сожалению, как раз образование и нуждается сегодня в значительной корректировке мер, направленных на его модернизацию.
Убедительный довод для такого вывода – качество образования, которое высоким назвать пока трудно. Причины этому:
- падение планки престижности труда в сфере образования, прежде всего в условиях общеобразовательной школы. Благо, что в последнее время реализуется надежная мотивация учительского труда;
- увеличение числа образовательных учреждений и их коммерциализация;
- коррупция в образовании;
- слабость профессорско преподавательского состава отдельных учебных заведений. (Старение опытных кадров, отсутствие должной преемственности в подготовке из числа молодых преподавателей, не особенно обремененных достижением качества, стабильного профессорско преподавательского состава);
- снижение требовательности преподавателей в оценке знаний.
Это приводит к притоку на рынок труда неполноценных специалистов, которые не способны на инновационное развитие. Одно дело: некачественный экономист, юрист, другое – выпускник медицинского, педагогического вуза.
Необходимо силами специальной экспертной группы провести ревизию уже проведенных и анализ предлагаемых реформ в образовании. Задействовать для этого опытных представителей ректорского корпуса, руководителей школ, которые знают проблемы образования «изнутри» и могут дать эффективные предложения с объективных позиций.
Определенным шагом в данном направлении является решение о создании Казахстанского Совета ректоров. Этот независимый орган, концентрирующий профессиональный опыт, потенциал лучших представителей ректорского корпуса, должен быть наделен правом привлечения к рассмотрению основополагающих вопросов депутатов Сената, Мажилиса, членов Правительства, работодателей, представителей общественности. Это придаст весомости рекомендациям Совета, поможет преодолеть двойственность власти в образовании (административная и профессиональная), когда решения Министерства принимаются порой без учета мнения профессионалов, что приводит только к отторжению власти.
Новое поколение госстандартов, совершенствование правовой основы аттестации, аккредитации, международное партнерство, социальное партнерство вузов, госструктур, научных организаций, бизнес-сообществ все это можно обсуждать не только на общих заседаниях этого Совета в Астане, но и поочередно в регионах в зависимости от тематики вопроса. Ректоры вузов будут помогать сами себе, поскольку будут готовить приемлемые и реализуемые решения, приближенные к жизни.
В современном мире все нации конкурируют системами общественных ценностей и образования, способностью повышать интеллектуальный потенциал своей страны. Отсюда – гражданская ответственность каждого из нас, организаторов образования: обеспечить переход количества наших реформ в качество. В высокое качество человеческого капитала. В достойный уровень жизни наших соотечественников, наших детей.
Основываясь на данном анализе наиболее острых проблем казахстанского образования, автором были разработаны предложения Министерства образования и науки РК.
Первое. В плане оптимизации вузовской системы – формирование в регионах крупных региональных инновационных университетов на базе конкурентоспособных вузов страны. Такие мощные университеты, созданные в каждой из 14 областей Республики, в совокупности с ведущими вузами Алматы, Астаны (по пять в каждой столице) составят в общем количестве не более 25 вузов Казахстана.
В ходе реализации процедуры оптимизации нельзя допускать, чтобы официально закрытые неконкурентоспособные вузы продолжали на деле функционировать в структуре действующих университетов в статусе «присоединенных» или тем более под маркой филиалов, запрещенных Министерством. Иначе мы сведем разумную идею к пустому формализму, профанации, искажающей истинное предназначение оптимизации.
Второе. В целях преодоления главного изъяна высшего образования – разрыва между теорией и практикой продумать возможность полноценного взаимодействия в системе «вуз – производство», «высшая школа – крупный частный бизнес – наука». Для этого нужны меры государственного регулирования, конкретные нормативно – правовые акты, чтобы обеспечить:
- более широкое участие специалистов – практиков в научно – образовательном процессе вузов на условиях оплаты их деятельности;
- официальный заказ базового производства на подготовку востребованных кадров на условиях полной (или частичной) оплаты их обучения;
- заказ производства на научно – инновационные разработки прикладного характера с привлечением ППС, докторантов, магистрантов вуза.
Третье. Бакалавриат. Пересмотреть учебные планы с расчетом на усиление профессионального обучения: свести к минимуму (не более 20-30%) долю обязательных дисциплин, увеличив цикл элективных дисциплин (70-80%). А на сегодняшний день из 4-х лет бакалавриата лишь 2,5 года отведено профильной подготовке. Отсюда – качество выпускника, зачастую невостребованного работодателем.
Следует продумать возможность внедрения бакалавриата иного содержания, когда студент первые 2 года учится в вузе, после чего выбирает или а) обучение на уровне академического бакалавриата или б) прикладного бакалавриата, пройдя практическую подготовку и став реальным специалистом, умеющим работать руками. Выпускник такого уровня получает очень важный для него социальный статус, обеспечивающий его преимущество при трудоустройстве.
Четвертое. Магистратура. Диплом магистра даже номинально способствует карьерному росту. Учиться в магистратуре стало для многих модным, престижным.
Конечно, это заманчиво. Но при подобной «массовизации» теряется главный ее компонент: мотивация, интерес, склонность именно к исследовательской деятельности. Для формирования контингента будущих магистров необходимо вести активную работу по выявлению студентов с высоким научно-инновационным потенциалом. Только тогда мы сможем целенаправленно формировать поколение настоящих высококвалифицированных специалистов, способных осваивать и направлять инновационную экономику страны.
Для этого следует:
- обеспечивать качественный отбор на настоящей жесткой конкурсной основе, не облегченной финансовой заинтересованностью вуза;
- продумать возможность роста профессионального (и обязательно полиязычного) уровня самих преподавателей магистратуры, которым предстоит разрабатывать современные инновационные образовательные программы, кардинально изменить содержание учебно – методических комплексов магистериата.
Пятое. Массовизация высшего образования.
Платное обучение в госвузах, мощная сеть частных вузов сделали сегодня высшую ступень образования практически доступной для всех желающих.
В вузы приходит недостаточно грамотный, всё менее профессионально мотивированный абитуриент. А реальным потенциалом для вузовского обучения располагает фактически не более 30% выпускников. Для остальных – получение рабочей профессии, средне – технического образования, обучение в колледже. Но для этого необходимо:
- выдвинуть на первый план реально производительный труд; вернуть престижность рабочей профессии;
- внедрить на этапе школьного обучения начальное профессиональное образование;
- усилить ответственность школы за своевременную профессиональную дифференцированную ориентацию каждого выпускника в соответствии с его потенциалом, интересами.
В противном случае вседоступность высшего образования из опасной тенденции неминуемо перерастет в его дефолт.
Шестое. Заочное обучение. Большие опасения вызывает и обнаружившая себя за последние годы попытка Министерства подвести сознание общества к необходимости ликвидации заочной формы высшего образования. Если мы не создадим условия для обучения работающей молодежи, то реальным последствием станет формирование «критической массы» социально обездоленных молодых людей, которая может стать настоящим «запалом» для перехода от возможного экономического кризиса в кризис социальный. А это гораздо опаснее.
Седьмое. ЕНТ. Пока это единственный реальный механизм объективной внешней оценки качества знаний. Для достижения его эффективности, помимо намеченной министерством существенной корректировки технологии ЕНТ, необходимо, на наш взгляд:
- оставить процедуру тестирования только для тех, кто планирует поступление в вуз;
- с целью обеспечения качества самих тестов увеличить число альтернатив в заданиях с выбором ответа;
- сформировать постоянно открытый банк заданий, из которого варианты ЕНТ будут ежегодно меняться с учетом требований равноценности и неповторяемости;
- разъединить структуры а) осуществляющие разработку контрольно – измерительных материалов и б) анализирующие итоги испытаний.
Результаты тестирования должны проверять преподаватели, приглашенные из разных вузов и отбираемые методом случайности. Это обеспечит объективность и беспристрастность рассмотрения.
- Внедрить в систему общеобразовательной школы ежегодное тестирование учащихся с выдачей по завершению обучения итогового сертификата, который в сочетании с данными ЕНТ обеспечит предельно объективную картину уровня знаний;
- Не допускать случаев досрочного тестирования, даже по состоянию здоровья;
- Комплексное тестирование выпускников колледжей сделать дифференцированным, по блокам дисциплин в соответствии с профилем избранной специальности;
- Внедрить дополнительное индивидуальное испытание (собеседование) с абитуриентом по профилирующему предмету уже в стенах самого вуза, с участием ведущих специалистов. В первую очередь это касается творческих, естественных, естественно-технических специальностей.
Восьмое. Государственные образовательные гранты для обучения в докторантуре PhD. При сегодняшнем распределении грантов весьма незначительно представлены конкурентоспособные частные вузы, функционирующие в регионах, имеющие реальные основания для подготовки специалистов подобного уровня. И это в то время, когда именно индустриально развитые области Казахстана, имеющие солидные иностранные инвестиции, в первую очередь нуждаются в кадрах высокой квалификации. А в столичных регионах докторов PhD подготовлено в достаточном количестве; их переизбыток абсолютно не оправдан реальной потребностью. Считаю возможным возобновить практику приема в докторантуру PhD аккредитованных частных университетов на платной основе (по 2-3 чел) в соответствии с потребностями региона в остродефицитных специальностях Защита должна осуществляться в самом вузе, по месту обучения докторанта. Нет необходимости в последующем утверждении диссертационной работы министерством. А вручение диплома должно следовать непосредственно по завершению защиты.
Девятое. Следует пересмотреть устаревшие квалификационные требования к доле ППС с учеными степенями и званиями (не менее 50% от числа штатных преподавателей), которым жестко следует МОН РК при проведении государственного контроля. При этом неправомерно не учитывается доля высококвалифицированных преподавателей, полноценно работающих в проверяемом вузе по совместительству. В равной мере не учитываются и полиязычные преподаватели, имеющие магистерские степени, полученные в ведущих зарубежных вузах, прошедшие стажировку за рубежом (таких сегодня 25-30%). Подобная формальная оценка качества ППС должна быть заменена обоснованными требованиями, соответствующими мировой глобализационной динамике.
Десятое. Преждевременным и необоснованным является жесткое требование Министерства относительно показателя публикуемости ППС и докторантов PhD в зарубежных научных изданиях с ненулевым импакт – фактором. Данный показатель неоправданно используется сегодня и при ранжировании вузов, и при защите докторантов PhD, и как условие включения вузовских научных журналов в перечень изданий, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК. На сегодняшний день данное требование является серьезным сдерживающим фактором в силу недостаточного уровня владения авторами публикаций иностранным языком и в связи с тем, что такие журналы издаются не по всем направлениям науки. Немаловажным является и непомерно высокая стоимость подобных публикаций.
Одиннадцатое. Выборность ректоров. Данное предложение было инициировано много лет назад. Сегодня пришло время для его реализации. И принятые меры по прекращению отбора кандидатур ректоров только на уровне министерства своевременны и оправданны. Слишком много накопилось фактов, когда случайные, незаслуженные люди, движимые корыстными интересами, личными амбициями, буквально разрушали на глазах даже стабильные вузовские коллективы.
Механизм выборности предельно лаконичен:
- тайное голосование в коллективе вуза на расширенном заседании Ученого Совета;
- кандидатуры – не только от самого вуза, Министерства, но и Областного акимата, крупных бизнес–структур, других вузов, общественности, молодежных организаций и др.;
- не более 3-х кандидатур, набравших максимальные голоса, представляются для рассмотрения и утверждения либо президентом РК (национальные вузы), или Министерством (остальные государственные вузы).
Двенадцатое. Следует рассмотреть возможность издания казахстанского журнала (под эгидой Совета ректоров) «Ректор вуза». Но не для пиара отдельных платежеспособных ректоров государственных вузов о своих достижениях, а для своевременной информации о действительно прогрессивных инновациях опытных организаторов образования и науки, общих проблемах образования и науки Казахстана.